Зодчий и время

Архитектор Лев Дюбек
Архитектор В. А. Соловьев

Русская линия

№ 3 за 2008  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".

 

Архитектура и строительство Москвы №3. 2008г.


Содержание номера:

В. И. Ресин
Московскому Стройкомлексу - 20 лет

Б. Х. Бухарина
Глаз радует теплый цвет

И. А. БАХИРЕВ
Проектирование магистралей в Москве

Здоровые города - здоровая нация

Н. В. Пустынникова
Ходынка под «парусом»

В. К. Максимова
Фантастический прыжок в будущее

А.  Белай
Московские прорабы: вчера, сегодня и…

И. C. Бабаян, А. Ю. Калинин
Государственное учреждение Центр «Энлаком»

А.Ф.Грушина
От Акмолы до Астаны

В.Б.Юрков
Собственность или аренда… В.Б.Юрков

В. А. Соловьев
Архитектор Лев Дюбек

Проект с отличной перспективой

 

Лев Карлович ДюбекВ этом году исполнилось бы сто лет известному зодчему, руководителю крупнейших проектных и исследовательских коллективов лауреату Ленинской премии Льву Карловичу Дюбеку. В архиве Музея архитектуры имени А. В. Щусева хранится написанная мелким каллиграфическим почерком подробная автобиография этого человека.

Свою трудовую жизнь он начал в 1924 году шестнадцатилетним юношей на стройке, устроившись вначале рабочим, а затем лепщиком и столяром. Понимая, что без высшего образования он многого не добьется, Дюбек поступил на архитектурный факультет Московского инженерно-строительного института, который закончил в 1932 году. С этого момента и началась более чем полувековая карьера архитектора.

В самом начале творческого пути Дюбеку повезло. В 1934 году создаются архитектурные мастерские Моссовета. Мастерскую N 3, в коллектив которой вошел молодой архитектор, возглавлял уже известный к тому времени профессор И. А. Голосов. У этого зодчего, ставшего Дюбеку первым учителем и наставником, начинающий архитектор проработал восемь лет. Мастер всячески его поддерживал: привлекал к работе над многими проектами, включал в состав авторских коллективов. Самой интересной и значительной работой этого периода был проект комплексной застройки «Социалистического города» Горьковского автозавода, решавший в те годы важные социально-политические задачи. В строительстве автогиганта участвовали специалисты американской фирмы «Форд», рядом с которыми пришлось работать и Дюбеку. Сохранилась групповая фотография, где снялись вместе участники строительства. Большое впечатление на молодого архитектора произвела американская система организации труда, которую он хорошо усвоил. Видимо, Дюбек тоже понравился американцам, и вскоре получил неофициальное приглашение поработать в США, однако отказался от него.

Молодой архитектор принимал авторское участие разных конкурных проектах мастерской, в том числе зданий Наркомата обороны, Наркомата иностранных дел, Центрального аэропорта и других. «Работа в мастерской И. А. Голосова, - писал он в автобиографии, - явилась богатой школой архитектурного мастерства и практического опыта, оказавших огромное влияние на всю мою творческую жизнь».

В годы Великой Отечественной войны, Лев Карлович, работая в Главном управлении аэродромного строительства, руководил проектированием и строительством оборонных сооружений. После демобилизации он поступил в структуру Государственного комитета по делам архитектуры при Совете министров СССР, где стал руководить огромной работой по выпуску типовых проектов для восстановления разрушенных войной городов. По этим проектам по всей стране были возведены тысячи жилых домов, школ, больниц, профтехучилищ, вокзалов...

Важнейшим шагом в творчестве Дюбека был переход на работу в ЦНИИЭП жилища. Там при активном его участии велась работа по экспериментальному проектированию для Волгограда, Челябинска, Нижнего Тагила, где впервые кардинально решалась задача перевода массового строительства на индустриальный метод заводского домостроения. В дальнейшем всю свою энергию Дюбек на решение этой проблемы. Работа творческого коллектива была отмечена наградами Академии архитектуры СССР и получила Гран-при на Всемирной выставке в Брюсселе.

Решающую роль в жизни зодчего сыграл переход во МНИИТЭП в качестве главного архитектора, а затем и директора. В автобиографии Дюбек пишет: «Эта работа имела большой резонанс. В ней убедительно прослеживались пути развития будущего домостроения. Впоследствии этой задаче я посвятил значительную часть своей творческой и организационной деятельности, будучи директором Научно-исследовательского института типового и экспериментального проектирования - МНИИТЭП ГлавАПУ. Эта многолетняя упорная работа, целью которой было снять возникшие противоречия между индустриальными методами домостроения и социально-градостроительными запросами, завершилась трудом - «Создание и внедрение принципиально нового метода комплексной застройки в Москве на основе системы Каталога унифицированных индустриальных изделий», получившим высокую оценку в 1980 году - Ленинскую премию».

Следующей большой работой архитектора стало участие в международном конкурсе на проектирование крупнейшего градостроительного комплекса района Тропарево в Москве. Тут наряду с решением градостроительных и социальных вопросов проводилась идея индустриализации строительства, унификации на единой модульной основе разноэтажных жилых и гражданских зданий. Совместная работа крупных зодчих Б. Р. Рубаненко, А. Н. Белоконя, А. Б. Самсонова, Л. К. Дюбека и их коллег была воплощена в жизнь ценой огромных усилий и отмечена высокими наградами.

