Уроки реставрации

Он стал ближе к звездам…
Б. Х. Бухарина

Русская линия

№ 6 за 2007  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".

 Архитектура и строительство Москвы №6


Содержание номера:

Ю.Гнедовский, Б.Максимова
«Зодчество» настраивает на успех

В. А. Резвин, архитектор
Вокруг Божедомки

Б. Х. Бухарина
Он стал ближе к звездам…

М. Е. Маевская
Заметки о развитии Москвы в XXI веке

А. П. Кудрявцеву – 70 лет!

Содержание журнала «Архитектура и строительство Москвы за 2007 год

Перспективы развития таунхаусов в России

А. Р. Введенский, О. В. Калиниченко, С. В. Непомнящий
Новые подходы к решению задач комплексной реконструкции сложившейся застройки Москвы

 

Проходя по Садовой-Кудринской, я не раз ловила тоскливые взгляды москвичей, обращенные в сторону давно закрытого Московского планетария. Это историческое здание с одним из самых больших в мире куполов на сооружениях подобного назначения (диаметр 30 метров), построенное в 1920-х годах по проекту архитекторов М. О. Барща и М. Синявского, всегда было любимо и детьми и взрослыми. И очень скоро они снова смогут посмотреть на звездное небо, потому что реконструкция и реставрация столичного планетария под руководством А. В. Анисимова, можно сказать, успешно завершается.

- Работы осталось на несколько месяцев, - говорит заслуженный архитектор РФ, главный архитектор проекта, доктор архитектуры, лауреат Государственной премии СССР Александр Викторович Анисимов. – Но поскольку наш объект финансируется из городского бюджета, есть проблемы с деньгами, и сейчас большая часть строителей, за исключением электриков и кровельщиков, временно покинула планетарий. Предстоят в основном монтаж технологического оборудования и отделочные работы, но их надо завершить, чтобы открыть этот культурный центр с астрономическим уклоном.

3a.jpg (24400 bytes)

Вместе с авторами проекта Александром Викторовичем Анисимовым и Ольгой Сергеевной Семеновой я побывала в этом звездном или астрономическом царстве, которое находится буквально в десятке метров от оживленного Садового кольца и площади Восстания. Стройка, как уже сказано, на какое-то время замерла, и можно было спокойно осматривать то, что уже создано, что в недалеком будущем оживет, заиграет, засветится.

- Создается, действительно, целый комплекс, потому что современный планетарий, - продолжает Александр Викторович, - мыслится именно как культурный центр. Мы подняли старое 3-этажное здание, очистили его от незаконных пристроек, отреставрировали до совершенства, а все, что его портило, оставили внизу или снесли. Под памятником же архитектуры русского авангарда начала ХХ века, поднявшимся ближе к звездам, фактически построили новое 3-4-этажное здание, которое существует под платформой, не входя в контакт с памятником. Мы заняли почти всю территорию планетария с тем, чтобы эксплуатируемая крыша стала новым уровнем земли.

Поскольку прежнее здание поднялось на шесть метров, пришлось сделать пологий пандус, где уложен гранит с подогревом. И благодаря ему памятник архитектуры, который многие годы находился в низине, а купол был уже почти не виден с Садового кольца и со стороны зоопарка, вдруг стал более значительным, более обозримым со всех сторон. Кроме того, благодаря пандусу пути пешеходов и автомобилей не пересекаются. Поднявшись по нему, можно войти непосредственно в планетарий, а можно, свернув влево, оказаться на астрономической площадке, где все открыто солнцу. Она же – фактически эксплуатируемая крыша новых сооружений. Здесь уже готовы бетонные фундаменты под астрономические приборы. Их будет около тридцати. Вот по одной линии строго на север идет московский меридиан. Точно на нем должны быть установлены приборы, которые работают от солнца и которым теперь не будут мешать ни крыши окружающих строений, ни деревья. Здесь же - стеклянная пирамида, потребовавшаяся для удлинения нити маятника Фуко. А в той стороне площадки, куда падает тень от купола, откроется летнее кафе. Из него будет виден зоопарк. Архитекторы даже предлагали сделать туда лестницу, чтобы работать планетарию и зоопарку вместе, но не получилось…

Сегодня мы ходим по частично замощенной гранитом крыше, но скоро здесь все кардинально поменяется: сделают земляную насыпь, появится зелень… Между приборами появятся зеленый газон, деревья, вьющийся виноград. Одним словом, полная имитация Земли.

