Зрелищность архитектуры как качество мировых столиц

Г. А. Птичникова, кандидат архитектуры

Русская линия

№ 1 за 2005  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.

 Архитектура и строительство Москвы №1


Содержание номера:

Владимир Ресин:
"Город должен развиваться гармонично…"

В. А. Володин, архитектор
СУХАРЕВКА

Современная Москва и проблемы сохранения архитектурного наследия 

Н. Г. Глинянский
Археология Москвы Сергея Чобана 

Ю. С. Сушков, заслуженный строитель РСФСР
Проблемы управления развитием городов 

В. М. Воробьев, профессор Государственной академии славянской культуры
Ландшафт и исторические города Тверской земли 

Г. А. Птичникова, кандидат архитектуры
Зрелищность архитектуры как качество мировых столиц

Архитектура и...

В глобализированном мире XXI века рациональность уступает дорогу эмоциональности. Речь идет о новом качестве потребления и об экономике, которая превращает сюжеты в продукты и товары и основана на образах и историях. Потребление все более и более определяется эмоциями, а не первичными жизненными нуждами. Материальные блага становятся широко доступными, а потому банальными, и в конкурентной рыночной борьбе выигрывает тот, кто сильнее возбуждает именно чувства потребителя. Только так можно привлечь воображение члена "общества зрелищ", где самые важные ресурсы – уже не продукты и не их качество, а время, значение, форма, интерес. Все выше поднимается доминанта визуализации: в иерархии чувств первенство получает зрение.

Архитектура XXI века – часть культуры нового общества, в котором прагматический подход определяет тенденцию развития сферы зодчества как огромного зрелищного действия. Сценическое пространство современного города представляет собой концентрированное выражение самой человеческой жизни. Архитектура больших городов становится все более зрелищной и направленной на возбуждение сильных эмоций. Ее стержнем и нервом сделался эмоциональный мир человека, рвущийся на волю, преисполненный несказанных и необъяснимых тайн.Сони-центр в Берлине

Результатом воздействия зрелищной архитектуры является симуляция вовлечения людей в срежиссированный спектакль. Реальный потребитель превращается в потребителя иллюзий, приобретая в своих глазах значимость участника яркого действия. Потому что обладать идентичностью в современном обществе означает быть участником истории, актером, играющим роль в занимательном сюжете. В мире глобализации, где внешние границы размываются, связь между внутренними историями субъекта и его идентичностью становится все важнее. Архитектура дает возможность человеку переживать эмоциональные события, пусть даже отчужденные от его собственного бытия. Горожане, обитающие в городе-спектакле, невольно становятся не только зрителями, но и действующими лицами, находясь одновременно в пространстве сцены и зрительного зала.

На наших глазах происходит пересмотр представлений об "архитектурных излишествах". Наблюдается увеличение сложности архитектурного пространства, имеющей целью не столько повышение практической целесообразности, сколько создание драматических эффектов, воздействующих на восприятие. Прогулка по стеклянному куполу Рейхстага Нормана Фостера ныне является одним из главных аттракционов Берлина. Само восхождение по длинному спиральному пандусу, вьющемуся по внутренней поверхности купола, превращается в захватывающее приключение. Другое зрелище – Еврейский музей Д. Либескинда, уже внесенный в список архитектурных "чудес света" XX века. Притягивающим эффектом обладает и комплекс посольств Северных стран в Берлине с его "живыми стенами", меняющимися в зависимости от положения солнца.

Архитектурная форма, появляющаяся в результате действия новых тенденций, - острая, занимательная, нацеленная на создание радостного возбуждения, оживления и непринужденности. Острота контрастов порождает утонченное пресыщенное переживание. Здание приобретает позу и жест. Оно может даже "танцевать", как в случае с офисом голландской страховой компании в Праге, запроектированным Гери. Такие произведения, как "Площадь Италии" Чарльза Мура в Нью-Орлеане, жилые комплексы "Озерные аркады" и "Абраксас" в Париже Рикардо Бофилла - пример современной востребованности идеи зрелищности.

В этой связи большое развитие получили различные стратегии организации городской среды: "мультифункциональные стратегии" развития городского пространства, которые предлагают большое разнообразие мест на любой вкус; "стратегии хорошего самочувствия", которые дают людям чувство стабильности и комфортности; "стратегии развлечения", согласно которым и городская среда, и архитектура становятся тотальным увеселением. Одна из реализаций названных стратегий - новый тип архитектурно-градостроительного объекта: "тематический парк", обеспечивающий приятное времяпровождение и одновременно усиленное потребление, базирующиеся на развитой образности и эмоциональности архитектуры. Архитектурная среда тематического парка "говорит" на общепонятном и близком посетителям чувственно-эмоциональном языке.

