Сегодня для нормального
функционирования московского метрополитена не
достает более 100 километров линий, и эта цифра
заметно возрастает в связи со снижением в
последние годы темпов строительства подземки.
Однако по заявлению Мэра Москвы Юрия Михайловича
Лужкова, положение вскоре должно резко
измениться: из бюджета города для выполнения
трехлетнего плана по метростроению выделено
более 27 миллиардов рублей. В связи с этим
специальный корреспондент «АиСМ» Берта
Христофоровна Бухарина задала несколько
вопросов главному инженеру проектов
научно-проектного отделения транспорта и дорог
НИиПИ Генплана города Москвы Александре
Петровне Родионовой.
Б. Б. Александра Петровна, сколько москвичей
проживает сегодня на территориях, не
обслуживающихся метрополитеном?
А. Р. По нашим подсчетам, более 2 миллионов
человек. Имеется в виду, что им приходится терять
больше часа на то, чтобы различными видами
наземного общественного транспорта добраться до
ближайшей станции метро.
Б. Б. Жителям каких районов в этом смысле
больше всего не повезло?
А. Р. К сожалению, их немало: Солнцево,
Новопеределкино, Жулебино, Новокосино, Митино,
Лихоборы, Бескудниково, Западное и Восточное
Дегунино, Куркино...
Б. Б. Где в первую очередь будут строится
новые станции?
А. Р. Прежде всего рассматриваются районы,
где метрополитен отсутствует. Новые станции
проектируются в зонах наибольшей концентрации
пассажиров: на пересечении с крупными наземными
магистралями, с железной дорогой, маршрутами
наземного общественного транспорта.
Б. Б. Существует ли тенденция продлевать в обе
стороны действующие диаметры метрополитена?
А. Р. Такой тенденции нет. Программой развития
метрополитена предусматривается лишь завершить
достройку тех линий, продление которых было
ранее заложено в проектах. Например, Калининская
линия должна прийти в Новокосино,
Люблинско-Дмитровская - на север (в Лихоборы и
Западное Дегунино) и на юг (в Борисово),
Арбатско-Покровская - в западный сектора города,
Замоскворецкая - к улице Дыбенко и в Братеево.
Б. Б. Какие еще линии пересекут центр Москвы?
А. Р. Прежде всего диаметральная
Люблинско-Дмитровская. Южный участок ее в
Люблине и Марьине уже построен, а сейчас трасса
ведется на север, к Марьиной Роще. К Дню города
будет сдана в эксплуатацию станция «Трубная», а к
концу года - «Сретенский бульвар». Через центр
проходит Арбатско-Покровская линия, которая
продлевается в районы Фили-Давыдково, Кунцево,
Крылатское, Строгино и Митино. Сейчас ее западный
участок называется Митинско-Строгинским. И еще
через центр Москвы предполагается продлить
Калининскую линию - от станции «Третьяковкая»
через станции «Кропоткинская» и «Смоленская» к
ММДЦ «Москва-Сити», а возможно, и дальше вдоль
Мичуринского проспекта в Раменки и Очаково.
Дальнейшее сооружение линий метро через центр не
предусматривается, потому что вполне достаточно
и действующих.
Б. Б. Будут ли построены новые промежуточные
станции на кольцевой линии?
А. Р. На перегоне «Проспект Мира» -
«Новослободская» в месте пересечения кольца с
Люблинско-Дмитровской линией планируется
станция «Суворовская площадь». Еще одна с
условным пока названием «Площадь Европы» может
появиться на перегоне «Киевская» -
«Краснопресненская», где запроектирована
пересадка на Калининскую линию.
Б. Б. При проектировании новых линий станции
на них располагаются ближе друг к другу или на
таком же расстоянии, как и прежде?
А. Р. Сокращать расстояние между станциями
нет смысла, потому то это приводит к снижению
скорости и, соответственно, увеличению времени
поездки. В среднем расстояние между станциями - 1,6
километра. В центре есть перегоны и по 500, и по 700
метров, а на окраинах их длина достигает
двух-трех километров. Но, например, на
Калининской линии станции отстоят друг от друга
на 2,5-3 километра, зато скорость здесь - 45-47
километров в час (средняя скорость по
метрополитену - 40 километров в час). А вот на линии
«легкого» метро в Бутове расстояния между
станциями небольшие и поезда здесь идут
медленнее. Сейчас рассматривается возможность
использования в городе такого вида рельсового
транспорта, как скоростной трамвай. Вот здесь
остановки должны быть чаще.
Б. Б. Сегодня при проектировании предпочтение
отдается традиционному или «легкому» метро?
А. Р. У них разные сферы применения. Если,
скажем, на севере столицы огромные территории
вообще не обслуживаются метрополитеном, то туда
надо, конечно же, прокладывать традиционную
линию. Функция же «легкого» метро - в подвозе
пассажиров к «традиционным» станциям и
обеспечение межрайонных и внутрирайонных
перевозок.
Б. Б. Можно ли сегодня определенно сказать,
какое именно метро придет в Солнцево,
Новопеределкино, Новокосино?
А. Р. Что касается Солнцева и Новопеределкина,
туда нами запроектирована и «легкая» (от станции
«Юго-Западная»), и «традиционная» (от «Парка
Победы» по Мичуринскому проспекту) линия. В
Новокосине сделаны проектные разработки по
продлению подземной Калининской линии и
«легкого» метро, однако рекомендовано проложить
только «традиционную» линию: нет смысла строить
здесь «легкий» метрополитен на один перегон и
заставлять пассажиров делать лишнюю пересадку.
