Обмен опытом

Земля «отдаст» металл
Б. Х. Бухарина

Русская линия

№ 3 за 2007  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".

 Архитектура и строительство Москвы №3


Содержание номера:

Общее собрание РААСН-2007

А. И. Солунский, О. В. Калиниченко, А. Р. Введенский
Роль высотного жилого комплекса при реконструкции массовой застройк

Б. Х. Бухарина
Земля «отдаст» металл

А. А. Артемьева
Московский стиль в прижелезнодорожной архитектуре Дальнего Востока

Ю. П. Григорьев – А. Р. Введенский
«У индустриального домостроения в столице большое будущее...»

Проблемы управления жилищным фондом России

Н. Г. Григорьев
«Московские Альпы»

В. А. Соловьев
«Труба»

И. Н. Сергеев
Царицынские мельницы XVIII века

Б. М. Нарбаев
Научное обоснование практики реконструкции и реновации жилых кварталов современного города

 

Недавно в Митино на строительстве депо метрополитена впервые в России состоялся эксперимент по извлечению из земли грунтовых анкеров, которыми крепятся строительные котлованы. Распространение этого опыта может стать поворотным моментом в освоении подземных пространств города…

Одним из привычных методов крепления котлованов долгое время была установка металлических расстрелов - огромных труб, пронизывавших грунт и тем самым серьезно мешавших строителям: монтировать в таких условиях, например, односводчатую станцию метро оказывалось попросту невозможно. В конце 1950-х годов за рубежом появился новый метод крепления - анкерный. Первые грунтовые анкеры разработала немецкая фирма «Бауэр». Они открыли широкие возможности для архитектурного творчества – их, в частности, использовали при сооружении купольной крыши Олимпийского стадиона в Мюнхене. За несколько лет эта технология совершила триумфальное шествие по миру. Именно тогда ею заинтересовались московские метростроевцы, применив на станции метро «Ботанический сад», правда, еще не анкеры, а свою собственную разработку – нагели (в отличие от анкера, который погружается в пласты земли и натягивается, нагель просто погружали и фиксировали). Купив необходимые станки за рубежом, производством нагелей стало заниматься сначала управление механизации, а затем СМУ № 9 Метростроя. Четверть века назад на строительстве станции «Пражская» с участием той же фирмы «Бауэр» наши специалисты впервые использовали западногерманские грунтовые анкеры. Сегодня анкерное крепление – одно из самых надежных и прогрессивных при разработке котлованов, устройстве откосов.

- Благодаря грунтовым анкерам, - рассказывает исполнительный директор «Строймехсервиса» Метростроя Игорь Андреевич Покладок, - котлован освобождается от посторонних конструкций, что значительно ускоряет темпы строительства, доставляет максимум удобств при возведении подземной части сооружения и, как следствие, дает немалый экономический эффект.

3a.jpg (43216 bytes)

Грунтовый анкер - это металлический стержень винтового профиля или трос (соответственно, анкеры бывают стержневые и тросовые), углубленный в землю и удерживающий ограждающую конструкцию подземного сооружения от разрушения боковыми нагрузками. Метрострой традиционно использует в основном стержневые анкеры как более эффективные в геологических условиях столицы. Они немного дороже тросовых и труднее вынимаются. К тому же эти анкеры привозные, отечественные заводы их не выпускают – опять же в отличие от тросовых. Последние проще в транспортировке и имеют двойное назначение: для крепления котлованов и ремонта мостов. Делают их из привозной шведской стали.

В последнее время в Москве активно применяется и новый вид анкеров - полые винтовые типа «Титан», очень быстро устанавливающиеся и дающие существенный экономический эффект. Именно такие анкеры использовались на строительстве нового вестибюля станции метро «Маяковская» и аэровокзального комплекса «Внуково». За внедрение этой технологии «Строймехсервис» Метростроя в 2006 году был награжден дипломом Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы и Тоннельной ассоциации России.

Область применения грунтовых анкеров: 1) крепление ограждений котлованов; 2) удержание плавучих объектов; 3) крепление свода тоннелей; 4) усиление подпорных стен; 5) укрепление откосов

В среднем длина анкера - от 18 до 30 метров. Чтобы закрепить, скажем, котлован станции или вестибюля метро, надо установить 600-800 анкеров. Вес каждого – 120-150 килограммов. Нетрудно подсчитать, сколько сотен тонн металла на сегодняшний день остается в земле: ведь до сих пор анкеры у нас по окончании работ не извлекались. Этот металл, во-первых, постепенно коррозирует, отрицательно сказываясь на экологии, во вторых, препятствует строительству на довольно большой территории за пределами котлована.

