В октябре нынешнего года в Манеже состоялся XV
Международный архитектурный фестиваль
«Зодчество-2007». Девиз юбилейного форума –
«Национальные проекты России». Накануне этого
широкого смотра достижений в области
архитектуры и градостроительства наш
корреспондент Берта Христиановна Максимова
встретилась с президентом Союза архитекторов
России Юрием Петровичем
Гнедовским.
Берта Максимова. Юрий Петрович, чем
привлекателен фестиваль прежде всего для самих
архитекторов?
Юрий Гнедовский. Во-первых, это
единственное профессиональное соревнование
зодчих, которое подводит итоги года. Несмотря на
то, проводить фестивали в таком ритме достаточно
сложно, мы на протяжении 15 лет от него не
отступили. И именно это дает возможность зримо
ощутить, что же произошло за 12 месяцев в области
архитектуры и градостроительства, в развитии
наших регионов.
Считаю, что архитекторов привлекает то, что у
«Зодчества» профессиональное жюри возглавляют
не официальные лица (скажем, секретари Союза
архитекторов)... Каждый раз оно комплектуется из
лауреатов предыдущих фестивалей, из тех, кому
доверяют, кто завоевал признание и имеет право
судить своих коллег. Такой принцип ни разу не был
нарушен, и полагаю, что это очень важно.
В этом году мы отмечаем несколько юбилейных дат
- 15 лет фестивалю «Зодчество», 75 лет со дня
создания Союза архитекторов СССР и 140 лет
Московскому архитектурному обществу. Оценивая
эти даты, можно сказать, насколько важно, что в
стране, где происходила смена исторических
формаций, революции, реформы, где не так активна
общественная жизнь, сумел сохранить свои позиции
Союз архитекторов, который входит сегодня в
Международный союз архитекторов, объединяющий
более ста стран мира…
Б. М. В чем особенность нынешнего
юбилейного фестиваля?
Ю. Г. Мы не делаем революционных
изменений в конкурсной и выставочной программах,
но с ростом интереса к фестивалю растет и число
его участников. Раньше мы принимали заявки до
последнего момента, а теперь приходится
отказывать припозднившимся, потому что
экспозиция уже с трудом размещается на столь
большой выставочной площадке столицы, как Манеж.
В этом году в конкурсных номинациях участвовало
более 30 регионов - в полтора раза больше, чем в
2006-м. В смотре-конкурсе архитектурных
произведений было представлено 240 работ из 40
городов России. Именно среди этих авторов и будет
определен обладатель национальной премии в
области архитектуры и приза «Хрустальный Дедал».
В фестивале все активней участвует молодежь:
начинающие архитекторы, студенты архитектурных
вузов и колледжей. Для их поддержки и поощрения
учрежден специальный приз «Взлет».
В этом году наш фестиваль заметно
активизировал региональную жизнь - в Хабаровске,
Новосибирске, Иркутске, Екатеринбурге,
Ростове-на-Дону, Краснодаре, Санкт-Петербурге,
Москве прошли свои фестивали, где обсуждались
актуальные проблемы, награждались победители.
Б. М. Каждый год в работе московского
фестиваля принимают участие зарубежные
архитекторы. Что это - желание украсить форум,
поднять его престиж или дать возможность
российским архитекторам ближе познакомиться с
опытом работы иностранных коллег?
Ю. Г. И то, и другое. Известные имена
зодчих всегда привлекают. Но мы, естественно,
хотим, чтобы присутствовал момент учебы, чтобы
мастера не только показывали, что сделали, но и
рассказывали, как это получилось, что вызвало
именно такое решение.
Российским архитекторам всегда интересно
общение с профессионалами из тех стран, где к
ведущим зодчим относятся с почтением. Этому есть
свое объяснение. В 1920-е годы - годы творческой
свободы - наша архитектура вырвалась на высший
международный уровень, что сегодня признают все.
Потом был резкий разворот к управляемой
архитектуре, но так называемая «сталинская» тоже
пользуется популярностью в мире. Оно и понятно:
архитекторы, получая указания сверху, все-таки
старались встраиваться в международные
процессы.
