Сухаревка

В. А. Володин, архитектор

Русская линия

№ 1 за 2005  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.

 Архитектура и строительство Москвы №1


Содержание номера:

Владимир Ресин:
«Город должен развиваться гармонично…»

В. А. Володин, архитектор
СУХАРЕВКА

Современная Москва и проблемы сохранения архитектурного наследия 

Н. Г. Глинянский
Археология Москвы Сергея Чобана 

Ю. С. Сушков, заслуженный строитель РСФСР
Проблемы управления развитием городов 

В. М. Воробьев, профессор Государственной академии славянской культуры
Ландшафт и исторические города Тверской земли 

Г. А. Птичникова, кандидат архитектуры
Зрелищность архитектуры как качество мировых столиц


История места

На пересечении древней Сретенки с укреплениями Земляного города издавна стояли деревянные Сретенские ворота. В 1692–1695 годах здесь, близ Стрелецкой слободы полка Лаврентия Сухарева возвели каменные ворота - так была отмечена верность Сухарева молодому Петру I во время стрелецкого бунта. Спустя четыре года над воротами надстроили этаж и четырехъярусную башню (архитектор М. И. Чоглоков). Башня, получившая в народе название Сухаревой, оказалась крупнейшим светским сооружением той поры. В ней разместилась школа навигационных и математических наук, переведенная из Кадашевской слободы. После основания Петербурга старшие классы переехали в новую столицу, а в Москве остались подготовительные, готовившие абитуриентов для Морской академии.

Гигантская вертикаль Сухаревой башни долгое время являлась доминантой обширного района Москвы, зрительно фиксируя пересечение двух важных магистралей – Сретенки и Садового кольца. Однако в 1934 году ее снесли - под предлогом упорядочения движения транспорта.

Реконструкция сухаревской площади. Проект И.Фомина. 1935г.

Транспортная проблема на Сухаревской (в 1934-1990 годах – Колхозной) площади действительно существовала и существует - недаром существует и множество вариантов ее решения. Так, в Музее архитектуры имени А. В. Щусева хранится прекрасный проект академика архитектуры Ивана Фомина. В 1970-х годах был проведен конкурс на реконструкцию площади. Некоторые участники предлагали восстановить Сухареву башню и сделать подземную транспортную развязку…

Реконструкция сухаревской площади. Проект И.Фомина. 1935г.

Но вернемся назад, в XIX столетие. Яркая страница в жизни района – знаменитый Сухаревский рынок - в просторечии Сухаревка. Эта московская достопримечательность появилась в 1812 году после изгнания французов. Возвратившись в сгоревший город, москвичи стали разыскивать свое брошенное и разграбленное имущество. Генерал-губернатор Ростопчин издал указ, по которому «все вещи, откуда бы они взяты ни были, являются неотъемлемой собственностью того, кто в данный момент ими владеет». Их можно было свободно продавать, но только на площади у Сухаревой башни и только раз в неделю, по воскресеньям. В первое же воскресенье после выхода указа народ хлынул к Сухаревой башне, где уже лежали на земле горы одежды, мебели, посуды, книг. Позже Сухаревка ко всему прочему стала и местом сбыта краденого. Торгово-криминальная жизнь била здесь ключом. Вот как все это описал Владимир Гиляровский:

«Старая Сухаревка занимала огромное пространство в пять тысяч квадратных метров. А кругом, кроме Шереметевской больницы, во всех домах были трактиры, пивные, магазины, всякие оптовые торговли и лавки – сапожные и с готовым платьем, куда покупателей затаскивали чуть ли не силой. В ближайших переулках – склады мебели, которую по воскресеньям выносили на площадь… Против роскошного дворца Шереметевской больницы вырастали сотни палаток,Сухаревка в 1825г. раскинутых за ночь на один только день. От рассвета до потемок колыхалось на площади море голов, оставляя узкие дорожки для проезда по обеим сторонам широченной в этом месте Садовой улицы… Букинисты и антиквары (последних звали «старьевщиками») были аристократической частью Сухаревки. Они занимали место ближе к Спасским казармам. Здесь не было той давки, что на толкучке. Здесь и публика была чище: коллекционеры и собиратели библиотек, главным образом из именитого купечества… В серебряном ряду у антикваров стояли витрины, полные старинных монет. Спускали по три, по пяти рублей редкостные рубли Алексея Михайловича и огромные четырехугольные фальшивые медные рубли московской и казанской работы. Поддельных Рафаэлей, Корреджо, Рубенсов – сколько хочешь. Это уж специально для самых неопытных искателей «на грош пятаков». Настоящим знатокам их даже и не показывали, а товар все-таки шел».

