От храма к храму

В. А. Володин, архитектор

Русская линия

№ 6 за 2004  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.

 Архитектура и строительство Москвы №6


Содержание номера:

В. А. Володин
От храма к храму

Н. Г. Сербовеликов
"Дом Герцена": что впереди?

Н. Г. Григорьев
"Громов, Пальцев и Ко"

Архитектурное бюро "Шаболовка"

Е. Г. Никольский
Вести с московских стройплощадок

Архитектурное бюро "КБ"

Н. Г. Егоров
Московский архитектурный центр

А. М. Кругляк, В. А. Леонтьев, А. П. Сизов
Космический мониторинг земель Москвы

Градостроительное решение?

"От всероссийского фестиваля к всероссийскому форуму"

15-летний юбилей архитектурно-проектно-художественной мастерской «АРХИЗДРАВ»

Николай Лукьянов
Исторические усадьбы: путь к возрождению?

Содержание журнала "Архитектура и строительство Москвы" за 2004 год

История места

25 декабря 1812 года, накануне изгнания наполеоновской армии из пределов России, император Александр I подписал в Вильне манифест, в котором давал обет возвести в Москве храм в память победы, одержанной над войсками интервентов, и посвятить его Христу Спасителю. Был объявлен конкурс проектов, в котором победил воспитанник Петербургской Императорской академии художеств Александр Лаврентьевич Витберг. На вернувшегося в 1815 году из заграничного похода Александра I проект произвел большое впечатление. "Я чрезвычайно доволен. (...) Вы отгадали мое желание, удовлетворили моей мысли об этом храме. Я желал, чтобы он был не одна куча камней, как обыкновенные здания, но был одушевлен какой-либо религиозной идеей. (...) Я рассматривал до 20 проектов, в числе которых есть весьма хорошие, но все вещи самые обыкновенные. Вы же заставили камни говорить".
Царь поручил Витбергу возглавить все работы по возведению храма. В 1816 году тот приехал в Москву. Отклонив несколько предложений, он выбрал для строительства Воробьевы горы как место, главенствующее в градостроительном отношении. В годовщину освобождения Москвы, 12 октября 1817 года, состоялась торжественная церемония закладки. В ней, по сообщениям газет, участвовало до полумиллиона человек. Под звон колоколов всех церквей и залпы салюта по специально наведенному понтонному мосту сюда через Лужники прибыла императорская семья.
Витберг энергично взялся за дело. Однако, совершенно не имея архитектурного и строительного опыта да вдобавок будучи человеком искренним и кристально честным, он не смог противостоять своим "помощникам", многие из которых не прочь были нагреть руки на этом огромном государственном заказе.
С самого начала воровство и взяточничество на строительстве стало очевидным. Жалоба Витберга царю опоздала: 19 ноября 1825 года Александр I умер в Таганроге. Вскоре работы приостановили и начали расследование. В итоге Витберга сделали едва ли не единственным ответственным за все злоупотребления. Суд инкриминировал ему "противозаконные действия в ущерб казне". В 1836 году Витберга сослали в Вятку. Так завершилась первая попытка возведения храма Христа Спасителя.

+   +   +

Император Николай Павлович, желая довести до конца дело, начатое старшим братом, в конце 1820-х годов объявил новый конкурс проектов храма Христа Спасителя. При этом решили изменить место постройки, так как специальная комиссия признала грунт Воробьевых гор недостаточно надежным. По итогам конкурса в апреле 1832 года утвердили проект архитектора Константина Андреевича Тона (1794-1881).
Тон, признанный впоследствии одним из основателей "русско-византийского стиля", был едва ли не самым "строящим" архитектором своего времени. Храм Христа Спасителя в Москве явился крупнейшим его созданием, которому зодчий посвятил пятьдесят лет жизни. Новым местом для строительства выбрали территорию древнего Алексеевского монастыря на берегу Москвы-реки, а саму обитель перевели в район Сокольников.
Храм Христа СпасителяПроект, разработанный К. А. Тоном, принципиально отличался от проекта
А. Л. Витберга. Выдержанный всецело в национальном духе, он имел в основе лучшие образцы древнерусского зодчества: кремлевский Успенский собор, Большой собор Донского монастыря, церковь Вознесения в Коломенском. Среди искусствоведов не было единства в оценке декоративного решения храма, однако его пространственная композиция, распределение масс и объемов, огромные размеры вызвали единодушное восхищение. О грандиозности сооружения красноречивее всяких цифр говорит следующий пример: в нем под центральной главой могла свободно разместиться колокольня Ивана Великого. Плавно перетекающие одно в другое пространства интерьера заливали потоки света, проникавшие через 60 арочных окон. На золочение глав и других металлических деталей пошло более 400 килограммов золота. В основание, залегавшее на глубине более 30 метров, и в стены уложили около 40 миллионов штук кирпичей. Нижняя обходная галерея стала мемориалом героям войны 1812 года: в ней в 1875 году установили 117 мраморных плит с именами погибших, раненых и награжденных офицеров (солдатских имен не было). Для внутренней и наружной отделки Тон привлек лучшие художественные силы России. Тут трудились как опытные живописцы-академики, так и талантливые молодые художники: Суриков, Творожников, Фартусов, Бондаревский, Маковский, Семирадский, Бруни и многие другие. Освещался храм бронзовыми позолоченными люстрами, из них центральная, весившая свыше трех с половиной тонн, несла на себе 148 свечей. Фасады украшали 70 гигантских горельефов на библейские темы. В звонницах установили 14 колоколов - самый крупный весил 26 тонн. Высота главного алтаря, выполненного по проекту академика архитектуры А. Резанова в виде мраморной шаровой часовни, которая завершалась позолоченным шатром, превышала 20 метров.
Торжественная закладка храма состоялась 10 сентября 1839 года, а освящение - 26 мая 1883 года, уже после смерти К. А. Тона. При закладке в основание сооружения поместили 34 золотых, 100 серебряных и 100 бронзовых медалей, специально отчеканенных в честь этого события.

