Былое

За каменными печатями
А. Ф. Сафронкин, Е. А. Сафронкина

Русская линия

№ 5 за 2005  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".

 Архитектура и строительство Москвы №5


Содержание номера:

К.Ю.Ковалевский
"Экспансия" московского стройкомплекса продолжается...

В. Н. Белоусов, вице-президент РААСН
Непрерывное архитектурно-строительное образование - гарантия устойчивого развития среды жизнедеятельности

В. Н. Логвинов, президент Союза московских архитекторов
Из блокнота стамбульского форума

А. М. Младковская
Город: базар архитектур

М.И.Москвин-Тарханов
Реализация конституционных принципов российского федерализма в градостроительном законодательстве Москвы

А. Ф. Сафронкин, Е. А. Сафронкина
За каменными печатями

В. Н. Попов
Уличные парковки и безопасность дорожного движения

В. А. Соловьев
Манежная

Г. В. Есаулов
"Повторять себя так же некорректно, как и повторять другого"

 


Москва белокаменная... Каждый из нас слышал это выражение много раз и всегда перед глазами возникали образы белых церквей с золотящимися маковками куполов и величественные царские палаты. Город из камня...

Однако Москва долгие века была в основном деревянной. Из камня возводили лишь наиболее значимые объекты - крепостные стены и отдельные церкви. Строительство жилых каменных зданий было исключением. Так, летопись за 1471 год сообщала, что "купец Тарокан заложил себе палаты кирпичные у городской стены у Фроловских ворот". Возможно, это был первый каменный дом в городе. А. В. Иконников считал, что различию материалов, из которых выполнялись постройки, придавалось разное смысловое значение. Каменные сооружения символически воплощали библейский образ "вечного города", в недолговечности деревянных домов выражалась бренность бытия.

Проходили века. Из-за частых пожаров Москва неоднократно выгорала почти полностью, и зодчие стали придавать важное значение каменному строительству как одному из путей борьбы с пожарами. Массовому строительству требовался в огромных количествах рукотворный камень - кирпич. Например, из "Атласа промышленности московской губернии" Л. Самойлова за 1843 год видно, что только на территории Москвы было 10 кирпичных заводов. Но кирпичное производство тех лет составляло тяжелый труд. В этом можно убедиться, прочитав "Практическое руководство по производству кирпича, черепицы, дренажных труб, терракотовых изделий и прочего лицевого товара для архитектурного искусства" К. К. Вебера. Существовала веками отработанная технологическая цепочка изготовления кирпича, проводимая вручную, - от добычи глины до ее обжига. Рис.1 (6009 bytes)

В изготовлении кирпичей власти города были заинтересованы всегда. Интересный пример привел О. А. Иванов в книге "Замоскворечье. Страницы истории". В 1676 году в "новых полевых сараях" (кирпичные заводы) за Калужскими воротами работало 176 человек "записных кирпичников". В год они изготовили 1760000 кирпичей. Однако в результате какого-то сбоя в Приказе денег за работу не получили, поэтому обратились с челобитной к царю. Оказалось, что каждому кирпичнику действительно оплатили только за 8000 штук из 10000 изготовленных. В тот же день последовал царский указ о выдаче кирпичникам остальных денег из Приказа Владимирской чети, а обжигальщикам царь повелел оставшиеся заготовки обжечь и беречь их.

Так как кирпичная кладка производится вручную, наивысшей производительности можно достичь лишь при условии стандартизации каждой штуки. В Европе, например, был кирпич английского (приблизительно 22,9 х 11,4 х 6,4 см) и немецкого формата (25 х 12 х 61/2 см). Старинный русскийРис.2 (5711 bytes) формат измерялся в вершках - 6 х 3 х 11/2 (26,7 х 13,4 х 6,7 см,). В словаре Брокгауза и Ефрона за 1895 год сказано, что он выходит из употребления, а новые форматы становятся мельче. Американский формат - 81/4 х 4 х 2 дюйма (21 х 10 х 5? см). Вес обыкновенного кирпича - 8-10 фунтов (3,3 - 4,1 кг), употреблявшегося у нас английского огнеупорных сортов - 8 фунтов, русского красного - 10 фунтов.

Кажется, что может быть индивидуального в безликом, стандартном кирпиче? Однако заводчики кирпичного дела нашли способ выделять свою продукцию, украсив ее клеймом. Клеймо - как знак качества изделия, особенность художественного вкуса хозяина. Пусть оно исчезнет в кладке, но успеет порадовать глаз рабочего...