Кроме Сухаревой башни, замечательным архитектурным сооружением этого района является бывший Шереметевский Странноприимный дом – одно из первых муниципальных благотворительных зданий Москвы - прекрасный образец архитектуры зрелого московского классицизма, связанный с именем Прасковьи Жемчуговой, в замужестве Шереметевой. Ее возвышенно-трагическая судьба многократно описана. После женитьбы графа Николая Петровича Шереметева на своей крепостной свет не принял новую графиню, и вскоре она скончалась от чахотки, оставив трехнедельного сына. Николай Петрович остаток жизни занимался благотворительностью. Как предсмертный наказ горячо любимой жены он воспринял ее пожелание достроить в Москве больницу и богадельню для неимущих. Странноприимный дом графа ШереметеваВозводить «странноприимный дом графа Шереметева на Сухаревской Садовой» начали еще в 1792 году по проекту бывшего крепостного архитектора Елизвоя Семеновича Назарова - ученика и помощника В. И. Баженова. Несмотря на общественный характер здания, планировка его приближалась к планировке богатых дворянских усадеб Москвы конца XVIII столетия. Перед главным домом – большой парадный двор, который обнимают полукруглые крылья с флигелями: обычная симметричная композиция со всеми чертами строгого московского классицизма. В центральном объеме располагался храм Святой Троицы, в крыльях – богадельня и больница. Позади разбили регулярный парк. К 1803 году - году смерти графини Шереметевой - успели построить центральную часть и левое крыло. После кончины жены граф решил превратить Странноприимный дом в мемориальное сооружение. Описанная выше скромная архитектура здания уже не отвечала новым требованиям, и Шереметев приглашает своего хорошего знакомого, знаменитого придворного зодчего Джакомо Кваренги, поставив последнему непростую задачу: превратить наполовину законченное сооружение в величественный мемориал.

Изменения, внесенные Кваренги, коснулись всего ансамбля. Он украсил фасады декоративными элементами, сделал портики на полукруглых флигелях, установил скульптуры и великолепную кованую ограду с воротами, во дворе построил четыре флигеля. Однако самой замечательной архитектурной находкой Кваренги стал прекрасный полукруглый портик из двух рядов дорических колонн. Этот портик, не имевший аналогов в России, выделил центральный вход, придав ему исключительно торжественный и парадный вид. Росписи роскошных интерьеров выполнял не менее знаменитый живописец Д. Скотти. Кстати, Кваренги, загруженный многочисленными поручениями императрицы, так и не смог выбраться в Москву, чтобы взглянуть на дело рук своих. Всеми работами по его чертежам руководили крепостные архитекторы Шереметева А. Миронов, П. Аргунов и Г. Дикушин: ситуация по тем временам нередкая.

Дом открыли в 1810 году, а уже через два года в нем разместились раненные в Бородинском сражении русские офицеры. Во время великого московского пожара Странноприимный дом, или, как его стали называть, Шереметевская больница, пострадал мало. Обычно тут поживало около 150 призреваемых, количество которых, впрочем, резко возрастало в годы эпидемий.

Сегодня в здании располагается Научно-исследовательский институт скорой помощи имени Н. В. Склифосовского.

Завершая рассказ о Сухаревке, нельзя не сказать о замечательном архитектурном памятнике XVII века – церкви Троицы на Листах, или в Листах, стоящей в конце Сретенки вблизи выхода из метро. Во-первых, откуда столь необычное название? Дело в том, что в древности здесь продавали народные раскрашенные картинки – лубки: их еще называли «листы» и вешали на церковной ограде.