Стратегии развлечения подвластны любые масштабы. Даже мировые столицы приобретают черты тематических парков, имеющих каждый собственную "специализацию": Париж – мода, искусство и приятное времяпровождение; Нью-Йорк -разнообразие стилей жизни; Берлин - история и политика; Лондон – традиция, представления из жизни королевской семьи и развлечениями. Нечто подобное можно наблюдать в Москве, Пекине, Токио, Сиднее…

Города стремятся выделиться и удивить мир. Одни строят башни "вот такой высоты", другие стремятся, наоборот, перекрывать необычным образом пространства "вот такой ширины". По первому пути пошел Тайвань, где возведен самый высокий на сегодняшний день небоскреб в мире – 91 этаж, 508 метров со шпилем. Нью-Йорк, как известно, тоже делает ставку на "вертикаль". Вскоре здесь по проекту Сантьяго Калатравы будет возведено здание, которое само по себе представляется аттракционом: башня высотой 255 метров, сформированная"Поворачивающийся торс" в Мальме прикрепленными к оси четырехэтажными стеклянными кубами. Каждый из кубов станет жильем для одной или двух семей. Крыша нижнего куба является террасой для верхнего. В цоколе на восьми этажах разместятся учреждения культуры. В целом сооружение напоминает скульптуру колоссального размера. Сантьяго Калатрава, рассказывая о своем проекте, говорит, что в данном случае не форма следует за функцией, а, наоборот, функция определяется формой. Строительство этого архитектурного чуда в Нью-Йорке является еще одним воплощением концепции "башни-торса" - первое Калатрава создал в шведском городе Мальме. "Поворачивающийся торс" высотой в 185 метров стал главной достопримечательностью третьего по величине города Швеции. Теперь у всех, кто пересекает пролив Оресунд, разделяющий Данию и Швецию, появилась возможность любоваться футуристической архитектурной панорамой.

В Лондоне, признанном мировом деловом и финансовом центре, архитектурные зрелища создаются во всех измерениях. Столица Англии перехватила строительную инициативу у Парижа и сейчас соперничает в этом отношении с Берлином. В Париже наиболее масштабные градостроительные работы завершились к 1995 году, а Лондон начал активно расти вверх на рубеже 1980-1990-х годов. До этого здесь насчитывалось всего несколько выдающихся "высоток". Ричард Роджерс в конце 1970-х выстроил в самом сердце лондонского Сити свое знаменитое здание для страховой компании Ллойд. Сейчас небоскребы поднимаются в основном в отдаленных от центра районах. Доки - новый деловой район Лондона, обещающий со временем стать серьезным конкурентом Сити. В 1987 году по проекту Сезара Пелли здесь, на так называемом Собачьем острове, появилось первое высотное здание. В начале 1990-х годов рыночная ситуация ухудшилась, и эта башня несколько лет простояла с пустующими помещениями в гордом одиночестве. Однако уже к концу 1990-х вокруг нее начали расти другие небоскребы. Сегодня уже пять огромных башен сверкают стеклом и металлом, образуя новый градостроительный ансамбль. Когда темнеет, район перечеркивает все представления о старой доброй Англии. Это город будущего, где светятся прозрачные, уходящие в поднебесья стены, а к набережным и паркам спускаются стеклянные лифты. На площади Канады мерцает ультрафиолетом скульптура в виде летающей тарелки (или чечевицы), смотрящейся здесь вполне уместно, а рядом с пирамидкой, венчающей башню, летают вертолеты и светит луна. Недавно городской совет Лондона одобрил проект строительства на берегу Темзы небоскреба, который станет самым высоким в Европе: 66 этажей, 306 метров.

Британская столица переживает в настоящее время своего рода архитектурный Ренессанс, связанный прежде всего с именами Нормана Фостера и Ричарда Роджерса. В преддверие нового тысячелетия в Лондоне появилось необычное сооружение Ричарда Роджерса "Купол Тысячелетия": огромный выставочный зал "Миллениум" со сферическим покрытием из пластика, висящим на 12 ажурных металлических мачтах. Одновременно Норман Фостер создал самое крупное перекрытое общественное здание в Европе площадью 6100 м2 - результат реконструкции Британского музея. Уникальная геометрия покрытия на участке между куполом библиотеки музея и отреставрированными фасадами XIX века являет собой сплав последних достижений инженерного искусства и архитектуры. По проекту Фостера построено также новое здание городской мэрии. Этот небоскреб, поднявшийся напротив Тауэра, имеет необычную форму, напоминающую огурец или яйцо. Стены его сплошь остекленные, причем остекление выполнено по восходящей спирали.

