Исторические усадьбы: путь к возрождению?

Николай Лукьянов

Русская линия

№ 6 за 2004  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.

 Архитектура и строительство Москвы №6


Содержание номера:

В. А. Володин
От храма к храму

Н. Г. Сербовеликов
"Дом Герцена": что впереди?

Н. Г. Григорьев
"Громов, Пальцев и Ко"

Архитектурное бюро "Шаболовка"

Е. Г. Никольский
Вести с московских стройплощадок

Архитектурное бюро "КБ"

Н. Г. Егоров
Московский архитектурный центр

А. М. Кругляк, В. А. Леонтьев, А. П. Сизов
Космический мониторинг земель Москвы

Градостроительное решение?

"От всероссийского фестиваля к всероссийскому форуму"

15-летний юбилей архитектурно-проектно-художественной мастерской «АРХИЗДРАВ»

Николай Лукьянов
Исторические усадьбы: путь к возрождению?

Содержание журнала "Архитектура и строительство Москвы" за 2004 год

 

В начале августа 2004 года Правительство Москвы утвердило разработанную столичным Комитетом по туризму программу «Венок русских усадеб». Цель - сделать сохранившиеся исторические усадебные комплексы престижными объектами для посещения отечественными и зарубежными туристами, привлечь всеобщее внимание к этим памятникам, часть которых по сей день известна в основном профессионалам и знатокам-энтузиастам. Нет сомнения: успешная реализация замысла будет означать, что в судьбе русской усадьбы действительно происходят существенные перемены к лучшему.

По-настоящему оценить значение программы возможно лишь при рассмотрении ее в контексте всей совокупности вопросов, связанных с сохранением, научным исследованием, реставрацией и современным использованием усадебных историко-архитектурных комплексов. Сделаем экскурс в историю русской усадьбы и усадьбоведения за постсоветский период, сознательно и намеренно акцентируя внимание на положительных тенденциях и реальных достижениях, - о многочисленных проблемах и негативном опыте написано и сказано уже немало.
Двенадцать лет назад, в 1992 году, группа искусствоведов, архитекторов-реставраторов, историков и представителей ряда смежных специальностей образовала Общество изучения русской усадьбы (ОИРУ), воссоздав одноименную общественную научную организацию, действовавшую в 1920-х годах и закрытую в начале 1930-х. В состав первого ОИРУ входили виднейшие ученые своего времени - А. И. Некрасов, А. И. Греч, В. В. Згура, М. А. Ильин. Сегодняшнее ОИРУ также объединило лучшие научные силы - достаточно упомянуть лишь таких известных современных историков архитектуры и искусства, как В. C. Турчин, Е. И. Кириченко, Е. А. Борисова, О. С. Евангулова, И. В. Рязанцев. Первым председателем возрожденного творческого союза исследователей стал заведующий сектором Свода памятников архитектуры и монументального искусства Государственного института искусствознания В. П. Выголов. В 1995 году его сменила доктор исторических наук Л. В. Иванова. Именно она явилась инициатором воссоздания Общества, и именно присущие ей широта и синтетичность подхода к изучению исторических усадеб в сочетании с талантом организатора позволили эффективно скоординировать усилия ученых самых разных специализаций. Результаты очевидны и неоспоримы - современное российское усадьбоведение реально стало одним из наиболее динамично развивающихся междисциплинарных направлений на стыке нескольких наук.

С 2000 года Общество возглавляет директор Института культурного и природного наследия, доктор географических наук В. В. Веденин. С его именем связано появление теории уникальных территорий - единых комплексных объектов наследия, не только представляющих собой зримые образы истории, но и способных стать связующей нитью между прошлым и будущим. Еще в начале 1990-х годов специалисты Института разработали программу «Калужская область - уникальная территория», в которой задачи сохранения культурных ландшафтов, сформированных не в последнюю очередь создателями сохранившихся усадеб и усадебных парков, тесно увязывается с проблемами экономического развития.