Храм, заложенный на месте деревянного, построили стрельцы полковника Василия Пушечникова в 1650-1671 годах. Впоследствии на царские пожертвования полку за его многочисленные заслуги храм достраивался и украшался. В 1788 году была возведена новая колокольня. После революции эта церковь долгие годы стояла без глав и колокольни. Совсем недавно по проекту архитектора Олега Журина ее реставрировали, колокольню воссоздали.

Колхлзная площадь после сноса башни. 1960г.

Какая участь ожидает Сухаревскую площадь? Транспортная проблема здесь остается и ее рано или поздно придется решать. Казалось бы, опыт организации всевозможных развязок у Москвы есть – в чем сложность? Она заключается в том, что москвичи хотят воссоздать Сухареву башню, восстановив транспортную ситуацию 1934 года. Конечно, сегодняшние автомобильные потоки не идут ни в какое сравнение с движением 1930-х годов, и их тем более придется регулировать. Проведенный конкурс проектов реконструкции площади определил два принципиальных подхода: объезд восстановленной башни под землей или в уровне Садового кольца. Существует, правда, и третий вариант: поставить башню не на прежнем месте, а немного в стороне – там, где ныне разбит небольшой скверик. Возможно, чисто транспортную проблему это и решит, но с точки зрения архитектурной данное предложение – полный абсурд: строить новодел, да еще на новом месте, так же бессмысленно, как, скажем, воссоздавать упавшую в 1902 году колокольню на площади Сан-Марко не там, где она стояла, а несколько левее – поближе к Дворцу Дожей…


1. Реконструкция Сухаревской башни. 1934. И. Фомин
2. Храм Троицы в Листах до разрушения
3. Сухаревский рынок. Дореволюционное фото
4. Сухарева башня. Фотография 1920-х годов
5. Садово-Сухаревская улица
6. Сухаревский рынок. На заднем плане - Сухарева башня в строительных лесах
7. Колхозная площадь после сноса башни. Фотография 1960-х годов
8. Сухарева башня и Странноприимный дом графа Шереметева. Гравюра 1825 года
9. Главный (южный) фасад больницы имени Склифосовского. Архитекторы Кваренги, Назаров. Фотография 1959 года
10. Странноприимный дом. Общий вид. Фотография 1930 года
11. Странноприимный дом. Иконостас домовой церкви. Архитекторы Кваренги, Назаров; скульпторы Зашараев, Тимофеев. Фотография начала ХХ века
12. Странноприимный дом. План верхнего этажа. Архитекторы Кваренги, Назаров
13. Сухаревский рынок. Продавцы картузов
14. Реконструкция Сухаревской площади. Проект архитектора И. Фомина и других. 1934-1935 годы
15. Венеция. Колокольня собора Святого Марка. Вид с лагуны
16. Площадь Сан-Марко после падения колокольни. 1902 год

 

1. Реконструкция Сухаревской башни. 1934. И. Фомин

2. Храм Троицы в Листах до разрушения

3. Сухаревский рынок. Дореволюционное фото

4. Сухарева башня. Фотография 1920-х годов

5. Садово-Сухаревская улица

6. Сухаревский рынок. На заднем плане - Сухарева башня в строительных лесах

7. Колхозная площадь после сноса башни. Фотография 1960-х годов

8. Сухарева башня и Странноприимный дом графа Шереметева. Гравюра 1825 года

9. Главный (южный) фасад больницы имени Склифосовского. Архитекторы Кваренги, Назаров. Фотография 1959 года

10. Странноприимный дом. Общий вид. Фотография 1930 года

11. Странноприимный дом. Иконостас домовой церкви. Архитекторы Кваренги, Назаров; скульпторы Зашараев, Тимофеев. Фотография начала ХХ века

12. Странноприимный дом. План верхнего этажа. Архитекторы Кваренги, Назаров

13. Сухаревский рынок. Продавцы картузов

14. Реконструкция Сухаревской площади. Проект архитектора И. Фомина и других. 1934-1935 годы

15. Венеция. Колокольня собора Святого Марка. Вид с лагуны

16. Площадь Сан-Марко после падения колокольни. 1902 год