Но если Сталин считал, что архитектура -
отражение величия страны, то Хрущев сразу
предупредил, что будем строить без всяких
глупостей, а из панелей не сделаешь капителей.
Пренебрежительное отношение к архитектурному
творчеству слишком затянулось. Выставка
«Советский модернизм. 1955-1985 годы» показала, что и
в тот период в нашей архитектуре было немало
шедевров, но все равно диктат сверху не мог не
сказаться на архитектурном сообществе. И тот
факт, что сегодня мы не побеждаем в международных
конкурсах, - результат такой ломки.
К сожалению, отношение к архитекторам в нашей
стране и сегодня остается, мягко говоря,
странным. Например, на экономическом форуме в
Сочи именно градостроительная продукция,
подготовленная архитекторами и выигрышно ими
поданная, привлекла внимание инвесторов,
пожелавших тут же заключить контракты. Но никто
не отметил архитекторов, которые создали
объемные макеты городов и поселков. Да и на двух
крупных дискуссиях о строительстве новых
объектов на уровне руководства страны ни слова
не было сказано об архитектуре, хотя именно с
архитектора начинается стадия зарождения любого
объекта.
Б. М. Юрий Петрович, что реально
сделали архитекторы за последний год для решения
такой важной национальной программы как
«Доступное и комфортное жилье – гражданам
России»? Хотя бы на стадии проектирования…
Ю. Г. В течение года на эту тему Союз
архитекторов России провел два пленума, а
Российская академия архитектуры и строительных
наук две сессии, не считая совместных
мероприятий. И каждый раз мы обращались к
руководителям программы, в том числе и к
вице-премьеру Дмитрию Медведеву, с предложением
заказать архитекторам работы на тему «Что такое
комфортное и доступное жилье для разных условий
строительства, для разных категорий граждан?»,
провести конкурсы на лучшую планировку, наиболее
удобную и экономную... Все предложения остаются
без ответа. Нам дают понять, что бизнес и без нас
все сделает, главное, чтобы выделялись деньги. В
этих условиях архитекторы работают в рамках
того, что им предлагается, что они могут. Поэтому
по качеству проекты получаются самые разные.
Централизованного наблюдения за этим процессом
нет, все роздано на усмотрение регионов. Нет ни
целевой программы, ни идеологии.
Еще 30 лет назад были проведены сопоставления
выхода готовой жилой площади в высотных зданиях
и при плотной низкой застройке. Оказалось, что
вовсе не за чем лезть вверх - выход почти один и
тот же. Но строительный конвейер запущен, и те,
кому выгодно выпускать однотипную продукцию,
противятся иным предложениям. Даже в живописных
местах дома растут вверх, вступая своими
масштабами в противоречие с природой. При этом
руководители городов и регионов не хуже
архитекторов знают, как важно соблюдать
пропорции. Однако все решает экономика. При такой
политике надеяться на то, что появятся какие-то
целевые проекты действительно доступного и
комфортного жилья, - трудно. Просто странно, что
государство устранилось от решения многих
программных вопросов в строительстве, от
выработки самой стратегии.
Б. М. В очень интересной программе
фестиваля прошла дискуссия о малоэтажном жилье.
Оно рассматривается как вариант доступного и
комфортного?
Ю. Г. Безусловно. Это альтернатива
многоэтажному строительству. Опыт европейских
стран показывает, как активно ведется там
малоэтажное строительство, несмотря на нехватку
земли. Я уж не говорю об одноэтажной Америке. Нам
все время показывают центры городов, Сити, а ведь
американцы по всей стране на самом деле живут в
своих небольших домиках. И это истинное лицо
Америки. У наших людей тоже есть желание жить за
городом, быть ближе к земле - и эту тенденцию надо
поддерживать. Архитекторы с удовольствием
выполняют проекты малоэтажных домов, им это
интересно. Они чувствуют себя в этой сфере
свободней, работают напрямую с заказчиками, нет
многочисленных согласовывающих инстанций. Как
правило, малоэтажное строительство -
индивидуальное, где можно выразить свои
творческие взгляды, свой талант.
Б. М. Каждый год на форуме проходят
мастер-классы. Как вы оцениваете их?
