Зодчий и время

А. П. Кудрявцеву – 70 лет!

Русская линия

№ 6 за 2007  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".

 Архитектура и строительство Москвы №6


Содержание номера:

Ю.Гнедовский, Б.Максимова
«Зодчество» настраивает на успех

В. А. Резвин, архитектор
Вокруг Божедомки

Б. Х. Бухарина
Он стал ближе к звездам…

М. Е. Маевская
Заметки о развитии Москвы в XXI веке

А. П. Кудрявцеву – 70 лет!

Содержание журнала «Архитектура и строительство Москвы за 2007 год

Перспективы развития таунхаусов в России

А. Р. Введенский, О. В. Калиниченко, С. В. Непомнящий
Новые подходы к решению задач комплексной реконструкции сложившейся застройки Москвы

 

3 ноября 2007 года исполнилось 70 лет со дня рождения президента Российской академии архитектуры и строительных наук, народного архитектора России, профессора Александра Петровича Кудрявцева.
С 1960 года по завершении учебы в Московском и Бухарестском архитектурных институтах А. П. Кудрявцев участвовал в проектировании ряда крупных общественных зданий и комплексов, вел научную работу по теории и истории современной отечественной и зарубежной архитектуры, был главным редактором журнала «Архитектура СССР», секретарем правления Союза архитекторов СССР. В 1987 году избран ректором Московского архитектурного института, в 1999-м – президентом РААСН. Он - лауреат премии Правительства СССР и Правительства Москвы, член президиума ВООПИиК, член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству, вице-президент Европейского общества культуры, почетный член ряда зарубежных архитектурных организаций, президент МАрхИ.Александр Петрович Кудрявцев
С момента возобновления «Архитектуры и строительства Москвы» (1995) А. П. Кудрявцев является членом редколлегии и постоянным автором журнала. Мы от всей души поздравляем Александра Петровича с замечательным юбилеем и желаем ему здоровья, успехов в творческой деятельности и многая, многая лета. Ниже публикуется интервью с ним корреспондента «АиСМ», записанное в предъюбилейные дни.
Корреспондент. Александр Петрович, как Вы пришли в профессию?
Александр Кудрявцев. Я всегда спрашиваю студентов: почему вы выбрали профессию архитектора? Ведь ее сложность очевидна, в средней школе такого предмета нет, а работу существующих в ряде городов архитектурных студий, кружков и курсов, несмотря на энтузиазм и подвижничество наших коллег, вряд ли можно назвать достаточной. В архитектурной «профориентации» по-прежнему значительную роль играет фактор наличия архитекторов в семье. Общение с моим дедом, Сергеем Егоровичем Чернышевым (кстати, одним из первых академиков архитектуры и вице-президентом Всесоюзной академии архитектуры) сформировало во мне желание последовать его примеру - проектировать, строить, жить в архитектуре, жить архитектурой. Таким образом, рельсы были проложены – я поступил в МАрхИ.
Корр. В каких наиболее интересных проектных и научных работах Вы участвовали?
А. К. Думается, мне удалось изведать все «ипостаси» архитектурной деятельности. После института я много - с удовольствием и успешно - проектировал, вместе с замечательными архитекторами Е. Г. Розановым, Ю. Л. Шварцбреймом, Д. Е. Лурье, Н. Н. Стужиным работал над проектом цирка в Краснодаре и в составе авторов получил премию Совета Министров СССР. Параллельно защитил диссертацию по современной архитектуре Румынии, занимался типологией в научно-исследовательском отделении ЦНИИЭП имени Б. С. Мезенцева, преподавал в МАрхИ, был главным редактором журнала «Архитектура СССР», секретарем правления Союза архитекторов СССР. Грянула перестройка – коллектив МАрхИ выбрал меня ректором, и вместе с ним я двадцать лет переживал все перепетии становления высшего архитектурного образования в России.
Корр. И какими же видятся Вам его перспективы?
А. К. Перспективы отечественного архитектурного образования прямо обусловлены общеполитическим и экономическим положением в стране. Мне кажется, они будут разниться в зависимости от регионов: с одной стороны, Москва и Санкт-Петербург, с другой – остальные субъекты федерации. Однако хочется отметить здесь и следующее обстоятельство: Москва, оставаясь главным магнитом культурной и образовательной жизни России, перестает быть законодательницей архитектурной моды.
Интернет – всемирная «каша», которой «питаются» все студенты. Полагаю, что в ситуации открытости информации, полистилизма, диктата вкуса заказчика и денег высшая школа должна прививать студентам иммунитет против пошлости и душевной успокоенности. Вероятно, будет нарастать конкуренция с зарубежными школами, и нам надо предоставить рынку собственные услуги. Отсюда вытекает задача: провести инвентаризацию нашего образовательного достояния и определить «точки интереса». Надеюсь на расцвет специальных архитектурных программ, интеграцию в международные образовательные программы - с сохранением собственного лица.
Сегодня все отечественные школы соответствуют международным образовательным критериям, за чем следит Рособрнадзор. Чтобы получить этому формальное подтверждение указанного соответствия, можно пройти аккредитацию какой-либо зарубежной системы. МАрхИ это сделал в 1994 году, пригласив комиссию Королевского института британских архитекторов. Наши коллеги из Алматы обратились к комиссиию по валидации архитектурных программ МСА/ЮНЕСКО.

