Город и человек

Перспективы московского метро
Б. Х. Бухарина – А. П. Родионова

Русская линия

№ 4 за 2007  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".

 Архитектура и строительство Москвы №4


Содержание номера:

Н. Г. Григорьев
Московские фасады

«Интеллектуальный штурм профессионалов»

В. Ю. Елисеенко – М. Л. Калантаров
Московский эксклюзив высоты и инноваций

Н. Г. Тютчева
Архитектурное бюро «Рождественка»

М. Е. Маевская
Блеск и нищета городского пространства

В. А. Резвин
Каретный ряд и сад «Эрмитаж»

Б. Х. Бухарина – А. П. Родионова
Перспективы московского метро

 

Сегодня для нормального функционирования московского метрополитена не достает более 100 километров линий, и эта цифра заметно возрастает в связи со снижением в последние годы темпов строительства подземки. Однако по заявлению Мэра Москвы Юрия Михайловича Лужкова, положение вскоре должно резко измениться: из бюджета города для выполнения трехлетнего плана по метростроению выделено более 27 миллиардов рублей. В связи с этим специальный корреспондент «АиСМ» Берта Христофоровна Бухарина задала несколько вопросов главному инженеру проектов научно-проектного отделения транспорта и дорог НИиПИ Генплана города Москвы Александре Петровне Родионовой.

Б. Б. Александра Петровна, сколько москвичей проживает сегодня на территориях, не обслуживающихся метрополитеном?

А. Р. По нашим подсчетам, более 2 миллионов человек. Имеется в виду, что им приходится терять больше часа на то, чтобы различными видами наземного общественного транспорта добраться до ближайшей станции метро.

Б. Б. Жителям каких районов в этом смысле больше всего не повезло?

А. Р. К сожалению, их немало: Солнцево, Новопеределкино, Жулебино, Новокосино, Митино, Лихоборы, Бескудниково, Западное и Восточное Дегунино, Куркино...

Б. Б. Где в первую очередь будут строится новые станции?

7a.jpg (41347 bytes)

А. Р. Прежде всего рассматриваются районы, где метрополитен отсутствует. Новые станции проектируются в зонах наибольшей концентрации пассажиров: на пересечении с крупными наземными магистралями, с железной дорогой, маршрутами наземного общественного транспорта.

Б. Б. Существует ли тенденция продлевать в обе стороны действующие диаметры метрополитена?

А. Р. Такой тенденции нет. Программой развития метрополитена предусматривается лишь завершить достройку тех линий, продление которых было ранее заложено в проектах. Например, Калининская линия должна прийти в Новокосино, Люблинско-Дмитровская - на север (в Лихоборы и Западное Дегунино) и на юг (в Борисово), Арбатско-Покровская - в западный сектора города, Замоскворецкая - к улице Дыбенко и в Братеево.

Б. Б. Какие еще линии пересекут центр Москвы?

А. Р. Прежде всего диаметральная Люблинско-Дмитровская. Южный участок ее в Люблине и Марьине уже построен, а сейчас трасса ведется на север, к Марьиной Роще. К Дню города будет сдана в эксплуатацию станция «Трубная», а к концу года - «Сретенский бульвар». Через центр проходит Арбатско-Покровская линия, которая продлевается в районы Фили-Давыдково, Кунцево, Крылатское, Строгино и Митино. Сейчас ее западный участок называется Митинско-Строгинским. И еще через центр Москвы предполагается продлить Калининскую линию - от станции «Третьяковкая» через станции «Кропоткинская» и «Смоленская» к ММДЦ «Москва-Сити», а возможно, и дальше вдоль Мичуринского проспекта в Раменки и Очаково. Дальнейшее сооружение линий метро через центр не предусматривается, потому что вполне достаточно и действующих.

Б. Б. Будут ли построены новые промежуточные станции на кольцевой линии?

7b.jpg (117305 bytes)

А. Р. На перегоне «Проспект Мира» - «Новослободская» в месте пересечения кольца с Люблинско-Дмитровской линией планируется станция «Суворовская площадь». Еще одна с условным пока названием «Площадь Европы» может появиться на перегоне «Киевская» - «Краснопресненская», где запроектирована пересадка на Калининскую линию.

Б. Б. При проектировании новых линий станции на них располагаются ближе друг к другу или на таком же расстоянии, как и прежде?

А. Р. Сокращать расстояние между станциями нет смысла, потому то это приводит к снижению скорости и, соответственно, увеличению времени поездки. В среднем расстояние между станциями - 1,6 километра. В центре есть перегоны и по 500, и по 700 метров, а на окраинах их длина достигает двух-трех километров. Но, например, на Калининской линии станции отстоят друг от друга на 2,5-3 километра, зато скорость здесь - 45-47 километров в час (средняя скорость по метрополитену - 40 километров в час). А вот на линии «легкого» метро в Бутове расстояния между станциями небольшие и поезда здесь идут медленнее. Сейчас рассматривается возможность использования в городе такого вида рельсового транспорта, как скоростной трамвай. Вот здесь остановки должны быть чаще.

Б. Б. Сегодня при проектировании предпочтение отдается традиционному или «легкому» метро?

А. Р. У них разные сферы применения. Если, скажем, на севере столицы огромные территории вообще не обслуживаются метрополитеном, то туда надо, конечно же, прокладывать традиционную линию. Функция же «легкого» метро - в подвозе пассажиров к «традиционным» станциям и обеспечение межрайонных и внутрирайонных перевозок.

Б. Б. Можно ли сегодня определенно сказать, какое именно метро придет в Солнцево, Новопеределкино, Новокосино?

