Новые проекты

«Московские Альпы»
Н. Г. Григорьев

Русская линия

№ 3 за 2007  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".

 Архитектура и строительство Москвы №3


Содержание номера:

Общее собрание РААСН-2007

А. И. Солунский, О. В. Калиниченко, А. Р. Введенский
Роль высотного жилого комплекса при реконструкции массовой застройк

Б. Х. Бухарина
Земля «отдаст» металл

А. А. Артемьева
Московский стиль в прижелезнодорожной архитектуре Дальнего Востока

Ю. П. Григорьев – А. Р. Введенский
«У индустриального домостроения в столице большое будущее...»

Проблемы управления жилищным фондом России

Н. Г. Григорьев
«Московские Альпы»

В. А. Соловьев
«Труба»

И. Н. Сергеев
Царицынские мельницы XVIII века

Б. М. Нарбаев
Научное обоснование практики реконструкции и реновации жилых кварталов современного города

 

На юге Москвы в районе метро «Нагорная», точнее, в пойме реки Котловка, десятилетиями служившей мусорной свалкой, решено возвести гигантский даже по нынешним временам спортивный комплекс - Центр всесезонных видов спорта, или, как его окрестили москвичи, «Московские Альпы».

Проект, выполненный в ЗАО «Курортпроект», в мастерских известных московских зодчих Михаила Давидовича Хазанова и Игоря Александровича Василевского, утвержден. Работа велась коллективом под руководством главного архитектора проекта И. А. Василевского. Огромный макет «Московских Альп», представленный в декабре прошлого года в зале Общественного градостроительного Совета при Мэре Москвы на обозрение московским журналистам, произвел впечатление не только грандиозностью замысла, но и архитектурным решением, за которым просматривается не менее впечатляющая конструктивно-инженерная часть будущего комплекса.

...Начиналось же все с создания в 1982 году инициативной группой любителей горных лыж (руководитель - инженер-физик Григорий Элеозарович Ариевич) горнолыжной базы «Физкультурно-оздоровительный комплекс» «Нагорный», получившей впоследствии юридический статус ООО «Спортклуб «Кант», который взял на себя самую неблагодарную и грязную работу - освобождение огромного оврага, превращенного в свалку, от мусора и лишнего грунта. Лет сорок тому назад это место, где имелась горка длиной 100 метров, уже использовалось для катания на лыжах, но метростроевцы засыпали овраг вплоть до русла речки Котловки. Коллектив клуба, осуществляя вертикальную планировку, при помощи техники поднял наверх около 2 млн. тонн грунта и увеличил длину горки примерно до 400 метров. Далее энтузиасты-горнолыжники приступили к благоустройству территории: на средства «Канта» были досыпаны склоны, заасфальтированы подъездные пути, построены лыжероллерные трассы. Со временем силами «Канта» и детско-юношеской спортивной школы «Нагорная» эта территория площадью 12 га превратилась в крупнейшую на тот момент в Москве горнолыжную базу с четырнадцатью трассами общей протяженностью 2550 и длиной от 80 до 390 метров. Среди них - пять учебных трасс с последовательным усложнением, трасса «бордер-кросс», трамплин для лыжной акробатики, трамплин «Big-air», слаломные спуски. Склоны здесь оснащены подъемниками, освещаются с наступлением темноты, искусственно оснежаются и специально готовятся ретраками. В «Нагорной» круглогодично проводятся самые разные культмассовые мероприятия и систематические занятия с детьми и взрослыми более чем по 15 видам спорта: горные лыжи, сноуборд, лыжная акробатика, беговые лыжи, арчибиатлон, роликовые коньки, лыжероллеры, скейтборд, теннис, настольный теннис, маунтбайк, маунтборд, прыжки на батуте, могул, скалолазание, ледолазание, бильярд, стритбол, стрельба. В год базу посещают более 200 тысяч человек, свыше 5 тысяч детей и взрослых пользуются услугами спортивной школы. Горнолыжная команда «Канта» неоднократно занимала призовые места, в том числе 3-е место на детском чемпионате России («Олимпийские надежды»).

Вся эта работа естественным образом продолжится и в «Московских Альпах». Их площадь, согласно предпроектным разработкам, составит примерно 1 млн. 200 тыс. м2 плюс эксплуатируемые крыши (а это еще около 200 тыс. м2), имеющие уклоны и представляющие собой, таким образом, спуски, по которым зимой будет происходить катание на лыжах, а летом - на роликах, в том числе и на лыжероллерах. Запроектированы и склоны с травяным покрытием, более крутые - для слалома, трамплины; параметры комплекса не позволят проводить лишь скоростные спуски и слаломы-гиганты. В проекте заложены и внутренние склоны круглогодичного действия для всех желающих, спортивные помещения, торгово-офисная часть, гостиницы.

