|
Электронная версия
научно-популярного журнала "Архитектура и
строительство Москвы".
Содержание
номера:
Н. Г. Егоров
Москва не
стареет
В. Д. Красильников
Александр
Викторович Анисимов
Ю. Р. Савельев
«Византийский
стиль» в архитектуре Москвы последней четверти
XIX - начала ХХ века
Л. И. Иванова-Веэн, В. А.
Киприн, О. Б. Багмет
Усадьба
М. Ф. Казакова должна стать музеем
Н. С. Григорьев
Старые и
новые высотки: размышления на актуальную тему
Н. Я. Кордо
Два эссе
о зодчестве
Н. Г. Глинянский
Михаил
Плеханов: проектировать от функции
Содержание
журнала «Архитектура и строительство Москвы» за
2005 год. Аннотированный указатель
В. А. Соловьев
Театральная
И. А. Добрицына
Плюрализм
современной архитектурыполе возможностей . |
Выступая на товарищеском ужине по случаю юбилея
Александра Викторовича, я назвал его
ренессансным человеком. И это не было
преувеличением, характерным для речей подобного
рода.
Действительно, кто есть Александр АНИСИМОВ?
Доктор архитектуры, автор многочисленных
научных и популярных трудов, заместитель
директора крупнейшего в Москве научного и
проектного института. Ученый. Более того -
академик-секретарь Академии архитектуры и
строительных наук, собравшей под свои знамена
цвет российского зодчества и строительства.
Наряду с этим в списке его трудов - десятки работ,
в которых он раскрывается как архитектор-практик
большого творческого диапазона: промышленные
сооружения, малоэтажные жилые дома, театры,
планетарий... Одновременно он выступает как
редактор научных изданий и художник интерьеров
общественных зданий. Хотя я знаю Сашу не одно
десятилетие, наверняка упомянул не все, чем он
занимается многие годы. Однако и этого
достаточно, чтобы можно было говорить о
"ренессансной" многогранности его таланта.
Многолетнее знакомство с Александром
Анисимовым, периодическое пересечение по
служебным надобностям, но главное - наша неуемная
тяга к театрально-зрелищной тематике сделала нас
"единоверцами", членами одной негласной
ложи "театральщиков".
Первое десятилетие работы после окончания
архитектурного института, где он получил
прекрасное образование у И. Е. Рожина, А. П.
Великанова и И. Х. Полякова, никак не предвещало
его дальнейшую судьбу. Но потом, видимо, гены
семьи музыканта Мариинки и Большого театра дали
себя знать. В 1971 году, уже будучи кандидатом
архитектуры, Александр переходит в сектор
зрелищных зданий только что созданного
Моспроекта-4 и вместе со своим старшим товарищем
Ю. Гнедовским бросается в авантюру Ю. П. Любимова -
реконструкцию здания театра на Таганке, которая
практически определила всю дальнейшую
творческую жизнь мастера. Кто берется за
проектирование театров, должен быть готов ко
всяким невзгодам: бурным спорам с сумасбродными
актерами и режиссерами, минутным успехам,
купленным годами разочарований, а главное, к
упорному бесконечному труду и нервотрепкам.
Начиная эпопею реконструкции скандального
театра, вряд ли Саша понимал это, но он все
достойно вынес и через 15 лет вместе с коллегами
создал одно из лучших театральных зданий страны.
Имея некоторый опыт и знания в театральном
строительстве, могу с полной уверенностью
утверждать: оно и сегодня не имеет себе равных на
постсоветском пространстве, и я со спокойной
совестью включаю его в десятку лучших
театральных зданий по крайней мере в Европе.
Надо сказать, что в данной сфере существует
большой разрыв между оценками
профессионалов-архитекторов и служителей
Мельпомены - режиссеров и тем более актеров. В
качестве примера приведу прекрасное с точки
зрения архитектуры здание театра в Далласе Ф. Л.
Райта. По мнению же американских специалистов в
области сценографии и актеров, Райта нельзя даже
подпускать к проектированию театральных зданий.
