Проект XXI века

Московский эксклюзив высоты и инноваций
В. Ю. Елисеенко – М. Л. Калантаров

Русская линия

№ 4 за 2007  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".

 Архитектура и строительство Москвы №4


Содержание номера:

Н. Г. Григорьев
Московские фасады

«Интеллектуальный штурм профессионалов»

В. Ю. Елисеенко – М. Л. Калантаров
Московский эксклюзив высоты и инноваций

Н. Г. Тютчева
Архитектурное бюро «Рождественка»

М. Е. Маевская
Блеск и нищета городского пространства

В. А. Резвин
Каретный ряд и сад «Эрмитаж»

Б. Х. Бухарина – А. П. Родионова
Перспективы московского метро

 

Многофункциональный офисно-рекреационный комплекс «Федерация», возводимый в Московском международным деловом центре «Москва-Сити», призван стать одним из самых престижных и впечатляющих офисных зданий столицы и самым высоким в Европе.

Когда 1 марта 2003 года строители корпорации «MIRAX GROUP» (застройщик - ЗАО «Миракс-Сити») вошли на 13-й участок территории ММДЦ «Москва-Сити», чтобы начать создавать здесь объект под названием «Деловой центр «Федерация», уверенность в его появлении в намеченные сроки была поначалу лишь у них самих. Теперь, четыре года спустя, не верящих практически не осталось: день за днем дела на площадке идут предусмотренными графиком темпами. Сейчас завершается возведение башни «Запад». Тем временем параллельно возводится башня «Восток» - к началу июля она уже выросла до 27-го этажа*.

Строение будет представлять собой многоуровневый подиум с двумя разновысотными башнями: «Запад» (63 этажа) и «Восток» (93 этажа), объединенными общей стилобатной частью; между башнями вознесется стрела панорамных лифтов.

Компания «Миракс-Сити» на этом объекте впервые в России использует новейшие европейские технологии. Так, в частности, в строительстве центрального ядра применяется метод гидравлической опалубки, обеспечивающий автоматизированный подъем конструкций весом более 25 т и позволяющий завершить работы в рекордно сжатые сроки. Имеется и ряд других новаций. Ведь московским строителям здесь очень многое приходится делать впервые. И когда знакомишься с ходом возведения комплекса «Федерация», видишь, что он буквально «напичкан» эксклюзивом.
Михаил Леонович Калантаров

Но, кроме строительства, существуют и специфические нюансы эксплуатации небоскребов. По крайней мере, заместитель председателя правления корпорации Артур Владимирович Александров утверждает: «В России нет опыта управления зданиями выше 75 м. В связи с этим компания «Federation Tower Management» (подразделение корпорации «MIRAX GROUP») подписала договор о предоставлении консультационных услуг в области управления высотными зданиями с компанией «Knight Frank». Мы намерены создать первую в России единую компанию, управляющую небоскребами».

Об этом и о том, что делает объект не только уникальным, но и безопасным для тысяч людей, которые будут находиться здесь одномоментно, в беседе с главным редактором интернет-портала столичного стройкомплекса «Строительный мир» Валентином Юзефовичем Елисеенко рассказал заместитель генерального директора ЗАО «Башня Федерация менеджмент» Михаил Леонович Калантаров.


В. Е. Начну с вопроса о нумерации корпусов комплекса, ибо публикации в СМИ окончательно его запутали. Сейчас заканчиваются работы на западном корпусе, или на корпусе «Запад», или?..

М. К. Работы заканчиваются на башне «Запад» - башня «Б» по принятой системе обозначения. Рядом возводится корпус «Восток» (бывшая башня «А»).

