|
Электронная версия
научно-популярного журнала "Архитектура и
строительство Москвы".
Содержание
номера:
В. А. Шевчук,
председатель Комитета по культурному наследию г.
Москвы
Восстанавливая
утраченное, сберегая сохранившееся
М. Е. Маевская
Человек внутренней
свободы
С. В. Карпачёв
Завтра будет лучше,
чем вчера. Но так же, как сегодня
В. Л. Беляев,
заместитель начальника Управления
Москомархитектуры
Подземные
территории - стратегический ресурс Москвы
В. В. Хорошилов: «Мы готовы к
расширению бизнеса в России»
Б. Х. Бухарина
Институту
«Метрогипротранс» - 75 лет
В. А. Резвин,
архитектор
У бывшей площади
Курского вокзала
Ю. Р. Савельев,
кандидат архитектуры
Неизвестные работы
Н. А. Султанова в Москве |
До революции этот район был далекой окраиной с
налетом провинциальности. Современник так
описывал его: «На самой привокзальной площади и
вдоль Садового кольца (...) шла торговля.
Фейерверками взлетали в небо визгливые голоса
баб. Пекарни встречали нас ароматом
свежевыпеченного хлеба, а глаза не могли
оторваться от блестевших на солнце золотых
кренделей, висевших на желтых прутах у входа в
булочные. По обеим сторонам Садовой перед домами
были разбиты палисадники, деревья и кусты
усыпаны птицами. Гомонили птицы, кричали
водовозы, гремели ведрами женщины, выбегавшие на
их зов. Дворники в фартуках с номерами шлепали
метлами по снегу, и он на глазах превращался в
лужи. Шумел просыпающийся город, а над ним плыл
величавый гул колокольного звона»...
К Курскому вокзалу ведет часть Садового кольца,
до недавнего времени носившая имя Валерия
Чкалова. Название улица получила в 1938 году.
Чкалов жил в доме № 14-16, о чем оповещает
мемориальная доска. В 1990-х годах улице было
возвращено прежнее название - Земляной вал.
Начинается он от места пересечения Старой
Басманной с Садовым кольцом. Эту небольшую
площадь-перекресток реконструировали в 1937 году.
Чтобы расширить пространство здесь тремя годами
раньше по проекту архитектора А. Кесслера
возвели Г-образный в плане дом, перед которым
разбили сквер. С этого места видны недавно
отреставрированные колокольня и ярко-красный
фасад храма великомученика Никиты Мученика в
Старой Басманной слободе. Начало улицы
характерно смесью строений различных эпох. Так,
дома № 5 и 7 - ранняя работа известного
московского предпринимателя, строителя и
архитектора Эрнста Нирнзее, автора знаменитого
московского «небоскреба» начала ХХ века в
Большом Гнездниковском переулке. В районе
пересечения Земляного вала и улицы Казакова
(бывшей Гороховской) еще недавно сохранялись
небольшие старые домики. Почти вплотную к ним и
частично на их месте заканчивается
строительство огромного многоэтажного делового
центра несколько претенциозной архитектуры «из
стекла и бетона». Пока еще сложно судить, как
впишется представитель XXI столетия в сложившийся
архитектурный уклад этой части Садового кольца.
Предвоенная застройка представлена двумя
большими жилыми домами № 23-25 (архитектор И.
Вайнштейн, 1937). Их фасады знаменуют решительный
отказ от конструктивизма и стремление создать
новый социалистический образ жилого дома с
применением переработанных элементов
классической архитектуры. Отличительная черта -
легкая колоннада коринфского ордера, венчающая
оба здания. В отделке фасадов использован
орнамент в технике сграфитто. На противоположной
стороне Земляного вала находился храм Иоанна
Предтечи, от которого уцелела только колокольня,
недавно реставрированная. Далее между Малым и
Большим Казенными переулками стоит «чкаловский»
дом, построенный в 1936 году по проекту того же А.