Другой пример: автора здания Сиднейской оперы по
суду вообще отстранили от участия в завершении
строительства, а привлеченные специалисты,
доделывая этот театр, как говорят, сильно
испортили зрительный зал оперной части. Подобных
примеров множество. В результате среди лучших
архитектурных произведений, признаваемых за
таковые и людьми, эксплуатирующими эти здания,
очень редко можно увидеть театры. Таганка -
приятное исключение из этого печального правила,
вполне закономерно отмеченное в 1991 году
Государственной премией СССР - последней премией
ушедшего государства в области архитектуры.
Завершение строительства театра на Таганке
явилось поворотным моментом в судьбе А.
Анисимова и мощным толчком в его творческой
деятельности. Уже через год-два он написал и
защитил докторскую диссертацию по
театрально-зрелищной тематике. Ученым, далеким
от архитектурной среды, получение докторской
степени представляется естественным. Но среди
нас, особенно у пытающихся совместить
практическую и научную деятельность, это очень
редкий случай: только сверхэнергичные и
целеустремленные личности находят в себе силы
создать капитальный научный труд, не отрываясь
от чертежной доски. Ведь Анисимов работал над
диссертацией одновременно с проектированием
здания театра классического балета на Скаковой
улице. Зная, как сложно проектировать в Москве,
тем более театр, причем с реальным заказчиком,
может понять, ценой каких усилий далось это
Александру.
Перелистывая список его работ, я вдруг встречаю
нечто совершенно неожиданное - проекты
малоэтажных жилых домов, которые он, оказывается,
делал и, видимо, делает со своей многолетней
спутницей жизни Ириной Ивановной Анисимовой,
давно и хорошо мне знакомой по совместной
педагогической деятельности в МАрхИ. Это о
многом говорит. Прежде всего, о стремлении
создать маленький объект, не нагруженный
неизбежными служебными компромиссами и
множеством согласований. Такое, конечно,
достижимо только с самыми близкими людьми. А еще
у него есть счастливая возможность работать с
сыном...
Особо надо отметить
литературно-просветительскую деятельность
доктора архитектуры А. В. Анисимова. Я имею в виду,
кроме множества чисто научных публикаций,
прекрасно написанные популярные книги "Театры
Москвы", "Архитектурный путеводитель по
Москве", "Путеводитель для архитектора по
Венеции" и тому подобные издания, столь нужные
архитекторам и всему культурному сообществу для
понимания сущности нашей профессии. Кроме того,
что Анисимов возглавлял научное отделение
НИИПОКОЗа, он руководит изданием нормативных
документов нового поколения, учитывающим
социально-экономические изменения в нашей
стране.
Однако, несмотря на отмеченные успехи и заслуги
Александра Викторовича на научной ниве, я все же
в первую очередь вижу в нем
опытнейшего и талантливого
архитектора-практика. Очередное подтверждение
тому я получил при посещении строительства
комплекса планетария в районе зоопарка. Говорю -
строительства, хотя официально данная работа
называется реконструкцией. Планетарий
возводился в конце 1920-х годов по проекту М. И.
Барща и М. А. Синявского. И все же я утверждаю: это
новое строительство, сильно усложненное
необходимостью сохранения великолепного
памятника советского конструктивизма и
органического его включения во вновь
создаваемый большой культурно-просветительный
комплекс, что авторскому коллективу под
руководством А. В. Анисимова блестяще удалось.
Вообще творческая судьба Александра Викторовича
сложилась таким образом, что наиболее яркие его
работы появляются под видом реконструкции.
Вспомним: эпопея Таганки тоже начиналась как
скромная реконструкция маленького театрального
здания. О грандиозном ее завершении уже сказано.
Но все же я надеюсь, что главным успехом
Анисимова в этой области станет реконструкция
московского планетария. Мне хорошо известно,
сколько лет в наших условиях уходит на
проектирование и строительство приличного
здания. Тем не менее, хочется верить в дальнейшие
достижения А. В. Анисимова в создании им
оригинальных и остроумных проектов, столь
необходимых нам на фоне надвигающейся с запада
обезличенной архитектуры. Между тем отмеченная
выше многогранность его таланта такова, что
трудно предугадать, чем он займется завтра; может
быть, продолжит проектировать, а может, напишет
капитальный научный труд или примется за
общественно-организационную работу в Академии
архитектуры и строительных наук. И все же скорее
всего он будет с присущей ему энергией и
вдохновением заниматься всем этим одновременно.
И да поможет ему Бог.
|