|
Электронная версия
научно-популярного журнала "Архитектура и
строительство Москвы".
Содержание
номера:
К.Ю.Ковалевский
"Экспансия"
московского стройкомплекса продолжается...
В. Н. Белоусов, вице-президент РААСН
Непрерывное
архитектурно-строительное образование -
гарантия устойчивого развития среды
жизнедеятельности
В. Н. Логвинов, президент
Союза московских архитекторов
Из
блокнота стамбульского форума
А. М. Младковская
Город:
базар архитектур
М.И.Москвин-Тарханов
Реализация
конституционных принципов российского
федерализма в градостроительном
законодательстве Москвы
А. Ф. Сафронкин, Е. А.
Сафронкина
За
каменными печатями
В. Н. Попов
Уличные
парковки и безопасность дорожного движения
В. А. Соловьев
Манежная
Г. В. Есаулов
"Повторять
себя так же некорректно, как и повторять
другого"
|
Творческая судьба Романа Григорьевича Кананина
в полной мере отразила перипетии российской
архитектуры второй половины ХХ века. И спустя
полвека творческих поисков в год своего
70-летнего юбилея признанный мастер уверен, что
повторять себя так же некорректно, как и
повторять другого. В этом он видит свое кредо.
Именно поколению однокурсников Кананина,
пришедших в МАрхИ в 1953 году, выпала доля быть
одними из последних, кто начинал обучение в русле
освоения классического наследия, а завершал его
дипломными проектами новой рационалистической
стилистики. Казалось, нет пределов в постижении
глубины и совершенства архитектурного наследия,
а поиски тайн красоты неотделимы от мастерски
изображаемой неоклассики в многометровых
перспективах проектов маститых зодчих.
Вдохновляли и экспонировавшиеся в выставочном
зале МАрхИ дипломные проекты с вычерченными в
натуральную величину "архитектурными
обломами".
Высокую планку в решении проектных задач
поставил Я. Б. Белопольский (педагог-руководитель
на старших курсах и на дипломном проектировании.
Оказавший огромное влияние на формирование
творческих взглядов Кананина, он стал
впоследствии не только наставником, но и
коллегой по многим совместным работам. Впрочем,
уже в годы учебы Кананина Белопольский в числе
других студентов (группа: Р. Кананин, Ю.
Ильин-Адаев, Л. Мисожников) привлек его к своей
проектной практике.
"Хрущевская оттепель" принесла в
архитектуру дух новых исканий и возможность
вновь ощутить причастность к мировому
архитектурному процессу. Становление
профессиональных взглядов Р. Кананина
происходит в атмосфере поиска ответов на
социальные потребности в рамках рождающейся
эстетики рационализма и технологизма.
Утонченность форм, нюансы гармонии, многомерные
ритмические построения сменяются обращением к
формам-первообразам, не отягощенным декором и
пластикой скульптур, стремлением постичь новую
ритмику бурлящего "половодья оттепели".
Первые годы работы после окончания МАрхИ
наполнены дерзновением конкурсных "боев".
Талантливая архитектурная троица (Ильин-Адаев
(Кананин (Мисожников) успешно действует в целой
серии международных, всесоюзных и московских
конкурсов. Архитектурными "Битлз" назвал их,
тогдашних, А. П. Кудрявцев.
Несмотря
на то что не все конкурсные победы завершились
реализованными проектами, а порой реализации
теряли сходство с "победными" вариантами,
именно конкурсы стали выражением захватившей
воображение архитекторов стихии дерзновенных
формообразующих поисков, отвергавших
классические традиции и обращенных к модернизму.
В 1960-1980-е годы осуществимость как антипод
оригинальности во многом определит парадигму
развития советской архитектуры. Технология как
универсальный способ решения социальных проблем
станет "гирями" на руках творцов, пытающихся
уйти от индустриальных шаблонов.
В 1970(1980-е годы значительное место в творчестве Р.
Г. Кананина занимают мемориалы. Крупнейший из них
- мемориальный комплекс в Новороссийске, на
местах ожесточенных боев Великой Отечественной
и гражданской войн, выполнен совместно с
архитекторами Я. Б. Белопольским, В. И. Хавиным,
скульптором В. Е. Цигалем.
