|
Электронная версия
научно-популярного журнала "Архитектура и
строительство Москвы".
Содержание
номера:
Владимир Ресин:
«Это
только начало пути...»
Р. П. Алдонина, заслуженный
архитектор РФ
Школа XXI
века
Ф. А. Петров, доктор
исторических наук
Татьяна
Федоровна Саваренская
М. С. Мягков, кандидат
технических наук, начальник отделения
экологического моделирования НИиПИ экологии
города
Прогноз
погоды для небоскребов
Интервью первого
заместителя главного архитектора Москвы,
директора ГУП МНИИТЭП академика архитектуры Ю. П.
Григорьева
«Мы не
квадратные метры возводим, а формируем облик
города...»
В. А. Соловьев
Ходынка
Ю. Р. Л. Коган, руководитель
отделения "Академическое" корпорации
"ИНКОМ-недвижимость"
Юго-Запад
Москвы: округ равных возможностей
А. М. Младковская
"Архитектура
- это состояние духа"
Художник
Игорь Ревенко: поэзия русской усадьбы
НАШИ
ПОЗДРАВЛЕНИЯ |
В этой статье, основанной на архивных
документах из Отдела письменных источников ГИМ и
семейных воспоминаниях, речь пойдет о моей
матери - Т. Ф. Саваренской (1923-2003) - выдающемся
ученом и педагоге, академике архитектуры,
докторе искусствоведения, профессоре МАрхИ,
авторе капитальных трудов, монографий и учебных
пособий, лауреате Государственной премии СССР.
Она родилась в Москве в семье Федора Петровича
Саваренского - впоследствии академика АН СССР,
основоположника отечественной гидро- и
инженерной геологии, с именем которого связаны
крупнейшие народнохозяйственные стройки первой
половины ХХ века. В период реконструкции Москвы
1930-х он пытался сохранить систему малых рек
столицы, проводил гидрогеологические изыскания
при строительстве 1-й и 2-й очередей Московского
метро; рискуя не только карьерой, дал заключение
о невозможности сооружения Дворца Советов на
месте взорванного в 1931 году храма Христа
Спасителя.
В доме N 26 по Трубниковскому переулку, где Татьяна
Федоровна прожила почти полжизни, по соседству
обитали видные деятели науки и культуры:
профессора-геологи А. Н. Мазарович и Е. В.
Милановский, географ М. С. Боднарский, зоолог Н. А.
Бобринский, литературоведы Н. К. Гудзий, А. С.
Орлов, Н. Н. Фатов, пиа нист Г. Г. Нейгауз,
основатель картинной галереи И. С. Остроухов. К
последнему часто приходили искусствоведы И. Э.
Грабарь, А. А. Сидо ров, А. Г. Габричевский, позже
ставшие учителями Татьяны Федоровны в МАрхИ.
Спустя много лет в монографии «Архитектурные
ансамбли Москвы ХV - начала ХХ веков. Принципы
художественного единства» (1997) она поместила
небольшую главу «Москва XVIII-XIX веков как
художественное целое», где создала поэтический
образ города в канун наполеоновского нашествия,
подчеркнув, что «эта неповторимая Москва,
слагавшаяся на протяжении многих столетий и
достигшая на рубеже XVIII - начала XIX вв. своего
наивысшего расцвета, навсегда исчезла в пожаре
1812 г. В настоящее время трудно увидеть в Москве
следы того периода. Сохранившиеся памятники и
ансамбли затерялись в современной застройке и
оказались лишенными былых художественных
взаимосвязей».
|
Семейная фотография: в центре
– Таня Саваренская, слева – бабушка А. А.
Успенская, справа – отец Ф. П. Саваренский. Стоят:
тетя В. А. Успенская (слева), мама А. А. Саваренская.
Май 1930 года |
В том же году увидели свет и ее
воспоминания, в которых рельефно изображен
«магический треугольник, образуемый Арбатской,
Смоленской и Садово-Кудринской площадями», -
неповторимый мир детства автора: навсегда
исчезнувших церквей, Новинского бульвара,
Собачьей площадки, Сенного рынка, арбатских
переулков. С болью ощущая разрушение этого мира,
Татьяна Федоровна с неодобрением воспринимала
нынешний «офонаревший» Арбат - бездарную,
фальшивую подделку...
Окончание средней школы совпало с нача лом
Великой Отечественной войны. 19 июля вместе с
отцом и мачехой Валентиной Алексеевной
Успенской (родная мать умерла от туберкулеза в 1938
году) Таню эвакуировали в Казань, где
разместились учреждения Академии наук. Федор
Петрович немедленно включился в работу Секции
водного хозяйства Совета по изучению
производительных сил (СОПС), а Татьяна поступила
на физико-математический факультет Казанского
университета. Однако студенты не столько учились,
сколько работали в поле, что было вполне
оправданным в военных условиях. В итоге
университет пришлось бросить.
