"Дом Герцена": что впереди?

Н. Г. Сербовеликов

Русская линия

№ 6 за 2004  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.

 Архитектура и строительство Москвы №6


Содержание номера:

В. А. Володин
От храма к храму

Н. Г. Сербовеликов
"Дом Герцена": что впереди?

Н. Г. Григорьев
"Громов, Пальцев и Ко"

Архитектурное бюро "Шаболовка"

Е. Г. Никольский
Вести с московских стройплощадок

Архитектурное бюро "КБ"

Н. Г. Егоров
Московский архитектурный центр

А. М. Кругляк, В. А. Леонтьев, А. П. Сизов
Космический мониторинг земель Москвы

Градостроительное решение?

"От всероссийского фестиваля к всероссийскому форуму"

15-летний юбилей архитектурно-проектно-художественной мастерской «АРХИЗДРАВ»

Николай Лукьянов
Исторические усадьбы: путь к возрождению?

Содержание журнала "Архитектура и строительство Москвы" за 2004 год

Наследие

Если уж говорить о московских памятниках истории и культуры, находящихся ныне в бедственном положении, то не будет большим преувеличением начать со здания Литературного института имени А. М. Горького (Тверской бульвар, 25) - городской усадьбы ХVIII - начала ХIХ века. Место сие не просто знаменито, а, можно сказать, прославлено в русской культуре. Здесь в 1812 году родился А. И. Герцен, впоследствии писавший, что во время войны наполеоновского нашествия огненный смерч лизал решетку этого дома, но он уцелел. Здесь в ХIХ веке бывали Н. В. Гоголь, В. Г. Белинский, П. Я. Чаадаев, А. С. Хомяков, Е. А. Баратынский. Здесь в 1920-х годах разместились всероссийские и всесоюзные писательские организации и Литературный музей, где выступали А. А. Блок, В. В. Маяковский, С. А. Есенин (особняк описан как "Дом Грибоедова" в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита"). Здесь, наконец, в 1933 году по инициативе А. М. Горького был основан Литературный институт. В разные годы его семинарами руководили Н. Н. Асеев, К. Г. Паустовский, М. А. Светлов, С. М. Городецкий, В. С. Розов и многие другие известнейшие поэты и писатели, читали лекции видные ученые - А. А. Реформатский, А. А. Тахо-Годи, Б. В. Томашевский, С. М. Бонди. На фасаде здания - мемориальные доски, посвященные жившим в нем А. П. Платонову и О. Э. Мандельштаму. Впрочем, что касается мемориальных досок, то, по общему мнению, ими можно увешать весь институт, ибо из его стен вышло множество литературных знаменитостей - достаточно назвать Юрия Трифонова, Юрия Бондарева, Константина Симонова, Николая Рубцова, Юрия Кузнецова...

Последние двенадцать лет ректором Литературного института является известный писатель Сергей Николаевич Есин. Рассказывая о положении дел в вузе, он говорил о своем "вхождении" в историю здания, обросшего массой легенд и слухов, а также и о своих собственных изысканиях в данной области, произведенных с помощью приглашенных специалистов. Так, в подвале обнаружилось что-то вроде кухни, которая действительно в 1920-е годы помещалась под рестораном "Дома Герцена", по своим функциям и назначению напоминавшего тогда сегодняшний ЦДЛ (Центральный Дом литераторов). Там, где сейчас библиотека, в те времена было писательское общежитие. А под разрушенным флигелем бывшей Некрасовской библиотеки, примыкавшей к Литературному институту, откопали деревянный колодец аж ХVIII века, причем вода в нем оказалась вполне пригодной для питья. Мало того, здесь нашлись даже какие-то подземные ходы...

"Дом Герцена" за свою историю видел и пережил многое. По словам ректора, он врос в землю на метр-полтора, и это произошло не из-за усадки, а по причине накопления вокруг в течение двух веков культурного слоя. В рамках предполагаемой реконструкции можно было бы сделать срез этого слоя в какой-то части двора, чтобы открыть для обозрения богатейшую местную археологию.

Теперь что касается реконструкции. Здесь проблема громоздится на проблему. Пришла, к примеру, в голову ректора мысль не только мемориально обустроить квартиры проживавших в доме Платонова, Мандельштама, Пастернака, но еще и основать на этой базе Платоновский центр. Однако здание постоянно забито студентами и высвободить хотя бы часть помещений для такого безусловно благого дела не представилось возможным. Вечный вопрос: деньги. Где их взять? Главный старинный корпус давно уже пришел в прискорбную ветхость и едва выносит происходящий в нем многотрудный учебный процесс. По этому поводу С. Н. Есин писал и в правительство, и в администрацию Президента, и в ведомство Грефа, встречался и беседовал с министрами. Пока удалось добиться только разработки предварительного проекта будущей реконструкции Литературного института. Ее ключевая концепция - создание здесь не просто института, а масштабного культурного центра всероссийского значения. Литинститут - это то единственное из бывшего писательского имущества, что не было "приватизировано" и распродано за последние годы, на чем, как говорится, никто не нагрел руки. Десять лет назад С. Н. Есин по поводу создания вышеупомянутого Центра обратился с письмом к Мэру Москвы Ю. М. Лужкову. Тот дал понять, что если прославленному вузу удастся из федерального подчинения перейти в московское - вопросов не будет. Однако все договоренности на сей счет с бывшим литературным начальством, с министрами образования и культуры в связи с их уходом со своих должностей так и не получили развития, и сейчас надо все начинать с нуля. Между тем особняк ветшает с катастрофической стремительностью. Становится неизбежностью перенос учебного процесса в новое здание - старое, с деревянными перекрытиями, уже не выдержит студенческого топота. В нем могут остаться библиотека, читальный зал, администрация, некоторые кафедры; хорошо бы создать музей советской литературы, которая, по сути дела, получила в стенах Литинститута свое завершение.Согласно предварительному проекту место для нового учебного корпуса определено там, где с краю усадьбы находится одноэтажное здание, примыкающее к Театру имени А. С. Пушкина. Оно не является памятником архитектуры, в нем размещены гаражи, мастерские, архив - переоборудование проблемы не составило бы. Перед корпусом предполагается построить подземный спортивный зал с прилегающими к нему бассейном, душевыми и раздевалками. Ведь за всю свою историю Литературный институт практически не имел своей собственной спортивной базы, хотя его студенты неоднократно занимали первые места на различных вузовских соревнованиях. Одновременно нужно будет капитально отреставрировать старинный особняк - тогда Москва получит еще один возрожденный архитектурный памятник. Требует реставрации и ограда с кованой решеткой, выходящая на Тверской бульвар. Она числится среди наиболее знаменитых оград столицы и неоднократно воспета в стихах и прозе.

Таковы проблемы "Дома Герцена". Их необходимо срочно решать, ибо в противном случае утраты окажутся столь же огромными, сколь и невосполнимыми.