Кесслера. Кроме Чкалова, в доме проживали многие
выдающиеся деятели культуры, о чем говорят
мемориальные доски на фасаде. Казенными переулки
были названы потому, что тут находилась слобода
пекарей, выпекавших хлеб из государственной, то
есть казенной, муки.
Дом № 27 для работников
Курской железной дороги - один из последних в
духе конструктивизма. Он построен архитектором
Б. Шатневым на углу перед самой площадью Курского
вокзала. Спустя пять лет в его первом этаже
появился вход на станцию метро
«Курская»-радиальная. Во дворе чудом сохранился
дом постройки 1770 года - прекрасный образец
допожарного московского классицизма.
В углу площади рядом со зданием вокзала
выделяется трехарочный портик павильона станции
метро «Курская»-кольцевая, открытой в 1950 году. Ее
архитектура, особенно подземный перронный, зал
произвели тогда большое впечатление. Авторы -
супруги Г. Захаров и З. Чернышова - удостоились
Сталинской премии первой степени. После
строительства нового вокзала ожидаемого
контраста классической и новой архитектуры, к
сожалению, не получилось. Во многом тут вина
совершенно случайной невыразительной вставки,
соединившей павильон с торцом вокзала.
Почти всю вокзальную площадь сегодня занимает
объем гигантского торгово-развлекательного
центра «Атриум». Проектировать его начали еще в
1997 году, но из-за дефолта работу пришлось
приостановить. Спустя два года закончили проект
и приступили к строительству. Генеральным
проектировщиком выступала мастерская № 11
«Моспроекта-2». К строительству привлекли
американскую фирму «Алтон и Портер», конструкции
разрабатывала французская фирма. Строительство
вела также французская компания «БУИТ». В 2002 году
«Атриум» принял первых посетителей. Для того
времени это было впечатляющее сооружение. В нем
разместились: многозальный кинотеатр с двумя
vip-залами, боулинг с тридцатью дорожками, центр
игровых автоматов, ресторанный двор в атриуме. В
торцах двух уровней - универмаги, между ними -
многочисленные бутики. В правой части -
гипермаркет. Под землей - трехуровневая
автостоянка. Главный вход со стороны Садового
кольца через ротонду. На противоположном фасаде
в уровне второго этажа - застекленный воздушный
переход, ведущий в здание вокзала. Генеральный
план и транспортную схему разрабатывал институт
Генплана. Недавно
на сайте Правительства Москвы прошла информация
о том, что в «Атриуме» скоро появится крупнейший
в Восточной Европе детский развлекательный
центр площадью в двенадцать тысяч квадратных
метров... Казалось бы, надо только радоваться, но
радоваться почему-то не хочется. Вызывают
недоумение фасады «Атриума». Разновысокие
объемы странной формы с причудливыми
завершениями произвольно, под разными углами
лепятся друг к другу. Остекленные поверхности
чередуются с глухими плоскостями, на которых
как-то случайно размещается реклама. У главного
входа постоянно останавливаются автомобили,
затрудняя движение городского транспорта,
особенно троллейбусов. На правом от входа углу
композицию завершает нелепая башенка с часами,
на редкость некрасиво нарисованная. Особенно
странный вид «Атриум» имеет с противоположной
стороны Садового кольца: хаотическое
нагромождение наверху переходов, шатров и
стенок, не поддающееся осмыслению. Здание
вокзала полностью закрыто громадой «Атриума»;
вдоль него остался только широкий проезд,
площадь же практически перестала существовать.
Это - большая потеря для города, где первые
регулярные площади появились после пожара 1812
года, когда перед архитекторами встал вопрос,
восстанавливать ли старую средневековую
планировку с узкими кривыми переулками и
улицами, или воспользоваться случаем и
превратить Москву в современный европейский
город. Возобладал проект, предусматривающий
устройство системы площадей вокруг
исторического центра. С тех пор в Москве дорожили
площадями, их количество постоянно росло; они
становились транспортными развязками и
архитектурными акцентами на протяженных
городских магистралях. Все наиболее
значительные объекты строили на площадях...
