В столице катастрофически не хватает
дорог. Московские магистрали в час пик
напоминают одну большую многокилометровую
пробку. Начато строительство новой
автомобильной трассы - Четвертого транспортного
кольца, протяженность которого составит 74
километра. Как строительство очередной
кольцевой магистрали скажется на дорожной
ситуации, каким маршрутом пойдет скоростная
дорога – об этом мы попросили рассказать главного
инженера НИиПИ Генерального плана Москвы
Ю.В.Короткова.
- Юрий Васильевич, первый участок
Четвертого транспортного кольца был запущен еще
в 2002 году. Почему он был так важен, если его начали
строить, не ожидая окончательного решения о
строительстве ЧТК?
- Это крупная транспортная развязка
лежащая на пересечении Варшавского шоссе и
Нахимовского проспекта. Там построена
восьмиполосная магистраль, протяженностью 1,8
километра и 500-метровый тоннель под Павелецкой
железной дорогой, который выходит к Каширскому
шоссе. Участок был остро необходим для решения
важной локальной, но вполне масштабной задачи –
связать Южный и Юго-западный административные
округа. В то время не существовало такой связки, и
поэтому из прилегающих, скажем, к Каширскому
шоссе районов было очень сложно попадать на
Минскую улицу, на Ломоносовский проспект.
- А чем можно объяснить задержки со
строительством основной трассы ЧТК?
- Тут есть несколько причин. В
последние четыре года Дорожный фонд «похудел»
практически в два с половиной раза, инвестиции на
такую масштабную стройку нужно было еще найти.
Кроме того, оставалась необходимость закончить
последние работы на Третьем транспортном кольце,
накопились срочные дела на других объектах. Все в
совокупности и привело к тому, что к ЧТК подошли
только сейчас.
- В какой стадии находятся проектные
изыскательские работы на трассе Четвертого
транспортного кольца? Что уже сделано?
- По крупному можно сказать так:
предпроектные работы в основополагающей части
выполнены в секторе от Каширского до
Ленинградского шоссе. «Закрыты» Юго-восточный и
Восточный участки.
- Что осталось?
- Довольно много – районы Филевского
парка и улицы Народного Ополчения . Хотя следует
отметить, что развязка на Народного Ополчения
уже запроектирована вместе со Звенигородским
проспектом . Есть еще Юго-западный участок. Он
должен быть основательно реконструирован в
районе Минской улицы, Ломоносовского проспекта,
улицы Красикова. Это касается предпроектных
исследований.
Относительно проектных работ могу сказать
следующее: «Мосинжпроект» занимается
проектированием участков от Рязанского
проспекта, шоссе Энтузиастов до Открытого шоссе.
В принятом московским правительством плане
прописана вся дальнейшая
проектно-изыскательская программа.
- Когда она будет завершена?
- Думаю, что 2010 года вся
проектно-изыскательская документация на
строительство Четвертого транспортного кольца
будет исполнена.
- Насколько сложным предполагается
строительство новой магистрали?
- Практически весь Восточный участок
от Волгоградского проспекта до Открытого шоссе
предусматривает строительство эстакад. На
северном направлении тоже сплошь эстакады.
Рассматриваются варианты прохождения через
Лосино-погонный остров, в том числе и возможность
прохождения глубоким тоннелем.
Хочу особо отметить: Четвертое транспортное
кольцо планируется как городская скоростная,
полностью изолированная от застройки
автомобильная дорога. Там не планируется
устанавливать светофоры, выделять для движения
пешеходов место под тротуары. С Четвертого
транспортного кольца нельзя будет прямо
подъехать к какой-либо застройке.
- И как же тогда можно будет попасть с
ЧТК вглубь прилегающих районов?
- Съехав с кольца на боковые улицы,
идущие вдоль, и уже по ним добираться до нужного
места.
- Как на ЧТК предполагается
организовать движение?
- Как минимум в четыре полосы в одном
направлении. То есть все участки будут
восьмиполосными. А на севере – в районе
Ленинградского, Дмитровского, Ярославского,
Алтуфьевского шоссе планируем направить
движение в одном направлении по семи или восьми
полосам. Так что получается такой большой
транспортный жгут.