Поначалу замысел горнолыжной гряды выглядел довольно авантюрно, но Ариевич пришел со своей идеей к известному конструктору Нодару Вахтанговичу Канчели, а тот в свою очередь обратился в один из немногих сохранившихся со времен СССР проектных институтов ЗАО «Курортпроект». До этого коллектив спортивной базы поддержал префект Южного административного округа, что позволило «Канту» выстроить свою инфраструктуру. Мэр Москвы Ю. М. Лужков, облетая на вертолете территорию «Нагорной», увидел на месте бывшей свалки ровные зеленые склоны, и вскоре последовало поручение Москомспорту, разработавшему в 1999 году с участием Г. Э. Ариевича первое постановление о проектировании спорткомплекса.

Проделанной работой клуб «Кант» решил заодно и городскую проблему: остановил наступление промышленных территорий на водоохранную зону Котловки. В итоге учрежденная «Кантом» и Управой «Нагорная» спортшкола получила статус заказчика. Вплоть до 2004 года здесь велась подготовка проектной документации «Московских Альп» с привлечением инвесторов и проведением презентаций.

Техническая трудность реализации комплекса заключается в том, что он находится над линией метрополитена неглубокого залегания. Конструкторы из «Курортпроекта» обошли эту сложность: согласно их расчетам, ветка будет заключена в объем как внутренняя улица, не испытывая на себе никакого напряжения, ибо все силовые конструкции уйдут на семь метров ниже и расположатся вне ее. Непростая инженерная часть «Московских Альп» выполнена опять-таки Н. В. Канчели, который, несмотря на прискорбный случай с его «Аквапарком», остается широко востребованным специалистом.

Для создания микроклимата на крытых склонах предполагается применить новые теплоизоляционные материалы и хладоустановки с использованием самых современных технологий. В каждом конкретном случае особых технических сложностей не предвидится, но в совокупности это будет, безусловно, сложнейший проект - целый город с внутренними улицами, переходами и тому подобным. Существует, правда, характерное для Москвы неудобство: необходимость освободить территорию от множества частных гаражей, что потребует дополнительных вложений.

По словам М. Д. Хазанова, появление спорткомплекса в здешней достаточно унылой, лапидарной, безакцентной городской среде, окруженной сплошной промзоной, придаст этому району Москвы некий смысловой акцент. «Московские Альпы» станут еще одной достопримечательностью города - так сказать, любимой игрушкой москвичей, вроде Останкинской или - для парижан - Эйфелевой башни, с развлекательной и одновременно знаковой функцией. Чем сложнее подобного рода амбициозные проекты, тем они интересней архитекторам. Раз нам Богом не дано горных вершин, шутят авторы проекта, их надо создать - пусть это будет и не буквальное воспроизведение гор, а некое приближение к ним, ассоциация. Часто архитекторы не имеют столь богатого материала и пытаются простому объекту придать оригинальность, что всегда очевидно и крайне неприятно для глаза. А тут оригинальничать не надо: необычно само сооружение, в которое, грубо говоря, просто упаковали функцию. Обидно только, что за пять лет существования замысла в мире такие вещи уже кое-где появились, а московский проект остается пока виртуальным. Нужны инвесторы, а их, по обыкновению, не хватает.

6c.jpg (104296 bytes)

В строительстве комплекса современные технологии дадут возможность решения нелинейных остекленных структур в виде фасадов, где сами очертания горнолыжных спусков, их нормативные повороты-развороты подсказывают масштабные неожиданные пластические ходы. Редкий случай, когда форма абсолютно оправданна: геометрия трасс определила пластику решений этого объекта, крыши которого представляют собой эстакады функциональных объемов, а в зонах промежуточных пространств будут применяться все известные современные системы остекления. Здесь мы имеем дело не только с имиджевой архитектурой, но и с достаточно инновационным «технологичным» сооружением - взять хотя бы способы напыления снега, искусственные и естественные покрытия спусков-эстакад.

Сегодня территория будущих «Московских Альп» - не самый респектабельный район столицы, но в будущем с введением комплекса вполне способен стать новым центром притяжения для москвичей и приезжих, оттянуть на себя часть транспортной нагрузки, помочь сменить центростремительное развитие мегаполиса на центробежное. Люди будут приезжать сюда не на один день. Кроме того, цена земли здесь наверняка возрастет, возрастет и престижность этого района столицы.