- Находясь в земле, - продолжает свой рассказ И. А. Покладок, - анкеры не дают возможности прокладывать подземные коммуникации, да и не только это. Неоднозначная ситуация возникает, когда сооружаются две параллельных станции метро. Анкеры, которыми крепится котлован одной из них, попадают в зону строительства другой и мешают вести здесь работы. В нашем многомиллионном городе, где все острее ощущается дефицит земли, нельзя столь неэкономно использовать территорию.

Итак, об извлечении анкеров в последнее время заговорили очень серьезно. По словам заведующего сектором научно-исследовательского центра «Тоннели и метрополитены» Иосифа Николаевича Малого, в городе стало трудно согласовать анкерное крепление, потому что требуется последующее удаление металла. Над проблемой сейчас работают многие научно-исследовательские институты. Тем более что есть информация о появлении технологии извлечения анкеров в Южной Корее и Германии. Метростроевцы первыми проявили инициативу в ее освоении. Посетив Южную Корею, они на практике познакомились с процессом изготовления и выемки анкеров из земли и заключили контракт на поставку опытной партии южнокорейских изделий. И вот в марте 2007 года в Митино при участии южнокорейских специалистов были установлены пробные анкеры с целью осуществления эксперимента по их удалению.

- Часть анкеров извлекли через несколько дней, - рассказали участники эксперимента, - остальные оставили на более длительный срок. В принципе все прошло успешно. Процесс, как только в нем разобрались, оказался совсем не сложным. Сложность - в самой конструкции изделия, ведь у южнокорейских анкеров есть свои особенности.

Следующий эксперимент предполагается провести на строительной площадке в районе Павелецкого вокзала.

- Сама идея извлечения анкеров очень актуальна, - отметил заведующий отделом специальных фундаментов НИИПС имени Н. М. Герсеванова Яков Моисеевич Бобровский, - и инициатива метростроевцев похвальна. Но надо на трезвую голову все еще раз просчитать и проанализировать. Нужна адаптация к нашим условиям, к отечественным материалам.

- Это вполне достойный вариант, - продолжил мысль коллеги И. М. Малый. - Даже частичное удаление анкеров - уже целесообразно. Думаю, проведенный опыт - не единственное правильное решение, но оцениваю его положительно. Еще в 1980-х годах ЦНИИС предлагал свои способы извлечения анкеров, но тогда они не привлекли внимания, потому что вопрос не был столь актуален, как сейчас.

- С инженерной точки зрения нахожу эксперимент интересным, - высказал свою точку зрения главный инженер проекта Метрогипротранса Сергей Евгеньевич Ермолаев, - но полагаю, что использовать его результаты у нас будет проблематично и дорого, а потому сомневаюсь, что эта идея окажется широко востребованной в ближайшее десятилетие.

Однако сами метростроевцы настроены оптимистично - наверное, потому, что активно заняты этим процессом. Кстати, московские предприятия уже разрабатывают программу изготовления стержневых анкеров, еще один тип анкеров планируют делать в Метрострое, закупив специальное оборудование. Генеральный директор «Строймехсервиса» Метростроя Анатолий Евгеньевич Семушкин:

- Сейчас мы ставим анкеры не только в Москве, но и в Сочи, и в Ростове на Дону... Пока они не извлекаются, но, думаю, мы быстро освоим эту технологию. Для начала, как показал эксперимент, можно взять на вооружение опыт зарубежных специалистов, приспособив его к нашим конкретным условиям и требованиям.

Пробуривается скважина
Устанавливается анкерная тяга с наполнением скважины цементным раствором
Извлекаются буровые штанги, в то время как идет первичное нагнетание раствора
Вторичное нагнетание раствора
Натяжение анкера до расчетного усилия и его закрепление после затвердевания цементного раствора
Завершение анкеровки

Область применения грунтовых анкеров:
1. крепление ограждений котлованов:
2. удержание плавучих объектов;
3. крепление свода тоннелей;
4. усиление подпорных стен;
5. укрепление откосов.

Новые технологии применения грунтовых анкеров

Схема проведения работ по устройству извлекаемых анкеров типа SW-RCD
Схема проведения работ по устройству постоянных грунтовых анкеров типа SW-PCD

Установка грунтовых анкеров типа SW-RCD
Бурение скважины
Погружение анкера в скважину
Инъецирование раствора
Система проверки натяжения анкера

3e.jpg (78675 bytes)