История места
25 декабря 1812 года, накануне изгнания
наполеоновской армии из пределов России,
император Александр I подписал в Вильне манифест,
в котором давал обет возвести в Москве храм в
память победы, одержанной над войсками
интервентов, и посвятить его Христу Спасителю.
Был объявлен конкурс проектов, в котором победил
воспитанник Петербургской Императорской
академии художеств Александр Лаврентьевич
Витберг. На вернувшегося в 1815 году из
заграничного похода Александра I проект произвел
большое впечатление. "Я чрезвычайно доволен.
(...) Вы отгадали мое желание, удовлетворили моей
мысли об этом храме. Я желал, чтобы он был не одна
куча камней, как обыкновенные здания, но был
одушевлен какой-либо религиозной идеей. (...) Я
рассматривал до 20 проектов, в числе которых есть
весьма хорошие, но все вещи самые обыкновенные.
Вы же заставили камни говорить".
Царь поручил Витбергу возглавить все работы по
возведению храма. В 1816 году тот приехал в Москву.
Отклонив несколько предложений, он выбрал для
строительства Воробьевы горы как место,
главенствующее в градостроительном отношении. В
годовщину освобождения Москвы, 12 октября 1817 года,
состоялась торжественная церемония закладки. В
ней, по сообщениям газет, участвовало до
полумиллиона человек. Под звон колоколов всех
церквей и залпы салюта по специально наведенному
понтонному мосту сюда через Лужники прибыла
императорская семья.
Витберг энергично взялся за дело. Однако,
совершенно не имея архитектурного и
строительного опыта да вдобавок будучи
человеком искренним и кристально честным, он не
смог противостоять своим "помощникам",
многие из которых не прочь были нагреть руки на
этом огромном государственном заказе.
С самого начала воровство и взяточничество на
строительстве стало очевидным. Жалоба Витберга
царю опоздала: 19 ноября 1825 года Александр I умер в
Таганроге. Вскоре работы приостановили и начали
расследование. В итоге Витберга сделали едва ли
не единственным ответственным за все
злоупотребления. Суд инкриминировал ему
"противозаконные действия в ущерб казне". В
1836 году Витберга сослали в Вятку. Так завершилась
первая попытка возведения храма Христа
Спасителя.
+ + +
Император Николай Павлович, желая довести до
конца дело, начатое старшим братом, в конце 1820-х
годов объявил новый конкурс проектов храма
Христа Спасителя. При этом решили изменить место
постройки, так как специальная комиссия признала
грунт Воробьевых гор недостаточно надежным. По
итогам конкурса в апреле 1832 года утвердили
проект архитектора Константина Андреевича Тона
(1794-1881).
Тон, признанный впоследствии одним из
основателей "русско-византийского стиля",
был едва ли не самым "строящим" архитектором
своего времени. Храм Христа Спасителя в Москве
явился крупнейшим его созданием, которому зодчий
посвятил пятьдесят лет жизни. Новым местом для
строительства выбрали территорию древнего
Алексеевского монастыря на берегу Москвы-реки, а
саму обитель перевели в район Сокольников.
Проект, разработанный К. А.
Тоном, принципиально отличался от проекта
А. Л. Витберга. Выдержанный всецело в
национальном духе, он имел в основе лучшие
образцы древнерусского зодчества: кремлевский
Успенский собор, Большой собор Донского
монастыря, церковь Вознесения в Коломенском.
Среди искусствоведов не было единства в оценке
декоративного решения храма, однако его
пространственная композиция, распределение масс
и объемов, огромные размеры вызвали единодушное
восхищение. О грандиозности сооружения
красноречивее всяких цифр говорит следующий
пример: в нем под центральной главой могла
свободно разместиться колокольня Ивана
Великого. Плавно перетекающие одно в другое
пространства интерьера заливали потоки света,
проникавшие через 60 арочных окон. На золочение
глав и других металлических деталей пошло более
400 килограммов золота. В основание, залегавшее на
глубине более 30 метров, и в стены уложили около 40
миллионов штук кирпичей. Нижняя обходная галерея
стала мемориалом героям войны 1812 года: в ней в 1875
году установили 117 мраморных плит с именами
погибших, раненых и награжденных офицеров
(солдатских имен не было). Для внутренней и
наружной отделки Тон привлек лучшие
художественные силы России. Тут трудились как
опытные живописцы-академики, так и талантливые
молодые художники: Суриков, Творожников,
Фартусов, Бондаревский, Маковский, Семирадский,
Бруни и многие другие. Освещался храм бронзовыми
позолоченными люстрами, из них центральная,
весившая свыше трех с половиной тонн, несла на
себе 148 свечей. Фасады украшали 70 гигантских
горельефов на библейские темы. В звонницах
установили 14 колоколов - самый крупный весил 26
тонн. Высота главного алтаря, выполненного по
проекту академика архитектуры А. Резанова в виде
мраморной шаровой часовни, которая завершалась
позолоченным шатром, превышала 20 метров.