В. Е. Используется ли накопленный при строительстве первой башни опыт при возведении корпуса «Восток»? Возникали ли на строительстве западного корпуса какие-то непредвиденные аспекты, ведь проект комплекса «Федерация» уникален?
Поверхность одного из верхних этажей имеет едва заметное искривление. В будущем это избавит полы от перекосов
М. К. Так как это - огромнейший комплекс, я четко выделяю несколько достаточно важных этапов строительства, которые «живут» самостоятельно. Первый - возведение монолита. На башне «Запад» монолитные работы проводила турецкая компания «ANT YAPI». Могу сказать, проводила удачно: отлиты плита основания и само здание в полном объеме - 63 этажа.

Если говорить о полученном опыте, следует учитывать, что мы здесь перестраховывались практически по всем позициям с точки зрения безопасности, поскольку аналогичного здания в России вообще еще не было.

В. Е. Вы первыми начали возводить подобные объекты?

М. К. Да, в нашей стране. И у нас были очень хорошие консультанты, в том числе зарубежные. Среди них американская компания «Thornton Tomasetti Group» - одна из ведущих в США по строительству высотных зданий. Кроме того, мы привлекли все институты, связанные с бетоном. Благодаря столь обширному сотрудничеству каких-то особых «приключений» и серьезных проблем при заливке бетона не возникло.

В. Е. А каковы прогнозы? Ведь чем выше, тем сложнее...

М. К. Проблема заключалась не в высоте, потому что здесь типовые этажи. Если вы отладили методику на первых этажах, дальше она применяется стандартно. Беспокоило только одно: правильны ли были расчеты, правильно ли рассчитана плита? Но когда уже начали отливать 30-й и следующие этажи, беспокойство исчезло: все наши расчеты подтвердились.

Кроме того, в монолите и в бетонной плите заложены датчики - температурные, напряжения, давления бетона, фиксирующие растяжение арматуры и прочие. Они работают в режиме реального времени, передавая информацию о состоянии конструктивных элементов здания.

С точки зрения физической жизни, комплекс простоит свыше 100 лет. Особенно учитывая, что состояние конструкций и инженерных систем будет постоянно контролироваться. Но этот срок гораздо больше морального: когда башня будет закончена, она неизбежно уже немного «устареет». Все, что мы можем, - пытаться нивелировать процесс «старения», внося изменения по ходу строительства.


Макет застройки ММДЦ «Москва-Сити». Его пока еще можно увидеть на 56 этаже корпуса «Запад»

Если говорить о системе пожарной безопасности, то пожарные нормы в России, применявшиеся и при возведении комплекса «Федерация», ужесточены по сравнению с мировыми в два раза. Огнестойкость конструкции составляет 4 часа.

В. Е. Но проект все-таки коммерческий. Перечисленные Вами новшества удорожат его. Хотя, с другой стороны, результат надежнее.

М. К. Конечно, это взаимосвязанные вещи. Можно было использовать общепринятые нормы с учетом того, что аналогов подобных конструкций у нас не существовало. Но, я думаю, это были «правильные перестраховки», и мы вправе смело сказать: здесь обеспечена серьезная надежность всех систем по бетону.

Теперь перейдем к следующему этапу. Мало сделать стены! Чтобы в доме могли находиться люди, необходимо: первое - фасадная часть, второе - инженерия.
Корпусу «Запад» (справа) осталось недолго возвышаться над корпусом «Восток» (слева), который стремительно прирастает этажами
По фасадной части работы ведет китайская компания «Юанда», входящая в пятерку мировых лидеров в своей сфере. Сейчас мы опять-таки вправе утверждать, что решение по фасадной системе выбрано верное, здесь мы пока не встретили ни одной проблемы. И уже началось остекление башни «Восток».

Наше здание подвижно - в соответствии с проектом оно должно осесть примерно на 60 см, что уже заложено в расчеты и фасадных и всех прочих конструкций, учтено при проектировании верхних этажей. Конструкторы там приняли решение сделать поверхность этажа немного искривленной «в обратную сторону» -с тем, чтобы последующая осадка не повлекла за собой кривизны и перекосов.