Конкурсы на проект Дворца молодежи (1972(1973) и
мемориального комплекса в Новороссийске (1972)
подвели некий итог героико-романтическим
исканиям Р. Кананина. Теперь он экспериментирует
сдержанно, может быть даже расчетливо, стремясь
довести новые и прежние темы до верного звучания
в различных городских контекстах. Наиболее яркой
постройкой, воплотившей творческие устремления
мастера 1980-х ( первой половины 1990-х годов, стала
гостиница и апартаменты "Ирис" МНТК
"Микрохирургия глаза" (1989(1991; совместно с
архитекторами В. В. Стейскалом, Т. Б. Алексеевой, В.
Вьюном, В. Б. Каргановым, И. И.Самсоновым).
Появление яркого образа свидетельствует о
высоком мастерстве проектировщиков и набирающем
силу стремлении создавать "говорящую"
архитектуру, насыщая ее семантикой. К этому же
побуждало и распространяющееся влияние
постмодернизма, проявляющееся не столько в
конкретных приемах, сколько в раскрепощении
профессионального сознания зодчих.
В 1997 году Кананин проектирует собственный
загородный дом. Горожанин, коренной москвич, он
впервые обращается к этой теме. Автор
многоэтажных жилых комплексов, индивидуальных
многоквартирных домов и эксклюзивного жилья
проектирует одноквартирный жилой дом. Может, к
современному архитектору применима
перефразировка: покажи свой дом - скажу, кто ты.
Мастер верен себе: замысел порождает
пространство. Ландшафт Центральной России,
открытое поле у лесного массива, низкий горизонт,
кулисы деревьев обступают поле, закрывая
необозримые холмистые дали, ( все это исходные
условия и стимулы рождения архитектурного
замысла. Объемно-планировочная композиция дома
построена как свободно скомпонованное
пространство комнат вокруг центрального
двухсветного "патио" с бассейном. Большие
остекленные проемы раскрывают "патио" в
окружающие комнаты, вводя в них блики водной
глади. Возможно, тема "озера в лесу",
естественная для средней полосы России, и
предопределила образ интерьера. Для любования
лесными далями Кананин построил оригинальную
застекленную беседку, поднятую на семиметровую
высоту. Распластанный объем дома,
артикулированный постмодернистским портиком,
органично вошел в пространство среднерусского
ландшафта.
Кананинские работы 1990-х годов отличают
относительное функциональное "постоянство"
проектных программ жилых домов и стилистическая
изменчивость их архитектурных решений.
Особенностью архитектуры жилища в России в этот
период стало разнообразие типов квартир,
интеграция жилых и общественных функций в
домах-комплексах и изменение композиционной
роли этих построек в городской среде: они
перестали быть рядовой застройкой, а стали
архитектурными акцентами, замыкающими
градостроительные оси, - новые дома нередко
выделяются даже на фоне общественных зданий
предшествующего периода. В творчестве Р. Г.
Кананина и его коллег данная метаморфоза
получила многообразную трактовку. Включая жилые
дома в сложившуюся среду, зодчий использует
стилистику контекста, смело подчеркивает
композиционными средствами доминирующую роль
построек, массами корпусов артикулируя
крупномасштабные пространственные связи
(композиции Тишинской площади, кварталов на
улицах Краснопролетарской и Большой
Академической).
Сам Кананин говорит, что "наиболее понятной по
духу идеей ему кажется перенесенный из врачебной
практики принцип "не навреди... Не навреди
сложившемуся до тебя ансамблю, пространству,
среде обитания, природе и т. д.". Работа в
историческом контексте и распространение
ретроспективизма обратили Романа Григорьевича к
классическому багажу. Словно повторяя слова
Филипа Джонсона: "Я пытаюсь брать то, что мне
нравится, из всей истории. Мы не можем не знать
истории", - он варьирует ордерные формы и
элементы модерна, прорисовывая детали и утяжеляя
рустовку стен. Неоклассическую симметрию
архитектор сочетает с асимметричными формами.
Пытаясь оживить "городскую память", Кананин
использует различные исторические мотивы.