Корр. В сфере Ваших профессиональных интересов находятся проблемы сохранения отечественного историко-архитектурного наследия. Какие трудности возникают сейчас с охраной памятников архитектуры и исторической среды городов?
А. К. Надо сказать, что получить архитектурное образование в эпоху воинствующего модернизма – это значит, в числе прочего, не видеть архитектурно-художественную и социально-экономическую ценность исторической среды. Я, конечно, когда-то был уверен: будущее – за будущим. Перелом в моем профессиональном сознании произошел во время работы в Экспертно-консультативном общественном совете при главном архитекторе Москвы, возглавить который мне предложили в 1988 году. Сотрудники ЭКОСа и открыли мне глаза – вплоть до того, что три года назад вместе с покойным А. И. Комечем, М. Б. Пиотровским, В. А. Виноградовым, В. И. Мантуровым, Г. И. Маланичевой, Д. О. Швидковским, С. С. Михеевым и другими уважаемыми людьми я учредил Национальный центр опеки наследия, имеющего своей целью внедрение методов доверительного (трастового) управления в сферу наследия. Подобная форма более 100 лет назад была учреждена в Великобритании, внедрена в США и странах Содружества, а теперь принята в более чем 60 странах мира. Принципы этого метода: «успешные» объекты наследия, то есть объекты с инвестиционным потенциалом, могут помочь другим – «неуспешным». Наш Центр получил поддержку советника по культуре администрации Президента РФ Ю. К. Лаптева, руководителей некоторых регионов.
С тех пор как я преподаю в МАрхИ, не могу понять, почему мы не бережем наследие 1920-1930 годов, наш авангард? Занимаюсь этим предметно, в 1990-х возглавлял общественную наблюдательную комиссию по реставрации дома К. С. Мельникова – помните, у него долгое время была пластмассовая «нахлобучка»? Спасибо тогдашнему председателю Москомнаследия В. А. Булочникову, с риском для себя выделившему деньги, – это была последняя реставрация за казенный счет. Уверен: иначе дом не устоял бы. И сейчас по мере сил стараюсь помочь мельниковскому шедевру. Но забота об авангарде не должна остывать, все время надо теребить власть, привлекать к проблеме внимание общественности. По-моему, лед тронулся.

Корр. С 1999 года Вы – президент Российской академии архитектуры и строительных наук. Какова роль Академии в современной архитектурно-строительной науке и практике?
А .К. Нет более органично родственных институций, чем РААСН и МАрхИ, и в своей работе я всемерно использовал накопленный опыт для сложения их усилий.
Еще до избрания меня президентом в РААСН разработали программу интеграции вузовской и академической науки (она подписана А. Г. Рочеговым), и не наша вина, что ей не суждено реализоваться как программе федерального масштаба. Но фактически были найдены пути проектно-экспериментального проектирования, проведены крупные совместные научные конференции, подготовлены научные труды. Полагаю, что удастся скоординировать планы фундаментальных и прикладных исследований, опираясь на приоритетные направления науки. Очевидна перспективность развития на базе вузов поисковых и экспериментальных работ, прежде всего в области композиции и формообразования. Главное – увлечь наукой студентов, формировать новое поколение ученых.
Сила РААСН – в комплексности, действительно позволяющей решить задачу любой сложности: градостроительный аспект (макроуровень), конкретное решение в пространстве и во взаимосвязи с окружением (мезоуровень), реализация в конструкциях, технологиях и материалах. Нам удалось отстоять градостроительство как необходимую для обустройства России форму деятельности, но было потеряно время и кадры градостроителей. Сегодня мы должны выстроить новую модель специалиста- градостроителя, обеспечить этих специалистов рабочими местами, связать накопленный веками опыт с новым знанием, добытым в России и за рубежом.
Очень важно внести в практику проектирования принципы устойчивого развития, то есть экологичности поселения или здания, их гармонии с природой, минимального использования невозобновляемых ресурсов. Пока наша архитектура очевидно затратна – чем больше стоимость здания, тем выше гонорар проектировщика. Однако должна быть политика и государственного, и общественно-профессионального поощрения проектов, при которой минимальными средствами добывается максимальный эффект.
Думаю, что национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» обращен к архитекторам с целью мобилизации их знаний и таланта на решение этой важнейшей социальной задачи, однако отсутствие в нем компоненты проектного и научного сопровождения, предложения по которому были представлены РААСН, не создает необходимого организационного поля для творческого соревнования.
Корр. Ваши планы на будущее?
А. К. Конечно, они связаны с Академией и МАрхИ. Только авторитетом Академии вместе с Союзом архитекторов России можно сдвинуть решения проблем, обозначенных выше, с мертвой точки, и я намерен над этим работать. А в МАрхИ теперь смогу больше заниматься со студентами на кафедре теории и истории советской и зарубежной архитектуры, заведующим которой я являюсь, и по мере сил буду помогать родному институту в качестве президента. Так что моя визитная карточка не меняется, сохраняется и круг забот. Любимых.
Самая большая проблема – найти и вырастить молодого талантливого архитектора, градостроителя, ученого. Страна открыла свои границы, и по законам демократии и рыночной экономики молодые ринулись в сферы быстрой самореализации. Из зоны стратегических исследований и эксперимента практически ушли двадцати-тридцатилетние. Все что делает сейчас государство для остановки этого процесса, слишком слабо, непривлекательно, «точечно». Требуется создать «инкубаторы» талантов, опережающие европейские системы, основанные на концентрации государственно-частных интересов, всемерно повышая их престиж - в том числе путем приглашения лучших специалистов–педагогов, известных предвидением будущего. Вряд ли результат последует незамедлительно, но чем раньше мы начнем, тем раньше достигнем цели. Необходимо восстановление конкурсов как главных «открывателей талантов». Практика ХХ века: ведущие зарубежные звезды (Р. Роджерс, Р. Пьяно, Н. Фостер, Заха Хадид, У. Олсоп) приобрели известность победами в международных и национальных конкурсах; то же относится и к нашим мастерам старшего поколения.