|
Электронная версия
научно-популярного журнала "Архитектура и
строительство Москвы".
Содержание
номера:
Владимир Ресин:
«Это
только начало пути...»
Р. П. Алдонина, заслуженный
архитектор РФ
Школа XXI
века
Ф. А. Петров, доктор
исторических наук
Татьяна
Федоровна Саваренская
М. С. Мягков, кандидат
технических наук, начальник отделения
экологического моделирования НИиПИ экологии
города
Прогноз
погоды для небоскребов
Интервью первого
заместителя главного архитектора Москвы,
директора ГУП МНИИТЭП академика архитектуры Ю. П.
Григорьева
«Мы не
квадратные метры возводим, а формируем облик
города...»
В. А. Соловьев
Ходынка
Ю. Р. Л. Коган, руководитель
отделения "Академическое" корпорации
"ИНКОМ-недвижимость"
Юго-Запад
Москвы: округ равных возможностей
А. М. Младковская
"Архитектура
- это состояние духа"
Художник
Игорь Ревенко: поэзия русской усадьбы
НАШИ
ПОЗДРАВЛЕНИЯ
|
Оттенок казарменности, предельной
утилитарности, издавна свойственный школьным
зданиям, в сочетании со стандартными методами
обучения способен заглушить в душе ребенка
многие светлые порывы и омрачить его детство.
В типовых проектах московских школ последних
десятилетий заметно стремление к преодолению
этого негатива, но заданная полносборность
строительства и бесконечное повторное
применение проектов значительно снижают
положительный эффект. Однако, как говорится, нет
худа без добра. Многие постройки 1930-1940 годов,
устаревшие и физически и морально, ветшают.
Плохое качество строительства, деревянные
перекрытия, отсутствие современного
оборудования и требуемой новыми нормами
номенклатуры помещений, делают невозможной их
дальнейшую эксплуатацию.
Так
произошло, например, со школой № 270 по
Маломосковской улице, 7, вновь вступившей в строй
в сентябре 2005 года.
У этой школы славная история: во время Великой
Отечественной войны здесь располагался
госпиталь, отсюда уходило на защиту столицы
народное ополчение. Однако с годами здание
пришло в аварийное состояние. Некоторое время
оно пустовало, а затем и вовсе разрушилось. По
поручению Правительства Москвы мастерская № 12
Института "Моспромпроект" начала его
"реконструкцию", если это слово в данном
случае применимо, для создания современного
школьного учреждения, оснащенного компьютерной
и вычислительной техникой, с инженерным
обеспечением и современным оборудованием в
зрительном и спортивном залах.
Коллектив авторов во главе с известным
архитектором К. С. Шехояном к этому времени уже
имел удачный опыт проектирования таких объектов:
школы в Лефортово и на улице Щепкина, 68 (см.:
Архитектура и строительство Москвы. № 2-3. 2005).
Последняя победила в конкурсе "Лучший
реализованный проект 2003 года в области
инвестиций и строительства". В этой школе,
чтобы компенсировать недостаточную площадь
участка (в три раза меньше нормативного), авторы
перекрыли внутренний двор, создав светлый атриум
для активного отдыха в любую погоду и проведения
всевозможных массовых мероприятий. Озелененное
пространство необычайно обогатило интерьер.
В
школе № 270 на 725 учащихся использовался тот же
прием, ведь участок и здесь оказался в 1,5 раза
меньше нормы; к тому же с востока и запада почти
вплотную "пристроились" два 14-этажных жилых
дома, ограничив возможности инсоляции. Это во
многом определило объемно- планировочное
решение здания, в основу которого лег зимний
сад-атриум.
Авторы виртуозно скомпоновали помещения школы
вокруг атриума, обеспечившего и освещение
рекреаций, и их отопление. Регистры теплого пола
и восемь электрокалориферов атриума позволили
отказаться от устройства отопления рекреаций на
всех четырех этажах. И на всех этажах обращенные
к пространству зимнего сада рекреации зрительно
кажутся более просторными, нарядными и веселыми.
Впечатление усиливает удачный рисунок
переплетов остекления зимнего сада и тактичное
введение в него цвета. Стекла, ограждающие
атриум, выполнены по технологии "Триплекс",
наиболее безопасной для детского учреждения.
Наличие атриума позволило в большом актовом зале
расположить места амфитеатром и не освобождать
его от мебели при проведении елок и танцев. Зал,
разместившийся на втором этаже, связан с
атриумом открытой полукруглой лестницей с
медными перилами. В торжественных случаях ребята
легко могут перейти в зимний сад для продолжения
праздника.
Недостаточную площадь школьного двора
компенсируют большой спортивный зал (30x18) и - с
восточной стороны - зал для занятий хореографией,
в котором авторы продолжили большие окна со стен
на плоскость наклонного потолка и, танцуя, ребята
видят над собой небо и купы деревьев.
Вообще о художественных приемах в этой работе
хочется говорить особо. Ни один из четырех
фасадов не повторяет другой, создавая при этом
целостную картину. Вот уж где нет ни малейшего
шаблона и намека на казарменность.
Хороший проект был воплощен строителями на столь
же хорошем уровне. Недаром Мэр Москвы Ю. М. Лужков,
выступая на открытии этой школы, отметил высокое
творческое мастерство авторов проекта, что
видно, как он сказал, "по красоте этой школы".
Проект разработан мастерской № 12 ГУП института
"Моспромпроект" (директор Я. Д.
Мухамедханов).
Авторский коллектив: архитекторы К . С. Шехоян, А.
Г. Златкин, Е. В. Ерошина, Н. В. Чарова; конструкторы
В. В. Мещеряков, А. А. Смирнова.
|