+   +   +

5 декабря 1931 года, как известно, в связи с решением воздвигнуть Дворец Советов, храм был взорван. От него сегодня сохранились лишь фрагменты фасадной скульптуры, эскизы и листы проектов да старые фотографии. Впервые о Дворце Советов речь зашла в 1924 году на выставке в Кремле в честь
V конгресса Коминтерна. Именно тогда коллектив архитектурного объединения АСНОВА выступил с предложением о его строительстве на месте храма Христа Спасителя. Объявили конкурс, участники которого предлагали и другие адреса: Ленинские горы, Хамовническую набережную и даже Красную площадь. С выставкой конкурсных проектов ознакомились тысячи посетителей. Она широко освещалась в печати, став предметом оживленных дискуссий. На основе результатов работы выставки была разработана программа всесоюзного открытого конкурса. Он не являлся международным, тем не менее в жюри поступили 272 проекта из разных стран, в том числе из США - 11, из Франции - 3, из Германии - 5. Итоги подводились в декабре 1931 года. Первую премию получил архитектор И. В. Жолтовский, Однако 28 февраля 1932 года Совет строительства Дворца Советов констатировал, что ни один из представленных проектов нельзя считать окончательным, и объявил новый конкурс, проходивший в два этапа: в первом участвовали двенадцать архитектурных бригад и десять "вольных" авторов, подавших свои работы по личной инициативе; на втором к конкурсу подключились еще пять бригад.проект дома советов с лениным
За основу приняли проект Б. М. Иофана, рекомендовав завершить здание скульптурой вождя мирового пролетариата высотой 50-75 метров, дабы "Дворец являл собой вид пьедестала для фигуры Ленина".
Окончательный вариант выполнили Б. М. Иофан, В. Г. Гельфрейх и В. А. Щуко. По нему высота Дворца предусматривалась 412 метров, а венчающей его фигуры Ленина - 100 метров. Подобно тому, как Иван Великий мог поместиться под куполом храма Христа Спасителя, главный зал Дворца Советов в состоянии был заключить в себе сам храм.
К строительству Дворца приступили перед войной: заложили мощнейший фундамент и даже смонтировали одиннадцать ярусов металлического каркаса из специальной стали марки "ДС". С началом войны каркас демонтировали, а балки использовали для возведения мостов при прокладке железной дороги на Воркуту.

+   +   +

Потом долгие годы это ответственнейшее в градостроительном отношении место пустовало. Наконец по проекту архитектора Д. Н. Чечулина здесь соорудили плавательный бассейн "Москва", просуществовавший почти тридцать лет и зимой представлявший собой фантастическое зрелище: непроглядные клубы пара над огромной плоской чашей.

+   +   +

Воссоздание храма Христа Спасителя происходило у нас на глазах. Сегодня храм вновь стоит на прежнем месте. И мы имеем возможность убедиться, насколько удачно он был когда-то поставлен и какую важную роль играл в городском архитектурном ансамбле. Нынешний храм почти буквально повторяет уничтоженный прототип. Почти, ибо существует ряд отступлений от первоначального облика, особенно в стилобатной части и на фасаде. О них сказано уже немало, и мы не будем здесь повторяться. Заметим только, что в целом работа выполнена очень качественно - даже по мнению реставраторов, активных противников всяких "новоделов". Прежний храм Христа Спасителя не вернуть. Что ж, пусть вместо него возвышается его двойник: ведь этого силуэта так не хватало центру Москвы много десятилетий...

Воссозданный храм Христа Спасителя