"Восточные ворота России"

В. Н. Сапрыков, заслуженный деятель культуры РСФСР

Русская линия

№ 5 за 2004  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.

 Архитектура и строительство Москвы №2-3


Содержание номера:

К. М. Савкин
Приручит ли человек дерево?

С. Е. Липатов
Марьинский парк

А. С. Максименко
Москва - больше чем просто столичный город

В. А. Володин
Зарядье и "Россия"

М. Е. Константинов
Проекты будущего

В. Н. Сапрыков
"Восточные ворота России"

От нас ушли Владимир Львович Хайт и Каро Сергеевич Шехоян

"Пространство - форма - конструкция"

С. М. Казначеев
"Какие камни и какие зданья!.."

История, истории...

Именно такова архитектурно-композиционная идея сооруженного в начале ХХ века на Каланчевской площади в Москве Казанского вокзала. Первоначально на его месте стоял построенный в 1862-1864 годах невзрачный, приземистый Рязанский вокзал для одноименной железной дороги. В 1844-м он стал и вокзалом дороги Казанской, протянувшейся через Казань в Среднюю Азию, на Урал и в Сибирь. Явилась мысль о создании нового вокзального здания, которое средствами архитектуры воплотило бы в себе идею "восточных ворот" России.

В 1910 году правление Общества Московско-Казанской железной дороги объявило соответствующий конкурс. В конкурсе приняли участие такие именитые зодчие, как академики Ф. О. Шехтель и А. В. Щусев. 20 октября 1911 года их работы поступили на рассмотрение, а уже через девять дней правление отдало приоритет проекту Щусева.

В 1913 году приступили к строительству, срок которого определили в три года. Однако первая мировая война затормозила работы, а затем они и вовсе прекратились. Возобновилось сооружение вокзала лишь в советское время, и в 1926 году впечатляющий ансамбль предстал наконец перед взорами москвичей и гостей столицы; внутренняя отделка, впрочем, продолжалась вплоть до 1940 года.

Творческой находкой зодчего явилось гармоничное соединение в облике вокзальных зданий характерных черт архитектуры Москвы и Казани конца XVII века. Это символизировало неразрывную связь России с Востоком, пролегавшую через Казань. Разнообразные по форме павильоны представляют собой единый ансамбль, выполненный в стиле "московского барокко". В оформлении фасада и внутренних помещений участвовали известнейшие художники: Б. М. Кустодиев, Е. Е. Лансере, Н. К. Рерих и другие. Казанский вокзал до сих пор остается одним из лучших зданий столицы.

Доминантой всей архитектурной композиции является 73-метровая башня главного павильона, напоминающая своей формой кирпичную дозорно-проездную башню Сююмбике Казанского кремля. Последняя была сооружена русскими мастерами в XVII веке - примерно в то же время, на которое пришелся расцвет "московского барокко". Безусловно, такая "перекличка" входила в замысел Щусева. Шпиль башни Казанского вокзала венчает развернутый на восток и знаменующий собой главную идею сооружения ажурный крылатый змей Зилант, которого мы видим и на гербе Казани. В поисках наиболее выразительного варианта Щусев рисовал Зиланта много раз.

Почему крылатый змей стал символом Казани? Ответ на вопрос дает татарская легенда о возникновении города. Основываясь на ней, а также на некоторых устных преданиях казанских татар, известная в свое время поэтесса А. А. Фукс написала стихотворную повесть "Основание города Казани", изданную в 1836 году ее мужем К. Ф. Фуксом, профессором Казанского университета. Одним из главных действующих персонажей повести является дракон Зилант.

Предание гласит, что место, где собирались заложить Казань, кишело змеями. О том, как их истребили, рассказывает неизвестный автор "Казанской истории" - памятника литературы Древней Руси середины XVI века, русский по происхождению, проживший в качестве пленника в Казани с 1532 по 1551 год: "Собрал чародей волшебством и чародейством своим всех живущих в том месте змей - от малых до великих - вокруг большого змея в одну громадную кучу и провел вокруг них черту, чтобы не вылезла из нее ни одна змея. И бесовским действом всех умертвил. И обложил их со всех сторон сеном, и тростником, и деревом, и сухим лозняком, поливая все это серой и смолой, и поджег их, и спалил огнем... Очистив таким образом место это, поставил царь Саин там город Казань".

Однако один змей - самый крупный, крылатый - сумел улететь на холм Джилантау, откуда наводил ужас на казанцев. Как отмечает К. Ф. Фукс в предисловии к книге А. А. Фукс, змей в конце концов "был умерщвлен посредством заклинаний волшебника Хакима и ханом избран в государственный герб для воспоминания этого происшествия". Имя же чудовища - Зилант - происходит от основанного русскими на холме Джилантау после взятия Казани монастыря, который в XVI веке назывался Илантовым, а в XVII веке - Зилантовым. Кстати, "Джилантау" и переводится, собственно, как "змеиная гора". Надо иметь в виду, что слово "Зилант" образовано от греческого selos, означающего гнев, негодование, кипение. Это мифологическое драконовидное существо с песьей головой, орлиной грудью, петушиными лапами, крыльями летучей мыши и змеиным хвостом описано казанской поэтессой так:

Лежит, как черная скала,
И смертоносным ядом дышит,
Вокруг него и смрад и мгла,
Как будто огнь из пасти пышет.

Как острая стрела - язык,
Заметно яд с него как льется,
Как адский вой Зилантов крик,
Змеиный хвост змеею вьется.

Шумит, как лютая гроза,
И нет ему подобных в силе;
Во лбу пылают так глаза,
Как ядра огненны в горниле.

В русской геральдике за Зилантом закрепилось прозвище "татарский дракон". Не случайно. Ведь он существенно отличается от канонического облика дракона в московском гербе.

На Руси "Печать царства Казанского" с коронованным драконом впервые предстает на государственной печати Ивана IV. Сохранилась она и на грамоте казанского воеводы князя И. М. Воротынского 1596 года, а также на грамотах казанских воевод 1637 и 1693 годов. Изображение ее появляется в 1672 году и в Титулярнике, включавшем краткие сведения по русской истории, портреты русских князей и царей. В конце XVII века главные областные гербы России - Киевский, Владимирский, Новгородский, Казанский, Астраханский и Сибирский - были помещены на крылья двуглавого орла - центральной фигуры Государственного герба России.

В октябре 1781 года утверждается герб Казани. Официальное описание его гласит: "Змий черный, под короною золотою, Казанскою, крылья красные, поле белое".

Современная Казань пока герба не имеет. Не исключено, однако, что он будет утвержден до 30 августа 2005 года - дня празднования 1000-летия Казани. Не исключено также, что ключевым символом нового герба станет все тот же Зилант. И тогда его собрат на шпиле башни Казанского вокзала вновь обретет свое изначальное символическое значение русского пути на Восток.