А. Р. Что касается Солнцева и Новопеределкина, туда нами запроектирована и «легкая» (от станции «Юго-Западная»), и «традиционная» (от «Парка Победы» по Мичуринскому проспекту) линия. В Новокосине сделаны проектные разработки по продлению подземной Калининской линии и «легкого» метро, однако рекомендовано проложить только «традиционную» линию: нет смысла строить здесь «легкий» метрополитен на один перегон и заставлять пассажиров делать лишнюю пересадку.

Б. Б. А Жулебино?

А. Р. Запроектировано продление на один перегон Таганско-Краснопресненской линии, которая работает со значительными перегрузками. В «час пик» она перевозит 90 тысяч пассажиров до кольца при норме 54 тысячи. Загрузка конечной станции «Выхино» в «час пик» - около 30 тысяч пассажиров. В чем и заключается сложность ситуации. Сразу возникают две серьезные проблемы: перегрузка пересадочного узла «Выхино» и в целом всей линии. Продлив ее на один перегон и тем самым распределив потоки, указанные проблемы можно решить. Но в целом на Таганско-Краснопресненской ситуация ухудшится - линия просто не выдержит такой нагрузки, в отличие от Калининской, которая продлевается в Новокосино. Положение усугубляется тем, что в этом районе активно застраивается район Кожухово. А ведь есть еще Некрасовка, Люберецкие поля... Вопрос пока решается.

Б. Б. На перспективной карте подземного города появилась первая станция метро за кольцевой дорогой, на территории области - «Мякининская». Планируется ли выход еще какой-то городской линии метро в область?

А. Р. «Мякининская» пока единственная. Несмотря на то, что решение строить станцию в Мякининской пойме принято, консультантации между городом и областью продолжаются. Договор о долевом участии в строительстве пока не подписан.

Б. Б. Сейчас ходят разговоры о Большом кольце метрополитена...

А. Р. Техническая зона для Большого кольца давно определена. Оно проходит через действующие станции «Шоссе Энтузиастов», «Кузьминки», «Каширская», «Каховская», «Калужская», «Кунцево», «Октябрьское поле», «Сокол», «Владыкино»; на северо-востоке и востоке дублирует Малое кольцо железной дороги. Но разговоры о нем сегодня преждевременны: в перечень первоочередных проектов, которые финансируются, оно не включено и до 2025 года строить его не предполагается. Вероятно, Большое кольцо путают с так называемым Третьим пересадочным контуром, по которому вместе с институтом «Метрогипротранс» мы выполнили предпроектные проработки.

Б. Б. Расскажите, пожалуйста, об этом контуре подробнее.

А. Р. Из-за того, что московское метро имеет радиально-кольцевую структуру и все пересадки сгруппированы в центре, перегружены и станции, являющиеся пересадочными узлами, и сами линии на подходе к кольцу. Поэтому Генеральным планом развития Москвы предусматривается формирование нового пересадочного контура метрополитена на расстоянии одного-двух перегонов от центра. Доказано и обосновано, что он снимет нагрузку с кольца и с центральных пересадочных узлов, улучшит обслуживание в центральной части города. Это - линия глубокого заложения. По касательной к контуру пройдут новые радиальные лини или хорды. Планируется наряду с кольцевым движением организовать, как и во всем мире, еще и маршрутное - без пересадок на кольце.

Б. Б. Будет ли как-то связано с метрополитеном Четвертое транспортное кольцо?

А. Р. Не будет, потому что это очень сложное сооружение с многочисленными въездами и выездами, и там просто не удастся проложить вдоль магистрали новую линию скоростного внеуличного транспорта. Нам кажется самым разумным - организовать пассажирское движение по малому кольцу железной дороги. Сейчас как раз выполняется генеральная схема развития Московского железнодорожного узла, и мы предлагаем в условиях дефицита сооружений московского метрополитена более широко использовать железные дороги для улучшения обслуживания пассажиров, в том числе внутри города: проложить новые дополнительные пути, соорудить новые остановки, создать зонные станции на периферии города, чтобы в центр от них шли пустые поезда, а не перегруженные из области. Протяженность железных дорог в черте города - около 190 километров, есть большие полосы отвода, зарезервированные для дополнительных путей. Надо максимально использовать эти возможности.

Б. Б. Вопрос, который уже задавался по поводу кольца: предполагается ли строительство промежуточных станций на действу4ющих радиальных линиях?

А. Р. На перспективу планируется третья станция на Арбатско-Покровской линии, в узле метрополитена «Китай-город», вторая станция «Полянка» на Калужско-рижской линии с пересадкой на Серпуховско-Тимирязевскую; рассматривается возможность строительства новой станции «Технопарк» на перегоне «Автозаводская» - «Коломенская» Замоскворецкой линии; есть возможность разместить станцию на перегоне «Щукинская» - «Тушинская» Таганско-Краснопресненской линии... Подробность в новых станциях назревает по мере развития тех или иных территорий...

Б. Б. С пуском новых линий метро удастся ли хоть как-то разгрузить действующие диаметральные трассы?

А. Р. Конечно, с открытием Митинско-Строгинской линии разгрузится северо-западный участок Таганско-Краснопресненской, с пуском Люблинско-Дмитровской - северный участок Серпуховско-Тимирязевской... В самом сложном положении находится южный участок Замоскворецкой линии, в районе которого объемы застройки все увеличиваются. Вот почему в первую очередь мы предлагаем построить две новых радиальных линии на юге и востоке столице. Они должны направляться не в центр, а, как рокады в наземной дорожной сети, к Третьему пересадочному контуру.

Сегодня на стадии утверждения находится программа развития московского метро на 2007-2009 годы. В составе проекта актуализации Генерального плана развития Москвы на период до 2025 года будет откорректирована и перспективная схема метрополитена.