С 48-го Всемирного конгресса IFHP
Международная федерация жилищного
строительства и планирования городов (IFHP) была
создана в 1913 году по инициативе Говарда -
основоположника теории города-сада. Членами IFHP
являются как частные лица, так и
правительственные учреждения, региональные и
муниципальные органы власти, международные
неправительственные организации, национальные
ассоциации и объединения, университеты,
научно-исследовательские институты, научные и
информационные центры, библиотеки, различные
некоммерческие организации, кампании, фирмы
свыше шестидесяти стран мира. Основная задача
федерации - обеспечение обмена опытом и решение
проблем, возникающих в процессе освоения
территорий под городское строительство, при
обновлении существующей застройки, в том числе
порождаемых этими процессами проблемам
социальных. Так, например, в 2003 году на
организованных секретариатом IFHP симпозиумах,
конференциях, семинарах, летних школах
обсуждались следующие темсы:
1. «Повышение качества городской среды. Размеры
зеленых зон май, Англия);
2. «Проблемы многофункционального и
интенсивного землепользования» (июнь, Польша);
3. «Городская земельная политика» (июнь,
Эстония);
4. «Социальная трансформация и процессы,
происходящие в урбанизированных районах.
Международный обмен между городами Астана,
Ханой, Ташкент, Тегеран, Берлин» (июль, Германия);
5. «Культурное наследие и регенерация
субурбанизированных и сельскохозяйственных
территорий» (август, Финляндия);
6. «Общественные пространства и облик городов»
(сентябрь, Италия)
7. «Туризм и городское развитие» (август,
Португалия);
8. «Города и рынки» (октябрь, 47-й конгресс IFHP в
Австрии);
9. «Политика городского развития» (ноябрь,
Чехословакия).
В 2004 году IFHP провела ряд встреч специалистов в
области планирования городов. В частности, в мае
в Литве на конференции 140 представителей из 35
стран мира рассматривались вопросы формирования
политики городского развития и инструментов ее
реализации. В конференции приняли участие
представители органов власти и
правоохранительных структур, общественные
деятели и ученые из США, Франции, Нидерландов,
Германии, Литвы, Сингапура, Швеции, Англии,
Финляндии. В августе работали летние школы в
Финляндии, Китае и Италии, в октябре члены
Федерации встречались на Мальте и в Латвии.
В сентябре 2004 года в столице Норвегии Осло
состоялся очередной 48-й Всемирный конгресс IFHP,
собравший делегатов из 60 стран. Прибыла на
конгресс и делегация Российской академии
архитектуры и строительных наук во главе с
вице-президентом, академиком В. Н. Белоусовым. В
состав делегации вошли специалисты РААСН Л. Н.
Воробьева, Ю. С. Сушков и представитель
ЦНИИПградостроительства профессор Л. Я.
Герцберг.
В соответствии с темой конгресса – «Проблемы
управления развитием городов» - основное
внимание участников было сфокусировано на роли и
задачах муниципалитетов по обеспечению
эффективного развития городских поселений.
Рассматривались различные стратегии,
применяемые органами власти в зависимости от
местных условий. Большинство выступающих
подчеркивали необходимость соблюдать баланс
интересов всех участников процесса -
государственных и муниципальных органов,
частных фирм, общественных организаций и
отдельных граждан. Вместе с тем отмечалось, что
сегодня федеральные и региональные власти
нередко выступают против муниципалитетов,
города конкурируют между собой, а частные фирмы,
игнорируя социальные интересы, уклоняются от
инвестиций в городские программы развития.
Приводились, однако, и примеры успешного
разрешения указанных противоречий. При этом
обращалось внимание на большое значение
идеологической подготовки общественного мнения
по поводу намечаемой стратегии городского
развития им освещения в СМИ практических шагов
ее реализации.
