Возвращаясь к напечатанному

Непрерывное архитектурно-строительное образование - гарантия устойчивого развития среды жизнедеятельности
В. Н. Белоусов, вице-президент РААСН

Русская линия

№ 5 за 2005  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".

 Архитектура и строительство Москвы №5


Содержание номера:

К.Ю.Ковалевский
"Экспансия" московского стройкомплекса продолжается...

В. Н. Белоусов, вице-президент РААСН
Непрерывное архитектурно-строительное образование - гарантия устойчивого развития среды жизнедеятельности

В. Н. Логвинов, президент Союза московских архитекторов
Из блокнота стамбульского форума

А. М. Младковская
Город: базар архитектур

М.И.Москвин-Тарханов
Реализация конституционных принципов российского федерализма в градостроительном законодательстве Москвы

А. Ф. Сафронкин, Е. А. Сафронкина
За каменными печатями

В. Н. Попов
Уличные парковки и безопасность дорожного движения

В. А. Соловьев
Манежная

Г. В. Есаулов
"Повторять себя так же некорректно, как и повторять другого"


25-27 мая в Воронеже проходила сессия Общего собрания Российской академии архитектуры и строительных наук, посвященная вопросам непрерывного архитектурно-строительного образования. К этому событию был приурочен выпуск сдвоенного номера (N 2-3, 2005) журнала "Архитектура и строительство Москвы. Публикуемая ниже статья подводит итог состоявшемуся в Воронеже форуму, констатирует факты и ставит задачи по названной теме на ближайшее будущее и перспективу.

Сегодня весь мир обеспокоен глобальным кризисом, вызванным истощением невосполнимых природных ресурсов, тотальным загрязнением окружающей среды, неконтролируемой урбанизацией планеты и многими другими проблемами ХХI века. В связи с этим беспокойство вызывает практика застройки городов и агломераций, отрицательно сказывающаяся на условиях надежности развития общества. Большие города превратились в очаги агрессии, насилия и порока, градоэкологически обусловленных заболеваний.

В решении сложнейших социальных и экономических задач важная роль отводится специалистам, работающим в архитектурно-градостроительной сфере. От мастерства зодчих во многом зависит не только качество, безопасность и комфорт застройки, но и прогнозирование, планирование и управление созидательным процессом. Поэтому в развитых странах число архитекторов на порядок больше чем у нас. Жесткая конкуренция заставила специалистов поддерживать высокий профессиональный уровень, а это привело к созданию целой системы различных форм повышения квалификации. Из средств, отпущенных на образование, в развитых странах 80% уходит на эти цели.

В России задача подготовки кадров всегда была связана с государственной политикой и народно-хозяйственными планами. Непрерывность образования, связь с практикой и наукой определялись государственными структурами. При создании первой Академии (1933 год) в Постановлении ЦК ВКП(б) 1-й пункт гласил: "Организовать в Москве при Президиуме ЦИК СССР Всесоюзную академию архитектуры как высшее учебное и научно-исследовательское учреждение в области архитектуры. Для подготовки высококвалифицированных мастеров архитектуры создать при академии институт аспирантуры из числа наиболее способных архитекторов".

В нашей Академии в число основных задач входит возрождение и поддержка общероссийской и региональных архитектурных и строительных школ, подготовка творческих и научных кадров высшей квалификации в области архитектуры, градостроительства и строительных наук. Все, необходимое для решения этих задач, заложено в Уставе РААСН. Академия делает следующее:

- привлекает высшие учебные заведения, научно-технические центры, институты, другие организации и физические лица;

- готовит кадры высшей квалификации через аспирантуру, докторантуру и факультеты усовершенствования;

- ведет работу с творческой молодежью, создает экспериментальные творческие мастерские и группы для талантливых молодых архитекторов, инженеров, ученых;

- участвует в разработке и экспертизе учебно-методических программ высшего архитектурного и инженерно-строительного образования.

Новые условия для развития непрерывного образования достаточно сложны. Развитие рыночной экономики, децентрализация управления основательно изменили традиционные связи производства и образования, сформированные многими десятилетиями. Одним из подтверждений этого является утрата влияния заинтересованных государственных органов в градостроительной деятельности на госзаказ для высших учебных заведений, осуществляющих подготовку кадров для строительства. Прогноз потребностей в специалистах нашей отрасли, опубликованный Минобрнаукой, производился при условии неопределенности, устранить которую не представляется возможным в ближайшее время. В результате за последнее время число архитектурных вузов увеличилось с 24 до 42, а суммарный выпуск архитекторов сократился вдвое (с 2600 человек в 1989 году до 1200-1300 человек в наши дни).

