|
Электронная версия
научно-популярного журнала "Архитектура и
строительство Москвы".
Содержание
номера:
К.Ю.Ковалевский
"Экспансия"
московского стройкомплекса продолжается...
В. Н. Белоусов, вице-президент РААСН
Непрерывное
архитектурно-строительное образование -
гарантия устойчивого развития среды
жизнедеятельности
В. Н. Логвинов, президент
Союза московских архитекторов
Из
блокнота стамбульского форума
А. М. Младковская
Город:
базар архитектур
М.И.Москвин-Тарханов
Реализация
конституционных принципов российского
федерализма в градостроительном
законодательстве Москвы
А. Ф. Сафронкин, Е. А.
Сафронкина
За
каменными печатями
В. Н. Попов
Уличные
парковки и безопасность дорожного движения
В. А. Соловьев
Манежная
Г. В. Есаулов
"Повторять
себя так же некорректно, как и повторять
другого"
|
Для города федерального значения Москвы -
столицы Российской Федерации, крупнейшего в
экономическом отношении субъекта Российской
Федерации и самого значительного городского
поселения на территории России законодательство
в области архитектуры и градостроительства
имеет особое, решающее социально-экономическое
значение.
Москва - особый город, это финансовый, культурный,
политический, исторический центр России. Кроме
того, Москва одновременно и субъект РФ, и
практически единое городское поселение,
полностью окруженное другим субъектом
Российской Федерации - Московской областью, и
частично экономически интегрированное с нею в
единую городскую агломерацию, а также - столица
России, т.е. федеральный политический центр, и,
наконец, естественный центр северо-востока
Евразии - перекресток важнейших геополитических
линий Восток-Запад и Север-Юг.
В этой ситуации необходимо отметить, что Москва
играет сегодня в России роль большую, чем Париж -
во Франции, Токио - в Японии, Брюссель - в Бельгии,
Будапешт - в Венгрии или Вена - в Австрии, и
наличие других крупнейших городов в России, в
частности города федерального значения
Санкт-Петербурга, отнюдь не умаляет эту особую
роль Москвы.
На протяжении более чем шестнадцати лет в городе
действует масштабный, не имеющих себе аналогов
строительно-инвестиционный комплекс,
представляющий собой финансово-промышленный
консорциум, включающий в себя различные
хозяйствующие субъекты, работающий на основе как
государственной, так и частной собственности на
недвижимое имущество и финансируемый из
государственных и частных, в том числе
иностранных источников.
Как отмечал председатель Госстроя России на
научно-практической конференции "15 лет
создания системы управления московским
инвестиционно-строительным комплексом",
состоявшейся 23 апреля 2003
года в строительстве Москвы участвуют многие
регионы России, в то время как московский
строительно-инвестиционный комплекс работает, в
свою очередь на территории многих российских
регионов, решая общие для всех государственные
задачи, равно как и обеспечивая выполнение
столичных функций Москвы.
Строительно-инвестиционный комплекс Москвы,
несомненно, является одной из наиболее
перспективных, динамично развивающихся частей
всей строительной отрасли России.
Только
в течение 1987 - 2002 гг. было построено порядка 49,5
миллионов квадратных метров жилья, из которых
более 20 миллионов квадратных метров были
предоставлены москвичам бесплатно в порядке
улучшения их жилищных условий. Более 2 миллионов
москвичей получили новые квартиры, и свыше 700
тысяч улучшили свои жилищные условия за счет
использования освобождающихся комнат в
"коммуналках" и отселяемых квартир.
В 2003 - 2004 темпы строительства жилья приблизились
к 5 миллионам квадратных метров в год, что
позволяет улучшать жилищные условия сотням
тысяч москвичей каждый год.
При этом в городе также создан динамически
развивающийся первичный рынок коммерческого
жилья, который в значительной мере оказывает
влияние на вторичный (свободный) рынок, определяя
его особенности и тенденции развития.
Многие граждане из регионов приобретают жилье в
Москве, становясь москвичами. Значительное
количество жилых квартир строится ежегодно по
заказу федеральных органов власти, тем самым
Москва выполняет в соответствии со статьей 70
Конституции российской Федерации функций
столицы Российской Федерации.
За счет средств города, федеральных финансовых
ресурсов и, в первую очередь, за счет частных
инвестиций в форме капитальных вложений
создаются многочисленные офисные,
спортивно-оздоровительные, культурно-досуговые
центры, другие нежилые объекты.
