Город и человек

Владимир Ресин:
"Это только начало пути..."

Русская линия

№ 1 за 2006  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".

 Архитектура и строительство Москвы №1


Содержание номера:

Владимир Ресин:
«Это только начало пути...»

Р. П. Алдонина, заслуженный архитектор РФ
Школа XXI века

Ф. А. Петров, доктор исторических наук
Татьяна Федоровна Саваренская

М. С. Мягков, кандидат технических наук, начальник отделения экологического моделирования НИиПИ экологии города
Прогноз погоды для небоскребов

Интервью первого заместителя главного архитектора Москвы, директора ГУП МНИИТЭП академика архитектуры Ю. П. Григорьева
«Мы не квадратные метры возводим, а формируем облик города...»

В. А. Соловьев
Ходынка

Ю. Р. Л. Коган, руководитель отделения "Академическое" корпорации "ИНКОМ-недвижимость"
Юго-Запад Москвы: округ равных возможностей

А. М. Младковская
"Архитектура - это состояние духа"

Художник Игорь Ревенко: поэзия русской усадьбы


НАШИ ПОЗДРАВЛЕНИЯ


Беседа Первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководителя Комплекса архитектуры, строительства, реконструкции и развития города Владимира Иосифовича Ресина с корреспондентом журнала "Архитектура и строительство Москвы"

Владимир Иосифович, как Вы оцениваете работу строительного комплекса столицы в 2005 году?

2005 год для московских строителей был успешным. Все главные задачи, определенные на этот год Мэром и Правительством города, выполнены. Главным направлением в деятельности стройкомплекса, как и в прошлые годы, оставалось возведение жилья. При запланированном объеме в 4,5 млн. м2, в 2005 году его сдано почти 5 млн. м2. Причем треть из этого количества предназначена для очередников, молодых семей, жителей сносимых ветхих домов и пятиэтажек. Как и предусматривалось, в городе в течение всего года велось строительство объектов здравоохранения, образования, торговли, культуры и спорта. Реализовано много уникальных проектов, среди них -строительство фундаментальной библиотеки МГУ, уникальное по своей сложности восстановление Манежа.
В Москве осуществлялась планомерная реализация всех городских социальных программ. Прежде всего это программа сноса пятиэтажного и ветхого жилого фонда, программа модернизации, реконструкции и реновации зданий, сооружений и территорий сложившейся застройки города, программы строительства гаражей, реорганизация промзон и другие.
После завершения строительства двух транспортных развязок на Третьем кольце движение на этой магистрали полностью стало безсветофорным. Закончилась реконструкция Киевского шоссе до аэропорта "Внуково", а в самом аэропорту построена первая в России подземная станция электричек. Полным ходом велось строительство Звенигородского проспекта, сдано 87,5 тысяч машино-мест гаражей и стоянок.
Важной особенностью уходящего года можно назвать активизацию деятельности по инвестиционным программам комплексной реконструкции кварталов сложившейся застройки и строительства многофункциональных высотных комплексов "Новое кольцо Москвы". Высотное строительство - особая сфера деятельности строительного комплекса столицы, где большое внимание уделяется качеству проектирования, а главное - безопасности возведения небоскребов.

МанежКогда планируется завершить снос пятиэтажных домов первого периода индустриального домостроения? Будут ли сноситься панельные девятиэтажки?

Реализация программы расселения ветхих пятиэтажек идет с опережением планировавшихся темпов. В минувшем году снесен юбилейный четырехмиллионный квадратный метр пятиэтажек первого периода индустриального домостроения.
Если раньше мы предполагали снести последнюю ветхую "хрущевку" только в 2010 году, то теперь ясно, что в Центральном и Южном округах снос ветхого жилья и пятиэтажек завершится уже в ближайшие месяцы, в Юго-восточном округе - в 2008-м году, в Северо-восточном и Восточном округах - в 2009-м.
Что касается остальных пятиэтажек и панельных девятиэтажных зданий, их дальнейшая судьба решится в ходе реализации программы комплексной реконструкции районов сложившейся застройки. Специальной программы по их сносу нет.

Сейчас много говорится о комплексности застройки в столице. Существуют ли нормативы обеспеченности объектами соцкультбыта при строительстве новых районов и реконструкции старых (с учетом того, что число жителей на один квадратный метр зачастую возрастает много больше)? Или, если поставить вопрос максимально широкое: когда вообще исчезнет из столичного лексикона понятие "спальный район"?

