Портрет мастера

Человек внутренней свободы
М. Е. Маевская

Русская линия

№ 2 за 2008  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".

 Архитектура и строительство Москвы №2. 2008г.


Содержание номера:

В. А. Шевчук, председатель Комитета по культурному наследию г. Москвы
Восстанавливая утраченное, сберегая сохранившееся

М. Е. Маевская
Человек внутренней свободы

С. В. Карпачёв
Завтра будет лучше, чем вчера. Но так же, как сегодня

В. Л. Беляев, заместитель начальника Управления Москомархитектуры
Подземные территории - стратегический ресурс Москвы

В. В. Хорошилов: «Мы готовы к расширению бизнеса в России»

Б. Х. Бухарина
Институту «Метрогипротранс» - 75 лет

В. А. Резвин, архитектор
У бывшей площади Курского вокзала

Ю. Р. Савельев, кандидат архитектуры
Неизвестные работы Н. А. Султанова в Москве

 

Генеральный директор ООО «Творческая мастерская архитектора О. Гридасова» Олег Петрович Гридасов*, которому в этом году исполняется 60 лет, принадлежит к редкому типу зодчих: в нем счастливо сочетаются художественная одаренность, высокая дисциплина ума и внутренняя свобода. Он родился в трудное послевоенное время. Отец, военный строитель, рано обнаружил в сыне недюжинные способности: удивительное чувство формы, способность копировать в дереве резные фигуры птиц и зверей. Фронтовой друг отца архитектор Георгий Кевхишвили прочил мальчику будущее скульптора. В пятнадцать лет Олег Гридасов впервые переступил порог МАрхИ, где произошла его встреча со старым знакомым отца именитым архитектором Борисом Григорьевичем Бархиным. Эта встреча окончательно определила выбор профессии.Олег Петрович Гридасов

Он начинал с освоения азов - чертежником и макетчиком в «Военпроекте». После трех лет службы на флоте поступил в МАрхИ. Плеяда замечательных педагогов - А. В. Бунин и Ю. Н. Герасимов (история искусств), Ю. Григорьев и В. Скобелев (рисунок и живопись), С. Иванов (статика и сопромат), А. А. Попов (архитектурные конструкции) и, наконец, С. Х. Сатунц и Н. А. Федяева (руководители дипломной работы) - навсегда осталась в памяти. На начальных курсах основам архитектурного проектирования Гридасов обучался у Н. М. Курочкина и Н. А. Рочеговой, которая позднее стала его женой и коллегой.

Первый объект на профессиональном пути молодого архитектора (в соавторстве с А. Г. Рочеговым, впоследствии - народным архитектором СССР, председателем правления Союза архитекторов РСФСР) - универмаг «Московский» на Комсомольской площади в Москве. По окончании института Гридасова направили в «Моспроект-1», в мастерскую № 16 (руководитель Д. Н. Чечулин), и он сразу попал на строительную площадку универмага, где восемь с лишним лет до окончания строительства (1983) выполнял функции главного архитектора.

Со временем чувство профессиональной уверенности, наработанный опыт, «живое» ремесло в руках позволили Олегу Гридасову отправиться в «свободный полет». Уйдя из «Моспроекта-1», он занялся реставрированием антикварной мебели, проектированием и выполнением интерьеров и фасадов зданий для частных заказчиков.

На заре кооперативного движения Олег Петрович с ближайшими друзьями - Юрием Арзамановым и Владимиром Ломакиным - организовал архитектурно-художественный кооператив «Акант». То был первый опыт деятельности независимых архитектурных сил.

Между тем А. Г. Рочегов, возглавлявший тогда Союз архитекторов РСФСР, выдвинул идею создания при Союзе персональных творческих мастерских. Он пригласил нескольких способных к самостоятельной профессиональной работе архитекторов и предложил им написать устав будущих мастерских. Так весной 1989 года возникли творческие мастерские А. Асадова, М. Хазанова, О. Гридасова и еще нескольких первопроходцев этого дела.

