История места

Вокруг Божедомки
В. А. Резвин, архитектор

Русская линия

№ 6 за 2007  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".

 Архитектура и строительство Москвы №6


Содержание номера:

Ю.Гнедовский, Б.Максимова
«Зодчество» настраивает на успех

В. А. Резвин, архитектор
Вокруг Божедомки

Б. Х. Бухарина
Он стал ближе к звездам…

М. Е. Маевская
Заметки о развитии Москвы в XXI веке

А. П. Кудрявцеву – 70 лет!

Содержание журнала «Архитектура и строительство Москвы за 2007 год

Перспективы развития таунхаусов в России

А. Р. Введенский, О. В. Калиниченко, С. В. Непомнящий
Новые подходы к решению задач комплексной реконструкции сложившейся застройки Москвы

 

Москвичей не удивишь замысловатыми названиями улиц. Есть тут и Щипок, и Сукино болото, и Илюшина пашня. Из этого же ряда и Божедомка, находящаяся в районе, центром которого была Екатерининская площадь, переименованная в 1919 году в площадь Коммуны.

В 1630 году здесь построили церковь Иоанна Воина, рядом с которой находился знаменитый Убогий (в просторечии - «Божий») дом, куда со всего города свозили неопознанные тела убитых или замерзших на улицах бродяг. Здесь они до опознания лежали в открытых ямах со льдом. Знаток старой Москвы П. В. Сытин пишет: «Только раз в году, в Семик, хоронили их при большом стечении народа и духовенства. От Убогого («Божьего») дома и сама улица стала называться Божедомкой (ныне это улица Дурова)».

Церковь Иоанна Воина на Божедомке

В середине XVIII века граф Салтыков построил к западу от храма роскошные палаты с большим регулярным парком, которые затем императрица Екатерина II купила под устройство военной богадельни (Инвалидный дом) для офицеров и солдат, участников Румянцевских и Суворовских походов. Парк привели в порядок. На его территории устроили три пруда в русле речки Напрудной - притока Неглинки (нижний сохранился до них дней). Парк выходил в Салтыковский, позднее - Самарский, переулок и занимал площадь 16 гектаров.

В 1803 году было основано училище Святой Екатерины для дочерей потомственных дворян, разместившееся в приспособленном под эти цели главном доме, откуда инвалидам пришлось выехать. Перестройку возглавил Иван Жилярди, известный больше как строитель, работавший по чужим чертежам. Так, по чертежам архитекторов Михайлова и Кваренги он построил неподалеку Александровский институт и Мариинскую больницу, о которой речь впереди. Александровский мещанский институт на Новой Божедомке предназначался для детей личных дворян, чиновников и мещан. Сегодня деревья во дворе института разрослись и почти совсем закрыли прекрасный портик коринфского ордера, поставленный над арочным цоколем первого этажа. Тенистые деревья и строгая классическая архитектура придают двору загадочность и романтическую прелесть. Теперь здесь размещается больница.

В 1812 году Екатерининский институт сильно пострадал, и его вновь перестраивали Афанасий Григорьев и Доминико (Дементий) Жилярди, сын Ивана Жилярди. Фасад украсил десятиколонный портик прекрасных пропорций. Тогда же появились боковые крылья и монументальная решетка строгого рисунка с белокаменными пилонами. В интерьере выделяются парадная лестница и два двусветных зала с двухъярусными галереями и хорами. В 1960 году перед фасадом института, ставшего Центральным домом Красной Армии, установили бюст М. В. Фрунзе (скульптор Е. В. Вучетич, архитектор Г. А. Захаров).

Институт сдавал принадлежавшие ему земли в аренду коммерции советнику А. А. Иммеру, который устроил на них растительный питомник с оранжереями и парниками. В районе Трифоновского переулка появилась малоэтажная деревянная застройка, напоминавшая улицы соседней Марьиной рощи. Екатерининская площадь перед институтом отличалась полным отсутствием благоустройства. Ее окружал ветхий деревянный забор, за которым находились свалки снега и мусора. Только в 1911 году площадь замостили булыжником и установили несколько фонарей. Тогда же разобрали и забор.