В 1943 году Т. Ф. Саваренская поступила в Московский
архитектурный институт. Ей по везло с учителями -
она еще застала И. В. Жолтовского и А. В. Щусева,
училась у историка А. Г. Габричевского,
искусствоведа В. П. Зубова, слушала лекции по
истории искусства члена корреспондента АН СССР А.
А. Сидорова, по истории архитектуры - профессора Н.
И. Брунова, по истории градостроительства -
профессора А. В. Бунина, который стал ее научным
руководителем.
После войны Татьяна Федоровна
познакомилась с моим отцом - тогда старшим
инженер лейтенантом, выпускником Академии
химзащиты А. А. Петровым. Он вспоминал: «В жизнь
мою Татьяна Федоровна вошла зимой (7 февраля 1947
года), когда меня отправили лечиться от чахотки в
кисловодский санаторий АН... Несколько месяцев
назад умер ее отец - известный ученый, академик Ф.
П. Саваренский. До вольно быстро мы подружились.
Поженились в апреле 1949 года. При мне она
оканчивала МАрхИ, работала над дипломом. С тех
пор она 50 лет отдала своей alma mater. Т. Ф. была
интересным человеком. Любила музыку, поэзию,
искусство. Хорошо играла на рояле, мы часто
вдвоем с ней разыгрывали в четыре руки
классические симфонии».
В апреле 1950 года на свет появился я. Через два с
половиной месяца маме предстояло защищать
диплом, и впоследствии она шутила, что первым ее
дипломным проектом было все-таки рождение сына.
Затем она поступила в аспирантуру при Институте
градостроительства Академии архитектуры, в 1950-е
годы принимала участие в научных работах
Академии, посвященных реконструкции мегаполисов
Западной Европы и Америки и созданию «городов-спутников»,
написала статьи о Лондоне и Стокгольме. Следует
отметить, что изучение западноевропейского
опыта сыграло немалую роль у нас в период
массового жилищного строительства и переселения
людей из коммуналок в новостройки на окраинах -
со всеми плюсами и минусами этого явления. Сама Т.
Ф. Саваренская, любя старый Арбат и его переулки,
была счастлива, когда в 1961 году вместе с мужем,
заведующим лабораторией химии нефти ИГИРГИ
профессором А. А. Петровым переехала в Новые
Черемушки, получив отдельную квартиру в одной из
столь ругаемых ныне «хрущоб».
Сдав кандидатские минимумы, она работа ла в НИИ
градостроительства Академии строительства и
архитектуры в должности стар шего архитектора, а
с 1959 года - младшим научным сотрудником в
Институте истории искусств АН СССР. В 1960 году А. В.
Бунин, покидая Институт, где работал по
совместительству, «перетащил» в МАрхИ и свою
бывшую студентку.
В 2005 году исполнилось 100 лет со дня рождения этого
выдающегося ученого и педагога. Татьяна
Федоровна постоянно подчеркивала, что она -
ученица Андрея Владимировича, хотя, как мне
представляется, сумела поднять дисциплину
«История градостроительного искусства» на новый
уровень - уровень философского осмысления. Не
случайно ее последние работы посвящены
градостроительству как системе научных знаний.
Безусловно, углубленное внимание к философии в
определенной степени явилось бегством от
наступившей в 1991 году эпохи золотого тельца и
зеленого доллара. Но сказались здесь и
стремление постичь свой предмет как
всеобъемлющую «науку о городе». Она неоднократно
цитировала французского архитектора Пьера Патта:
«В го роде видят обычно сооружения из камня,
тогда как нужно видеть в нем философское
произведение». По инициативе Татьяны Федоровны
на руководимой ею кафедре истории архитектуры и
градостроительства МАрхИ регулярно стали
проходить ежегодные Бунинские чтения, столь же
методично она занималась подготовкой сборника
памяти А. В. Бунина (к сожалению, до сих пор не
изданного), для которого написала вступительную
статью.
Итак, в 1960 году 36-летняя Т. Ф. Саваренская начала
свою деятельность в Архитектур ном институте со
скромной должности ассистента. Через четыре года
она защитила канди датскую диссертацию - на
несколько иную тему, чем разрабатывавшаяся ею в
Институте градостроительства: «Архитектурно-планировочные
вопросы формирования прибрежной территории в
городах, расположенных у рек». Ей пришлось не
только расширить географический диапазон
исследования, включив сюда наряду с Западной
Европой и Северной Америкой и Россию (СССР), но и
придать ему историко-градостроительный характер,
привлекая сведения из эпохи средневековья и даже
античности. В выборе темы, безусловно, сыграла
роль и профессия отца-гидрогеолога.