- Скажите, предусмотрена ли застройка
территории вдоль ЧТК ?
- Естественно, ведь Четвертое
транспортное кольцо призвано решить, насколько
это возможно, не только транспортную проблему, но
и способствовать развитию срединной зоны города.
Во-первых, по большей своей части,
Четвертое транспортное кольцо идет вдоль Малого
кольца Московской железной дороги.
Железнодорожную магистраль планируется
реконструировать. Она будет превращена в
скоростную систему, своего рода аналог
метрополитена. Таким образом, формируется
транспортный коридор, позволяющий обеспечивать
и перевозку пассажиров, и пропуск
автотранспорта.
Второе: в действующем Генеральном плане развития
Москвы и в актуализированном Генеральном плане
программы ЧТК и Малого кольца Московской
железной дороги являются приоритетными. И,
наряду со строительством и реконструкцией этих
транспортных объектов предусматривается
комплексная реорганизация всей прилегающей
территории.
В этом вновь образующемся коридоре должно
появиться около трехсот тысяч рабочих мест,
поскольку на всех пересечениях , особенно у
станций Малого кольца предусмотрено
строительство многофункциональных городских
центров. Они, кстати говоря, уже сейчас
появляются.
- Например?
- В районе станции метро
«Ботанический сад» проектируется мощный центр, в
который вкладывает солидные инвестиции
китайский бизнес. Есть проект развития
гостиничного центра в районе Алтуфьевского
шоссе.
- Насколько велика доля городских
инвестиций в этих проектах?
- Строительство ведется за счет
внебюджетных средств, город обеспечивает только
развитие инфраструктуры.
- Реализация проекта «Большая
Ленинградка» обещает быть масштабной. Каково
сейчас положение на этой площадке?
- На участке от Беговой улицы до
Сокола сделано довольно много. В районе Академии
имени Жуковского и улицы Серегина открылся
тоннель. Теперь на Ленинградском проспекте, если
сложить все полосы движения, девять полос идут из
центра и восемь – в центр. Строится развязка на
Соколе. Там же по направлению к Волоколамскому
шоссе прокладывается тоннель шириной по три
полосы в каждом направлении.
- Когда этот объект будет закончен?
- В 2009 году. Но на Ленинградском шоссе
будут сооружены еще две развязки. Одна уже
строится на пересечении с Головинским шоссе.
Другая должна появиться в районе Фестивальной
улицы. Есть и другие планы.
- Работа предстоит долгая …
- Ленинградское направление
реконструируется такими темпами и масштабами
вот почему: когда сложили всю уже разработанную
документацию на застройку района, суммировали
все планы развития прилегающих территорий, то
получилось, что в этой зоне расположилось около
10-12 миллионов квадратных метров площадей
различного направления. Это дополнительная
нагрузка на транспортную сеть . Нужно
заканчивать начатое, и на это потребуется не
менее двух лет.
- Реконструкция Ленинградского шоссе
и проспекта затронет и площадь Тверской заставы,
и Тверской улицы?
- В определенном смысле да. Поскольку
любое увеличение автомобильного потока по
направлению к центру на участке Тверской заставы
создаст серьезные проблемы. Если здесь будет
организовано безостановочное движение, то у
Охотного ряда может возникнуть транспортный
тромб.
- И какая есть возможность этого
избежать?
- Полагаю, необходимо сохранить
светофоры в районе улицы Правды, перед площадью
Тверской заставы.
- Есть ли в планах строительство
дублеров наиболее оживленных городских
магистралей?
- Да. В программе дорожно-мостового
строительства предусмотрено сооружение
дублирующих трасс. В частности в северного и
южного дублеров Кутузовского проспекта ,
Волгоградского проспекта, на некоторых участках
Дмитровского шоссе. Предпроектная и проектная
документация на эти объекты разрабатывается, но
вопрос об их строительстве остается пока
открытым. Все зависит от того, сколько средств
может выделить город на эти цели.