Хорошо известно, в каком бедственном положении подчас оказываются даже всемирно известные архитектурные ансамбли. Показателен пример Архангельского. С 1984 по 1996 год доступ туда для посетителей был закрыт - постройки поместья князя Н. Б. Юсупова превратились в аварийно опасные руины. Возродить Архангельское - хотя надо сразу оговориться, что реставрационные работы пока далеки от завершения - помогли энтузиазм научных сотрудников здешнего музея во главе с директором В. Длугачем и деятельное участие международной организации «Американские друзья русской усадьбы».
Этот благотворительный фонд создавался в 1997 году Его возглавила известная исследовательница русской усадебной культуры, профессор Колумбийского университета Присцилла Рузвельт (внучатая племянница Ф. Д. Рузвельта); в состав руководства вошли представители живущих за рубежом русских аристократических родов. Ансамбль Архангельского был включен во всемирный список архитектурного наследия, находящегося под угрозой гибели, и именно благодаря этому дирекции музея удалось привлечь необходимые средства для первоочередных мер по его спасению. Теперь Архангельское имеет реальную перспективу стать со временем культурным и туристическим центром, равным или почти равным по значению дворцово-парковым ансамблям окрестностей Санкт-Петербурга.

Другая знаменитая аристократическая резиденция - находящееся ныне в черте столицы Останкино - также обрела заслуженное всемирное признание. На его территории проходил международный музейный фестиваль «Исторические театры Европы». Ибо останкинский дворец-музей - одно из немногих в Европе театральных зданий XVIII века, сохранивших изначальную планировку, подлинные предметы убранства и часть механизмов машинного отделения (машины «дождя» и «грома»). Театр успешно функционирует. Многие, наверное, слышали про летние «Шереметевские сезоны» (название - дань памяти создателю усадьбы графу Н. П. Шереметеву). В Останкино исполняются музыкальные сочинения «времен очаковских и покоренья Крыма» и концертные программы, составленные из произведений композиторов эпохи Моцарта, Вивальди и Бортнянского. В Кузьминках (где недавно создан Музей русской усадебной культуры), Кускове, Коломенском, Царицыне, Остафьеве, в Больших Вяземах идет насыщенная творческая и научная жизнь. У всех этих «культурных гнезд» есть не только прошлое, но и настоящее. Сюда скоро можно будет приплюсовать и Середниково -архитектурный ансамбль близ Зеленограда, построенный в екатерининскую эпоху по заказу сенатора В. А. Всеволожского, а во второй четверти XIX века принадлежавший генералу Д. А. Столыпину, брату бабушки Михаила Юрьевича Лермонтова Е. А. Арсенеьевой. С 1829 по 1832 год юный поэт проводил в Серединоково летние месяцы. Эта усадьба связана с памятью и другого выдающегося человека - Петра Аркадьевича Столыпина. В 1992 году здесь учрежден Национальный Лермонтовский центр под эгидой ассоциации «Лермонтовское наследие», возглавляемой потомком и полным тезкой поэта М. Ю. Лермонтовым и объединяющией представителей лермонтовского рода. Середниково - уникальный пример восстановления усадьбы по инициативе и под руководством прямых наследников ее дореволюционных владельцев. Кстати, организация, возглавляемая Присциллой Рузвельт, оказывает помощь и чеховскому Мелихову, и вошедшему в историю живописи и художественных ремесел Абрамцеву. Однако самый масштабный из реализуемых с ее участием проектов - создание огромного, площадью около 25 тысяч гектаров, историко-культурного и природного заповедника в Смоленской области под Вязьмой с центром в усадьбе Хмелита, принадлежавшей Алексею Грибоедову, родному дяде знаменитого драматурга.
Хмелитский архитектурный ансамбль - ценнейший памятник елизаветинского барокко. В главном доме поместья организован не имеющий аналогов мемориальный музей А. С. Грибоедова. В заповедник входят и несколько соседних усадеб, связанных с именами А. С. Хомякова и П. C. Нахимова. Летом 2000 года в Хмелите прошла основная часть Международной научной-практической конференции «Русская усадьба на пороге XXI века». На одном из заседаний прозвучал призыв Присциллы Рузвельт к российскиммеценатам проявить заинтересованность в судьбе отечественного культурного наследия. И уже в конце того же года в Москве был создан Фонд возрождения русской усадьбы, развернувший активную деятельность по привлечению к делу сохранения и реставрации усадебных комплексов частных инвесторов. Ныне Фонд в числе прочего финансирует восстановление архитектурно-паркового ансамбля имения Панское в Малоярославецком районе Калужской области. Сходные задачи решает учрежденное практически одновременно с Фондом и действующее параллельно ему некоммерческое партнерство «Русская усадьба».
В последние годы большие споры и дискуссии в обществе вызывает вопрос о передаче усадебных комплексов в частную собственность либо в долгосрочную аренду. Эта тема требует отдельного обсуждения, но хотелось бы привести здесь очевидный положительный пример - ситуацию с уникальной усадьбой Знаменское-Раек в Тверской области (автор проекта - архитектор Н. А. Львов,): арендовавшая ее в 2001 году фирма «КОНКОР» взяла на себя обязательство провести полный цикл работ по воссозданию этого полуразрушенного ансамбля, где впоследствии разместится гостинично-туристический комплекс.