Без малого полвека Татьяна Федоровна читала
лекции по истории градостроительного искусства
в МАрхИ. Ее лекции, доклады и выступления
неизменно держали аудиторию в напряжении. Они,
как и научные труды, были на редкость логично и
гармонично построены. Татьяна Федоровна терпеть
не могла длиннот, повторов и особенно праздной
болтовни. Последние годы она все больше
размышляла о том, кого же, собственно, готовит
МАрхИ (тем более что ее родная кафедра была и
остается там единственной по-настоящему
гуманитарной), и на склоне жизни пришла к
следующему выводу: «Всегда было 10% одаренных или
хотя бы обуреваемых жаждой знаний студентов и
столько же бездельников, «золотой молодежи» -
бездарных «сыночков» и «доченек». Но меня
волнует основная масса, «сред ний слой»: что
будет с ними? Раньше худо бедно, но почти все
выпускники МАрхИ (может быть, кроме Андреев -
Вознесенского и Макаревича) работали по
специальности, сооружая общественные и жилые
здания, проектируя кварталы, поселки и новые
города. А сейчас?» Потакают безвкусице, строят
дачи для «новых русских», по сравнению с которыми
особняки не столь любимого ею модерна кажутся
образцами скромности...
Особое значение Т. Ф. Саваренская придавала
вводным лекциям по истории градостроительного
искусства. «Нужно ли изучать историю
градостроительства?.. В настоящее время проблема
преемственности достигла своего апогея, так как
современные архитекторы не на шли языка
сочетаемости древнего с новым. Проблема
преемственности, необходимость считаться с
прошлым заставляет нас внимательно отнестись к
истории города... Только соблюдая
преемственность, можно создавать новые ансамбли
в исторически сложившихся городах».
В лекциях Татьяны Федоровны по истории
градостроительства Древней Греции искусство
древней Эллады характеризовалось как
«демократическое и непосредственное, где мера
всего - человек». Напротив, рассказывая о Древнем
Риме, она подчеркивала его величие: «У римлян
сочеталось почитание традиции полиса Рима с
верой в его исключительность, его
провиденциальную миссию для других народов».
Мысли о нашей стране, остававшейся «Третьим
Римом» и при царях, и при императорах, и в
советский период, всегда были ей близки. Крушение
великой державы СССР - независимо от идеологии,
которую Татьяна Федоровна далеко не во всем
разделяла, - она восприняла как личную трагедию.
Когда однажды я пошутил, что лозунг нашего
времени - «От Третьего Рима - к треть ему миру»,
она грустно улыбнулась и вспомнила
заключительную часть формулы монаха Филофея:
Четвертому Риму «не быти!» 27 декабря 1979 года в НИИ
искусствознания Т. Ф. Саваренская защитила
докторскую диссертацию на тему: «Основные
направления в развитии теории
западноевропейского градостроительного
искусства XVII-XIX веков». В процессе работы над ней
Татьяна Федоровна двумя годами раньше выступила
на пленарном заседании МАрхИ с докладом «История
градостроительного искусства как
самостоятельная отрасль знаний». При этом она
подчеркивала: «Совершенно особым пу тем
складывалась наша отечественная наука о
городской эстетике, зародившись, казалось бы, в
весьма далекой от градостроительства области -
русской литературе. Интерес к красоте города в XIX
веке пробудился в России со времен Пушкина.
Созданные им художественные образы Москвы и
Петербурга говорили о том, что великий поэт
глубоко чувствовал и понимал архитектурные и
планировочные особенности русских столиц, их
историко-художественное значение».
По мнению Т. Ф. Саваренской, история
градостроительного искусства «всегда содержала
в себе комплексный подход к изучению города, не
отделяя планировочных задач от архитектурно-объемных
решений», и потому «рассматривает город как
архитектурно-пространственное целое, неразрывно
связанное с окружаю щей природной средой». «Всем
хорошо известны такие «больные» проблемы
современности, как сочетание старой и новой
застройки; включение исторических памятников в
состав современного города; показ в современном
генеральном плане города исторически ценных
этапов его развития и многие другие... чтобы
избежать формалистического подхода к оценке
художественных ценностей города, абсолютно
необходимо знание исторической эпохи, специфики
художественно-образного мышления этой эпохи».
Сверхзадачей своей докторской диссертации
Татьяна Федоровна считала попытку
реконструировать само градостроительное
мышление, то есть всю сумму эстетических
представлений, составляющих базу творческого
процесса градостроителей прошлого. Это
потребовало привлечения в качестве источников,
наряду с профессиональными теоретическими
трудами, множества философско-эстетических
произведений.