Обратимся к истории Нескучного сада. Не зря выше говорилось о челобитной кирпичников, работавших в районе Калужской заставы. По некоторым данным, кирпичные заводы, расположенные у Донского и Андреевского монастырей (вокруг современной площади Гагарина), производили ? всего московского кирпича. Были заводы и в ближайшем Подмосковье: "Семеновское сельцо. 204 души, кирпичные заводы, дача, по Старо-Калужской дороге, 41/2 версты от Калужской заставы" (К. Нистрем).Рис.3 (5770 bytes)

В начале XVIII века по правой стороне дороги близ Калужской заставы стояли царские полевые сараи, переданные затем обжигальщикам А. Андрееву и Л. Полутину, которые устроили здесь кирпичные заводы. Об этом может поведать клеймо "П" на кирпиче (рис.1). С течением времени производство кирпича здесь прекратилось, место запустело. Связано это было с тем, что в 1714 году Петр I запретил каменное строительство в России (кроме Петербурга). Такое запрещение было отменено только в 1741 году. Возможно, дворяне тогда закупали кирпич за рубежом или его производством владели иностранцы (рис. 2).

Нескучный сад таит в себе много загадок. История его воспета в стихах и прозе. Мы знаем, что вдоль Москвы-реки на территории от современного Третьего транспортного кольца до парка имени Горького располагались дачи крупных фабрикантов и дворян. Участки часто перепродавались, дома на них перестраивались. Для нас важно то, что с 1826 по 1842 год Николай I купил в Москве три имения - "Нескучное" у князя Шаховского, затем у графини Орловой-Чесменской и, наконец, лежавшее между ними имение князей Голицыных, таким образом объединив их в одно, получившее название Александринского, или Нескучного сада. При благоустройстве сада для выравнивания дорожек и отливов использовали кирпич, оставшийся от прежних построек. Для обновления территории был закуплен кирпич с клеймом "Н. Я." (рис. 3).

В начале Большой Черемушкинской улицы расположена усадьба "Черемушки".

В 1635 году была "отказана" думному дьяку Ф. Ф. Лихачеву деревня "Черемошье". В 1666-м Лихачев "написал" ее своему внуку князю П. И. Прозоровскому. После смены ряда хозяев "Черемушки" перешли к внуку известного сподвижника Петра I - С. А. Меншикову, женившемуся на княжне Е. Н. Голицыной. Можно предполагать, что он или его сын князь А. С. Меншиков (1787-1869) были создателями усадьбы. Со смертью последнего прекратился род Меншиковых. Усадьба перешла к Н. В. Якунчикову, построившему вокруг нее кирпичные заводы. Возможно, правительство предоставило ссуду или сделало предварительный заказ на продукцию, так как изготовленный здесь кирпич (рис. 4) сразу же пошел на территорию Нескучного сада.

Кроме этого, кирпичи брали на заводе Челнокова (рис. 5). В "Справочной книжке Московской губернии за 1890 год читаем: "При деревне Шараповой кирпичный завод наследников Потомственного Почетного гражданина Василия Федоровича Челнокова, рабочих от 80 до 300, управляющий Александр Иванович Ленин, крестьянин Каргопольского уезда".

На откосах дорожек можно найти кирпичи с клеймом "В. М. Немчинов" (рис. 6). В той же справочной книжке сказано: "При деревне Ново-Ивановской кирпичный завод наследника действительного статского советника Михаила Ардалионовича Немчинова, рабочих 400, управляющий Титулярный советник Василий Александрович Строганов". Ново-Ивановская была расположена около платформы Немчинов пост Московско-Брестской железной дороги.

Но есть и такие свидетельства: "Что касается потребности в огнеупорном кирпиче, то она восполняется в значительной мере заграничным привозом". С заводов Великобритании, Германии и Швеции поступало ежегодно 10-12 миллионов кирпичей, то есть почти половина от необходимого количества (рис. 7).

А сколько клейм пока не раскрыли фамилии своих хозяев (рис. 8).

Какие еще тайны откроет Нескучный сад?


Литература.
Л. П. Александров, В. Л. Некрасова "Нескучный сад и его растительность",1923, М. Изд. Сабажникова.
Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон "Энциклопедический словарь", 1895, Т. 15.
К. К. Вебер "Практическое руководство по производству кирпича, черепицы, дренажных труб, терракотовых изделий и прочего лицевого товара для архитектурного искусства",1893, СПб, Изд. А. Ф. Девриена.
О.А. Иванов "Замоскворечье. Страницы истории", 2000, М. Изд. В. Шевчук.
А.В.Иконников "Каменная летопись Москвы", 1978, Московский рабочий.
К. Нистрем, сост. "Московский адрес-календарь 1842 год. Ч. 1. Путеводитель Москвы".
Л. Самойлов "Атлас промышленности Московской губернии", 1845.
П.В. Сытин "Из истории московских улиц", 1958, Московский рабочий.
А. П. Шрамченко, сост. "Справочная книжка Московской губернии (описание уездов)", 1890.

Сафонкин Андрей Феликсович, Сафонкина Елизавета Андреевна.
Москва, 119071, Малая Калужская ул, д. 12, кв. 39.
Т. 958-19-39, E-mail: archips@sevin.ru