Недавно в Митино на строительстве депо
метрополитена впервые в России состоялся
эксперимент по извлечению из земли грунтовых
анкеров, которыми крепятся строительные
котлованы. Распространение этого опыта может
стать поворотным моментом в освоении подземных
пространств города…
Одним из привычных методов крепления котлованов
долгое время была установка металлических
расстрелов - огромных труб, пронизывавших грунт и
тем самым серьезно мешавших строителям:
монтировать в таких условиях, например,
односводчатую станцию метро оказывалось
попросту невозможно. В конце 1950-х годов за
рубежом появился новый метод крепления -
анкерный. Первые грунтовые анкеры разработала
немецкая фирма «Бауэр». Они открыли широкие
возможности для архитектурного творчества – их,
в частности, использовали при сооружении
купольной крыши Олимпийского стадиона в Мюнхене.
За несколько лет эта технология совершила
триумфальное шествие по миру. Именно тогда ею
заинтересовались московские метростроевцы,
применив на станции метро «Ботанический сад»,
правда, еще не анкеры, а свою собственную
разработку – нагели (в отличие от анкера, который
погружается в пласты земли и натягивается,
нагель просто погружали и фиксировали). Купив
необходимые станки за рубежом, производством
нагелей стало заниматься сначала управление
механизации, а затем СМУ № 9 Метростроя. Четверть
века назад на строительстве станции «Пражская» с
участием той же фирмы «Бауэр» наши специалисты
впервые использовали западногерманские
грунтовые анкеры. Сегодня анкерное крепление –
одно из самых надежных и прогрессивных при
разработке котлованов, устройстве откосов.
- Благодаря грунтовым анкерам, - рассказывает
исполнительный директор «Строймехсервиса»
Метростроя Игорь Андреевич Покладок, - котлован
освобождается от посторонних конструкций, что
значительно ускоряет темпы строительства,
доставляет максимум удобств при возведении
подземной части сооружения и, как следствие, дает
немалый экономический эффект.
Грунтовый анкер - это металлический стержень
винтового профиля или трос (соответственно,
анкеры бывают стержневые и тросовые),
углубленный в землю и удерживающий ограждающую
конструкцию подземного сооружения от разрушения
боковыми нагрузками. Метрострой традиционно
использует в основном стержневые анкеры как
более эффективные в геологических условиях
столицы. Они немного дороже тросовых и труднее
вынимаются. К тому же эти анкеры привозные,
отечественные заводы их не выпускают – опять же
в отличие от тросовых. Последние проще в
транспортировке и имеют двойное назначение: для
крепления котлованов и ремонта мостов. Делают их
из привозной шведской стали.
В последнее время в Москве активно применяется и
новый вид анкеров - полые винтовые типа «Титан»,
очень быстро устанавливающиеся и дающие
существенный экономический эффект. Именно такие
анкеры использовались на строительстве нового
вестибюля станции метро «Маяковская» и
аэровокзального комплекса «Внуково». За
внедрение этой технологии «Строймехсервис»
Метростроя в 2006 году был награжден дипломом
Департамента градостроительной политики,
развития и реконструкции города Москвы и
Тоннельной ассоциации России.
В среднем длина анкера - от 18 до 30 метров. Чтобы
закрепить, скажем, котлован станции или
вестибюля метро, надо установить 600-800 анкеров.
Вес каждого – 120-150 килограммов. Нетрудно
подсчитать, сколько сотен тонн металла на
сегодняшний день остается в земле: ведь до сих
пор анкеры у нас по окончании работ не
извлекались. Этот металл, во-первых, постепенно
коррозирует, отрицательно сказываясь на
экологии, во вторых, препятствует строительству
на довольно большой территории за пределами
котлована.
- Находясь в земле, - продолжает свой рассказ И. А.
Покладок, - анкеры не дают возможности
прокладывать подземные коммуникации, да и не
только это. Неоднозначная ситуация возникает,
когда сооружаются две параллельных станции
метро. Анкеры, которыми крепится котлован одной
из них, попадают в зону строительства другой и
мешают вести здесь работы. В нашем
многомиллионном городе, где все острее ощущается
дефицит земли, нельзя столь неэкономно
использовать территорию.