Ю. Г. В прошлом году я слушал
мастер-классы архитекторов из Москвы, Нижнего
Новгорода, Санкт-Петербурга, радовался их
успехам. Мне было интересно, как они решают свои
творческие задачи, несмотря на все внешние
помехи, на массу согласований; как они выходят из
положения, имея дело с разными инвесторами...
Обычно мастер-классы проходят при большой
аудитории, очень много собирается молодых
архитекторов, студентов вузов, колледжей.
Послушать коллег, поучиться у них всем полезно,
ведь мастер-классы на фестивале дают ведущие
специалисты, лауреаты нашего фестиваля,
Государственных премий... Из москвичей в этом
году выступал Александр Скокан, который одним из
первых был удостоен Государственной премии. У
него много интересных работ, а его мастерская в
этом году была в числе конкурсантов фестиваля.
Очень интересно и творчество лауреатов
«Зодчества» Юрия Земцова, Евгения Пестова,
Михаила Хазанова…
Б. М. Выбор для обсуждения таких тем,
как «Высотные здания: за и против» и «Малоэтажное
строительство» говорит о том, что это проблемы
общегосударственного масштаба?
Ю. Г. Конечно. В Москве, слава Богу,
официально заявлено, что в пределах Садового
кольца высотные здания строиться не будут. Им
отведено место в зоне Третьего транспортного
кольца. Считаю, что это очень важное решение. И
если мы хотим, чтобы наши города не потеряли
своей привлекательности и культурной ценности,
подобные решения должны быть приняты
повсеместно, особенно в исторических центрах. У
нас еще сохраняется счастливая возможность
сказать, что наше градостроительство будет
развиваться не так, как в Лондоне, где, по-моему,
убеждению, оно губительно для исторического
центра. Другое дело в Париже. Построив одну
высотку на Монпарнасе и получив осуждение
общественности, власти концентрируют
современные здания в районе Де-Фанса, не разрушая
среду исторического города. В отличие от
американского опыта, где в центрах сплошь
высотки, нам надо следовать европейскому. Это
очень важно и об этом хочется кричать на всю
страну.
Б. М. Могут ли архитектурные форумы
мнения зодчих воспрепятствовать вторжению
высотных зданий в центры городов?
Ю. Г. Воспрепятствовать можно только с
помощью прессы, общественного мнения. На
экономическом форуме в Сочи один из наших
архитекторов задал вопрос министру Александру
Жукову: «Существует ли в стране комплексная
программа территориального развития ее со всеми
сетями?» В ответ услышал, что единой нет, есть
кусочки по ведомствам... Поэтому сегодня кто-то
обязательно должен взять на себя
ответственность и предложить национальную
систему градостроительного развития. Я очень
надеюсь на нового руководителя
Минрегионразвития Дмитрия Козака, в чье
ведомство входит теперь градостроительство.
Б. М. Что вы хотите подчеркнуть, говоря
на форуме о традициях и современности в
малоэтажном строительстве?
Ю. Г. Во-первых, что именно в этой
области люди склонны к традиционным решениям, к
использованию традиционных материалов, к
самовыражению, к стремлению соблюсти семейные
традиции... Хотя среди заказчиков немало и таких,
кому нужно все ультрасовременное: чистые формы,
никакого украшательства, гигантские открытые
пространства, стекло... На самом деле малоэтажное
строительство традиционно для России и у нас
есть в этом огромный опыт. Но поскольку
архитектурный язык меняется (такая смена
происходит и в других видах искусства),
современность вносит в это строительство иные
формы и материалы.
Б. М. В программе фестиваля была весьма
злободневная для Москвы тема – «Городская
площадь». А не общероссийская ли это проблема?
Ю. Г. К сожалению, да. В прежних
генеральных планах, которые разрабатывались
проектными институтами, присутствовала система
городских пространств, предусматривались
площади. Сейчас появилась опасность захвата
части общественной территории, вторжения туда
новых чужеродных построек. Создавая в свое время
площадь, проектировщики продумали и определили
высоту стоящих на ней зданий: одни - доминировали,
другие - подчинялись. Все было понятно и разумно.
Вдруг приходят строители и ставят в этом
ансамбле здание совсем другой высоты и формы.