Б. Б. А Жулебино?
А. Р. Запроектировано продление на один
перегон Таганско-Краснопресненской линии,
которая работает со значительными перегрузками.
В «час пик» она перевозит 90 тысяч пассажиров до
кольца при норме 54 тысячи. Загрузка конечной
станции «Выхино» в «час пик» - около 30 тысяч
пассажиров. В чем и заключается сложность
ситуации. Сразу возникают две серьезные
проблемы: перегрузка пересадочного узла
«Выхино» и в целом всей линии. Продлив ее на один
перегон и тем самым распределив потоки,
указанные проблемы можно решить. Но в целом на
Таганско-Краснопресненской ситуация ухудшится -
линия просто не выдержит такой нагрузки, в
отличие от Калининской, которая продлевается в
Новокосино. Положение усугубляется тем, что в
этом районе активно застраивается район
Кожухово. А ведь есть еще Некрасовка, Люберецкие
поля... Вопрос пока решается.
Б. Б. На перспективной карте подземного
города появилась первая станция метро за
кольцевой дорогой, на территории области -
«Мякининская». Планируется ли выход еще какой-то
городской линии метро в область?
А. Р. «Мякининская» пока единственная.
Несмотря на то, что решение строить станцию в
Мякининской пойме принято, консультантации
между городом и областью продолжаются. Договор о
долевом участии в строительстве пока не
подписан.
Б. Б. Сейчас ходят разговоры о Большом кольце
метрополитена...
А. Р. Техническая зона для Большого кольца
давно определена. Оно проходит через действующие
станции «Шоссе Энтузиастов», «Кузьминки»,
«Каширская», «Каховская», «Калужская»,
«Кунцево», «Октябрьское поле», «Сокол»,
«Владыкино»; на северо-востоке и востоке
дублирует Малое кольцо железной дороги. Но
разговоры о нем сегодня преждевременны: в
перечень первоочередных проектов, которые
финансируются, оно не включено и до 2025 года
строить его не предполагается. Вероятно, Большое
кольцо путают с так называемым Третьим
пересадочным контуром, по которому вместе с
институтом «Метрогипротранс» мы выполнили
предпроектные проработки.
Б. Б. Расскажите, пожалуйста, об этом контуре
подробнее.
А. Р. Из-за того, что московское метро имеет
радиально-кольцевую структуру и все пересадки
сгруппированы в центре, перегружены и станции,
являющиеся пересадочными узлами, и сами линии на
подходе к кольцу. Поэтому Генеральным планом
развития Москвы предусматривается формирование
нового пересадочного контура метрополитена на
расстоянии одного-двух перегонов от центра.
Доказано и обосновано, что он снимет нагрузку с
кольца и с центральных пересадочных узлов,
улучшит обслуживание в центральной части города.
Это - линия глубокого заложения. По касательной к
контуру пройдут новые радиальные лини или хорды.
Планируется наряду с кольцевым движением
организовать, как и во всем мире, еще и маршрутное
- без пересадок на кольце.
Б. Б. Будет ли как-то связано с метрополитеном
Четвертое транспортное кольцо?
А. Р. Не будет, потому что это очень сложное
сооружение с многочисленными въездами и
выездами, и там просто не удастся проложить вдоль
магистрали новую линию скоростного внеуличного
транспорта. Нам кажется самым разумным -
организовать пассажирское движение по малому
кольцу железной дороги. Сейчас как раз
выполняется генеральная схема развития
Московского железнодорожного узла, и мы
предлагаем в условиях дефицита сооружений
московского метрополитена более широко
использовать железные дороги для улучшения
обслуживания пассажиров, в том числе внутри
города: проложить новые дополнительные пути,
соорудить новые остановки, создать зонные
станции на периферии города, чтобы в центр от них
шли пустые поезда, а не перегруженные из области.
Протяженность железных дорог в черте города -
около 190 километров, есть большие полосы отвода,
зарезервированные для дополнительных путей.
Надо максимально использовать эти возможности.
Б. Б. Вопрос, который уже задавался по поводу
кольца: предполагается ли строительство
промежуточных станций на действу4ющих
радиальных линиях?
А. Р. На перспективу планируется третья
станция на Арбатско-Покровской линии, в узле
метрополитена «Китай-город», вторая станция
«Полянка» на Калужско-рижской линии с пересадкой
на Серпуховско-Тимирязевскую; рассматривается
возможность строительства новой станции
«Технопарк» на перегоне «Автозаводская» -
«Коломенская» Замоскворецкой линии; есть
возможность разместить станцию на перегоне
«Щукинская» - «Тушинская»
Таганско-Краснопресненской линии... Подробность
в новых станциях назревает по мере развития тех
или иных территорий...
Б. Б. С пуском новых линий метро удастся ли
хоть как-то разгрузить действующие
диаметральные трассы?
А. Р. Конечно, с открытием
Митинско-Строгинской линии разгрузится
северо-западный участок
Таганско-Краснопресненской, с пуском
Люблинско-Дмитровской - северный участок
Серпуховско-Тимирязевской... В самом сложном
положении находится южный участок
Замоскворецкой линии, в районе которого объемы
застройки все увеличиваются. Вот почему в первую
очередь мы предлагаем построить две новых
радиальных линии на юге и востоке столице. Они
должны направляться не в центр, а, как рокады в
наземной дорожной сети, к Третьему пересадочному
контуру.
Сегодня на стадии утверждения находится
программа развития московского метро на 2007-2009
годы. В составе проекта актуализации
Генерального плана развития Москвы на период до
2025 года будет откорректирована и перспективная
схема метрополитена.