Анализ показывает, что мастер
не следует безоглядно моде на цитирование
истории, нет здесь и иронии, свойственной
постиндустриалистским сентенциям, и
противоборства с эстетикой рационализма. Вместе
с тем не оставляет ощущение, что автор стремится
объяснить свои поиски, обращенные в прошлое, с
одной стороны, требованиями вписаться в
исторический контекст, а порой даже и воссоздать
его, с другой - желанием заказчика видеть
"московскую архитектуру", "московский
стиль". Созданные в русле контекстуального
подхода постройки дают новую интерпретацию
феномена массового анонимного потребителя и
стилистики архитектуры, рожденной с учетом
культурных традиций среды. Таковы эксклюзивный
жилой дом на Краснопролетарской улице (корпус 7) в
составе многофункционального комплекса на
Садовой-Каретной улице (1997(1999) и жилые дома N 24-38 на
Долгоруковской улице (1998(2001; оба объекта
совместно с архитекторами Н. Е. Кузнецовой, С. А.
Васильевым, Т. П. Шишигиной).
Формы небоскребов этого периода отражают
попытки соединить трудносоединяемое -
живописность силуэтов московских зданий,
естественно рожденную в прежние эпохи, и
современный язык архитектуры "высоток".
Акцентированные завершения, отсылающие к
истории, характерны для большинства зданий конца
1980-х ( начала 2000-х годов - гостиница на площади
Павелецкого вокзала (1989; совместно с
архитекторами Е. Р. Викторовой
(Чертковой-Рукавиной), гостиница "Рэдиссон"
на Беговой улице (1990(1993; совместно с
архитекторами И. Мейоренцем, В. В. Стейскалом, Т. Б.
Алексеевой и другими).В отсутствие иных традиций
сталинская неоклассика становится прообразом
высотного здания в многофункциональном
комплексе на Садовой-Каретной улице (1990(2000;
совместно с архитекторами Н. Е. Кузнецовой, С. А.
Васильевым, Т. П. Шишигиной) - воскрешение истории
и те же "трудности перевода". Впоследствии
мастер отказывается от столь явного цитирования
приема, уходя от неоклассической направленности
к неомодернизму, отмеченному минималистской
стилистикой и широким применением стекла. Не
копируя, а соединяя, сплавляя формы, он ищет
ответы на вопросы времени и контекста. Сама
территория будущей постройки определяет выбор
средств.
2000-е годы в творчестве Р. Г. Кананина становятся
своего рода рубежом. Исторические аллюзии
уступают место образу, построенному из абстрактных
составляющих палитры современной архитектуры,
уходящей от эклектичного постмодернизма к
ясности и геометрической остроте форм. Все яснее
ощущается желание вновь вернуться к
геометрическому радикализму авангарда 20-30-х
годов ХХ века, к экспрессии модернизма, создать
метафоры "говорящей
архитектуры".Многоэтажный жилой дом N 37 на
Большой Грузинской улице (1996(2002; совместно с
архитекторами Т. Б. Алексеевой, Н. В. Гусевой)
проектировался и строился на рубеже веков.
Авторы, избегая прямых аналогий, моделируют
объем членениями, колером облицовочного кирпича,
используя на фасадах цветовую растяжку от
коричневого до абрикосового на всем массиве
здания и соломенного ( на верхних ярусах.
Пластическим акцентом композиции стала
перфорированная оконными проемами угловая
цилиндрическая башня, шарнирно соединяющая
корпус в месте излома. "Играя" в образы
кондиционеров на фасадах, Кананин проектирует
соответствующие бетонные накладки. С появлением
настоящих кондиционеров, ныне облепивших многие
здания, закономерность, заданная мастером,
получит живописное развитие. Монументальность,
пожалуй, остается самой характерной чертой
архитектуры Романа Кананина разных периодов. Не
обращаясь многие годы напрямую к
художественному наследию классики, он всегда
помнил ее уроки. Намеренный отказ от некоего
авторского бренда, отсутствие боязни быть
неузнанным ( все это есть в его творчестве. И тем
не менее, даже декларируемое стремление не
повторяться исходит, скорее, из желания найти
новое, используя многообразие средств.
Закономерна поэтому близость мастеру манеры
ирландца Кевина Роша.
Экологические мотивы пронизывают проект
административно-жилого комплекса на Ивановской
улице (2001; совместно с архитектором Н. Е.