Очень обнадеживает начатая в 2002 году реальная реставрация находящегося под федеральной юрисдикцией дворец «Дома Пашкова». То, что еще недавно происходило с этим выдающимся памятником русского классицизма - самой яркой в художественном отношении столичной городской усадьбой, как крайне негативный прецедент, не могло соответственно не сказываться на судьбе множества усадебных ансамблей по всей России. Теперь положение зримо исправляется, и к 2007 году в здании должен открыться культурно-общественный центр, а часть помещений предусматривается вернуть Российской Государственной библиотеке.

Положение, в котором ныне оказалась бывшая усадьба государственного деятеля екатерининской эпохи графа Н. И. Панина Михалково, в полной мере положительным примером служить пока не может. Десять лет воссозданием псевдоготического парадного двора панинского поместья занято арендующее его территорию ЗАО «Михалково», специально для этой цели созданное группой энтузиастов во главе с А. И. Шаксом. Реставрация стен и башен близится к завершению, однако другая достопримечательность - уникальная беседка, зрительно воспроизводящая облик античного памятника Лисистрату в Афинах, продолжает разрушаться. Регулярный парк, где она расположена, подведомственен местной дирекции единого заказчика и в зону действий реставраторов не входит. Префектура Северного округа Москвы приняла решение о передаче парка в ведение ЗАО «Михалково» при условии предоставления им утвержденного в проекте градостроительной концепции всего примыкающего к усадьбе района. Проект, выполненный одним из виднейших специалистов в области согласования старой и новой застройки в городской исторической среде А. М. Беккером, был поддержан Градостроительным советом при Мэре Москвы и непосредственно Ю. М. Лужковым. В целях его реализации летом 2001 года Правительство Москвы приняло постановление о создании компании, управляющей всеми строительными работами на территории, применительно к которой градостроительная концепция разрабатывалась. В состав этой структуры должны были войти ЗАО «Михалково», ряд коммерческих фирм и город Москва, располагающий блокирующим пакетом акций. В качестве одного из принципов деятельности компании предусматривалось обязательное отчисление инвесторами строительных проектов, не имеющих отношения к охранной зоне усадьбы, средств на реставрацию последней. При такой постановке дела реставрация реально гарантировалась бы. К сожалению, по ряду причин постановление московского Правительства было отменено. Однако сама идея создания подобных управляющих компаний многим представляется интересной. По мнению директора музея «Архангельское» В. Длугача, «управляющая компания - лучший выход для усадеб, чем передача в частную собственность, ибо сохраняется государственный контроль над коммерческой деятельностью владельцев».

Как видим, картина довольно пестрая и многообразная, но реальные успехи, ориентируясь на которые, можно и нужно продвигаться вперед, налицо. И программа «Венок русских усадеб», составленная именно с учетом всего предыдущего опыта в деле возрождения историческим усадебных комплексов - качественно новый шаг в этом направлении.