Нормативы обеспеченности объектами соцкультбыта заложены в Генеральном плане развития Москвы до 2020 года, определяющем сколько школ, поликлиник, детских садов, гаражей, спортивных и других сооружений должно приходиться на определенное количество жителей. Причем располагать все эти объекты следует в тех местах, где людям удобно ими пользоваться.
Что же касается "спальных районов", их в Москве практически не осталось. Посмотрите, как сегодня наполнились жизнью буквально все уголки нашего города! Сейчас даже в тех кварталах, которые строились в 70-80-х годах прошлого столетия, создается современная социальная инфраструктура для комфортного проживания: культурно-развлекательные и спортивные сооружения, магазины, рестораны, кафе, объекты для малого бизнеса...
При проектировании новых районов эти объекты предусматриваются заранее. Скажу больше. Недавно было принято решение об изменении строительных нормативов, которое предполагает использование первых этажей в новостройках как нежилых. Там будут размещаться предприятия малого бизнеса, клубы, библиотеки - все то, что нужно людям, причем прямо в их домах.

Темпы прироста парка легковых автомобилей в Москве в несколько раз выше, чем темпы строительства гаражей. Как идет реализация гаражной программы?

Правительством Москвы в 1996 году была определена общегородская программа массового3-е транспортное кольцо строительства гаражей-стоянок и основные направления ее реализации. Сегодня в Москве уже построено новых гаражей и паркингов примерно на 500 тысяч машино-мест общей площадью около 9 млн. м2. К 2010 году планируется обеспечить специальными местами парковок 70% московских автомобилей.
Приняты важные решения по реализации программы "народный гараж", благодаря чему мы сделаем места парковки доступными для простых людей и решим и проблему "ракушек". Разработано много новых проектов гаражей. Наша задача - в ближайшие 5 лет построить около 350-400 тысяч машино-мест. Кроме того, в городе будет активно вестись строительство перехватывающих стоянок.

Верно ли мнение, что крупнопанельное домостроение не имеет перспектив? Какова Ваша позиция по этому вопросу?

Современные индустриальные дома и внешне, и по техническим характеристикам мало чем отличаются от монолитных. Цель города - как можно быстрее обеспечить новыми квартирами как можно большее количество очередников, поэтому, конечно, индустриальные дома будут возводится в Москве и дальше. Стоимость квартир в таких домах, при сопоставимом качестве, заметно ниже, чем в строящихся по индивидуальным проектам, следовательно, спрос на них в ближайшем будущем останется стабильно высоким. Сегодня во многих районах Москвы панельные дома строятся на месте сносимых пятиэтажек. Такое строительство эффективно и рентабельно.
Теперь что касается перспектив. Доля монолитных домов в общем объеме московского строительства растет и будет расти дальше. Если еще лет десять назад она составляла всего лишь несколько процентов, то в недалекой перспективе более половины новых домов в столице будут строиться по индивидуальным проектам.

Как Вы относитесь к идее "раздельного проживания" людей, купивших квартиры и получивших их в порядке очереди?

Разделение жилья на социальное и коммерческое - объективная реальность. Очередникам и жителям сносимых ветхих домов и пятиэтажек город предоставляет квартиры, метраж которых соответствует социальным нормам, в то время как в домах коммерческих квартиры имеют, как правило, большую площадь. Да и коммунальные платежи там значительно выше - многим из тех, кто получает квартиры бесплатно, они просто не по карману.

У кого, как не у Вас спросить: почему столь высоки цены на квартиры в столице?

Цены на московские квартиры определяет рынок: чем выше спрос, тем они выше. Что же касается себестоимости‚ она растет в зависимости от самых разных факторов: повышение тарифов на энергоносители, удорожание стройматериалов‚ наличие разных архитектурных изысков... Раньше от последнего легко отказывались, но теперь каждый район‚ как элитный‚ так и массовой застройки, имеет свое лицо. Решить проблему можно за счет изменения технологий‚ применения современных отечественных материалов‚ отвечающих самым высоким мировым стандартам. Но на конечную стоимость жилья влияет не только строительная себестоимость‚ но и инвестиционная составляющая. Ее "облегчить" трудно‚ потому что сюда входят и доля города, и банковские кредиты‚ и затраты на освоение земли‚ и многое другое. Себестоимость домов в центре растет еще и из-за высокого уровня их комфортности.

Сейчас много говорится о национальном проекте "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". Каковы в связи с этим перспективы развития ипотеки в Москве?

Мировая практика показывает, что ипотека - главный путь приобретения жилья во всех развитых странах. За ипотекой - будущее. Развитие ипотеки идет у нас не просто. Если вопрос с первичным взносом решается, то снизить процентную ставку по кредиту крайне трудно. Однако наличие проблемы - не повод сидеть сложа руки. Социальная ипотека в Москве будет развиваться при помощи города для тех, кто пока не в состоянии обеспечить себя жильем. Глаза боятся - руки делают. И наша задача сделать так, чтобы ипотечный кредит выдавался людям на 20-25 лет под 6-7% годовых. Тогда свои жилищные проблемы смогут решить не только представители высокооплачиваемых профессий, но и бюджетники: учителя, врачи, работники культуры и так далее. Ю. М. Лужков пообещал выделить в Москве в 2006 году под социальную ипотеку более 100 тыс. м2 жилья - в 2,5 раза больше, чем в текущем году. Таким образом, новые квартиры по этой программе получат около двух тысяч московских семей. И это только начало пути.