Торжественная закладка храма состоялась 10
сентября 1839 года, а освящение - 26 мая 1883 года, уже
после смерти К. А. Тона. При закладке в основание
сооружения поместили 34 золотых, 100 серебряных и 100
бронзовых медалей, специально отчеканенных в
честь этого события.
+ + +
5 декабря 1931 года, как известно, в связи с
решением воздвигнуть Дворец Советов, храм был
взорван. От него сегодня сохранились лишь
фрагменты фасадной скульптуры, эскизы и листы
проектов да старые фотографии. Впервые о Дворце
Советов речь зашла в 1924 году на выставке в Кремле
в честь
V конгресса Коминтерна. Именно тогда коллектив
архитектурного объединения АСНОВА выступил с
предложением о его строительстве на месте храма
Христа Спасителя. Объявили конкурс, участники
которого предлагали и другие адреса: Ленинские
горы, Хамовническую набережную и даже Красную
площадь. С выставкой конкурсных проектов
ознакомились тысячи посетителей. Она широко
освещалась в печати, став предметом оживленных
дискуссий. На основе результатов работы выставки
была разработана программа всесоюзного
открытого конкурса. Он не являлся международным,
тем не менее в жюри поступили 272 проекта из разных
стран, в том числе из США - 11, из Франции - 3, из
Германии - 5. Итоги подводились в декабре 1931 года.
Первую премию получил архитектор И. В.
Жолтовский, Однако 28 февраля 1932 года Совет
строительства Дворца Советов констатировал, что
ни один из представленных проектов нельзя
считать окончательным, и объявил новый конкурс,
проходивший в два этапа: в первом участвовали
двенадцать архитектурных бригад и десять
"вольных" авторов, подавших свои работы по
личной инициативе; на втором к конкурсу
подключились еще пять бригад.
За основу приняли проект Б. М. Иофана,
рекомендовав завершить здание скульптурой вождя
мирового пролетариата высотой 50-75 метров, дабы
"Дворец являл собой вид пьедестала для фигуры
Ленина".
Окончательный вариант выполнили Б. М. Иофан, В. Г.
Гельфрейх и В. А. Щуко. По нему высота Дворца
предусматривалась 412 метров, а венчающей его
фигуры Ленина - 100 метров. Подобно тому, как Иван
Великий мог поместиться под куполом храма Христа
Спасителя, главный зал Дворца Советов в
состоянии был заключить в себе сам храм.
К строительству Дворца приступили перед войной:
заложили мощнейший фундамент и даже
смонтировали одиннадцать ярусов металлического
каркаса из специальной стали марки "ДС". С
началом войны каркас демонтировали, а балки
использовали для возведения мостов при
прокладке железной дороги на Воркуту.
+ + +
Потом долгие годы это ответственнейшее в
градостроительном отношении место пустовало.
Наконец по проекту архитектора Д. Н. Чечулина
здесь соорудили плавательный бассейн
"Москва", просуществовавший почти тридцать
лет и зимой представлявший собой фантастическое
зрелище: непроглядные клубы пара над огромной
плоской чашей.
+ + +
Воссоздание храма Христа Спасителя
происходило у нас на глазах. Сегодня храм вновь
стоит на прежнем месте. И мы имеем возможность
убедиться, насколько удачно он был когда-то
поставлен и какую важную роль играл в городском
архитектурном ансамбле. Нынешний храм почти
буквально повторяет уничтоженный прототип.
Почти, ибо существует ряд отступлений от
первоначального облика, особенно в стилобатной
части и на фасаде. О них сказано уже немало, и мы
не будем здесь повторяться. Заметим только, что в
целом работа выполнена очень качественно - даже
по мнению реставраторов, активных противников
всяких "новоделов". Прежний храм Христа
Спасителя не вернуть. Что ж, пусть вместо него
возвышается его двойник: ведь этого силуэта так
не хватало центру Москвы много десятилетий...