Зрелищность достигается различными методами. В классической архитектуре она воплощалась в ансамблях, создаваемых для ритуально-праздничных действ. Картинность архитектуры и сценичность действа создавали целостность "больших стилей". В современном мире зрелищность иная, фрагментированная. Временные рамки раздвигаются, вбирая в себя наследие прошлых культур. Человек попадает в различные пространственные ситуации, погружаясь в различные эпохи и испытывая при этом различные эмоции. Наиболее привлекательные места и объекты используются по-новому – в качестве фрагментов занимательной и удобной для восприятия истории. От каждого оригинала "отслаиваются" образы, заново объединяясь в некий псевдомир. Отслаиваемый образ при более детальном рассмотрении оказывается "товарным лицом" оригинального объекта или явления. Коллаж из этих слоев представляет собой уже новую версию истории культуры. По такой "технологии" формировалась застройка Лас-Вегаса. У каждого из здешних 30-40-этажных отелей , высящихся над равнинным ландшафтом – своя тема и свой соблазн. Их авторы использовали метод архитектурной эмуляции, когда копии претендуют на превосходство над оригиналом, а дешевое подает себя как шик. Создание городской среды Лас-Вегаса осуществляется методом архитектурного коллажа – взаимо "наложением" образно-выразительных мест с фантастическими визуальными эффектами и меняющихся пространств, способных принять любую форму, цвет, фактуру. В результате получается целенаправленно сформированное пространство сильных чувств и острых ощущений. Ночной Лас-ВегасНагромождение зрелищ, предъявляемое архитектурой Лас-Вегаса, – это деньги, на которые потребитель только смотрит, так как в подобном зрелище тотальность потребления уже заместилась тотальностью абстрактного представления.

Влияние "уроков Лас-Вегаса" ощущается в новой архитектуре европейских столиц, основанной на зрелищной образности. Одна из целей реконструкции Берлина, направленной на развитие туризма, - создание визуального ряда архитектурных сюжетов и образов, несущих историко-культурное значение ("Берлин должен выглядеть как Берлин"). В этих условиях центральный район Берлина Митте имеет все предпосылки сделаться своего рода "тематическим парком". Традиционная городская структура как средство получения нового эстетического опыта становится способом привлечения туристов. Уникальный процесс уже воплотился в тенденциозно модных внутренних дворах кварталов. Их коммерцилизированная архитектура базируется на мифе, согласно которому эта зона была такой же и в довоенный период. Избранные фрагменты городской среды восстанавливаются в соответствии с критериями иконологии, диктуемой индустрией туризма. Такая перестройки района Митте ведет к перекодированию социального городского пространства, в результате чего появилась сеть изолированных друг от друга образов города. Вместо "нового объединения Берлина" происходит, скорее расширение его "американского сектора". Подобная сознательная "вестернизация" облика германской столицы производится ради возвращения ей экономического и политического влияния: Берлин выставляет себя на рынке европейских столиц в качестве стратегического пункта сосредоточения крупнейших международных концернов. Прагматически для этого используются самые верные способы создания привлекательного "товарного вида", в том числе приглашение к работе мировых "архитектурных звезд" и формирование сети зданий - "архитектурных зрелищ" ("аттракторов"), проекты которых разрабатываются на основе визуального ряда сюжетов и образов, или несущих историко-культурное значение, или порождающих имидж "столицы будущего". При этом применяют различные приемы эстетического оформления, нацеленные на повышенную эмоциональность восприятия новой архитектуры. Иллюстрацией к вышесказанному может служить нынешняя застройка Постдамерплатц. Все здания здесь словно бы из разных стран и из разных эпох: облицованный темно-красным клинкером и гранитом небоскреб Ганса Колхофа напоминает Чикаго 1930-х годов, Сони-центр Хельмута Яна – Дефанс, комплекс Ричарда Роджерса - британский хай-тек 1980-х: коллаж различных образов, "проговаривающих" различные темы – ностальгии, футуризма, утопизма.

Таким образом, зрелищность архитектуры на сегодня является одной из самых ярких характерных черт мировых городов и столиц. Сюжетность, таящая в себе возможность неожиданных переживаний, становится нормой формирования городского пространства именно как масштабной мозаики тотального зрелища, в которую "укладываются" множество самых разнообразных стилей жизни.

Жилой дом в Нью-Йорке