История, истории...
Именно такова архитектурно-композиционная
идея сооруженного в начале ХХ века на
Каланчевской площади в Москве Казанского
вокзала. Первоначально на его месте стоял
построенный в 1862-1864 годах невзрачный,
приземистый Рязанский вокзал для одноименной
железной дороги. В 1844-м он стал и вокзалом дороги
Казанской, протянувшейся через Казань в Среднюю
Азию, на Урал и в Сибирь. Явилась мысль о создании
нового вокзального здания, которое средствами
архитектуры воплотило бы в себе идею
"восточных ворот" России.
В 1910 году правление Общества
Московско-Казанской железной дороги объявило
соответствующий конкурс. В конкурсе приняли
участие такие именитые зодчие, как академики Ф. О.
Шехтель и А. В. Щусев. 20 октября 1911 года их работы
поступили на рассмотрение, а уже через девять
дней правление отдало приоритет проекту Щусева.
В 1913 году приступили к строительству, срок
которого определили в три года. Однако первая
мировая война затормозила работы, а затем они и
вовсе прекратились. Возобновилось сооружение
вокзала лишь в советское время, и в 1926 году
впечатляющий ансамбль предстал наконец перед
взорами москвичей и гостей столицы; внутренняя
отделка, впрочем, продолжалась вплоть до 1940 года.
Творческой находкой зодчего явилось
гармоничное соединение в облике вокзальных
зданий характерных черт архитектуры Москвы и
Казани конца XVII века. Это символизировало
неразрывную связь России с Востоком, пролегавшую
через Казань. Разнообразные по форме павильоны
представляют собой единый ансамбль, выполненный
в стиле "московского барокко". В оформлении
фасада и внутренних помещений участвовали
известнейшие художники: Б. М. Кустодиев, Е. Е.
Лансере, Н. К. Рерих и другие. Казанский вокзал до
сих пор остается одним из лучших зданий столицы.
Доминантой всей архитектурной композиции
является 73-метровая башня главного павильона,
напоминающая своей формой кирпичную
дозорно-проездную башню Сююмбике Казанского
кремля. Последняя была сооружена русскими
мастерами в XVII веке - примерно в то же время, на
которое пришелся расцвет "московского
барокко". Безусловно, такая "перекличка"
входила в замысел Щусева. Шпиль башни Казанского
вокзала венчает развернутый на восток и
знаменующий собой главную идею сооружения
ажурный крылатый змей Зилант, которого мы видим и
на гербе Казани. В поисках наиболее
выразительного варианта Щусев рисовал Зиланта
много раз.
Почему крылатый змей стал символом Казани?
Ответ на вопрос дает татарская легенда о
возникновении города. Основываясь на ней, а также
на некоторых устных преданиях казанских татар,
известная в свое время поэтесса А. А. Фукс
написала стихотворную повесть "Основание
города Казани", изданную в 1836 году ее мужем К. Ф.
Фуксом, профессором Казанского университета.
Одним из главных действующих персонажей повести
является дракон Зилант.
Предание гласит, что место, где собирались
заложить Казань, кишело змеями. О том, как их
истребили, рассказывает неизвестный автор
"Казанской истории" - памятника литературы
Древней Руси середины XVI века, русский по
происхождению, проживший в качестве пленника в
Казани с 1532 по 1551 год: "Собрал чародей
волшебством и чародейством своим всех живущих в
том месте змей - от малых до великих - вокруг
большого змея в одну громадную кучу и провел
вокруг них черту, чтобы не вылезла из нее ни одна
змея. И бесовским действом всех умертвил. И
обложил их со всех сторон сеном, и тростником, и
деревом, и сухим лозняком, поливая все это серой и
смолой, и поджег их, и спалил огнем... Очистив
таким образом место это, поставил царь Саин там
город Казань".
Однако один змей - самый крупный, крылатый -
сумел улететь на холм Джилантау, откуда наводил
ужас на казанцев. Как отмечает К. Ф. Фукс в
предисловии к книге А. А. Фукс, змей в конце концов
"был умерщвлен посредством заклинаний
волшебника Хакима и ханом избран в
государственный герб для воспоминания этого
происшествия". Имя же чудовища - Зилант -
происходит от основанного русскими на холме
Джилантау после взятия Казани монастыря, который
в XVI веке назывался Илантовым, а в XVII веке -
Зилантовым. Кстати, "Джилантау" и
переводится, собственно, как "змеиная гора".
Надо иметь в виду, что слово "Зилант"
образовано от греческого selos, означающего гнев,
негодование, кипение. Это мифологическое
драконовидное существо с песьей головой, орлиной
грудью, петушиными лапами, крыльями летучей мыши
и змеиным хвостом описано казанской поэтессой
так:
Лежит, как черная скала,
И смертоносным ядом дышит,
Вокруг него и смрад и мгла,
Как будто огнь из пасти пышет.
Как острая стрела - язык,
Заметно яд с него как льется,
Как адский вой Зилантов крик,
Змеиный хвост змеею вьется.
Шумит, как лютая гроза,
И нет ему подобных в силе;
Во лбу пылают так глаза,
Как ядра огненны в горниле.
В русской геральдике за Зилантом закрепилось
прозвище "татарский дракон". Не случайно.
Ведь он существенно отличается от канонического
облика дракона в московском гербе.
На Руси "Печать царства Казанского" с
коронованным драконом впервые предстает на
государственной печати Ивана IV. Сохранилась она
и на грамоте казанского воеводы князя И. М.
Воротынского 1596 года, а также на грамотах
казанских воевод 1637 и 1693 годов. Изображение ее
появляется в 1672 году и в Титулярнике, включавшем
краткие сведения по русской истории, портреты
русских князей и царей. В конце XVII века главные
областные гербы России - Киевский, Владимирский,
Новгородский, Казанский, Астраханский и
Сибирский - были помещены на крылья двуглавого
орла - центральной фигуры Государственного герба
России.
В октябре 1781 года утверждается герб Казани.
Официальное описание его гласит: "Змий черный,
под короною золотою, Казанскою, крылья красные,
поле белое".
Современная Казань пока герба не имеет. Не
исключено, однако, что он будет утвержден до 30
августа 2005 года - дня празднования 1000-летия
Казани. Не исключено также, что ключевым символом
нового герба станет все тот же Зилант. И тогда его
собрат на шпиле башни Казанского вокзала вновь
обретет свое изначальное символическое значение
русского пути на Восток.