В 1920-х годах началась комплексная реконструкция района. Деревянные дома снесли, а речку Напрудную упрятали в трубу. Спустя десять лет сломали и церковь Иоанна Воина, а на ее месте построили малоинтересные по архитектуре 7-этажные корпуса гостиницы ЦДКА для комсостава Красной Армии. Полностью площадь Коммуны преобразилась после окончания в 1941 году строительства Центрального театра Красной Армии (ЦТКА). Разрушение структуры района довершила пробивка по территории парка Олимпийского проспекта.

На углу улицы Дурова, недалеко от Олимпийского спорткомплекса, в 1980 году завершили реконструкцию старейшего детского зрелищного учреждения Москвы - Уголка имени В. Л. Дурова (архитектор Г. Саевич). Усложненная структура разновеликих объемов хорошо вписалась в этот уголок старой Москвы. Выделяется бело-голубой цилиндр Театра зверей на 450 зрителей, вокруг которого группируются вольеры, слоновник, служебные помещения. Весь комплекс вызывает в памяти старую ярмарку, на которую приехал цирк. Это ощущение усиливается благодаря применению цвета и обилию медной скульптуры, выполненной с добрым юмором (скульпторы Д. Митлянский и В. Тюрин).

Божедомка - родина Ф. М. Достоевского, которого знают как жителя Петербурга. Но родился великий писатель в Москве, на Божедомке, в семье штаб-лекаря Московского военного округа М. А. Достоевского - выпускника Московской медико-хирургической академии, участника Отечественной войны 1812 года. Весной 1821-го он начал работать в клинике на Новой Божедомке (ныне улица Достоевского), находившейся под патронажем императрицы Марии Федоровны, вдовы убитого императора Павла I. Содержалась больница на капиталы Воспитательного дома, а также на частные пожертвования московских купцов и кружечные сборы больничной церкви. Все это давало больнице определенную независимость. Благодаря участию августейшей патронессы в этой первой в Москве бесплатной больнице для неимущих царил почти семейный порядок. «Всякого состояния, пола и возраста и всякой нации бедный и неимущий, будучи болен, может явиться в оную больницу и в оную принят будет». Это правило распространялось на всех людей «свободного звания», но не на крепостных. В больнице на 200 коек действовало благотворительное общество для помощи прошедшим курс лечения. При выписке им выдавались теплая одежда, деньги на первое время. Имелся также приют для неизлечимо больных (хоспис).
Бывший Екатерининский институт благородных девиц (Центральный Дом Красной Армии)
Монументальный больничный ансамбль на Новой Божедомке был построен И. Жилярди и А. Михайловым по проекту Д. Кваренги. Его фасад украшал великолепный ионический портик, а в центре главного корпуса находилась церковь святых Петра и Павла. По обе стороны больничного комплекса построены классические здания Екатерининского и Александровского институтов, что изменило облик Божедомки - некогда унылой московской окраины.

Пожар 1812 года пощадил больницу, но оставил в ее истории неизгладимый след. В сентябре французское командование выбросило на улицу больных «без всякого пропитания и призрения» и превратило ее в военный госпиталь. В ограде собралось множество народа, искавшего спасения от пожаров, грабежей и насилия. Главный лекарь больницы Оппель докладывал попечительнице Марии Федоровне, что, согласно Женевской конвенции, врачи вынуждены оказывать медицинскую помощь раненым французским солдатам: «Генерал Нарбон осматривал также нашу больницу и, восхваляя нас за труды наши, объявил нам, что он не преминет о нас и о нашем о французских больных попечении донести Императору Наполеону и что нам непременно жалование определено будет». Персонал от французского жалования отказался...

М. А. Достоевский поселился с женой и сыном Михаилом в южном больничном флигеле, где 30 октября 1821 года и родился второй сын Федор. Там же, в больничной церкви, его крестили, о чем свидетельствует запись в «Книге для записи крещеных и отпетых в церкви Петра и Павла, что при больнице для бедных, за 1814-1823 годы». Отсюда, с Божедомки, Ф. М. Достоевский уехал в Петербург поступать в Инженерное училище. Во дворе больницы стоит гранитный памятник писателю работы С. Д. Меркурова. Интересна его история. В газете «Известия» 2 августа 1918 года был опубликован список памятников, намеченных к установке, в том числе и Достоевскому. Скульптор Меркуров предложил поставить статую, созданную им еще в 1914 году. Специальная комиссия во главе с Луначарским скульптуру одобрила. Ее и установили 7 ноября 1918 года на Цветном бульваре, у Трубной площади. И только в 1936 году, когда началась реконструкция Трубной и бульвара, памятник перенесли во двор дома, где писатель родился.