Коллектив, возглавляемый Олегом Петровичем (с 1992 года - ООО «Творческая мастерская архитектора О. Гридасова»), брался за самые разные объекты - от градостроительных разработок, общественных и административных зданий, жилых многоэтажных домов до объектов в исторической среде, реконструкций и частных загородных особняков. Столь широкий профиль сохраняется и сегодня. Помимо реального проектирования, в сотрудничестве с Российской академией архитектуры и строительных наук велись проектно-изыскательские работы в области реконструкции существующих ДСК для возрождения на новом уровне панельного домостроения. Концепции рационализации жилищного строительства в России разрабатывались коллективом мастерской под руководством академиков РААСН А. Г. Рочегова и С. Н. Булгакова в 1994 году. Результатом стала система ШКД - серия муниципальных жилых домов с применением конструктивной основы из железобетонных панелей заводской готовности и ограждающих конструкций из мелкоштучных элементов. Серия, получившая признание и отмеченная премией Правительства Российской Федерации (1999), была успешно реализована в застройке Москвы, Подмосковья и других городов России.

Не все проекты, выполненные мастерской в тот период, удалось реализовать, но и те, что остались на бумаге, представляют несомненный интерес с точки зрения архитектурных решений, объемно-пространственных и планировочных находок. Вопросы композиции, стиля и общей профессиональной культуры для О. П. Гридасова неизменно были приоритетными и никогда не приносились им в жертву коньюктуре. А работы, родившиеся в докомпьютерную эпоху, являются еще и замечательными произведениями графического искусства, поскольку исполнены вручную на высочайшем уровне. Это - проекты нового гостиничного комплекса и дома приемов на территории исторической усадьбы Покровское-Стрешнево, часовни, крестильни и дома причта при храме в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на улице Поликарпова, выставочного комплекса имени Васнецова на Троицкой горке (по заказу Союза художников России), малоэтажной высокоплотной жилой застройки в городе Владимире.

Постепенно в мастерской сложился сильный творческий коллектив, выросло поколение специалистов, ставших сегодня авторами крупных объектов. Дети Олега Петровича по окончании МАрхИ тоже пришли работать сюда, продолжая архитектурную династию: Петр Гридасов - ГАП, правая рука отца, его коллега и оппонент; Пелагея Гридасова - представитель мастерской в Свято-Тихоновой пустыни Калужской области, автор (совместно с отцом) реконструкции взорванного там в 1918 году Преображенского собора и новой церкви «во имя Владимирской иконы Божией Матери на берегу реки Угры.

Мастерская Олега Петровича Гридасова способна решать профессиональные задачи комплексного проектирования любой сложности и обладает опытом работы в следующих направлениях.

Проектирование многоэтажных жилых домов и многофункциональных жилых комплексов.

В центре подмосковного города Видное рядом с городским парком возводится многоэтажный жилой дом переменной этажности (13-17) с развитой инфраструктурой. Используя существующий рельеф участка со значительным перепадом высот, авторы создали комфортное функционально зонированное пространство. Предусмотрены разнообразные типы современных квартир. Архитектурное решение комплекса композиционно завершает сложившийся облик окружающей застройки.

Жилой комплекс «Ильинский парк» в микрорайоне «Южный» (Красногорск) также решает важную градостроительную задачу, являясь доминантой въезда в город по Ильинскому шоссе и, кроме того, общественно-торговым и деловым центром. Композиция представляет собой три монолитные жилые 25-этажные башни, связанные между собою двумя нежилыми корпусами переменной этажности. Сформировано замкнутое дворовое пространство и общественная зона, обращенная к Ильинскому шоссе, построены подземные автостоянки, территория комплексно благоустроена.

Массовое жилищное строительство

Редко когда им занимаются архитекторы небольшой частной мастерской. В 1993 году, в период становления коллектива, непопулярность темы была очевидной и не сулила особенных перспектив. Тем не менее, Олег Петрович взялся за это непростое дело и достиг серьезных результатов: в 1995 году по заказу Москомархитектуры мастерская выполнили архитектурно-планировочные решения модернизации жилых домов серии КОПЭ на стадии «проект», а спустя год разработала предложения по созданию аналогичных домов в городах с более суровым климатом - Омске и Братске. Завершающим этапом явилось проектирование (совместно с МНИИТЭП) и строительство индивидуальных жилых домов на пяти площадках в Москве. Впоследствии силами института «Гражданпроект» эта система была оформлена как серия И-1723 и успешно применяется для массовой застройки в Московской, Калужской, Воронежской и Белгородской областях.

