Проекты будущего

М. Е. Константинов

Русская линия

№ 5 за 2004  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.

 Архитектура и строительство Москвы №2-3


Содержание номера:

К. М. Савкин
Приручит ли человек дерево?

С. Е. Липатов
Марьинский парк

А. С. Максименко
Москва - больше чем просто столичный город

В. А. Володин
Зарядье и "Россия"

М. Е. Константинов
Проекты будущего

В. Н. Сапрыков
"Восточные ворота России"

От нас ушли Владимир Львович Хайт и Каро Сергеевич Шехоян

"Пространство - форма - конструкция"

С. М. Казначеев
"Какие камни и какие зданья!.."

 

От редакции
Марат Евгеньевич Константинов окончил МАрхИ в 1956 году. После учебы четыре года работал в институте "Гипроспорт", затем перешел в "Моспроект-1" (мастерская № 10 (11) архитектора Я. Б. Белопольского) и 28 лет проектировал и строил жилые и общественные здания на Юго-Западе столицы. Константинов - один из авторов проекта здания Университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы на Ленинском проспекте, памятника писателю А. А. Фадееву на Миусской площади, монумента революции 1905-1907 годов у метро "Улица 1905 года", а также ряда монументов в Казахстане, Франции, Финляндии памяти погибших во время Великой Отечественной войны.

Последние 16 лет Марат Евгеньевич трудится в мастерской № 2 ГУП "Моспромпроект". За этот период им в содружестве с архитектором И. М. Рягузовой запроектированы и построены районные тепловые станции в Косино-Жулебине, Курьянове. Близится к концу возведение КТС-54 на Нахимовском проспекте. Согласно соответствующей программе Московского Правительства, в ближайшем будущем в столице будет реализован ряд проектов, разработанных названной выше мастерской, руководителем которой является архитектор А. Н. Поляшов, а главным архитектором - М. Е. Константинов.

Марат Евгеньевич сам сегодня и представляет эти проекты на страницах "Архитектуры и строительства Москвы", рассказывая о деятельности своей мастерской.

Комбинат бытового обслуживания и химчистка-прачечная в коммунальной зоне Куркино

Авторский коллектив: архитекторы М. Е. Константинов, А. С. Моисеев, А. Н. Поляшов, инженеры С. Б. Моисеев, Г. В. Марова, Е. В. Красильникова (фирма ГВИЛ)

По проектам, разработанным в мастерской № 2, здесь уже построены пожарное депо, телефонный узел, станция первой медицинской помощи. Архитектурная композиция объекта, о котором идет речь, состоит из трех объемов: КБО, химчистки-прачечной и объединяющего их главного вестибюля с открытой четырехмаршевой крестообразной лестницей в центре, соединяющей по второму этажу КБО и химчистку-прачечную. На первом и втором этажах вестибюля по всему периметру стен предусмотрена площадь для развертывания торговли сопутствующими товарами. С промежуточной лестничной площадки идут в цокольный этаж струны, по которым стекает вода в бассейн, окруженный зеленым газоном. На двух этажах химчистки-прачечной запроектированы все необходимые технологические помещения. В цокольном этаже разместится бильярдная с барной стойкой, буфет на 50 мест, мужская и женская бани с раздевалками, душевыми, тренажерными залами.

В двухэтажном здании КБО будут салон красоты, мастерские пошива и ремонта одежды, ремонта часов, обуви и так далее. Центральный холл может быть использован как выставочный зал живописи, скульптуры и товаров различных фирм, что призвано скрасить клиентам время ожидания.

Для инженерного обеспечения этого многофункционального объекта в каждом его объеме запроектирован технический этаж. Все три объема имеют купола верхнего света, дающие освещение внутренним помещениям здания.

Школа на 550 учащихся на 1-й Аэропортовской улице

Авторский коллектив: архитекторы М. Е. Константинов, О. А. Лямцев, А. Н. Поляшов, инженер С. Б. Моисеев.

На участке 0,8 га вместо кирпичной школы 1940-х годов планируется возведение современной, соответствующей сегодняшним нормативам и технологиям. На генеральном плане она повторяет конфигурацию старой, но ее архитектурно-планировочное решение совершенно иное. Здание имеет два крыла, расположенных под углом 90 и объединенных центральным объемом с главным входом. В первом этаже запроектирован вынос центрального объема, в котором поэтажно находятся вестибюль с гардеробом, помещения охраны, две эвакуационных лестницы со световыми карманами, через которые освещаются рекреации. Здесь же - библиотека, актовый зал, компьютерные классы. Центр композиции по всем этажам занимает атриум с вкомпонованным в него лифтом.

Пространство под центральным объемом, помимо исполнения функции главного входа, может служить площадкой для проведения различных мероприятий.

В левом крыле школы предусмотрены два спортивных зала с раздевалками, душевыми, санузлами, игровой и тренажерный залы, столовая с кухней, администрация и мастерские. В правом крыле - помещения для младших классов с отдельным входом и гардеробом. На всех четырех этажах - классы, лабораторные кабинеты. Три эвакуационные лестницы, около лестниц - туалеты. Вдоль фасада, выходящего на Аэропортовскую улицу, в зеленой зоне - запроектирована спортивная площадка.

Пристройка учебного корпуса с реконструкцией старого здания для

среднеобразовательной школы № 1186 на 350 учащихся с этнокультурным татарским комплексом образования на улице Белореченской

Авторский коллектив: архитекторы М. Е. Константинов, А. С. Моисеев, А. Н. Поляшов, инженер С. Б. Моисеев

На участке 0,95 га, окруженном с трех сторон жилыми 12- этажными домами, находится детский сад постройки 1960-х годов, превращенный в специализированную школу. По новому технологическому заданию и новым нормативам существующее здание нужно было реконструировать и пристроить к нему дополнительные объемы, чтобы довести численность учащихся до 350 человек.

