|
Электронная версия
научно-популярного журнала "Архитектура и
строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.
Содержание
номера:
Владимир Ресин:
«Город
должен развиваться гармонично…»
В. А. Володин, архитектор
СУХАРЕВКА
Современная
Москва и проблемы сохранения архитектурного
наследия
Н. Г. Глинянский
Археология
Москвы Сергея Чобана
Ю. С. Сушков, заслуженный
строитель РСФСР
Проблемы
управления развитием городов
В. М. Воробьев, профессор Государственной
академии славянской культуры
Ландшафт
и исторические города Тверской земли
Г. А. Птичникова, кандидат
архитектуры
Зрелищность
архитектуры как качество мировых столиц |
Вернисажи, конкурсы, проекты
В сентябре 2003 года в берлинской ifa-галерее
Германского института международных связей
экспонировалась выставка «Чертежный
архив Москвы», подготовленная
архитектором Сергеем Чобаном в рамках
реализуемого галереей проекта, посвященного
развитию мировых мегаполисов. Метаморфозы
Москвы, ее градостроительной и архитектурной
субстанции, на протяжении XX века
демонстрировались на примере пяти мест города
(см. ниже), не только обладающих долгой историей
или имеющих важное градостроительное значение,
но и насыщенных символически. Выставка, к которой
издательство «Браун» выпустило богато
иллюстрированный и насыщенный информацией
каталог на русском и немецком языках, вызвала в
Германии большой интерес, получила много
положительных рецензий в прессе и была показана
в боннском и штутгартском филиалах галереи.
С 15 ноября по 15 декабря 2004 года вариант
берлинской выставки под названием «Археология
Москвы Сергея Чобана» демонстрировался
в Аптекарском Приказе Музея Архитектуры имени А.
В. Щусева. Московскую и берлинскую выставки
объединили во-первых, тематическая структура (в
ее основе – вышеупомянутые пять мест Москвы:
Страстная площадь, Зарядье, Охотный ряд, Крымский
Вал и Воробьевы горы), во-вторых, инсталляционный
принцип подачи материала. При этом, если в
Берлине инсталляцию - покрытый зеленым сукном
дубовый стол с разложенными на нем
архитектурными журналами 1930-1950-х годов, которые
зрители свободно могли листать и изучать, -
включили в экспозицию, то в Москве, наоборот,
экспозиция в целом подавалась как единая
инсталляция. В зале Аптекарского Приказа было
выстроено прямоугольное помещение, разделенное
на пять комнат-отсеков. Зрителю предлагалось
совершить небольшое путешествие по
напоминающему архивный лабиринт пространству,
каждая комната которого посвящена отдельному
уголку Москвы. Копии старинных открыток и
фотографий, виды и планы застройки - существующей
и существовавшей, реализованные и
нереализованные проекты для каждого конкретного
места, его сегодняшняя ситуация и архитектурные
фантазии самого Сергея Чобана заставили
по-новому взглянуть на давно укоренившийся в
сознании и визуальной памяти облик характерных
точек города, увидеть заложенный в них
градостроительный потенциал. В ситуации, когда в
Москве сносятся такие мощные здания-символы, как
гостиница «Москва»
(на очереди - и гостиница «Россия»), выставка пpeдложила зpитeлю
дистанцироваться от привычного образа места,
увидеть случайность и временность его, казалось
бы, навеки созданного архитектурного «имиджа», показывая,
какой была и как воспринималась архитекторами на
протяжении XX века та или иная московская площадь
и как могло бы все это выглядеть, сложись история
иначе.
Московская экспозиция включила в себя не
только фотографии, но и оригинальные графические
листы из собрания Музея архитектуры имени А. В.
Щусева, многие из которых демонстрировались
впервые. Здесь были представлены проекты Дворца
Труда для Охотного Ряда братьев Весниных,
высотного здания в Зарядье Д. Чечулина, Академии
наук на Крымской набережной А. Щусева,
мемориального Пантеона на Ленинских горах Л.
Руднева и А. Мордвинова и другие уникальные
графические материалы.
|