Приоритеты

Подземные территории - стратегический ресурс Москвы
В. Л. Беляев, заместитель начальника Управления Москомархитектуры

Русская линия

№ 2 за 2008  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".

 Архитектура и строительство Москвы №1. 2008г.


Содержание номера:

В. А. Шевчук, председатель Комитета по культурному наследию г. Москвы
Восстанавливая утраченное, сберегая сохранившееся

М. Е. Маевская
Человек внутренней свободы

С. В. Карпачёв
Завтра будет лучше, чем вчера. Но так же, как сегодня

В. Л. Беляев, заместитель начальника Управления Москомархитектуры
Подземные территории - стратегический ресурс Москвы

В. В. Хорошилов: «Мы готовы к расширению бизнеса в России»

Б. Х. Бухарина
Институту «Метрогипротранс» - 75 лет

В. А. Резвин, архитектор
У бывшей площади Курского вокзала

Ю. Р. Савельев, кандидат архитектуры
Неизвестные работы Н. А. Султанова в Москве

 

Мировой опыт стран Европы, Северной Америки и Юго-Восточной Азии показывает, что рост интенсивности освоения и комплексности использования подземного пространства мегаполисов, как одно из магистральных направлений их территориального развития, способствует решению ряда сложнейших социальных, градостроительных, транспортных, экологических и других задач. Под землей благополучно и взаимосвязано размещаются многие объекты инженерно-транспортной социальной и производственной инфраструктуры. Обеспечивается интеграция подземных и наземных сооружений. Все это позволяет эффективно использовать территориальный ресурс, существенно сэкономить площади дефицитных городских земель, содействовать охране особо ценных угодий и объектов, снизить загазованность и зашумленность территорий.

В условиях жесткого дефицита пригодных для строительства земель и проблематичности расширения границ города (см., например, статью автора в № 6 АиС Москвы за 2006г.), Москва практически «обречена» максимально использовать градостроительный потенциал подземного пространства. Пока же только менее трети строящихся в городе объектов имеют подземную часть. Доля площадей подземных сооружений в общей площади вводимых в эксплуатацию объектов не превышает 8%., что почти втрое ниже, чем у зарубежных городов-аналогов. Можно отметить лишь единичные яркие проекты комплексного использования подземного пространства (ТРК «Охотный ряд», деловой комплекс «Москва-Сити», проект «Велтон Парк» в Хорошево-Мневниках) и ведущиеся экспериментальные разработки (рис).

Продолжающаяся традиционная застройка территорий объектами, которые могут, а в историческом ядре и должны быть размещены под землей, свидетельствует об отсутствии единой стратегии комплексного использования подземного пространства столицы. Для исправления ситуации

постановлением Правительства Москвы от 29.05.2007 № 412-ПП одобрена «Концепция освоения подземного пространства и основные направления развития подземной урбанизации города Москвы». Во исполнение постановления разработаны и готовятся к утверждению проект Городской целевой программы освоения подземного пространства на 2009-2011 гг. и Основные направления развития подземной урбанизации города Москвы на последующие годы.

Необходимость применения методов целевого программирования и системного анализа диктуется комплексным, межведомственным характером проблемы, которая в целом связана с тем, что уровень развития системы государственного регулирования (управления) данной деятельностью, ее ресурсного, правового и научного обеспечения не соответствует сложности управляемой системы (понятийная сложность и многостадийность развития территории, ее растущая ценность). Проблема лежит на стыке градостроительства, землепользования и недропользования, тесно связана с аспектом безопасности и требует соорганизации усилий разных специалистов. В то же время соответствующие виды законодательства крайне не системно (пробелы) и без взаимной увязки регулируют рассматриваемые отношения. В связи с тем, что подземные сооружения являются объектом капитального строительства, приоритетным является рассмотрение проблемы в рамках градостроительных отношений. Нормы градзаконодательства в универсальном порядке должны распространяться и на создание подземных сооружений с одновременным учетом специфики подземного градостроительства. Анализ показывает, что ни на федеральном, ни на московском уровне такая задача не решена. Крайне слабо регулирует данный вопрос и смежное законодательство (земельное, а особенно - законодательство о недрах), а также законодательство о техническом регулировании.

Методология подхода основывается на рассмотрении взаимодействия подсистем: «земли» (земельного участка), «недр» (участка недр) и «сооружения», что позволяет выделить основные типы подземных объектов капитального строительства, разработать способы и условия их формирования (табл.1). При этом учтено, что правовой режим земельного участка законодательно распространен и на верхний 5-ти метровый слой недр, а также, то, что в г. Москве де-юре выделен метровый «почвенный слой», включаемый согласно ЗК РФ в понятие «земельный участок». При размещении новых объектов на глубине до 5м, сооружаемых открытым способом, необходимо согласно градостроительному и земельному законодательству формирование земельного участка, оформление прав на него и получение разрешения на строительство. При строительстве как открытым, так и закрытым способом объектов на большей глубине, кроме того, действуют и нормы законодательства о недрах, требующие формирования участка недр и оформления лицензии на недропользование. Также как и при наземном строительстве, развитие системы подземных сооружений формируется последовательно путем градостроительного планирования, проектирования и зонирования, выполнения инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и собственно строительства (табл.1). Важно как можно быстрее обеспечить их «технологическую» увязку с соответствующими стадиями работ в отрасли недропользования, а также с оформлением прав на землю, (в т.ч. сервитутов) и установлением ограничений.