У Курского вокзала непростая история. Первое
здание по проекту архитектора Н. Орлова было
возведено еще в 1896 году. Новый кирпичный вокзал
заменил деревянный Нижегородский, стоявший за
Абельмановской заставой. Московская городская
управа благоустроила территорию, замостила
прилегающие улицы и переулки.
В 1932 году был проведен международный, а затем
открытый всесоюзный конкурс на проект
реконструкции Курского вокзала, завершившейся
через шесть лет. В 1972 году построили огромное
новое здание, вобравшее в себя часть помещений
старого вокзала с их пышным декором, лепниной и
колоннадой (архитектор Г. Волошинов и другие). Зал
высотой с пятиэтажный дом перекрыли
железобетонной кровлей складчатой конструкции.
Образовавшийся остекленный лаконичный объем
протяженностью двести метров, лишенный всяких
украшений, прекрасно ассоциировался с образом
городского терминала и хорошо смотрелся от
Садового кольца. И вот появившийся через
тридцать лет «Атриум» полностью заслонил его,
выключив из числа активно действующих
архитектурных объектов Москвы.
Заслугой же строителей «Атриума» является
сохранение главного дома небольшой классической
усадьбы чаеторговца Петра Боткина, отца
знаменитого доктора Сергея Боткина. Этот дом
постройки 1816 года когда-то имел два боковых
флигеля. Через двадцать лет его перестроили,
сохранив уютные классические интерьеры. Когда
началось возведение «Атриума», у всех любителей
московской архитектуры душа была не на месте:
опасались утраты памятника. Однако дом, как уже
сказано, сохранили и отреставрировали. Он
сиротливо стоит сбоку, совершенно задавленный
громадой торгового центра, на фоне которого
смотрится как драгоценность.
Земляной вал продолжается и за площадью Курского
вокзала. На отрезке до Яузы, примыкающем к
площади, внимания заслуживают минимум два
сооружения. Первое - знаменитая усадьба Высокие
горы - ее часто приводят как пример образцовой
классической дворянской усадьбы. Дворянской,
однако, она никогда не была, а принадлежала
богатейшим купцам и чаезаводчикам Усачевым, а
потом известному коллекционеру, издателю книг и
альбомов по архитектуре старой Москвы Н.
Найденову. Усадьба Усачевых-Найденовых -
последняя крупная московская работа Дементия
Ивановича Жилярди, с блеском использовавшего
особенности рельефа участка, который спускается
к берегу Яузы.
Достопримечательность усадьбы - прекрасный парк,
состоящий из живописной и регулярной частей. От
второго этажа главного дома сюда ведет
украшенный большими вазами пандус, единственный
в своем роде. Его прообразом, несомненно, являлся
знаменитый пандус Камероновой галереи в Царском
селе. В парке были построены великолепные
павильоны и беседки, в том числе известный
«Чайный павильон» ионического ордера,
впоследствии сгоревший. На двухъярусной
беседке-полуротонде имелась видовая площадка, с
которой открывалась пленительная панорама
противоположного берега Яузы. Среди дорожек и
цветников частично сохранились малые формы и
скульптуры, отлитые из чугуна. Внизу, на берегу
реки, сегодня открыт Общественный центр А. Д.
Сахарова. В самой усадьбе расположился
Московский центр спортивной медицины.
Другой достопримечательностью Земляного вала на
отрезке от площади Курского вокзала до
Высокояузского моста стал большой жилой дом № 46.
Он закончен постройкой в 1949 году. Его
представительный фасад с эркерами, лоджиями и
балконами покоится на монументальном цоколе. В
период борьбы с «излишествами» в архитектуре
Хрущев именно этот дом (и высотную гостиницу на
Комсомольской площади) назвал в качестве примера
таких излишеств, лишив авторов - архитекторов
Рыбацкого и Полякова - Сталинской премии.
Судьба площади Курского вокзала - знак реальной
угрозы, нависшей над другими площадями Москвы.
Уже искажен облик Манежной, с трудом удалось
избежать строительства торгового центра на
Пушкинской, расчленена на две половины
Арбатская, начата реконструкция площади
Тверской заставы...
Какая площадь следующая?
|