Начинается разрушение того, что было задумано,
что сложилось. Площадь этого не приемлет. Она -
пространство, где чрезвычайно важно соблюдать
преемственность. Скажем, высота зданий была
продумана давным-давно, но все последующие
десятилетия авторы отдельных сооружений должны
соблюдать общую концепцию и следовать ей. Только
тогда сложится площадь, только тогда она будет
уютной и красивой. В условиях активнейшего
вторжения в нашу жизнь бизнеса эта тема сейчас
стала самой уязвимой.
Многие площади в столице превратились в базары.
С обликом Пушкинской резко контрастируют
сплошные торговые ларьки вокруг нее. Строя Центр
имени Мейерхольда, наш авторский коллектив
постарался сформировать пространство вокруг
него, вписать в общую структуру даже выходы из
метро... Но сегодня на площадях такой хаос,
понастроено столько безвкусных, безалаберных
сооружений! При этом все ссылаются на интересы
бизнеса, говоря, что торговые палатки на улицах
города - явление временное. Мы же видим, что это не
так. Подчеркну, что ни в одном европейском городе
такого нет. Даже в восточном Сингапуре, где я
недавно побывал, нет ни беспорядочной торговли,
ни убийственного количества рекламы, как это
наблюдается у нас, потому что все находится под
строгим градостроительным регулированием.
Нарисовали площадь, ограничили количество
зданий и их высоту – все! Точка. Закон.
Б. М. Что вы можете сказать о точечной
застройке и о связанных с ней проблемах?
Ю. Г. С моей точки зрения, так
называемая точечная застройка не может быть
остановлена никаким приказом, хотя столичные
власти уже объявили, что в Москве ее больше не
будет. Мне кажется, надо просто предъявить
генплан центральной части города и честно
сказать, где и что будет строиться. Следует
сказать об этом открыто, публично. Взять за
правило не вторгаться во дворы и на детские
площадки. К точечной застройке я, например,
отношусь как к историческому явлению,
существующему на протяжении всех эпох. Пройдите
по Арбату - и вы увидите рядом с историческими
домиками 8-этажные здания с высокими потолками,
построенные в начале XX века. Я, думаю, что и тогда
был недовольный ропот... Ну и что? Строили и
покупали. Конечно, тогда не было такого, как
сейчас, масштаба застройки. Но остановить такое
вторжение одномоментным приказом - нереально.
Главное, не захватывать тех пространств, которые
нужны жителям для их комфортного проживания. За
этим надо строго следить.
Б. М. В каком ключе шла речь на форуме
об экологически рациональном дизайне?
Ю. Г. На Западе в системе
проектирования важнейшее место отводится
экономии энергии и сохранению экологии. Там
оценивают здание по тому, как оно будет
эксплуатироваться, как в нем будут жить люди.
Например, Норман Фостер, выступая в прошлом году
на нашем фестивале, говорил, что надо перейти от
использования кондиционеров к естественной
вентиляции, обеспечить в здании такое
проветривание, чтобы кондиционеры были просто не
нужны. Но если архитекторы за рубежом постоянно
говорят об экологически рациональном дизайне, то
мы пока к этим острейшим проблемам еще не
подошли.
Наших инвесторов мало волнует, сколько будет
тратиться энергии, как будет эксплуатироваться
здание, каков в нем будет уровень жизни... Они
строят и тут же перепродают. И никто не обязывает
инвесторов создавать экологически безопасные и
энергетически экономные дома. А чтобы добиться
такой экономии, нужны определенные затраты и на
проектирование, и на покупку оборудования. Это
инвестору просто не выгодно, но об этом должно
заботиться государство. Вот такая мысль была
озвучена на конференции, проведенной в рамках
фестиваля.
Б. М. Как вы оцениваете участие
российских архитекторов в подготовке к
Олимпиаде 2014 года в Сочи?
Ю. Г. По поручению Минэкономразвития
Архитектурный совет, который я возглавляю,
рассмотрел основные объекты Олимпиады. Мы
разработали многочисленные рекомендации по
проектам, которые уже, к сожалению, начали
реализовываться, но еще не поздно внести в них
коррективы. Провели специальный творческий
семинар в Суханове, где предложили корректировку
генплана и расположения олимпийских объектов.