Непрерывное образование всегда отличалось у нас тесной связью высшего и среднего образования. В последнее время стало ощущаться заметное отставание школьного образования от требований современной жизни. Как справедливо отмечается в Волгоградской декларации, "идеология современного общего образования, суть которого заключается в формировании послушных исполнителей, нуждается в корректировке в сторону наращивания креативного потенциала и самостоятельности учащихся, как творческих личностей". Поэтому предлагается "усовершенствовать школьные программы, насытив их креативными дисциплинами, в первую очередь - архитектурой. Кроме того, учитывая растущие потребности общества в архитектурных услугах, целесообразно расширить архитектурное направление в специализированных лицеях, что повысит эффективность как профориентации молодежи, так и высшего архитектурного образования".

Но какие бы претензии мы не предъявляли к школам, общий уровень образования абитуриентов достаточно высок. Стабильный их набор свидетельствует о хороших знаниях вчерашних школьников. Проблема скорее заключается в соответствии уровня знаний школьников требованиям, предъявляемым к абитуриентам.

Количество вузов в стране достаточно для подготовки необходимого числа специалистов для нашей отрасли. В России подготовку инженеров-строителей осуществляют 126 вузов и факультетов, среди которых 17 строительных и архитектурно-строительных вузов. Учитывая их достаточно равномерное географическое расположение, можно считать, что образовательные учреждения готовы к восполнению и увеличению инженерных кадров, и, что особенно важно - в любом регионе России.

Подготовка архитекторов осуществляется в 42 вузах, но расположены они неравномерно, хотя вполне могут обеспечить увеличение потребности регионов в специалистах.

Значительную роль в поддержании качества архитектурного и строительного образования играют Ассоциация строительных вузов (АСВ) - международная организация, объединяющая строительные вузы стран СНГ, и Международная ассоциация содействию архитектурному образованию (МАСАО). В рамках этих организаций проводится большая работа по оценке качества образовательного процесса, по связям с международными образовательными организациями, по взаимодействию с Союзом архитекторов России и Российским Союзом строителей.

Стратегию методологического и методического обеспечения архитектурного и строительного образования выполняют соответствующие учебно-методические объединения.

Особое место в определении качества подготовки выпускников архитектурных и строительных вузов занимают ежегодные смотры-конкурсы дипломных проектов. Проводимые международной ассоциацией содействия архитектурному образованию при активном участии Академии, они дают возможность выявить тенденции в развитии архитектурного образования, определить качество подготовки специалистов и решить значимые методические проблемы.

Качество подготовки специалистов в наших высших учебных заведениях подтверждается процессом интеграции российских архитектурно-строительных вузов в международное сообщество. Часть строительных вузов получила международную аккредитацию по своим основным специальностям в Международном институте гражданских инженеров. МАрхИ аккредитован Королевским институтом Британских архитекторов. Вот свидетельство того, что выпускники этих вузов по аккредитованным специальностям могут получить сертификат, признающий их образование, соответствующее образованию бакалавра и магистра. Причем такая аккредитация происходит не формально, а с глубоким анализом всей системы образования.

Так, например, комиссия РИБА при аттестации МАрхИ отметила, что подготовка по специализации "градостроительство", входящая в направление "архитектура", не полностью отвечает требованиям, предъявляемым в настоящее время к профессии градостроителя. Такой специалист должен знать и уметь значительно больше, чем предусмотрено в стандарте специализации "градостроительство".

Надо сказать, что проблема подготовки градостроителей уже давно беспокоит Академию. По предложению ее и Госстроя (тогда еще существовавшего) было подготовлено обращение в Правительство о включении в государственный реестр специальности "градостроитель", но оно не получило поддержки. Затем Академия обратилась с аналогичным предложением в Минобрнауку с тем, чтобы обеспечить кадрами потребность в специалистах органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности.