Кузнецовой). Пограничное расположение жилого
образования вблизи парка "Дубки" - попытка
объединить искусственную и природную среды.
Метафорические отсылки обогащают образ
многозального кинотеатра "Мультиплекс" на
бульваре Мячковского (2001(2002; совместно с
архитекторами Н. Е. Кузнецовой, О. А. Сканави).
Используя тему киноленты, обрамляющей консольно
вывешенные объемы кинозалов и пространство
верхнего уровня с центральной сферой светового
фонаря, авторы создали выразительный образ
нового типа общественного здания.Строгостью
минимализма отмечен поиск Р. Г. Кананина в
проектах административно-торгового комплекса на
Дмитровском шоссе, владение 1 (2003-2004; совместно с
архитектором Н. Е. Кузнецовой), застройки
квартала 1а на Профсоюзной улице (2003(2004; совместно
с архитектором О. А. Сканави) и административного
комплекса фирмы "Прокон" - дом N 29, строение 4
на Петровско-Разумовском проезде (2004).
Особое место в творчестве мастера занимают
новые, крупномасштабные по широте охвата проблем
и композиционной сложности работы: проект
многофункционального торгово-рекреационного и
жилого комплекса в центральной части города
Жуковского Московской области (2002) и
научно-исследовательская работа, выполненная по
отделению архитектуры РААСН в русле
"концепции новых принципов расселения на
основе экспериментальных предложений
формирования жилых образований в районах
Крайнего Севера" (2001(2004; совместно с
архитекторами Н. А. Сапрыкиной, Н. Е. Кузнецовой).
Композиционное решение центра Жуковского
построено на контрастах высотных, вертикально
расчлененных, перфорированных проемами объемов
жилых домов с криволинейными перетекающими
массами общественных зданий. Последние каскадом
террас ниспадают к "зеленому сердцу"
площади, которая, формируемая таким приемом,
становится интерьерным пространством,
связывающим жилые образования с центром
обслуживания. Доминантой этого пространства
станет храм.
Новая тема жилых образований для районов
Крайнего Севера постепенно обрела воплощение в
разнообразных вариантах жилищно-общественных
комплексов. Обращенность жизненного
пространства в пространство интерьерное
породила новую трактовку жилой среды и
адекватные ей архитектурные формы.
Не повторяясь в композиции, мастер время от
времени вновь обращается к уже найденным формам.
Простые, лишенные декора, они в ином масштабе и
функциональном наполнении обретают новое
звучание. Неоднократно используется прием
геометрической формы, "плавающей" в
свободном пространстве, охваченном периметром
наружных стен (последний пример (тот же центр
города Жуковского). Особое место занимает мотив
башни (от комплекса "Известий" до
загородного дома архитектора и проектов
высотных зданий.
В конкурсном проекте "МГУ-парк" (1983;
совместно с архитекторами О. А. Сканави, В. В.
Гореловой, О. В. Мазуровой) интерпретируется
форма треугольника. Она представлена в виде
пирамид по флангам основного объема, который
может читаться как буква "А" своего рода
начало пути, символ образования. В дальнейшем
Кананин вводит треугольник в силуэты зданий
Мэрии Москвы и Мосгордумы (конкурсный проект 2002
года), делового и развлекательного комплекса на
Ленинском проспекте в проекте 2005 года. Налицо
уход от прямых аналогий, стремление создать
образы "говорящей" архитектуры. Подобное
можно увидеть и в использовании формы круга: от
проекта монумента в ознаменование 100-летия МСЭ в
Женеве и памятника Хо Ши Мину в Москве до проекта
располагаемого диагонально к последнему
комплекса застройки квартала 1а на Профсоюзной
улице, где угловое здание венчает полукружие,
словно развивающее и композиционно
поддерживающее тему круга в памятнике.
Роман Кананин (московский архитектор,
сформировавшийся в культуре мегаполиса. В его
взглядах и замыслах, проектах и постройках (
многослойность, разноликость и полифоничность,
живописность ступенчатых силуэтов и
безудержность барокко, строгость классики,
аскетизм авангарда и роскошь пластики модерна и
ар-деко. Наверное, отсюда и кредо: "Повторять
себя так же некорректно, как и повторять
другого".
|