Развивается транспортная и инженерная
инфраструктура, в частности, город замкнул малый
контур третьего транспортного кольца, приступил
к созданию его большого контура, начал строить
новое транспортное кольцо.
Однако решение многих вопросов зачастую
упирается в сложное правовое положение объектов
собственности в городе Москве, которые должны
быть в соответствии со статьей 72 Конституции
Российской Федерации разграничены между
федеральными органами власти и городом, как
субъектом Российской Федерации, что встречает
порой большие, и часто неоправданные для
рационального ведения хозяйства, затруднения
административно-политического характера.
Так, например, проблема собственности охраны
объектов историко-культурного наследия в Москве
осложнена судебными тяжбами между органами
власти Москвы и России, которые ведутся в
Конституционном Суде Российской Федерации и в
Арбитражном суде города Москвы.
Значительные проблемы, связанные с
разграничением собственности между городом
Москвой в соответствии с заложенными в
Конституции Российской Федерации, Федеративном
договоре, Уставе города Москвы принципами
касаются и объектов природного комплекса, и
земель, прилегающих к железных дорогам, объектов
промышленности и их земель, земель, находящихся в
ведении Министерства обороны России и многого
другого недвижимого имущества.
Изъяны системы разграничения собственности,
совместного управления собственностью и
хозяйственного взаимодействия города Москвы и
Российской Федерации приводят к большим и
неоправданным экономическим и социальным
потерям, препятствует масштабному привлечению
инвестиций в недвижимость и выполнению
столичных функций городом Москвой.
И все это осложняется необходимостью решать в
соответствии со статьями 12, 130, 131, 132 и 133
Конституции Российской Федерации вопросы,
связанные с развитием местного самоуправления,
наделения его собственностью и его
хозяйственной деятельностью в районах Москвы.
Именно поэтому законодательство города Москвы,
принимаемое как по предметам совместного
ведения Российской Федерации и ее субъектов или
же по предметам собственного ведения города
федерального значения Москвы, играет огромную
роль не только на уроне экономики и социальной
сферы столичного региона, но имеет
всероссийское, общенациональное значение.
Особое значение для Москвы, как крупнейшего в
экономическом отношении субъекта Российской
Федерации и в тоже время самого значительного
городского поселения на территории России, имеет
законодательство в области архитектуры и
градостроительства.
В городе Москве, как в едином, развивающемся
городском сообществе использование земли и
недвижимости подчиняется задачам
градостроительного развития, и, следовательно,
именно законодательство в области
градостроительства (в первую очередь, Закон
города Москвы о Генеральном плане развития
города Москвы и Закон города Москвы об основах
градостроительства в Москве), является
основополагающим регулятором общественных
отношений, вокруг которого строится вся
экономика перспективного развития Москвы в
активную фазу перехода к новым моделям
хозяйствования.
При этом градостроительное законодательство
Москвы является частью единой системы права
России, с которой она связана в соответствии с
нормами и принципами, заложенным
конституционным законодателем в Конституцию
Российской Федерации и Федеративный договор.
Необходимо
отметить, что законодательство в области
архитектуры и градостроительства не содержится
в перечнях вопросов, отнесенных статьями 71 и 72
Конституции Российской Федерации к ведению
Российской Федерации и совместному ведению
Российской Федерации и субъекта Российской
Федерации. По смыслу статьи 73 Конституции
Российской Федерации законодательство в области
архитектуры и градостроительства относится к
предметам ведения субъектов Российской
Федерации, и субъекты Российской Федерации
обладают всей полнотой государственной власти
по вопросам архитектуры и градостроительства.
Субъекты Российской Федерации осуществляют по
данным вопроса собственное правовое
регулирование в соответствии с частью 4 статьи 76
Конституции Российской Федерации, и в случае
противоречия между федеральным законом и
нормативным правовым актом субъекта Российской
Федерации в области архитектуры и
градостроительства в соответствии с частью 6
статьи 76 Конституции Российской Федерации
действует нормативный правовой акт субъекта
Российской Федерации.