Не хватает кадров для градостроительного планирования городских и сельских территорий (в России 1092 города, 2000 городских поселков, более 150 тысяч сельских поселений). Во многих городах далеко не все главные архитекторы имеют высшее образование. Такая же картина со специальностью "ландшафтный архитектор", по которой до сих пор нет стандарта, хотя в государственном реестре специалистов появилась должность "ландшафтный архитектор".

Сказанное подтверждает, что непрерывное образование должно более четко учитывать спрос и потребность в специалистах, все более усложняющуюся практику планировки и застройки наших городов и сел.

Важное место в непрерывном образовании занимает повышение квалификации. Министр А. Фурсенко отметил: "К сожалению, мы когда-то почти разрушили систему повышения квалификации: педагоги очень мало обмениваются своим опытом, а система давала им возможность быть в курсе последних событий и инноваций. Мы хотим все это восстановить на новом уровне... Сегодня принцип непрерывного образования - приоритетный".

Система повышения квалификации в проектно-строительном комплексе после ее разрушения в 1990-е годы находится в стадии становления. Действуют Центр повышения квалификации при бывшем Госстрое (ЦПК), учебные центры при отдельных вузах (МГСУ, СПбГАСУ, РГСУ, ВГАСУ, МАрхИ и другие), успешно работают факультеты повышения квалификации и переподготовки специалистов по профилю вузов. Однако стройной эту систему назвать никак нельзя.

Повышение квалификации осуществляется по программам дополнительного профессионального образования, реализуемым в академиях, институтах, на факультетах и в центрах повышения квалификации. Однако до сих пор не принят федеральный закон "О дополнительном образовании". Повышение квалификации не связано у нас с лицензированием и аттестацией кадров, как это, например, существует для государственных служащих, с обязательным повышением квалификации в первый год работы и затем не реже одного раза в пять лет. Даже для преподавателей вузов при аттестации не требуется подтверждения о прохождении курса повышения квалификации, как это было раньше.

Для архитекторов и градостроителей также не существует обязательного повышения квалификации. При этом в Англии, например, для ежегодного продления лицензии градостроитель должен предъявить свой профессиональный "паспорт", в котором отмечены прослушанные им курсы по повышению квалификации (для градостроителя - 32 часа, для ландшафтного архитектора - 16, для градостроителя-юриста - 16 часов и т. д.). Выходит у них и ежемесячный журнал, в котором дается информация о всех видах, формах и сроках проведения мероприятий, связанных с повышением квалификации. В Англии система повышения квалификации курируется Королевским институтом Британских архитекторов.

У нас система по подготовке и повышению квалификации в проектно-строительном комплексе должна базироваться в вузах, в которых концентрируется сегодня научно-образовательный потенциал регионов и которые могут стать при координации РААСН и законодательной поддержке не только центрами повышения квалификации, но и переподготовки, переквалификации специалистов. Примеры такого рода уже есть. Например, институт повышения квалификации в Ростове-на-Дону на базе Ростовского государственного строительного университета.

Повышение квалификации непосредственно связано с подготовкой молодых ученых. Постоянный рост обучающихся в вузах и средних специальных учебных заведениях свидетельствует об устойчивости спроса на образовательные услуги по строительству и архитектурным специальностям на уровне вузов. Но в последнее время сократилась подготовка молодых ученых в области архитектурной науки и градостроительства. Академия пытается стимулировать работу молодых ученых, в частности, для них введены гранты. Результатом совместного заседания коллегии Минобразования и президиума РААСН стало то, что при формировании контрольных цифр приема в аспирантуру и докторантуру в полном объеме учитываются заявки высших учебных заведений по отрасли "архитектура".

Однако в условиях рыночной экономики востребованность в ученых еще чрезвычайно мала. Поэтому работа аспирантуры и докторантуры даже в академических институтах малоэффективна. Так, вузовская аспирантура по научной специальности "архитектура" функционирует в 26 вузах. Обучается в ней 435 аспирантов, из них 320 - в очной аспирантуре. В десяти специализированных советах в прошлом году в России защитили всего 37 диссертаций. По научной специальности "градостроительство, планировка сельских населенных мест" защищаться можно только в Москве и Санкт-Петербурге, что снижает интерес к работам в области градостроительной деятельности в регионах.

Для поддержки интереса к научным исследованиям архитекторов-практиков в научную специальность "архитектура зданий и сооружений" по инициативе Академии было добавлено - "Творческие концепции архитектурной деятельности", но ни одной диссертации по этой теме так и не было защищено.