Особо отмечу: фасад герметичен. Специфика здания такова, что здесь нет форточек. Следовательно, задача поддержания климата в помещениях полностью лежит на инженерии самого комплекса, и вы не можете сказать владельцу или арендатору: «Откройте форточку, если вам жарко». Поэтому у нас столь пристальное внимание уделяется инженерии. Мы внимательно изучали мировой опыт. Инженерное обеспечение любого высотного здания имеет свою специфику. При разработке каждого проекта специалисты создают свой концепт, и этот концепт нельзя заимствовать. Несведущие люди приводят в пример Дубаи, башню «Парус» (отель «burj al-Arab», 28-этажное здание в виде мачты с парусом; облицовано двойным стеклом с тефлоновым покрытием. - В. Е.), но по ряду причин нельзя скопировать его инженерию - даже поэлементно. Мы выработали собственную концепцию.

В. Е. Но, тем не менее, мировой опыт, требования идеологии высотного строительства учитываются?

М. К. Безусловно. К примеру, существуют разные принципы построения объектов по высоте. Если брать водопровод, то в жилом здании это - вертикальная труба с разводкой на этажах. Так вот, в нашем проекте данную схему нельзя применить, поскольку для того, чтобы поднять воду на высоту 300 м, давление должно быть такое...

В. Е....что разорвет трубы?

М. К. Давление должно быть настолько высоким, что это будет напоминать некую атомную электростанцию, а не жилое здание. Поэтому, повторяю, существуют иные принципы решения указанной проблемы. В комплексе «Федерация» мы разбили здания по этажам. Например, башня «Запад»: первый фактически представляет собой три дома, поставленные друг на друга, каждый со своей инженерной системой «отсек» - с 1-го по 32-й этаж. У нас имеется технический этаж, 5-й, с которого мы полностью обеспечим этот «отсек» воздухом, водой (холодной, горячей, а также теплоносителем для отопления), электричеством. Следующий технический этаж - 34-й, он обеспечивает еще десять офисных этажей. Наконец, третий технический этаж (47-й) обеспечивает последние десять этажей, включая апартаменты.

И еще я хотел бы сказать вот что. В России для зданий выше 75 м нет противопожарных и других норм, поэтому на такой объект нужно составлять специальные технические условия. Эти документы для проекта «Федерация» написаны и прошли экспертизу.

3e.jpg (101380 bytes)
Корпус «Восток», который с высоты 56 этажа корпуса «Запад» кажется карликом, почти на 30 этажей перегонит в росте своего монолитного собрата в «Башне Федерация»

Подчеркиваю: главная задача, которую мы решаем, - именно учет специфики высотного здания. Ведь любая проблема, считающаяся небольшой в обычном жилом доме, здесь может стать катастрофической. К примеру, если при двадцатиградусном морозе перестанет функционировать теплоснабжение высотки, вы не просто заморозите здание: с учетом большой протяженности теплосети вы потом не сможете ее восстановить, так как это экономически будет невыгодно. Поэтому мы выделили ряд основополагающих систем, от которых зависит сама жизнь данного здания, и к ним предъявляем особые требования. Это прежде всего стопроцентное резервирование. Так, в нашем случае предусмотрено фактически 200% гарантированного электропитания - дважды по 100%. Помимо двух независимых от города линий мы имеем также собственный дизель-генератор - огромный модуль на 12 МВт, по сути - целая электростанция. И в случае перебоя электропитания от городской сети включается собственное. Время работы автономных установок может составлять несколько суток.

