Вопрос этот весьма редко рассматривается в
изданиях, посвященных архитектуре и
строительству. Судьба того или иного объекта
(например, жилого дома) в них, как правило,
прослеживается (является «интересной») от стадии
проектирования до момента «сдачи ключей», а
дальше он словно перестает существовать (быть
«интересным»). По крайней мере если о нем и
говорят, то имеют в виду преимущественно его
архитектурные особенности, но не
функциональность и все что с ней связано. Однако
объект существует - и в качестве
эксплуатируемого несравнимо дольше, чем в
качестве проектируемого или возводимого. И
проблем тут возникает не меньше, если не больше -
технических, финансовых, хозяйственных,
юридических, социальных...
24-25 апреля 2007 года в Москве прошла Всероссийская
конференция «Система управления жилищным фондом
России». В ней приняли участие представители
федеральных и региональных органов
государственной власти, муниципальных
образований, делового и научного сообществ,
отраслевых союзов и объединений, управляющие
многоквартирными домами. В процессе обсуждения
ключевых проблем реформирования управления
многоквартирными домами были выработаны
совместные предложения, направленные на
принятие эффективных
организационно-управленческих решений в
жилищной сфере.
Журнал «Архитектура и строительство Москвы» не
мог, в силу названных причин, не откликнуться на
это мероприятие. Ниже публикуется пост-релиз
конференции, достаточно подробно отражающий ее
проблематику.
Сегодня самые часто задаваемые вопросы жителей
многоквартирных домов - куда уходит ЖЭК, что
будет с управлением домами, насколько возрастет
стоимость управления и коммунальных услуг, когда
будут выполнены капитальные ремонты домов?
Жители по-прежнему не знают всех проблем
организации в их домах товариществ
собственников жилья, не понимают, как относиться
им к предложениям новых частных управляющих
компаний и где гарантии, что новые управляющие
будут лучше, чем неэффективные, но такие
привычные техники-смотрители и слесари из старых
анекдотов.
По результатам приватизации жилищных фондов
граждане России получили в собственность уже
более 75% площади жилищ. Но вместе с правами на
жилую недвижимость к гражданам перешло и бремя
содержания самих квартир, а также и общего
имущества всех собственников в многоквартирных
домах (подъездов, крыш, лифтов, подвалов и так
далее). Здесь-то и начинаются проблемы - бывшие
собственники многоквартирных домов (органы
публичной власти всех уровней, ведомства и
предприятия) в последние 15-17 лет не выполняли
добросовестно свои обязанности, в частности не
производили в нужном объеме капитальные ремонты
домов и для их восстановления до нормативного
технического состояния теперь потребуются
многие сотни миллиардов рублей. Граждане требуют
справедливости - ведь каждый собственник жилой
недвижимости, даже и бывший, согласно российским
законам, должен отвечать по своим
обязательствам. Поэтому, пока государство не
нашло убедительных ответов на все вопросы своих
граждан, реформа управления многоквартирными
домами будет продвигаться медленно, ожидаемые
эффекты реформы - снижение бюджетных затрат в
жилищной сфере, энергосбережение в домах - станут
ощутимы еще не скоро.
Жилищный кодекс РФ возложил на собственников
помещений в многоквартирных домах обязанность
выбрать способ управления каждым домом. Сделать
такой выбор совсем непросто, но необходимо - если
собственники не определятся до 1 мая 2008 года, то
конкурс на право управления их домом должны до
этой даты провести местные администрации. Если
создать товарищество собственников жилья и
поручить ему управлять домом, то где гарантии,
что товарищество сможет привлечь внебюджетные
средства для капитального ремонта, найти
оборотные средства, чтобы отвечать по
установленным правовыми актами обязательствам
перед поставщиками коммунальных ресурсов в дома,
добиться от местных органов власти полной и
своевременной выплаты всех видов дотаций,
субсидий, компенсации многочисленных видов
льгот? Нет гарантий и того, что в руководстве
товарищества не окажутся мошенники или жулики -
подобных примеров предостаточно. За годы
действия закона «О товариществах собственников
жилья» такие товарищества были образованы
только в 6-7% многоквартирных домов, что и
свидетельствует о наличии существенных проблем
в их создании и функционировании. Но многие
руководители регионов и городов стремятся к
увеличению числа товариществ. Почему? Возможно,
из-за опасения, что если на рынке новых услуг
появятся крупные компании - профессиональные
управляющие домами, они начнут эффективно
лоббировать свои интересы в законодательных
органах и в конце концов «отодвинуть» местные
администрации от контроля над значительными
денежными потоками (платежи населения за
содержание и ремонт домов, за коммунальные
услуги) через различные расчетные центры,
созданные во многих городах.
Но и при поиске эффективного профессионального
управляющего для многоквартирного дома
собственники помещений сталкиваются с массой
проблем у собственников помещений: предложений
от крупных компаний здесь еще явно недостаточно,
а мелкие, как и товарищества собственников жилья,
вряд ли в состоянии привлечь внебюджетные
средства, добиться справедливых условий
договоров с органами власти и поставщиками
коммунальных ресурсов. К сожалению, в
законодательстве еще нет эффективных механизмов
защиты интересов и самих управляющих - риски
выхода бизнес-структур на рынок услуг управления
многоквартирными домами пока велики. Например,
до сих пор не определен (как предусмотрено
Жилищным кодексом РФ) порядок бюджетных доплат
наймодателей (органов местного самоуправления) в
тех домах, где для нанимателей квартир по
договорам социального найма назначены ставки
платежей ниже установленных решением общего
собрания собственников помещений и договором
управления. Без этого же быстрое банкротство
нового управляющего - вполне реально.