Подготовка Москвы к Олимпиаде 1980 года не могла пройти мимо Дюбека и его товарищей. Ударными темпами (как все, что делалось к Олимпиаде) было осуществлено проектирование и строительство Олимпийского конноспортивного комплекса в Битцевском лесопарке, сосредоточившего в себе все виды конной олимпийской программы. Только тут они могли осуществляться на единой площадке. Примечательно, что после Олимпиады в комплексе была развернута и продолжена работа с ребятами, которые учатся здесь плаванью, конному спорту и другим дисциплинам олимпийского многоборья. Специалисты Международной федерации конного спорта отмечают, что московский комплекс не имеет себе равных в мире. Эта работа архитекторов и строителей была удостоена премии Совета министров СССР.

Труд зодчего отмечен правительственными наградами, званием «Заслуженный архитектор РСФСР». Перечислить все творческие работы Л. К. Дюбека (а их более пятидесяти) невозможно. Однако нельзя не упомянуть застройку крупного экспериментального жилого района Чертаново-Северное, жилого микрорайона в Крылатском, жилые дома на Фрунзенской набережной. При проектировании опытно-показательного жилого района Чертаново-Северное, где Дюбек был начальником управления, а М. В. Посохин - руководителем проекта, внедрялись совершенно новые для нашей страны идеи. Архитектор Л. В. Мисожников, один из авторов проекта, рассказал о курьезном случае. В районе решили впервые применить пневматическую систему брикетирования и удаления пыли и мусора из квартир, разработанную в Швеции. Она позволяла вывозить в месяц всего одну машину мусорных брикетов. Когда закупали импортное оборудование, строители предложили в целях экономии из-за дороговизны шведских труб отказаться от них. Предложили ограничиться только приобретением компрессоров, прессов для брикетирования и других сложных механизмов. Начальству показалось, что на этом действительно можно сэкономить: чего-чего, а этого добра у нас хватает. Систему смонтировали из отечественных труб, опробовали и запустили. Приблизительно через год все остановилось. Когда стали искать причину, оказалось, что трубы изнутри покрылись толстым налетом, напоминающим плесень. Вызвали шведских специалистов, которые объяснили, что их трубы сделаны из стали с особыми добавками, благодаря чему налета и не образуется. А также сказали, что заказывать надо было все оборудование комплексно. Систему пришлось разобрать и заменить наши трубы шведскими.

Безусловно, новаторским было предложение авторов проекта отдать поверхность земли пешеходам, опустив весь внутриквартальный транспорт и автостоянки под землю. Был сооружен большой тоннель-коллектор, от которого шли ответвления к каждому дому. Жители получали возможность спускаться вниз на лифте на этот уровень и пользоваться транспортом. К каждому дому могла беспрепятственно подъехать любая машина, в том числе и «Скорая помощь». Это была первая попытка реально решить транспортную проблему, которая сегодня является в Москве едва ли не главной.

Невозможно ограничиться перечислением проектов и построек Льва Карловича Дюбека и не сказать о том, какой это был человек. Всех покоряли его энергия, открытость, умение ладить с людьми. Благодаря этим качествам он привлек в свой коллектив таких специалистов, как А. Г. Шапиро, В. В. Пасенко, Ю. В. Ильин-Адаев, А. Г. Кеглер, Э. М. Озол, Л. В. Мисожников. Его уважали и любили за требовательность, нетерпимость к разгильдяйству и халтуре в работе. Он был весел, остроумен, со вкусом одет: всегда в начищенных ботинках и в хорошем костюме. На стройке Дюбек поднимался на леса, спускался в подвалы, рискуя не только своей одеждой. Все это оказывало большое влияние на окружающих, и особенно на молодежь. Несмотря на солидное положение и статус, Дюбек участвовал во всех праздниках, которые отмечались коллективом. В Управлении ОПЖР устраивали новогодние маскарады, участником которых он обязательно бывал. Рассказывают такой случай. Архитектор Мисожников выпросил на один день у своего друга, скульптора Льва Кербеля, работавшего в то время над памятником Гагарину, космический скафандр. Огромную коробку со скафандром Мисожников вез в управление на метро. Во время карнавала, одевшись в скафандр, он неожиданно появился в кабинете Дюбека, к полному восторгу Льва Карловича.

Дюбек любил путешествия и часто бывал за границей, где не расставался с фотоаппаратом. Но фотографируют многие, тем более архитекторы. Но чаще всего видят отснятое только родственники и друзья. Лев Карлович делал слайды и потом, после проявки и тщательного отбора, показывал коллегам. На эти интереснейшие просмотры собирались и дома, и, главным образом, на работе. В то время люди еще мало ездили за границу, и молодежь с интересом слушала его рассказы. По стране он путешествовал на собственной «Победе» и однажды доехал до Одессы.

Проблема получения жилья молодыми специалистами всегда стояла остро. Сегодня десятки бывших сотрудников Льва Карловича, вспоминают его с благодарностью. Он буквально «выбивал» из начальства квартиры для нуждавшихся сослуживцев. Однажды Дюбек вместе с архитектором Шулятьевым выполнил проект памятника павшим на войне жителям Наро-Фоминска. Памятник, на котором был зажжен Вечный огонь, так понравился руководителям города, что они специально для сотрудников МНИИТЭПа выделили землю под садовые участки. А это тогда тоже было проблемой.

Дюбек был рукодельным человеком, умел прекрасно обращаться с инструментом, особенно любил столярничать, так как в юности работал столяром. Некоторые вещи для дома были сделаны его руками.

В памяти всех тех, кто знал Льва Карловича Дюбека, он навсегда останется неутомимым тружеником, воспитателем архитектурной молодежи, поборником высокого профессионализма.

11d.jpg (43180 bytes)