Таблица 1

Типы, способы и условия формирования подземных объектов капитального строительства (применительно к условиям г. Москвы)

Типы объектов Глубина залегания подошвы Примеры Способ строительства Нормы законода-тельстсва Условия Разреши-тельный документ Градостроительное формирование
ТП ПТ ГЗ АСП Стр.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1. Создаваемые в «почвенном слое» До 1м Газопроводы, кабели (как самостоятель-ные объекты недвижимости) Открытый О граддеяте-льности, земельно-го Формиро-вание земучаст-ка, прав на него Разрешение на строитель-ство + + - + +
2. Создаваемые в пространственных

границах земельного участка и участка недр

2.1 В интервале от 1 до 5м Сооружения котлованного типа, шахты (как самостоя-тельные объекты недвижимости) Открытый О граддеяте-льности, земельно-го, о недрах Тоже Разрешение на строитель-ство + + + + +
2.2 В интервале от 1 до 5м

и ниже

Тоже Открытый Тоже Формиро-вание земучаст-ка, участка недр, прав на них Разрешение на строитель-ство, лицензия на недрополь-зование + + + + +
3. Создаваемые в границах участка недр ниже 5м Тоннели, камеры Закрытый Тоже Тоже Тоже + + - + +

Примечание: ТП – территориальное планирование; ПТ – планировка территории; ГЗ – градостроительное зонирование; АСП – архитектурно-строительное проектирование; Стр. – строительство.

Решение этой и других главных задач подземной урбанизации требует неотложного развития нормативной правовой базы (табл. 2). Для решения градостроительных вопросов правового регулирования в пределах компетенции города Москвы необходимо оперативно внести соответствующие изменения и дополнения в проект Градостроительного кодекса города Москвы, а также включить необходимые нормы в разрабатываемые проекты законов города Москвы: о Генплане города, о порядке его реализации о региональных нормативах градостроительного проектирования (РНГП), в проекты правил землепользования и застройки города, в проекты самих РНГП с разработкой специальных разделов нормативов. Для решения данных вопросов вне пределов компетенции города Москвы (компетенция РФ) необходимо в порядке законотворческой инициативы разработать и внести соответствующие законопроекты РФ о внесении изменений и дополнений в ГрК РФ, а также добиться в установленном порядке разработки соответствующих разделов технических регламентов, сводов правил и др. федеральных документов технического регулирования. Для решения рассматриваемых вопросов вне рамок градостроительной деятельности (землепользование, недропользование) необходимо в аналогичном порядке инициировать внесение изменений и дополнений в ЗК РФ и ФЗ «О недрах», а также в другие, кроме указанных выше, разделы документов технического регулирования. Кроме того, целесообразно в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2006 № 20 обеспечить совместно с Минрегионом России учет специфики строительства подземных сооружений при разработке федеральных и московских нормативных актов в области выполнения

Таблица 2

Задачи подземной урбанизации, предложения по внесению изменений и дополнений в нормативные правовые акты

Этап развития территории

Документы и нормативные правовые акты, предлагаемые к разработке

Планирование (стратегическое планирование, территориальное планирование/ТП/, планирование использования недр). 1. Спецразделы стратегии развития г.Москвы до 2025 г. (социально-экономические аспекты политики использования подземного пространства города). 2. Спецразделы и обоснования Генплана г.Москвы до 2025г. (градостроительные аспекты политики использования подземного пространства города). 3. Спецразделы и обоснования совместной подготовки документов ТП г.Москвы, Московской области и РФ. 4. Опережающее геологическое изучение недр и разработка перспективного плана (программы) «строительного» использования недр. 5. Изменения и дополнения в проект Градостроительного кодекса города Москвы. 6. Специальные нормы в разрабатываемые проекты законов города Москвы: о региональных градостроительных нормативах проектирования (РНГП), о Генплане города, о порядке его реализации.

7. Специальные разделы РНГП. 8. В порядке законотворческой инициативы внести изменения и дополнения в ГрК РФ в ЗК РФ и ФЗ «О недрах», а также добиться разработки соответствующих разделов Технических регламентов, Сводов правил, Национальных стандартов и Руководящих документов.

Градостроительное зонирование. 9. Учет специфики и типологии заглубленных объектов недвижимости в Правилах землепользования и застройки города (закон города Москвы). Пункт 5.
Планировка территории. 10. Дополнение Порядка планировки территории (учет размещения подземных сооружений).

Пункты 5-8.

Нормирование строительства поземных сооружений. Пункты 5-8.
Инженерные изыскания (ИИ).

11. Порядок выполнения ИИ на территории города Москвы (раздел строительства подземных сооружений). 12. Предложения к проекту Требований к составу и оформлению задания, программы выполнения ИИ, содержанию работ, в части учета специфики строительства подземных сооружений.

Архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства.

13. Включение специальных разделов в Состав и требования к содержанию разделов проектной документации.

14. Пункты 5-8

инженерных изысканий. В рамках разрабатываемой стратегии развития города Москвы на период до 2025 года необходимо определить социально-экономические аспекты политики использования подземного пространства города Москвы, а в рамках разработки нового Генерального плана города Москвы - градостроительные аспекты этой политики, а также обеспечить необходимое инженерно-геологическое обоснование границ зон планируемого размещения соответствующих подземных сооружений с оценкой основных факторов риска.При разработке правил землепользования и застройки города Москвы необходимо учесть типологию и особенности подземных сооружений (только второго типа).

Проблема развития подземной урбанизации г. Москвы требует серьезного научного обоснования, поэтому данное направление Москомархитектурой рассматривается как одно из приоритетных при проведении НИР. Организована работа по информационному обеспечению (создание базы данных о подземных сооружениях). Приступил к работе Координационный совет по освоению подземного пространства г. Москвы, который, прежде всего, призван обеспечить увязку данной деятельности с соответствующими федеральными органами исполнительной власти. В рамках Совета, в частности, создана рабочая группа по развитию нормативной правовой базы, которая должна выработать предложения для решения рассмотренных выше задач (табл.2).