В сложившихся условиях нарушения
законодательства становятся массовыми: в 2оо6
году конкурсы проводились местными
администрациями ранее предусмотренных сроков и
с нарушением соответствующих правил, в некоторых
городах конкурсы носят фиктивный характер,
бюджетные дотации еще выплачиваются
организациям, а не гражданам, сохраняется
перекрестное субсидирование тарифов.
Министерство регионального развития было
вынуждено совместно с Генеральной прокуратурой
проводить проверку исполнения норм жилищного
законодательства.
Указанные выше проблемы рассматривались
широким кругом специалистов на Всероссийской
конференции «Система управления жилищным фондом
России». Здесь говорилось о трудностях
реформирования сложившейся годами системы
управления многоквартирными домами, но было
высказано и много предложений по ее
постепенному, а не шоковому - к назначенной дате -
изменению в интересах всех собственников,
арендаторов и нанимателей квартир. Отмечено, что
одним из самых существенных недостатков реформы
следует считать отсутствие широкого
профессионального обсуждения законодательных
норм, иных правовых актов - такое обсуждение
следует вести до их утверждения, а не после, как в
случае с нормами Жилищного кодекса РФ, первые
поправки к которому были внесены в
Государственную Думу через две недели после его
введения в действие.
По итогам обсуждения на конференции в адрес
Государственной Думы ФС РФ, Совета Федерации ФС
РФ, Правительства РФ, Совета при Президенте
России по реализации национальных приоритетных
проектов и демографической политике
организаторы конференции планируют направить
следующие рекомендации:
Государственной Думе РФ при подготовке
изменений и дополнений к Жилищному кодексу РФ
предусмотреть:
- отнесение договоров управления домами к
категории «публичных договоров» с целью
единообразной защиты прав и законных интересов
собственников помещений в многоквартирных домах
во всех городах страны;
- введение обязанности органов публичной власти
в установленный законом срок зафиксировать по
каждому многоквартирному дому сумму
невыполненных ранее обязательств бывших
собственников жилищных фондов в части их
капитального ремонта и реструктуризировать эти
обязательства в соответствии с порядком,
утвержденным Правительством РФ;
- разработку и утверждение Правительством РФ
«Правил управления многоквартирными домами»,
регламентирующих все аспекты отношений
управляющих домами с собственниками,
нанимателями, арендаторами жилых и нежилых
помещений, с поставщиками коммунальных ресурсов
(в том числе - порядок снижения платежей
управляющих при ненадлежащем качестве всех
видов ресурсов на вводах в дома соответствующих
городских сетей), а также с органами публичной
власти (в том числе - порядок гарантированного
возмещения управляющим всех видов выплат:
дотаций, субсидий и пр., предусмотренных
договорами управления и законами о бюджетах всех
уровней);
- сохранение установленных ранее обязанностей
организаций, выполняющих в настоящее время
функции управления многоквартирными домами, на
период до выполнения органами публичной власти
всех условий передачи бремени содержания жилой
недвижимости ее собственникам (в том числе - до
межевания земли и ее кадастрового учета,
описания и регистрации в установленном порядке
общего имущества собственников помещений в
многоквартирных домах, а также государственной
и/или муниципальной собственности в каждом доме,
определения суммы невыполненных обязательств
бывших собственников жилой недвижимости и
реструктуризации этих обязательств);
- введение административной ответственности
должностных лиц органов государственной власти
и местного самоуправления за нарушение сроков и
объемов подготовки к передаче управления
многоквартирными домами (при смене способа
управления - от унитарного предприятия к частной
компании или жилищному объединению);
- введение расширенных определений понятий
«управление многоквартирным домом» (с
установлением экономических целей управления) и
«коммунальные услуги», позволяющих
распространять любые преференции по оплате
таких услуг и их составляющих управляющими и
гражданами на важнейшие для общества услуги -
энергосервис, биллинг (включая установку и
обслуживание счетчиков, количества ресурсов и
услуг) и другие.
Правительству РФ:
- при подготовке проектов законов и иных правовых
актов проводить обязательное обсуждение этих
документов широким кругом специалистов, в том
числе на Всероссийских конференциях;
- совместно с уже созданными во многих городах
России объединениями управляющих
многоквартирными домами определить круг задач
по регулированию деятельности управляющих
организаций, которые могут эффективно решаться
саморегулируемыми организациями в сфере
управления домами;
- с целью постепенного перехода к новым формам
управления многоквартирными домами разработать
в 2007 году предложения для органов исполнительной
власти регионов и муниципалитетов по
административно-правовым методам регулирования
унитарных предприятий в жилищной сфере, по
совершенствованию уставов унитарных
предприятий, еще действующих в сфере управления
многоквартирными домами, по созданию условий для
независимого контроля их деятельности (путем
создания наблюдательных советов или советов
независимых директоров) в период до полной
передачи бремени содержания жилой недвижимости
ее собственникам, по формам обязательных
договоров унитарных предприятий с
собственниками квартир, с поставщиками ресурсов;
- поручить Федеральной антимонопольной службе
провести проверку и дать оценку легитимности
деятельности единых расчетных центров в городах
России по сбору платежей граждан и их
распределению на счета поставщиков коммунальных
ресурсов, а также по монополизации услуг,
связанных с подготовкой счетов для оплаты
содержания и ремонта жилья и коммунальных услуг.
Совету при Президенте России по реализации
национальных приоритетных проектов и
демографической политике:
- предусмотреть в составе Федеральной целевой
программы «Доступное и комфортное жилье -
гражданам России» разработку в 2007 году
дополнительной подпрограммы «Выполнение
государственных и муниципальных обязательств по
подготовке к передаче ответственности за
управление многоквартирными домами
собственникам помещений в этих домах».