В ранее действовавшем Градостроительном кодексе
Российской Федерации от 7 мая 1998 года N 73-ФЗ
(утратил силу) федеральный законодатель
полностью учел требования Конституции
Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 2 данного Градостроительного
кодекса Российской Федерации от 7 мая 1998 года N
73-ФЗ был установлен закрытый перечень вопросов,
относящихся к области градостроительной
деятельности, по которым нормативные правовые
акты субъекта Российской Федерации должны
приводиться в соответствие с федеральными
законами. Это вопросы владения, пользования и
распоряжения землей, недрами, водными и другими
природными ресурсами, а также вопросы в области
природопользования, охраны окружающей среды,
особо охраняемых природных территорий,
памятников истории и культуры, обеспечения
экологической безопасности, предупреждения
чрезвычайных ситуаций и ликвидации их
последствий.
Но при этом в статье 1 прежнего
Градостроительного кодекса Российской
Федерации от 7 мая 1998 года N 73-ФЗ к базовым
правовым институтам градостроительства
правомерно были отнесены градостроительное
планирование развития территорий и поселений,
определение видов использования земельных
участков, проектирование, строительство и
реконструкция объектов недвижимости. При
регулировании данных вопросов субъекты
Российской Федерации наделены всей полнотой
государственной власти, и в случае противоречия
соответствующих норм законов субъектов
Российской Федерации нормам законов Российской
Федерации в соответствии с частью 6 статьи 76
Конституции Российской Федерации действуют
нормы законов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с этим большинство субъектов
Российской Федерации создали собственные
институты законодательного регулирования в
области градостроительной деятельности,
способствующие реализации заложенных в
Конституции Российской Федерации принципов.
Известно, что климатические особенности городов
и регионов России (Норильск и Сочи, Астрахань и
Петропавловск-Камчатский), их
национально-культурные традиции (Татарстан,
Тыва, Дагестан, Калининград, Москва,
Санкт-Петербург) делают нецелесообразным
установление централизованного
градостроительного регулирования по целому ряду
вопросов.
Однако прежний Градостроительный кодекс
Российской Федерации утратил силу в связи с
принятием нового Градостроительного кодекса
Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 190-ФЗ.
При этом в нарушение требований статьи 73
Конституции Российской Федерации в части 3
статьи 3 нового Градостроительного кодекса
Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 190-ФЗ
федеральным законодателем было установлено, что
законодательное регулирование всех без
исключения вопросов в области градостроительной
деятельности в соответствии с частью 5 статьи 76
Конституции Российской Федерации.
Это указывает на противоречащую Конституции
Российской Федерации попытку изъятия в
одностороннем порядке конституционных
полномочий у субъектов Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, на основании части 2
статьи 125 Конституции Российской Федерации и
Федерального конституционного закона "О
Конституционном Суде Российской Федерации"
Московская городская Дума обратилась в
Конституционный Суд Российской Федерации с
просьбой признать эту попытку федеральной
власти противоречащей Конституции России
(постановление Московской городской Думы от 13
апреля 2005 года N 82).
Ни в императорской России, ни в России советского
периода не существовало регионального
законодательства в области градостроительства,
и нормативная база формировалась по
преимуществу актами союзной и республиканской
исполнительной власти.
С 1997 по 2005 гг. была проанализирована сложившаяся
практика работы строительно-инвестиционного
комплекса в городе Москве и других регионах
России и Институтом НИиПИ Генерального плана
Москвы, Комитетом по архитектуре города Москвы,
Департаментом строительств города Москвы была
проделана работа по созданию "с нуля"
градостроительного законодательства города
Москвы.
Координация работы по разработке и анализу
правовых институтов, проверка их на соответствие
федеральному законодательству и Конституции
Российской Федерации, обеспечение гарантий прав
граждан и учет законных интересов местного
самоуправления была, в частности, возложена
Московской городской Думой и Правительством
Москвы на Комиссию Московской городской Думы и
Правительства Москвы по нормативной базе
перспективного развития и градостроительства
города Москвы.
Осуществляя в Московской городской Думе
координацию вопросов градостроительства и
перспективного развития автор возглавлял вместе
с
Главным архитектором города Москвы А.В.Кузьминым
названную Комиссию, которая проводила работу по
приведению законопроектов, разработанных
коллективом сотрудников НИиПИ Генерального
плана города Москвы под руководством Г.С.Юсина в
соответствие с Конституцией Российской
Федерации и федеральными законами.