Проектирование в условиях исторической городской среды. Стилизация, эксклюзивные архитектурные решения

При работе в исторической среде архитектор Гридасов отдает приоритет композиционным принципам перед декоративизмом, не допускает заимствований и прямых подражаний. В проектах нескольких малоэтажных жилых домов в центре Москвы (Большой Головин переулок) авторы стремились дать сегодняшнее прочтение московского стиля рубежа XIX-XX веков, сохранить масштабность как улицы в целом, так и отдельных зданий. Декоративные элементы однозначно определялись как современные, но наряду с этим они отсылают к историческим стилевым прототипам. При соблюдении единой концепции каждый дом (№ 3, 5 стр. 1, 5 стр. 2, 6 и 7) имеет свой неповторимый облик.

Работа мастерской для концерна «Аэрофлот» также сочетала в себе современность с историческим наследием без утрированных формальных стилизаций. Этот проект, выполненный в 1993 году, предполагал строительство гостиничного комплекса и дома приемов на территории усадьбы Покровское-Стрешнево (Волоколамское шоссе, 52). Задача состояла в том, чтобы в старинной усадьбе органично разместить новые сооружения. Проект не был реализован, хотя прошел все необходимые согласования. Тем не менее, оставшиеся планшеты и сегодня являются образцом корректного отношения к историческому наследию, а также шедевром рукотворной архитектурной графики.

Ансамбль Комсомольской площади Москвы - яркий пример «сотрудничества» архитекторов различных эпох. Ярославский вокзал Ф. О. Шехтеля и Казанский вокзал А. В. Щусева (начало ХХ века), гостиница «Ленинградская» Л. М. Полякова (1954), универмаг «Московский» А. Г. Рочегова и О. П. Гридасова (1983)... В 1996 год администрация универмага обратилась к авторам с просьбой найти возможность увеличения торговых и подсобных площадей. Был создан проект реконструкции, предусматривающий надстройку здания и пристройку, расположенную на стилобате. Поставленную задачу удалось решить современными архитектурными средствами, что внесло в сложившуюся гармонию площади новые обертоны.

Проектирование в рамках корпоративного стиля в условиях заданного бюджета

Интересным для мастерской опытом работы указанного типа оказался проект модернизации и развития автомобильного центра на 51-м километре МКАД. Заказчиком выступила компания «Артекс» - официальный дилер международных автомобильных гигантов «BMW» и «Land Rover». Заданность фирменных стилей определила облик сооружений в целом, но архитектурные приемы, следующие из корпоративных ограничений, получили авторскую интерпретацию. Условия заказа не сковали творческую фантазию, скорее подсказали интересные образные решения. Облик автосалона «BMW» созвучен высокотехнологичному производству и обслуживанию и невольно вызывает ассоциации с деталью двигателя автомобиля. Интерьеры отличает почти готическая чистота и структурность деталей. Автосалон «Land Rover» выполнен в рамках стиля «кантри» (требование корпоративного стиля) и напоминает конюшни: стойла, коновязь, тележное колесо, крутые скатные кровли и деревянные конструкции в интерьере.

Решение градостроительных задач

Градостроительные концепции, разработанные мастерской О. П. Гридасова (жилые районы «Красногорье» в Красногорске и «Водники» в Долгопрудном), опираются прежде всего на многолетний опыт объемного проектирования. В настоящее время по проектам, выполненным мастерской совместно с НИиПИ Генплана города Москвы, застраивается часть Павшинской поймы (12 га).

+   +   +

Годы, прожитые в профессии, сделали Олега Петровича Гридасова мастером своего дела. Пожелаем ему хороших заказчиков, талантливых коллег, интересных профессиональных задач и исполнения всех творческих замыслов!


* Гридасов Олег Петрович
Родился 11 апреля 1948 года
1966-1967 - работал в «Военпроекте»
1967-1970 - служба в ВМФ
1970-1976 - учеба в МАрхИ
1976-1984 - работа в «Моспроекте-1»
1984-1987 - работа по договорам
1987-1989 - председатель архитектурного кооператива «Акант»
С 1988 - член Союза архитекторов РСФСР
1989-1992 - руководитель персональной творческой мастерской при Союзе архитекторов
С 1992 - генеральный директор ООО «Творческая мастерская архитектора О. Гридасова»
С 1994 - советник РААСН
1999 - Лауреат премии Правительства РФ за разработку системы энергоэкономичного ширококорпусного жилья