Сегодня они запроектированы каждый
самостоятельно и нет единого ансамбля. На
международной конференции, где по этому поводу
разгорелась жаркая дискуссия, наши предложения
поддержала Международная академия архитектуры,
заявив, что экологически новая система генплана
несравнимо лучше. Пока решение не принято, хотя
нам удалось добиться того, чтобы в программу было
включено создание комплекса «Олимпийский парк».
Сжатые сроки и сильные оппоненты могут, к
сожалению, помешать поддержать российских
архитекторов, предлагающих разумные решения.
Б. М. Насколько интересен для наших
архитекторов опыт китайских зодчих, которые были
приглашены на форум?
Ю. Г. В России идет год Китая, и мы
пригласили китайских архитекторов на наш форум,
предложив им показать свои достижения в области
архитектуры, в частности - высотного
строительства. У них накоплен большой опыт
сооружения высоток, которые растут в китайских
городах как грибы. Поскольку в Москве
строительство высотных зданий только
начинается, нам интересен реальный опыт:
архитектурный, технический, технологический... На
выставке демонстрировались отобранные через
конкурсы лучшие работы двенадцати проектных
институтов. Это объекты международного уровня. У
нашего восточного соседа широко открыт рынок
архитектурных услуг, так что очень качественно
работают и свои, и зарубежные архитекторы.
В Поднебесной пройдет Олимпиада-2008. Все
олимпийские объекты за год до начала
соревнований уже готовы. По всем без исключения
сооружениям с самого начала были проведены
международные конкурсы, чего почему-то не
сделала наша страна. Думаю, что в плане
подготовки к Олимпиаде китайцы преподадут нам
хороший урок, но по Уставу Международного союза
архитекторов зодчие обязаны всю жизнь учиться у
своих коллег.
Б. М. Какие перспективы открываются
перед победителем фестиваля «Зодчество»?
Ю. Г. В нашей среде победитель получает
дополнительное признание, славу профессионала,
мастера... Очень важно, чтобы о победителях
конкурсов больше писали, тогда их будет знать
страна, как знает актеров, режиссеров,
художников. Признанные на фестивалях получают и
внимание заказчиков - у них появляется выбор в
работе. Мы хотим, чтобы наших архитектурных звезд
приглашали за рубеж, чтобы у них была возможность
участвовать в заказных международных конкурсах.
Но для этого надо в своей стране изменить
отношение к архитекторам, дать им возможность
участвовать в российских заказных конкурсах
наравне с приглашенными из-за рубежа и
конкурировать в честном поединке.
Б. М. Юрий Петрович, для чего в период
фестиваля проходят Дни республик, областей,
городов?
Ю. Г. Они учатся друг у друга. Например,
в прошлом году заслуженно заняла первое место
Омская область, где социальная и культурная
программы были не просто продекламированы, а
показаны реальные объекты и реальные результаты.
Одним словом, реализация генплана была
продемонстрирована структурно и убедительно. В
этом году на региональном фестивале в
благоустройстве центра города победил
Хабаровск. Бывший главный архитектор города
Ейска, став мэром, активно занялся
преобразованием: вместо асфальта на улицах, как
это было раньше, восстановлена историческая
брусчатка, появились фонари, красивые вывески...
Ейск обретает свое историческое лицо, чем
горожане очень довольны.
На самом деле в регионах очень много
инициативных людей, в том числе и в нашей
профессии, так что им есть чему поучиться друг у
друга. И очень важно, чтобы инициатива шла не
сверху, а снизу, рождалась на местах.
Б. М. Расскажите, что было представлено
в экспозиции выставки «Дом в России»?
Ю. Г. Это были стенды более двадцати
коммерческих предприятий, компаний и фирм,
которые своей продукцией и услугами помогают
архитекторам реализовать творческие замыслы с
требуемым качеством. Представляются те
материалы, которые широко используются, которые
позволяют создать художественную
выразительность объектов. Пропагандируем и
отечественных производителей, и зарубежных.
Радуемся, что в производстве стекла наша
промышленность делает большие успехи. Не только
Москва, но и регионы должны располагать
информацией о современных материалах,
архитекторы должны быть вооружены таким
знанием…