Итак, об извлечении анкеров в последнее время
заговорили очень серьезно. По словам заведующего
сектором научно-исследовательского центра
«Тоннели и метрополитены» Иосифа Николаевича
Малого, в городе стало трудно согласовать
анкерное крепление, потому что требуется
последующее удаление металла. Над проблемой
сейчас работают многие научно-исследовательские
институты. Тем более что есть информация о
появлении технологии извлечения анкеров в Южной
Корее и Германии. Метростроевцы первыми проявили
инициативу в ее освоении. Посетив Южную Корею,
они на практике познакомились с процессом
изготовления и выемки анкеров из земли и
заключили контракт на поставку опытной партии
южнокорейских изделий. И вот в марте 2007 года в
Митино при участии южнокорейских специалистов
были установлены пробные анкеры с целью
осуществления эксперимента по их удалению.
- Часть анкеров извлекли через несколько дней, -
рассказали участники эксперимента, - остальные
оставили на более длительный срок. В принципе все
прошло успешно. Процесс, как только в нем
разобрались, оказался совсем не сложным.
Сложность - в самой конструкции изделия, ведь у
южнокорейских анкеров есть свои особенности.
Следующий эксперимент предполагается провести
на строительной площадке в районе Павелецкого
вокзала.
- Сама идея извлечения анкеров очень актуальна, -
отметил заведующий отделом специальных
фундаментов НИИПС имени Н. М. Герсеванова Яков
Моисеевич Бобровский, - и инициатива
метростроевцев похвальна. Но надо на трезвую
голову все еще раз просчитать и
проанализировать. Нужна адаптация к нашим
условиям, к отечественным материалам.
- Это вполне достойный вариант, - продолжил мысль
коллеги И. М. Малый. - Даже частичное удаление
анкеров - уже целесообразно. Думаю, проведенный
опыт - не единственное правильное решение, но
оцениваю его положительно. Еще в 1980-х годах ЦНИИС
предлагал свои способы извлечения анкеров, но
тогда они не привлекли внимания, потому что
вопрос не был столь актуален, как сейчас.
- С инженерной точки зрения нахожу эксперимент
интересным, - высказал свою точку зрения главный
инженер проекта Метрогипротранса Сергей
Евгеньевич Ермолаев, - но полагаю, что
использовать его результаты у нас будет
проблематично и дорого, а потому сомневаюсь, что
эта идея окажется широко востребованной в
ближайшее десятилетие.
Однако сами метростроевцы настроены
оптимистично - наверное, потому, что активно
заняты этим процессом. Кстати, московские
предприятия уже разрабатывают программу
изготовления стержневых анкеров, еще один тип
анкеров планируют делать в Метрострое, закупив
специальное оборудование. Генеральный директор
«Строймехсервиса» Метростроя Анатолий
Евгеньевич Семушкин:
- Сейчас мы ставим анкеры не только в Москве, но и
в Сочи, и в Ростове на Дону... Пока они не
извлекаются, но, думаю, мы быстро освоим эту
технологию. Для начала, как показал эксперимент,
можно взять на вооружение опыт зарубежных
специалистов, приспособив его к нашим конкретным
условиям и требованиям.
Пробуривается скважина
Устанавливается анкерная тяга с наполнением
скважины цементным раствором
Извлекаются буровые штанги, в то время как идет
первичное нагнетание раствора
Вторичное нагнетание раствора
Натяжение анкера до расчетного усилия и его
закрепление после затвердевания цементного
раствора
Завершение анкеровки
Область применения грунтовых анкеров:
1. крепление ограждений котлованов:
2. удержание плавучих объектов;
3. крепление свода тоннелей;
4. усиление подпорных стен;
5. укрепление откосов.
Новые технологии применения грунтовых анкеров
Схема проведения работ по устройству
извлекаемых анкеров типа SW-RCD
Схема проведения работ по устройству постоянных
грунтовых анкеров типа SW-PCD
Установка грунтовых анкеров типа SW-RCD
Бурение скважины
Погружение анкера в скважину
Инъецирование раствора
Система проверки натяжения анкера