- Сейчас мы проектируем переход, который свяжет астрономическую площадку со станцией метро «Баррикадная», - рассказывает О. С. Семенова. – Буквально в нескольких метрах от метро находится кассовый павильон планетария. Затем посетитель, поднявшись примерно на семь метров по эскалатору или лестнице, окажется в горизонтальной трубе – переходе над зоопарком, ведущей прямо на астрономическую площадку. Для инвалидов предусмотрен лифт.

Кстати, на астрономической площадке уже есть один лифт, поднимающий посетителей на крышу. Им смогут воспользоваться люди, оставившие свой автомобиль внизу или на подземной автостоянке на 127 машин, которая ушла вниз на два этажа. Крыша же находится на отметке 6 метров 30 сантиметров над уровнем земли – именно на столько поднято старое 3-этажное здание с куполом. В результате подъема и получились новые помещения – полтора этажа надземных и два с половиной – подземных.

Подъем старого здания… Сегодня это звучит так обыденно. На самом же деле здесь впервые в Москве (да и вообще в мире) состоялось это, не побоимся сказать, грандиозное событие. Разработку технологии и сам подъем осуществлял трест «Гидромонтаж». Авторы уникальной операции – инженеры Э. Андреев и С. Редреев. Это было очень правильное, продуманное решение, но не без риска, чего архитекторы и не отрицают. Все-таки более чем на 6 метров поднималось 3-этажное здание - с железобетонными перекрытиями, лестницами, куполом и даже аппаратурой…

Подъем здания занял сорок дней и начался 25 декабря 2003 года.

- Вот здесь, - показывает Александр Викторович, - стоял пульт управления и были одновременно задействованы 27 пневматических домкратов, которые очень важно было правильно расположить. Один такой домкрат мы оставили на память потомкам. Строители все выполняли просто великолепно. Мы стояли под перекрытиями и были уверены, что все получится, ведь подъему предшествовала тщательная подготовка…

- Самый опасный момент, когда домкраты оторвали здание сначала на доли миллиметра, потом на два миллиметра, - вспоминает Ольга Сергеевна. - Строителям важно было узнать, при каком давлении домкраты могут выйти из строя. Для этого они специально дали им огромную перегрузку и выяснили то, что хотели. А дальше все пошло как надо. Подъем шел потихоньку, по сантиметру, тут же подкладывались металлические прокладки, все делалось синхронно. Архитекторы с помощью фотоаппарата и кинокамеры запечатлели этот уникальный процесс, при котором впервые поднимался вверх памятник архитектуры весом в три тысячи тонн.

Александр Викторович Анисимов твердо убежден, что только благодаря подъему здание удалось-таки очистить от всех позднейших пристроек, выделить в нем главное, сохранить его в первозданном виде и отреставрировать. Если бы оно осталось на земле, еще не известно, как поступили бы с этими пристройками, среди которых памятник конструктивизма был по существу спрятан. В процессе эксплуатации в нем постоянно что-то меняли. Был пристроен, например, кассовый вестибюль, в результате чего козырек оказался внутри здания. Были существенно испорчены фасады, построены грубые пилоны, которые завершала дешевая композиция со звездами на голубом фоне. Были закрыты три узких окна над главным входным тамбуром, которые играли существенную роль в композиции фасада; застроена лоджия над главной лестницей.

- Все это портило здание, - констатирует Анисимов. – Фактически сохранился только купол и круглая стена, но верх ее тоже был испорчен, потому что там отсырел кирпич. Теперь мы все привели к тому, как было в самом начале. Восстановили пристройку. Дело в том, что в свое время сделали плохие водостоки и стены промерзали, поэтому верх кирпичной кладки оказался размокшим. Пришлось восстанавливать верхнюю часть стен и выходы для тех, кто покидает главный зал. Открыли взорам знаменитую на весь мир винтовую лестницу в стеклянном цилиндре - обложенная кирпичом, заштукатуренная, она оказалась фактически замурованной. Мы сделали даже ту лестницу, которой никогда не было в планетарии, но которая была в проекте М. Барща и М. Синявского.