На конгрессе подробно рассматривался также
вопрос управления изменением качества городской
среды. Выступающие констатировали: города все
больше и больше трансформируются в результате
реализации частных коммерческих проектов. В ряде
случаев ликвидируются общественные институты,
регламентирующие развитие городов, и
планирование в данной сфере отдается на откуп
частным инвесторам и рынку, что приводит к трудно
исправимым ошибкам. В то же время можно ожидать,
что частные инвесторы будут принимать на себя
все большую долю расходов на городское развитие.
Поэтому стратегия последнего, базирующаяся на
частных инвестициях, требует бдительности от
местных властей, чтобы защитить общественные
интересы. Таким образом, при управлении
процессами повышения качества городской среды
необходимо сбалансированное
общественно-частное партнерство.
Среди сообщений, прозвучавших на конгрессе,
следует отметить выступления представителей
стран, достигших наибольших успехов в деле
управления городским развитием в условиях
рыночной экономики. Их опыт был бы полезен для
России вообще и для Москвы в частности.
Manal el Batran (Египет) рассказала о действиях
правительства страны по решению проблемы
жилищного строительства с помощью таких
инструментов, как земельная рента,
субсидирование населения при покупке
стройматериалов, предоставление других льгот
частному сектору, организация совместных
государственно-частных компаний, а также
строительство государственного жилья. За 50 лет
здесь накоплен значительный опыт партнерства с
частными инвесторами и выработаны критерии
построения взаимоотношений в области
долговременных инвестиций.
Gloria Bonilla-Santiago (США): наиболее важной
составляющей градостроительной политики в США
является активное участие граждан в решении
проблем устойчивого развития городских
сообществ - в частности, привлечение молодежи из
высших учебных заведений к деятельности
общественных структур по долгосрочному
планированию этого процесса. Ее коллега Mona Serageldin
добавила, что в городах с полиэтническим
составом населения исключительно важным
является учет интересов людей с уровнем жизни
ниже среднего, поскольку необдуманные действия в
области землепользования в таких городах часто
приводят к конфликтам, сегрегации и насилию.
Поддерживая своих соотечественниц, Daniel R. Mandelker
подчеркнула: наделение граждан и их сообществ
полномочиями по участию в разработке
комплексных планов развития городов и в
обсуждении законодательных актов и ограничений,
обеспечивающих реализацию этих планов, повышает
ответственность населения за результаты всего
процесса городских преобразований.
Ту же тему продолжил Eng Hwee Lim (Сайгон),
отметивший, что сегодня целью планирования
является уже не удовлетворение элементарных
нужд граждан, а улучшение условий их жизни.
Соответственно основными направлениями в работе
городских властей являются: консультирование и
вовлечение горожан в процесс решения социальных
вопросов, что позволяет с большей точностью
спрогнозировать меняющиеся потребности
населения и последствия городских
преобразований.
Представитель ХАБИТАТ Dinesh Menta в качестве
основного принципа эффективного управления
городским развитием также указал на
необходимость сотрудничества между
государством и частным сектором с активным
участием граждан в политических процессах, а
представитель ЮНЭСКО German Solinis уточнил, что
демократическое управление предполагает
обязательное включение в городское и
территориальное планирование механизма
общественного контроля.
В заключение, учитывая значимость проблем,
рассматриваемых на форумах IFHP, для городов
России вообще и Москвы в особенности, скажем:
сегодня представляется абсолютно закономерным
рассмотрение вопроса о возможности проведении
одного из всемирных конгрессов этой
международной организации в столице России.
Фотографии Белоусова В.Н.
1. Город Осло. Вид на здание ратуши со стороны
фиорда.
2. Панорама центра города Осло.
За, Зв. Примеры реконструкции застройки в г.Осло
4.5.6.7. Парк скульптур Вигеланда
8. Делегация РААСН на 48-м Всемирном конгрессе IFHP
(справа налево : академик Белоусов В.Н.-
рук.делегации, Воробьева Л.Н., Сушков Ю.С.,
Герцберг Л.Я.)