|
Электронная версия
научно-популярного журнала "Архитектура и
строительство Москвы".
Содержание
номера:
Н. Г. Егоров
Москва не
стареет
В. Д. Красильников
Александр
Викторович Анисимов
Ю. Р. Савельев
«Византийский
стиль» в архитектуре Москвы последней четверти
XIX - начала ХХ века
Л. И. Иванова-Веэн, В. А.
Киприн, О. Б. Багмет
Усадьба
М. Ф. Казакова должна стать музеем
Н. С. Григорьев
Старые и
новые высотки: размышления на актуальную тему
Н. Я. Кордо
Два эссе
о зодчестве
Н. Г. Глинянский
Михаил
Плеханов: проектировать от функции
Содержание
журнала «Архитектура и строительство Москвы» за
2005 год. Аннотированный указатель
В. А. Соловьев
Театральная
И. А. Добрицына
Плюрализм
современной архитектурыполе возможностей . |
В центре Москвы все меньше остается места даже
для точечной застройки. Строительный бум,
достигнув своего пика, откатывается на окраины,
где еще есть для него свободные территории.
Проанализировать эту ситуацию мы решили с
главным архитектором проектов одного из
творческих бюро института "Моспроект-2"
Михаилом Владимировичем Плехановым как раз в тот
момент, когда его коллектив заканчивал авторский
надзор над возведением очередного жилого дома в
центре города, на Малой Знаменке, 7.
На счету бригады Плеханова в последние годы -
производственный корпус Внуковской таможни и
одного из зданий Комплекса архитектуры,
строительства, развития и реконструкции города
(Никитский переулок, 4), а также административный
офис на улице Жуковского за театром
"Современник", характерный своими
структурными фасадами: все несущие конструкции
внутри, а снаружи - стекло. Подобные
архитектурные решения уже давно применяются в
Москве: до этого был построен дом на улице
Бахрушина, воссозданы совместно с
реставраторами исторические объемы на Трубной
площади у Цветного бульвара и многое другое.
Однако в год удается реализовать не более
одного-двух объектов.
Плеханов окончил МАрхИ, учился у известных
педагогов Туркуса и Сатунца объемному мышлению
(проектированию и моделированию); с этой целью
студентами выполнялись макеты самых
разнообразных условно-отвлеченных композиций.
Практическую деятельность начинал в
"Моспроекте-2", куда пришел в 1979 году еще при
бывшем главном архитекторе Москвы М. В. Посохине.
Это была хорошая школа. Хотя молодым
архитекторам не все доверяли, однако Плеханова и
его коллег включили в процесс проектирования
здания министерства обороны на Арбатской
площади. Под руководством маститых зодчих он
работал над отдельными фрагментами, многому
тогда научился. Сегодня он и сам передает опыт
студентам: в бюро проходят практику
перспективные ребята из архитектурного
института и архитектурных колледжей. В сравнении
с молодежью его поколения современных молодых
архитекторов отличает цепкий взгляд и широта
эрудиции, однако не хватает опыта реального
проектирования. Хотя их больше увлекает
техническая сторона дела, нежели творческая, в
"Моспроекте-2" им помогают состояться и как
вполне самостоятельным творческим натурам.
В составе мастерской N 1 (мастерских в
"Моспроекте-2" более двадцати),
возглавляемой М. М. Посохиным, руководящим и всем
институтом, - пять бюро. Бюро М. В. Плеханова -
самое многочисленное, в нем 14 человек, все
архитекторы. Бригады занимаются самыми разными
проектами - жилыми зданиями, объектами
культурного и административного назначения,
техническими сооружениями... В "Моспроекте-2"
помимо чисто архитектурных имеются
сопутствующие отделы, разрабатывающие
инженерную часть, систему водоснабжения,
канализации, электрооборудования и так далее.
Для коллектива Плеханова основным является
проектирование эксклюзивного жилья категории
А-Б в центре Москвы. Впрочем, занимаются здесь и
проектированием офисов, воссозданием
исторических объемов.
Когда речь зашла об общих тенденциях
проектирования городской среды, Михаил
Владимирович отметил, что Москва менялась на
протяжении веков. Долгие годы доминантами
города, наилучшим образом открывающими его
архитектурный облик, являлись храмы и соборы. На
смену им пришли (да и сегодня остаются таковыми)
знаменитые "сталинские высотки", и при новом
проектировании приходится их учитывать. Но
появляются и новые доминанты, а, точнее сказать,
возникает новый уровень урбанистики, вроде
известного объекта Москва-сити и "Красные
холмы", где в комплексной застройке кварталов
уже прочитывается некий интернациональный
стиль.
Еще не так давно архитекторы пытались сохранить
стилистическое единства города, используя в
проектировании традиционные детали,
классические стили (ампир, классицизм, модерн). Но
это поверхностный подход. Сегодня, считает
Плеханов, наиболее талантливые зодчие идут "от
разумного": ищут смелые решения, не боясь
создавать абсолютно независимые оригинальные
проекты, привязанные к московскому контексту
скорее внутренне, чем внешне. Поэтому сегодня в
столице можно видеть самые разнообразные
сооружения - от абсолютно традиционных,
напоминающих иногда доходные дома начала
позапрошлого века, до суперсовременных
архитектурных объемов с применением новых
строительных технологий.
В кабинете Михаила Владимировича на стене висят
его рисунки и эскизы с проработкой характерных
архитектурных деталей к разным проектам - как уже
реализованным, так и перспективным. С этого
начинается проектирование. В зодчестве, как и в
любом другом творчестве, первичный замысел,
набросок, эскиз должны возникнуть на
подсознательном уровне. Лучшее, что есть в
архитектуре Москвы, именно так и создавалось.
На вопрос о судьбе устаревших пятиэтажек,
подлежащих сносу или реновации, Плеханов
заметил, что Корбюзье в свое время разработал
пропорциональную систему, рассчитал оптимальные
модульные размеры компактного жилья с высотой
потолка 2,26 м и даже построил такой дом в Марселе.
Это очень экономное, но некомфортное жилье. Нечто
подобное строили и японцы, и голландцы, чтоб
снять жилищную проблему. Принципиально новое
придумать, пожалуй, невозможно, стоично-балочная
система существовала во все времена, чудес не
бывает, однако внутри системы можно и нужно
находить новые решения.
Взять хотя бы высотное строительство. Высотки
гораздо комфортнее простых пеналов, но тоже ведь
могут подавлять индивидуальность человека
однообразностью квартирной и внутриквартирной
планировки. Не случайно многие люди, поселившись
в них, сразу принимаются перестраивать
внутреннее пространство "под себя". Поэтому
будущее - за индивидуальным разнообразием
возводимого жилья, оставляющим возможность
выбора. Удовольствие, конечно, дорогое, но к этому
надо стремиться.
|