Архитектор А. С. Моисеев предложил оригинальное решение: окружить здание кольцом школьных помещений - классы, рекреации, актовый зал, два спортзала с раздевалками, душевыми, санузлами, медкабинет, административные помещения и так далее. Все это закомпоновано на трех этажах, что дает возможность максимально удобно осуществлять учебный процесс. Пути эвакуации (лестничные клетки) расположены с нормативными разрывами и приближены к круглым в плане рекреациям. Инсоляция и коэффициент естественного освещения проверены специальным институтом и получили положительную оценку. Поскольку участок, занимаемый школой, невозможно расширить, в проекте весьма своеобразно решено внутреннее пространство здания: в результате этого решения получены замкнутые зеленые дворики, в которых на перемене можно отдохнуть.

Центр технического творчества и технических видов спорта на базе перовской автошколы по улице Новотетерки

Авторский коллектив: архитекторы М. Е. Константинов, А. С. Моисеев, А. Н. Поляшов

Участок площадью 2,88 га под строительство учебно-спортивного центра "Перово" расположен между Перовским прудом и улицей Новотетерки. Центр предназначен для занятий с детьми и детьми-инвалидами различных возрастов в группах картингов, автокросса, мотокросса, авторалли. Дети сами изготавливают машины и тренируются на картинговой трассе возле пруда.

По архитектурно-композиционному решению Центр представляет собой вытянутое в плане двухэтажное здание, поделенное (и одновременно связанное) галереей на две части: ремонтно-производственно-складскую и административно-хозяйственно-бытовую. Кроме того, на первом этаже располагаются стоянка на 16 автомобилей и здравпункт.

Главный вестибюль вмещает в себя гардероб, административные, складские и бытовые помещения, душевые и санузлы для детей и учебно-инструкторского состава, туалеты для зрителей. На втором этаже - игровой и тренажерно-спортивные залы с раздевалками, душевыми, санузлами, учебные классы с лабораториями, помещения для кружков авиамоделирования, корабельные, компьютерные классы, рекреации, актовый зал, судейская вышка с лестницей и лифтом, лестница с лифтом для детей-инвалидов, торцевые эвакуационные лестницы. В правой части здания запроектированы трибуны на 400 посадочных мест. На берегу пруда предлагается устроить пирс для соревнований морских моделей, а также площадку кардодрома для летающих моделей.

Проект пристройки учебного корпуса к московскому государственному педагогическому университету по улице Сельскохозяйственной (владение № 2)

Авторский коллектив: архитекторы М. Е. Константинов, А. Д. Ларин, П. Е. Кошкарев, А. Н. Поляшов, М. В. Холмогоров, инженеры Г. В. Марова, И. В. Грязев (ГВИЛ)

В настоящее время проект уже осуществлен. Пристройка к двум школьным зданиям 1950-1960-х годов, которые много лет были приспособлены под педагогический университет, - Г-образное в плане, восьмиэтажное здание. В нем разместились два факультета - филологический и исторический, библиотека, вестибюль с тремя лифтами, столовая, технический этаж. Пристройка поэтажно соединена переходами с существующими зданиями. Актовый зал, зал заседаний ученого Совета с техническим этажом выделены в отдельное сооружение, также сообщающееся поэтажными переходами с существующими зданиями. Этот объем стоит на четырех опорах; под его воздушным пространством построен каскад-бассейн.

В новом здании, начиная со второго этажа, в рекреации выходят аудитории и компьютерные залы на 25, 50 и 100 человек. В центре - главный вестибюль с поэтажными лифтовыми холлами, решенный остекленным атриумом с видом на эксплуатируемую кровлю, в квадратной чаше которой разбит небольшой зеленый газон с деревом в центре. На кровлю можно попасть по открытой лестнице и пандусу.

Реконструкция Котельной тепловой станции 54 на улице Фруктовой

Авторский коллектив: архитекторы М. Е. Константинов, Т. С. Алехина, О. А. Лямцев, А. Н. Поляшов, М. В. Холмогоров, инженеры В. А. Шахов, Е. А. Перегудова, Н. П. Царькова, А. Б. Иванов, Н. В. Мягких, Г. В. Марова (ГВИЛ).

Строительство этого объекта также завершается. Данное промышленное сооружение состоит из трех объемов: здания химводоподготовки, котельного зала и АХК. В котельном зале, оснащенном новейшим отечественным оборудованием, расположены два котла по 600 г/кал. Над ними - 70-метровая труба. В помещении химводоподготовки также установлено отечественное оборудование. В здании АХК запроектированы раздевалки с душевыми и санузлом, ремонтные мастерские, административные помещения, актовый зал на 100 мест. В торце смонтирован газораспределительный пункт. В центре нагрузок - встроенная ТП. На территории предусмотрен гараж на две спецмашины. КТС является режимным предприятием и поэтому обнесена монолитным железобетонным забором. Вход через КПП со стороны Фруктовой улицы оснащен приборами визуального наблюдения. Фасады решены вертикальными узкими арочными пилонами с остекленными витражами. Простенки широкие, глухие. Такое архитектурное решение продиктовано необходимостью шумоглушения. Несущие конструкции - металлические, перекрытия монолитные, ограждающие поверхности выполнены из пеногазоселикатных блоков с утеплением "Роквулом" по принципу "теплый дом".