Зодчий и время

Александр Викторович Анисимов

В. Д. Красильников, народный архитектор России

Русская линия

№ 6 за 2005  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".

 Архитектура и строительство Москвы №6


Содержание номера:

Н. Г. Егоров
Москва не стареет

В. Д. Красильников
Александр Викторович Анисимов

Ю. Р. Савельев
«Византийский стиль» в архитектуре Москвы последней четверти XIX - начала ХХ века

Л. И. Иванова-Веэн, В. А. Киприн, О. Б. Багмет
Усадьба М. Ф. Казакова должна стать музеем

Н. С. Григорьев
Старые и новые высотки: размышления на актуальную тему

Н. Я. Кордо
Два эссе о зодчестве

Н. Г. Глинянский
Михаил Плеханов: проектировать от функции


Содержание журнала «Архитектура и строительство Москвы» за 2005 год. Аннотированный указатель

В. А. Соловьев
Театральная

И. А. Добрицына
Плюрализм современной архитектурыполе возможностей .


Выступая на товарищеском ужине по случаю юбилея Александра Викторовича, я назвал его ренессансным человеком. И это не было преувеличением, характерным для речей подобного рода.

Действительно, кто есть Александр АНИСИМОВ? Доктор архитектуры, автор многочисленных научных и популярных трудов,В.Анисимов заместитель директора крупнейшего в Москве научного и проектного института. Ученый. Более того - академик-секретарь Академии архитектуры и строительных наук, собравшей под свои знамена цвет российского зодчества и строительства. Наряду с этим в списке его трудов - десятки работ, в которых он раскрывается как архитектор-практик большого творческого диапазона: промышленные сооружения, малоэтажные жилые дома, театры, планетарий... Одновременно он выступает как редактор научных изданий и художник интерьеров общественных зданий. Хотя я знаю Сашу не одно десятилетие, наверняка упомянул не все, чем он занимается многие годы. Однако и этого достаточно, чтобы можно было говорить о "ренессансной" многогранности его таланта.

Многолетнее знакомство с Александром Анисимовым, периодическое пересечение по служебным надобностям, но главное - наша неуемная тяга к театрально-зрелищной тематике сделала нас "единоверцами", членами одной негласной ложи "театральщиков".

Первое десятилетие работы после окончания архитектурного института, где он получил прекрасное образование у И. Е. Рожина, А. П. Великанова и И. Х. Полякова, никак не предвещало его дальнейшую судьбу. Но потом, видимо, гены семьи музыканта Мариинки и Большого театра дали себя знать. В 1971 году, уже будучи кандидатом архитектуры, Александр переходит в сектор зрелищных зданий только что созданного Моспроекта-4 и вместе со своим старшим товарищем Ю. Гнедовским бросается в авантюру Ю. П. Любимова - реконструкцию здания театра на Таганке, которая практически определила всю дальнейшую творческую жизнь мастера. Кто берется за проектирование театров, должен быть готов ко всяким невзгодам: бурным спорам с сумасбродными актерами и режиссерами, минутным успехам, купленным годами разочарований, а главное, к упорному бесконечному труду и нервотрепкам. Начиная эпопею реконструкции скандального театра, вряд ли Саша понимал это, но он все достойно вынес и через 15 лет вместе с коллегами создал одно из лучших театральных зданий страны. Имея некоторый опыт и знания в театральном строительстве, могу с полной уверенностью утверждать: оно и сегодня не имеет себе равных на постсоветском пространстве, и я со спокойной совестью включаю его в десятку лучших театральных зданий по крайней мере в Европе.