Нами выработана специальная концепция безопасности комплекса. Мы изначально четко понимали: речь идет отнюдь не о типовом документе, написанном лишь для того, чтобы пройти экспертизу, поэтому привлекли в качестве разработчиков концепции тех специалистов, которые и в бывшем СССР и в сегодняшней России занимались как раз вопросами общей безопасности (кадры КГБ, ныне - ФСО и ФСБ). Они-то и учли абсолютно все аспекты - от противодействия террористической деятельности до различных нештатных ситуаций. Зачем? Достаточно сказать, что после ввода зданий в эксплуатацию в комплексе одновременно смогут находиться как минимум 12,4 тысячи человек на рабочих местах в офисах, около 3 тысяч посетителей, а также обслуживающий персонал - примерно 2 тысячи человек. Итого в среднем 17,4 тысячи человек - население небольшого города. Концепция безопасности комплекса - многотомный документ, содержащий порядка 12 глав. Его разработка только подходит к концу. Здесь четко прописан каждый квадратный метр площади и необходимые действия на нем в случае нештатной ситуации. При столь огромном количестве народа и меры безопасности требуются особые. Поэтому в рамках ЗАО «Башня Федерация менеджмент» создан Департамент безопасности - служба специалистов, которые занимаются обеспечением безопасности с точки зрения режима, соблюдения норм и правил, касающихся всех видов угроз, вплоть до воздушных.

Самая главная проблема для нас - проектная. В обычном жилом доме в своей квартире вы самостоятельны - можете открыть окно и дышать. В помещениях же комплекса человек дышать не сможет, если не будет работать система вентиляции. Получается, что жизнеобеспечение людей - и в апартаментах, и в офисах -осуществляем мы. И это тоже ярко выраженная специфика объекта с точки зрения режима. Обеспечить безопасность жизнеобеспечения (прошу прощения за невольную смысловую рифму), да и физическую, необходимо всем - и посетителю магазина, и человеку, купившему здесь квартиру. Кроме того, в комплексе расположится центральный офис «Внешторгбанка». Они предъявили свои условия по режиму безопасности, что вполне понятно.

3f.jpg (44607 bytes)
Снимок с 56 этажа корпуса «Запад»: даже дымка не может скрыть величия мемориала на Поклонной горе

Поэтому один из важнейших вопросов - как развести потоки людей. Мы решаем его путем устройства разных входов, отдельных лифтов. Лифты, обслуживающие офисные помещения, следуют туда экспрессом и на других этажах останавливаться не могут. Вход во «Внешторгбанк» - вообще специальная зона, целая входная группа с их логотипом.

С учетом большого количества находящихся в комплексе людей в лифтовом холле требовалось установить 20 одиночных лифтов. У нас их будет 14. Глава корпорации Сергей Юрьевич Полонский рискнул и закупил лифты системы «Twin» (то есть «два». - В. Е.). Это совершенно новая разработка компании «Thyssen-Krupp»: в одной шахте ходят два лифта, управляемых мощным компьютером. На момент заключения сделки компания поставила такую продукцию еще только в четыре страны.

В. Е.
Очевидно, не менее интересны и новации, связанные непосредственно со строительством и архитектурой «Федерации».

М. К. Действительно, на нашем объекте есть много уникальных вещей, в том числе навершие, где сама крыша - из стекла. На высоте примерно 300 м предстоит сделать сплошь стеклянную, причем криволинейную поверхность! Подобного опыта в мире практически нет; эта интересная конструкция реализуется фирмой «Юанда».

3g.jpg (83297 bytes)
ММДЦ «Москва-Сити» это не только комплекс «Башня Федерация»...

В. Е. Обычно такие эксклюзивные проекты сопровождаются и, если так можно сказать, эксклюзивными проблемами. Что касается навершия: есть ли уверенность, что на стеклянном покрытии зимой не будет задерживаться снег? Вообще, как вы намереваетесь обслуживать столь сложные огромные фасады?

М. К. Обслуживание фасадов - совершенно отдельная самостоятельная тема. Что мы сделали в этом направлении и каким путем пошли? Прежде всего разработали специальный документ под названием «Положение об обслуживании фасадов». В нем мы собрали и обобщили все, что для этого нужно, описали требования к уходу за конструкцией, предъявляемые фирмой «Юанда», плюс еще вопросы замены стекла в случае поломки и многое другое. Описали - и ужаснулись! Оказалось, что тут придется решать целых девять непростых задач - в частности, осматривать пластинки, закручивать винтики, которые могут вылететь, решать вопросы с уплотнителем и прочими деталями.