Божедомка почему-то «притягивала» благотворителей. В Божедомском переулке (ныне улица Делегатская) в 1847 году Московское ремесленное общество открыло богадельню и детский приют с училищем. Двухэтажное здание занимало почти целый квартал. В богадельне бесплатно могла жить тысяча нетрудоспособных. Сегодня здание бывшей Ремесленной богадельни надстроили до четырех этажей и передали Московскому медицинскому стоматологическому институту.Мариинская больница. Cправа – памятник Федору Михайловичу Достоевскому

Доминирующим сооружением всего района и площади Коммуны является монументальное здание Центрального театра Красной Армии, построенное в 1936-1940 годах. Участок трапециевидной формы возвышается над уровнем площади, благодаря чему театр как бы поднят над окружающей застройкой. На проект был объявлен конкурс, в котором участвовали Руднев, Мунц, Фомин, братья Голосовы и другие известные архитекторы. В результате грандиозный по размерам театр был осуществлен по проекту К. С. Алабяна и В. Н. Симбирцева. Обращает на себя внимание необычная форма плана театра в виде пятиконечной звезды. Легенда гласит, что на этой форме настоял Ворошилов, который интересовался ходом строительства и неоднократно встречался с авторами. Архитекторам удалось создать выразительное здание-монумент, воплотив в жизнь новую, свободную от традиций форму. Они исходили из того, что здание театра, расположенное на открытой площади, должно хорошо восприниматься со всех сторон как монолитный геометрический объем. Впрочем, «разглядеть» задумку можно разве что с самолета. Однако авторы с большим мастерством провели свою идею - как в разработке общего объема, так и в отдельных деталях, включая пятиконечное сечение девяноста наружных колонн, окружающих здание. Несмотря на предвзятость выбранной формы, которая, несомненно, осложняла планировочное решение и функциональную организацию пространства, архитекторы со своей задачей справились.

Памятник А. В. Суворову, установленный напротив театраВ пятиконечный план здания вписан десятиугольник правильной формы диаметром 90 метров. По одну сторону расположен зрительный зал на 1920 человек, по другую - огромная сцена с комплексом технических помещений. Эта сцена - гордость театра. Ее огромные размеры отвечают специфике театра, который предназначался преимущественно для массовых зрелищ и героических постановок. Архитекторы создали сложную систему трансформации планшета сцены и доставки декораций. Инженер И. Е. Мальцев запроектировал в центре планшета поворотный круг диаметром 26 метров. Кроме того, вся сцена разделена на полосы, которые с помощью специальных подъемников могут подниматься и опускаться на 2,5 метра. Зал украшен живописью Фаворского и Бруни. Расписаны также плафоны и стены обширных фойе (художники Дейнека, Файнберг, Герасимов и другие). Над зрительным располагаются репетиционный и декорационный залы.

Театр Красной Армии стал символом своего времени. Если задаться вопросом, какое сооружение предвоенной поры наиболее полно отражает новый имперский стиль, пришедший на смену конструктивизму, то с уверенностью можно ответить - это театр Красной Армии. Бедой театра всегда была его удаленность от центра. Не было надежного удобного сообщения, а точнее - станции метро поблизости. Теперь буквально в двух шагах от театра, со стороны Мариинской больницы, заканчивается строительство станции метро «Достоевская».

В центре площади Коммуны (ныне - Суворовской), установлен памятник полководцу. Бронзовая, в полный рост фигура Суворова на цилиндрическом гранитном постаменте обращена лицом к театра. Перед памятником - стволы шести старинных бронзовых пушек (авторы - скульптор О. К. Комов, архитектор В. А. Нестеров).

Центральный театр Красной Армии