Надо сказать, что в данной сфере существует большой разрыв между оценками профессионалов-архитекторов и служителей Мельпомены - режиссеров и тем более актеров. В качестве примера приведу прекрасное с точки зрения архитектуры здание театра в Далласе Ф. Л. Райта. По мнению же американских специалистов в области сценографии и актеров, Райта нельзя даже подпускать к проектированию театральных зданий. Другой пример: автора здания Сиднейской оперы по суду вообще отстранили от участия в завершении строительства, а привлеченные специалисты, доделывая этот театр, как говорят, сильно испортили зрительный зал оперной части. Подобных примеров множество. В результате среди лучших архитектурных произведений, признаваемых за таковые и людьми, эксплуатирующими эти здания, очень редко можно увидеть театры. Таганка - приятное исключение из этого печального правила, вполне закономерно отмеченное в 1991 году Государственной премией СССР - последней премией ушедшего государства в области архитектуры.
Дача во Владимирской области. 2004 год
Завершение строительства театра на Таганке явилось поворотным моментом в судьбе А. Анисимова и мощным толчком в его творческой деятельности. Уже через год-два он написал и защитил докторскую диссертацию по театрально-зрелищной тематике. Ученым, далеким от архитектурной среды, получение докторской степени представляется естественным. Но среди нас, особенно у пытающихся совместить практическую и научную деятельность, это очень редкий случай: только сверхэнергичные и целеустремленные личности находят в себе силы создать капитальный научный труд, не отрываясь от чертежной доски. Ведь Анисимов работал над диссертацией одновременно с проектированием здания театра классического балета на Скаковой улице. Зная, как сложно проектировать в Москве, тем более театр, причем с реальным заказчиком, может понять, ценой каких усилий далось это Александру.

Перелистывая список его работ, я вдруг встречаю нечто совершенно неожиданное - проекты малоэтажных жилых домов, которые он, оказывается, делал и, видимо, делает со своей многолетней спутницей жизни Ириной Ивановной Анисимовой, давно и хорошо мне знакомой по совместной педагогической деятельности в МАрхИ. Это о многом говорит. Прежде всего, о стремлении создать маленький объект, не нагруженный неизбежными служебными компромиссами и множеством согласований. Такое, конечно, достижимо только с самыми близкими людьми. А еще у него есть счастливая возможность работать с сыном...

Особо надо отметить литературно-просветительскую деятельность доктора архитектуры А. В. Анисимова. Я имею в виду, кроме множества чисто научных публикаций, прекрасно написанные популярные книги "Театры Москвы", "Архитектурный путеводитель по Москве", "Путеводитель для архитектора по Венеции" и тому подобные издания, столь нужные архитекторам и всему культурному сообществу для понимания сущности нашей профессии. Кроме того, что Анисимов возглавлял научное отделение НИИПОКОЗа, он руководит изданием нормативных документов нового поколения, учитывающим социально-экономические изменения в нашей стране.

Однако, несмотря на отмеченные успехи и заслуги Александра Викторовича на научной ниве, я все же в первую очередь вижу вТеатр на Таганке нем опытнейшего и талантливого архитектора-практика. Очередное подтверждение тому я получил при посещении строительства комплекса планетария в районе зоопарка. Говорю - строительства, хотя официально данная работа называется реконструкцией. Планетарий возводился в конце 1920-х годов по проекту М. И. Барща и М. А. Синявского. И все же я утверждаю: это новое строительство, сильно усложненное необходимостью сохранения великолепного памятника советского конструктивизма и органического его включения во вновь создаваемый большой культурно-просветительный комплекс, что авторскому коллективу под руководством А. В. Анисимова блестяще удалось.

Вообще творческая судьба Александра Викторовича сложилась таким образом, что наиболее яркие его работы появляются под видом реконструкции. Вспомним: эпопея Таганки тоже начиналась как скромная реконструкция маленького театрального здания. О грандиозном ее завершении уже сказано. Но все же я надеюсь, что главным успехом Анисимова в этой области станет реконструкция московского планетария. Мне хорошо известно, сколько лет в наших условиях уходит на проектирование и строительство приличного здания. Тем не менее, хочется верить в дальнейшие достижения А. В. Анисимова в создании им оригинальных и остроумных проектов, столь необходимых нам на фоне надвигающейся с запада обезличенной архитектуры. Между тем отмеченная выше многогранность его таланта такова, что трудно предугадать, чем он займется завтра; может быть, продолжит проектировать, а может, напишет капитальный научный труд или примется за общественно-организационную работу в Академии архитектуры и строительных наук. И все же скорее всего он будет с присущей ему энергией и вдохновением заниматься всем этим одновременно. И да поможет ему Бог.