Археология Москвы Сергея Чобана

Н. Г. Глинянский

Русская линия

№ 1 за 2005  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.

 Архитектура и строительство Москвы №1


Содержание номера:

Владимир Ресин:
«Город должен развиваться гармонично…»

В. А. Володин, архитектор
СУХАРЕВКА

Современная Москва и проблемы сохранения архитектурного наследия 

Н. Г. Глинянский
Археология Москвы Сергея Чобана 

Ю. С. Сушков, заслуженный строитель РСФСР
Проблемы управления развитием городов 

В. М. Воробьев, профессор Государственной академии славянской культуры
Ландшафт и исторические города Тверской земли 

Г. А. Птичникова, кандидат архитектуры
Зрелищность архитектуры как качество мировых столиц


Вернисажи, конкурсы, проекты

В сентябре 2003 года в берлинской ifa-галерее Германского института международных связей экспонировалась выставка «Чертежный архив Москвы», подготовленная архитектором Сергеем Чобаном в рамках реализуемого галереей проекта, посвященного развитию мировых мегаполисов. Метаморфозы Москвы, ее градостроительной и архитектурной субстанции, на протяжении XX века демонстрировались на примере пяти мест города (см. ниже), не только обладающих долгой историей или имеющих важное градостроительное значение, но и насыщенных символически. Выставка, к которой издательство «Браун» выпустило богато иллюстрированный и насыщенный информацией каталог на русском и немецком языках, вызвала в Германии большой интерес, получила много положительных рецензий в прессе и была показана в боннском и штутгартском филиалах галереи.

С 15 ноября по 15 декабря 2004 года вариант берлинской выставки под названием «Археология Москвы Сергея Чобана» демонстрировался в Аптекарском Приказе Музея Архитектуры имени А. В. Щусева. Московскую и берлинскую выставки объединили во-первых, тематическая структура (в ее основе – вышеупомянутые пять мест Москвы: Страстная площадь, Зарядье, Охотный ряд, Крымский Вал и Воробьевы горы), во-вторых, инсталляционный принцип подачи материала. При этом, если в Берлине инсталляцию - покрытый зеленым сукном дубовый стол с разложенными на нем архитектурными журналами 1930-1950-х годов, которые зрители свободно могли листать и изучать, - включили в экспозицию, то в Москве, наоборот, экспозиция в целом подавалась как единая инсталляция. В зале Аптекарского Приказа было выстроено прямоугольное помещение, разделенное на пять комнат-отсеков. Зрителю предлагалось совершить небольшое путешествие по напоминающему архивный лабиринт пространству, каждая комната которого посвящена отдельному уголку Москвы. Копии старинных открыток и фотографий, виды и планы застройки - существующей и существовавшей, реализованные и нереализованные проекты для каждого конкретного места, его сегодняшняя ситуация и архитектурные фантазии самого Сергея Чобана заставили по-новому взглянуть на давно укоренившийся в сознании и визуальной памяти облик характерных точек города, увидеть заложенный в них градостроительный потенциал. В ситуации, когда в Москве сносятся такие мощные здания-символы, как гостиница «Москва» (на очереди - и гостиница «Россия»), выставка пpeдложила зpитeлю дистанцироваться от привычного образа места, увидеть случайность и временность его, казалось бы, навеки созданного архитектурного «имиджа», показывая, какой была и как воспринималась архитекторами на протяжении XX века та или иная московская площадь и как могло бы все это выглядеть, сложись история иначе.

Московская экспозиция включила в себя не только фотографии, но и оригинальные графические листы из собрания Музея архитектуры имени А. В. Щусева, многие из которых демонстрировались впервые. Здесь были представлены проекты Дворца Труда для Охотного Ряда братьев Весниных, высотного здания в Зарядье Д. Чечулина, Академии наук на Крымской набережной А. Щусева, мемориального Пантеона на Ленинских горах Л. Руднева и А. Мордвинова и другие уникальные графические материалы.