Следует сказать, что комиссия ВАК по строительству и архитектуре под председательством первого вице-президента РААСН В. А. Ильичева, в состав которой входят многие члены Академии, доброжелательно и внимательно рассматривает работы, которые отличаются глубиной научных исследований и актуальностью основных выводов. Так, по архитектуре за последнее время была отклонена всего одна докторская диссертация, а все кандидатские рекомендованы к утверждению.

Для совершенствования системы образования большое значение имеет уровень взаимодействия академической и вузовской науки. Наука и образование теперь в одном ведомстве. Казалось бы, дорога открыта, но, по заявлению уже цитировавшегося министра, "сначала должны быть сняты барьеры между наукой и вузами. Ведь сегодня для того, чтобы проводить образовательный процесс в академических НИИ, должны быть оформлены специальные договорные отношения с вузом. Ибо НИИ не может использовать собственность и оборудование не по назначению. Сегодня подготовлен целый пакет законопроектов по интеграции науки и образования, с помощью которых эти барьеры устранятся".

В Академии ведутся работы по поиску эффективных форм взаимодействия института УралНИИпроект и Уральской государственной архитектурно-художественной академии (в рамках деятельности Уральского регионального отделения Академии) и созданию на их базе академической университетской ассоциации. Это направление развивается и в рамках договора института РААСН ДальНИИСа с архитектурными и строительными институтами ДГТУ (Владивосток), а также взаимодействия с созданным в 2004 году дальневосточным региональным отделением РААСН.

Важной проблемой остается координация НИР академических, отраслевых и вузовских подразделений. С этой целью в 1999 году был создан под председательством Президента РААСН А. П. Кудрявцева Координационный совет по взаимодействию Академии и ведущих архитектурных и строительных вузов России. Однако такая деятельность требует государственной нормативной поддержки с целью концентрации интеллектуальных, финансовых ресурсов и лабораторного оборудования на решении приоритетных направлений фундаментальных исследований, критических технологий, прикладных разработок и проектно-экспериментальных работ. В последнее время появился пример еще одной формы сотрудничества вуза с Академией, когда вуз, по примеру Новосибирского Университета, передается в введения Российской академии наук.

В заключение следует сказать, что совершенствование российской и региональных архитектурных и строительных школ, поддержка молодых ученых стали приоритетными в деятельности РААСН. Вместе с тем, положительно оценивая динамику развития научной и образовательной деятельности в области архитектуры, градостроительства и строительства, следует отметить наличие нерешенных проблем. За последние годы воспроизводство кадрового состава высшего и среднего образования в отрасли не позволяет позитивно оценить развитие созданных научных школ. По экономическим причинам и из-за отсутствия заинтересованности государственных структур система повышения квалификации, в частности преподавателей, находится в критическом состоянии. Требуется осуществление планового прогнозируемого привлечения научно-образовательного потенциала вузов и НИИ к переподготовке и повышению квалификации специалистов. Научно-методические координирующие функции при этом могут быть возложены на РААСН.

Устаревает учебно-лабораторная и материально-техническая база образовательных учреждений. Необходимо в кратчайшие сроки разработать план модернизации лабораторной и компьютерной базы архитектурно-строительных вузов, учитывая решающий характер отрасли в обеспечении устойчивого и безопасного развития наших городов и сел.

Низок уровень интеграции учебных заведений профессионального образования между собой, а также с научными, конструкторскими учреждениями и организациями. Сложная ситуация в обеспечении необходимыми учебниками и учебными пособиями. Отметим при этом, что у нас в последнее время вышел ряд отличных учебников, но быстро меняющаяся обстановка в мире строительства и архитектуры требует разработки и скорейшей реализации новых серий.

Грядущие изменения структуры высшего профессионального образования предопределяют поиски системы знаний, построенной на принципах фундаментализации образования и выработки основ профессиональной культуры. Это в свою очередь диктует необходимость проведения серьезнейших исследований, выявляющих базовые составляющие архитектурного, градостроительного и строительного образования.

Градостроительство, архитектура, строительная наука и практика будущего зависят от того, какими будут специалисты, получающие сегодня образование в школах, лицеях, техникумах, вузах. И наш вклад в систему непрерывного образования становится нашей ответственностью перед будущим.