На основании «Положения» мы написали техническое задание на обслуживание, предложив обслуживать нашу «крышу» люльками. Откликнулись три компании, в том числе австралийская «Cocs», которой мы в итоге и отдали предпочтение.

Теперь относительно снега. Снеговой фактор никто не исключает, и мы долго искали ответ на этот вопрос. Даже специалисты-метеорологи не смогли определенно сказать, будет ли налипание. И чтобы его гарантированно избежать, мы применили обогрев, заложив на верхнем стекле (конструкция навершия - из трех стекол. - В. Е.) через каждые 200 мм обычные проволочки-спирали. Но в любом случае надо одну зиму перезимовать и посмотреть, что происходит. Правда, это огромный расход электроэнергии. Однако при необходимости мы будем использовать систему обогрева.

Могу сказать только одно: что будет налипание снега, мы четко понимаем, а вот как снять снег - пока нет. Но на все случаи жизни имеется людской ресурс -альпинисты.

В. Е. Кто и как осуществляет архитектурный, авторский надзор? Была ли в интересах корпорации «MIRAX GROUP» проведена какая-то независимая экспертиза? Ведется ли контроль и надзор в период возведения корпусов?

М. К. Идеологию здания закладывал выигравший тендер архитектор Сергей Чобан - бывший российский, а ныне немецкий гражданин. Проект разрабатывался уже на основе его идеологии.

При возведении столь мощных зданий невозможно идти стандартным путем, когда прорабатываются все стадии проекта, как практиковалось в советское время. Сейчас эта «кухня» не годится, потому что деньги большие и отдача должна быть достаточно быстрой. Объекты строятся таким образом: готовится проект, чуть-чуть расширенный, и после этого сразу - рабочая документация.

Для экспертизы проекта были привлечены и американцы, и семь российских институтов, специализирующихся только по бетону. Все подтвердили, что данный проект эффективен.

В отношении инженерии наилучший вариант тот, когда заказчик имеет собственных специалистов и экспертов. Есть они и у «MIRAX GROUP». Ими ведется проверка рабочей документации. Это вызвано тем, что двухстадийное проектирование много вопросов оставляет «за кадром»: есть общая идеология, но нет детализации. И без мощной экспертной группы здесь не обойтись.

В. Е. Думаю, можно закончить беседу вашим выражением: пока есть спрос на высоту, «MIRAX GROUP» готов его удовлетворять.

М. К. Я бы сейчас сказал об этом несколько иначе. У Сергея Юрьевича Полонского есть замечательное слово - «чуйка», то есть чутье на спрос в глобальном смысле, умение понять, какие проекты нужны сегодня и сейчас. И он «почуял» спрос на помещения в высотных зданиях - таких, как «Федерация». Мы не создаем новых научных явлений в инженерии, технологии проектирования, мы просто строим в нужное время и в нужном месте. Сегодня у нас стоит очередь из желающих приобрести апартаменты. Корпус «Запад» уже весь распродан. Гостиничная сеть «Хайят» уверенно вкладывает деньги в площади на 70-х этажах башни, которая только начала строиться.

3h.jpg (49175 bytes)
Снимок с высоты птичьего полета. Невдалеке от «Башни Федерация» видны очертания двухуровнего торгово-пешеходного моста «Багратион» через Москву-реку


*Материал содержит данные по состоянию на начало июля 2007 г., часть которых к моменту выхода этого номера журнала, естественно, изменятся. Интервью публикуется в сокращении. Полную версию см. на информационном интернет-портале столичного стройкомплекса «Строительный мир» (www.stroi.ru). - Прим. ред.

Фотографии автора и «MIRAX CROUP»