Научно-практическими результатами работы по
определению места градостроительного
законодательства Москвы в системе российского
права с конституционно-правовой точки зрения
стало:
- доктринальное изложение правовой концепции о
месте градостроительного законодательства
Москвы в системе российского
права с точки зрения российского федерализма,
поддержанной Московской городской Думой и
включенное в виде норм в Устав
города Москвы и Законы города Москвы, отраженное
постановлениях и обращениях Московской
городской Думы, поправках и
предложениях в Государственную Думу ФС РФ;
- устранение при подготовке законов города
Москвы возможных противоречий с Конституцией
Российской Федерации и федеральными законами,
что способствовало созданию не противоречащей
Конституции Российской Федерации системы
законодательства города Москвы в области
градостроительства, подготовка законов города
Москвы к кодификации;
- снятие возможных противоречий с Конституцией
Российской Федерацией и новым федеральным
законодательством перед утверждением Законом
города Москвы Генерального плана города Москвы;
- анализ и внесение предложений по
законодательному определению прав и полномочий
органов местного самоуправления в
градостроительстве Москвы, внесение предложений
в Государственную Думу ФС РФ;
- анализ и внесение предложений (многие из
которых были поддержаны Московской городской
Думой и вошли в виде норм в состав законов города
Москвы) по защите прав граждан при принятии
градостроительных и связанных со строительством
решений в целях обеспечения гарантий
конституционных прав и свобод жителей Москвы.
-
Реализуя свои конституционные полномочия в
сфере градостроительства, Московская городская
Дума с 1997 года по 2005 год приняла целый ряд законов
города Москвы, относящихся к градостроительному
планированию округов, районов, территорий
природного комплекса и историко-культурного
значения, устанавливающие принципы
территориального зонирования, правила
землепользования и застройки, порядок получения
разрешения на строительство, состав
градостроительного кадастра, гарантии и защиту
прав граждан при принятии градостроительных
решений, при их отселении, при проведении
строительных работ и ряд других.
Все эти законы объединяет рамочный,
"скелетный" Закон города Москвы "Об
основах градостроительства" от 03 марта 2004 г. N
13, который формирует правовое поле и организует в
единую систему градостроительное
законодательство Москвы, определяя при этом и
направление его систематизации и кодификации.
И завершением первого этапа формирования
градостроительного законодательства Москвы
стал Закон города Москвы о Генеральном плане
города Москвы (основные направления развития),
принятый уже 27 апреля 2005 года, то есть уже после
вступления в силу нового Градостроительного
кодекса Российской Федерации. При его принятии
Московская городская Дума и Правительство
Москвы сумели преодолеть все разночтения
московского и федерального законодательства и
избежать конфликта норм, что было подтверждено
заключением Прокуратуры города Москвы.
Однако завершением перового этапа формирования
градостроительного законодательства Москвы в
условиях постоянного развития города неизбежно
становиться началом нового этапа этой работы.
В ближайшее время будет подготовлен и вынесен на
рассмотрение Московской городской Думы
Градостроительный кодекс города Москвы, который
соединит в себе нормы ранее принятых московских
законов, где будут устранены и приведены в
соответствие с Градостроительным кодексом
Российской Федерации все нормы, относящиеся к
комплексным правовым институтам
градостроительства, по которым осуществляется
регулирование как по предметам совместного
ведения Российской Федерации и ее субъектов, а
также минимализированы, или даже вовсе
устранены, противоречия в базовых правовых
институтах регулирования градостроительства.
Параллельно с разработкой Градостроительного
кодекса Москвы будет проводиться системная
работа по подаче поправок и предложения в
Государственную думы ФС РФ и Правительство
России для доработки ныне действующего
Градостроительного кодекса Российской
Федерации с учетом большого, и зачастую
уникального опыта, наработанного московским
строительным комплексом.
Кроме кодификации и приведение московских
законов в соответствие с федеральным
законодательством, Московской городской Думе и
Правительству Москвы предстоит большая работа
по созданию комплекса подзаконных актов и
выработке комментариев к московскому
градостроительного законодательства, а также
работа по актуализации Генерального плана
города Москвы и созданию нового Закона города
Москвы о Генеральном плане, который должен быть
принят в 2008 году.
Суммируя все вышеизложенное, можно
констатировать, что постоянно развивающаяся
законодательная база города имеет под собой
мощные конституционные основания, которые
обеспечивают единые требования к любым
инвесторам, заказчикам, проектировщикам и
застройщикам на территории города Москвы.
Точное следование законам города Москвы, знание
подзаконных нормативных актов исполнительной
власти, практики судебных споров, грамотное
юридическое сопровождение, становится
обязательны для осуществляющих любой
инвестиционный проект, связанный с московской
землей и иной недвижимостью.
Фото А.А.Лобанова
|