Одним словом, благодаря многолетней творческой работе авторского коллектива под руководством А. В. Анисимова посетители планетария увидят возрожденное здание, а под ним - десятки помещений, необходимых для нормальной работы «звездного театра». Архитекторы с удовольствием показывали большую обсерваторию и малую, где будет установлен телескоп – рефлектор, учебный комплекс с классами, лекционной аудиторией, гардеробом и отдельным входом, зал университетского назначения также с гардеробом и отдельным входом… Если его решат использовать как клубный, то здесь уже предусмотрены сцена и экран. Помещение вдоль всего фасада займет научная библиотека. Отдельный вход под пандусом ведет в музей планетария, от которого отделен лекционный холл. Внизу же – интерактивная галерея или зал космических аттракционов, где можно увидеть и потрогать всевозможные приборы.

В этой галерее, – рассказывает автор проекта, - просматривается белая линия – такой же меридиан, как на крыше. Готова модель Луны – ее осталось только облицевать. С потолка уже свисает модель Марса. Здесь же будет демонстрировать вращение земли маятник Фуко. И маятник, и модель Луны, и приборы для астрономической площадки в основном готовы. Их изготовили в подмосковном Королеве, где они пока и находятся на заводе, ожидая своей очереди на установку. Полагаю, что на отладку многочисленных приборов уйдет немало времени.

О. Семенова показала будущую главную лестницу с аквариумом, где будут жить настоящие морские звезды. Вся система для получения морской воды уже смонтирована на нижнем уровне подвала. Правда же, символично, что звезды будут и наверху, под куполом, и внизу, в аквариуме. Поистине, звездный театр.

Авторы проекта подумали и о предприятиях питания разного класса и типа – для школьников, для сотрудников, летнее кафе…

И все-таки главная достопримечательность любого планетария, важнейшая функциональная и эстетическая его часть – купол. На фоне отреставрированных фасадов он прекрасно смотрится. В 1960-х годах кровельное покрытие на нем уже меняли. Еще один ремонт кровли провели в конце 1970-х. Со временем купол потерял свою четкую геометрию. Сейчас же проведена продуманная, бережная реставрация и реконструкция с использованием современных технологий.

- После обследования, - поясняет Александр Викторович Анисимов, - стало ясно, что купол поврежден. Пострадала обрешетка, подкладки, журавцы… А вот железобетонная часть была прочной, поэтому ее сохранили, усилив полимерными составами. Потребовалось установить новые направляющие, уложить новый утеплитель, который покрыли красной пленкой, не пропускающей влагу, сделали обрешетку из дерева. И, наконец, определились с кровельным материалом для внешнего завершающего покрытия купола. Перепробовали очень много: и нержавейку, и медь специального цвета… Но выбрали высококачественный немецкий материал Rheinzink с благородным отблеском и гарантией на 100 лет.

Облицовку купола выполняли российские рабочие, а шеф-монтаж вели немцы, тщательно следившие за качеством работ.

Rheinzink, пожалуй, единственный материал нового поколения, примененный в процессе реконструкции и реставрации планетария. У архитекторов вообще не было цели использовать сверхновые материалы. Наоборот, они хотели видеть здесь только те, которые применялись создателями планетария в конце 1920-х годов. Возводя здание, конструктивисты мечтали о бетоне, но его не было. И они, применяя кирпич, старались скрыть его под штукатуркой. Сейчас же используется нормальный железобетон, кирпич, металл…

Концепция реконструкции и реставрации планетария и ТЭО были выполнены авторским коллективом Моспроекта-4 в 1996-2000 годах. В июле 2002-го началось строительство. Три года оно шло довольно быстро: именно тогда был облицован купол, поднято и отреставрировано старое здание. Потом темпы стали гораздо медленнее.

Современный планетарий – очень нужное, но дорогое сооружение: например, на строительство Нью-Йоркского затрачено 240 млн. долларов США, на реконструкцию Чикагского – 54 млн. Авторы же проекта Московского планетария, разрабатывая ТЭО, запросили всего 30 млн. долларов, утверждено же было только 14 и их, естественно, не хватает, чтобы завершить работы и открыть звездный центр. Очень жаль, потому что уже несколько поколений ребятишек даже не представляют о звездном небе под куполом планетария и о чуде – его увидеть.