- Может быть, есть смысл сделать
проезд по ним платным?
- Принято решение – в городе не будет
платных дорог. При существующем дефиците
автомагистралей брать плату за проезд по забитым
пробками улицам вряд ли целесообразно. Кроме
того, там достаточно сложно контролировать
въезды. Скажем, дублер Кутузовского проспекта
нужен для обслуживания районов Сити, застроек на
берегу Москвы-реки, Минской улицы, Рублевского
шоссе. И как их обслуживать, если мы введем
платный проезд?
- Многие эксперты возлагают большие
надежды на строительство в городе хордовых, или,
как их еще называют, рокадных дорог, поскольку
они могут отвлечь на себя транспортный поток с
наиболее оживленных городских магистралей,
позволят их объехать. Насколько такой оптимизм
оправдан?
- В Генплане предусмотрено создание
двух рокад. Северная будет пролегать с
северо-запада на юго-восток по направлению к
Москве-реке. Она начнется от Бусиновской
эстакады, пройдет вдоль Октябрьской железной
дороги, через Фестивальную улицу, Ленинградское
шоссе, улицу Академика Королева, по проспекту
Буденного и выходит на МКАД - Ногинск, с обходом
Ногинска.
Вторая – Южная рокада соединит Рублевское и
Братеевское шоссе, улицу Лобачевского и выйдет в
восточную часть города.
Разрабатываем и варианты прохождения хордовых
магистралей в периферийной части . На юге трасса
может пройти через Марьинский парк. Возможен
вариант ее прохождения через парк Кузьминки и
дальше, в сторону Измайлова. Такая же хорда есть и
на юго-западе между Московской кольцевой
дорогой, Рублевским шоссе и улицей Лобачевского.
Просматриваем варианты строительства на севере
– с переходом через Химкинское водохранилище в
направлении Митино и Медведково.
Эти проекты, конечно, не сравнить с Генпланом 1971
года. Тогда было запланировано строительство
четырех ярко выраженных рокад. Сейчас более
сложная система.
- Когда начнутся работы на этих
объектах?
- Северная и Южная рокады попали в
программы дорожного строительства и
федерального центра, и московского
правительства. Участок Кожухово-МКАД уже
строится. Остальные проектируются. Поскольку
программа рассчитана до 2015 года, время есть.
- В последнее время довольно
оживленно обсуждалась идея строительства в
городе автодорог над уже существующими
железнодорожными путями. Есть здесь перспектива?
- Это будет очень дорогой проект, и
денег на него пока нет. Возможно, в этом году мы
начнем проработку. Следует, прежде всего, понять,
каким образом это реализовывать. Поскольку
вопросов возникает множество. Ведь
железнодорожная магистраль, накрытая сверху
автомобильной эстакадой – это уже какая-то
совсем другая железная дорога. Как она будет
эксплуатироваться, каким образом проводить
ремонтные и строительные работы, все это
предстоит определить.
- К 2013 году Четвертое транспортное
кольцо планируется открыть для движения
полностью. В то же время московская
автоинспекция в год регистрирует примерно 150
тысяч автомобилей. То есть, к моменту открытия
ЧТК в столице станет примерно 4 миллиона авто. Как
смоет повлиять на ситуацию новая транспортная
магистраль?
- Если говорить откровенно, то с
пуском Четвертого транспортного кольца
серьезного облегчения на дорогах не будет. Парк
автомобилей растет быстрее, чем ведется дорожное
строительство. Плюс к этому застройка районов
Москвы – ее темпы чрезвычайно высоки и мы еле
успеваем прокладывать новые трассы. Для того,
чтобы переломить ситуацию, необходимо увеличить
дорожное строительство как минимум в два раза.
- Значит, завтра будет лучше, чем
вчера, но так же, как сегодня?
- Да. Дефицит дорожной сети накапливался в
течении нескольких десятилетий и поэтому
потребуется как минимум 10, а то и 15 лет
напряженной работы, чтобы ситуация на дорогах в
городе изменилась кардинальным образом.