В 1977 году скончался А. В. Бунин. Согласно его
завещанию Т. Ф. Саваренскую назначили заведующей
кафедрой истории архитектуры и
градостроительства МАрхИ, в каковой должности
она трудилась по 1992 год. Можно, наверное, говорить
о Татьяне Федоровне как о «жест ком»
руководителе, но иначе в кризисный период разве
удалось бы удержать кафедру? Человек страстный,
горячий, она бывала резкой, но именно к ней
постоянно обращались за помощью и советом, в том
числе и те, кому только что «досталось». В ней
начисто отсутствовали «бабьи» обидчивость,
любовь к сплетням и - самое страшное для
руководителя - зависть к успехам подчиненных.
В последние годы жизни Татьяна Федоров на все
чаще задумывалась о культурном уровне студентов
МАрхИ - будущих архитекторов. В 1987 году в записке
«Современный архитектор и история» она выражала
сожаление, что «пренебрежительное отношение к
историческому наследию ведет к трагическим
ошибкам в нашей архитектурной и градостроитель
ной практике... Вспомним многие исторические
города Российской Федерации, навсегда
потерявшие свой неповторимый облик. На наших
глазах физически гибнут архитектурные памятники
Москвы и Подмосковья и разрушаются очертания
многих исторических улиц нашей столицы... Молодой
специалист должен быть не только хорошим
проектировщиком, но и понимать свою культурную
миссию, быть достойным ее... Единственным
средством, по нашему мнению, является всемерное
приобщение современных зодчих к истории и
культуре». Три года спустя появилась короткая
методическая записка «Гуманитаризация
современной градостроительной деятельности»: «В
настоящее время все яснее обозначается
экологическое направление в архитектурной
деятельности... К сожалению, часто забывают о том,
что «экология» - это не только охрана природной
среды, но и человеческой нравственности... в русле
которой изучаются пути сохранения,
восстановления и развития различных элементов
культурной среды, созидаемой человечеством в
процессе его раз вития».
В начале 1990-х Т. Ф. Саваренская избирается членом
Английского Королевства общества исторической
планировки городов, Общества американских
городов и исторической региональной планировки,
а также трех российских академий -
Информатизации, Реставрации и Архитектуры.
В 1999-2000 годах она (совместно с академиками В. В.
Владимировым, И. М. Смоляром, Д. О. Швидковским)
выпустила в свет две не большие, но чрезвычайно
ценные в методологи ческом плане монографии:
«Градостроительство как система научных знаний»
и «Градостроительство и экология», ставшие не
только обобщением многолетнего научного,
педагогического, практического опыта ее и ее
коллег, но и, без преувеличения, «взглядом в
будущее». Здесь впервые в науку вводился термин
«градостроительное мышление», включающий в себя
и весь комплекс знаний о городе, и такие
философские компоненты, как ориентация в
пространстве-времени, отношение к окружающей
природе, к архитектурному наследию и к
футурологическим прозрениям.
В 1998 году на конференции с характерным названием
«От выживания к возрождению городов» Т. Ф.
Саваренская сделала доклад «Историко-культурные
процессы и их роль в формировании городской
среды». Слово «выживание», столь модное в наше
время, вызывало отторжение у Татьяны Федоровны.
На основе доклада была написана статья,
опубликованная в первый год нового тысячелетия.
В ней выражалось опасение, как бы «исторический
город в процессе массовой застройки не
превратился в невидимый град Китеж... Для
предотвращения этого необходимо ощущение
исторической преемственности, без чего охрана и
отдельных памятников архитектуры, и
исторических ансамблей, и улиц, и площадей, и
исторических городов теряет смысл».
Наконец, Т. Ф. Саваренская явилась инициатором
разработки глобальной темы, которая велась РААСН
совместно с НИИТАГ, - «Историко-градостроительные
исследования в области градостроительства XVII-XIX
веков»: комплексного исследования,
хронологически охватывавшего три века, а
географически - страны Западной Европы и Россию.
Реализация данного замысла мыслилась как
своеобразный «смотр достижений» «школы
Саваренской». В плане-проспекте предполагалось
«новое прочтение градостроительных процессов,
протекавших в мировой градостроитель ной
культуре в XVII - начале ХХ века, когда в
западноевропейском и российском
градостроительстве созрели основные позиции, во
многом определившие собой современную
градостроительную культуру». При жизни автора
замысел не был осуществлен и теперь вряд ли когда
осуществится...
Татьяна Федоровна Саваренская скончалась 10
января 2003 года. Отпевали ее в храме святи теля
Николая в Кленниках на Маросейке, а похоронили на
Новодевичьем кладбище в семейном склепе
Саваренских, рядом с монастырем, который она с
такой любовью посещала при жизни...
|