Приручит ли человек дерево?
Проекты архитектурной мастерской Ю. Г. Виссарионова

К. М. Савкин, кандидат архитектуры

Русская линия

№ 5 за 2004  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.

 Архитектура и строительство Москвы №5


Содержание номера:

К. М. Савкин
Приручит ли человек дерево?

С. Е. Липатов
Марьинский парк

А. С. Максименко
Москва - больше чем просто столичный город

В. А. Володин
Зарядье и "Россия"

М. Е. Константинов
Проекты будущего

В. Н. Сапрыков
"Восточные ворота России"

От нас ушли Владимир Львович Хайт и Каро Сергеевич Шехоян

"Пространство - форма - конструкция"

С. М. Казначеев
"Какие камни и какие зданья!.."

Город и человек

Пока городская природа пытается отстоять свои позиции, архитекторы по-своему норовят устроить ее жизнь в условиях урбанизации. Натура прирученная, одомашненная, стриженная и ухоженная должна занять место своей дикой предшественницы. А модные архитектурные урбанизмы, напротив, уверенно дичают и все, кажется, готово поменяться ролями.

Вместе с тем, размытое определение архитектурной экологии оставляет современным зодчим свободу выбора. В нашей проектной деятельности мы самокритично нащупали, по крайней мере, три смежных направления:

1. Насыщение архитектуры "прирученными" элементами природной среды - живыми растениями, водой, камнями и так далее.

2. Создание природообразных конструкций и архитектурных форм.

3. Создание технологически чистых, тесно связанных с природной средой систем жизнеобеспечения архитектурных объектов.

Последнее направление на первый взгляд принадлежит исключительно сфере инженерной деятельности, не подвластной стараниям архитектора. Кроме того, существуют экологические теории и вовсе невидимых - энергетических полей архитектуры, которых мы покуда не затрагиваем.

Первая тенденция (одомашнивание дерева) не прерывалась и почти не изменялась на протяжении столетий (если не считать стилевых особенностей парковой архитектуры разных периодов). Висячие сады, японские садики - рукотворные природные образования разных культур - распространились по всему миру. Использование водоемов, фонтанов находит все новые и новые формы выражения в архитектурных комплексах. Солнце и ветер также постоянно присутствуют в архитектуре, создавая игру теней, динамику оболочек или фактуру водных поверхностей. Но сегодня элементы ландшафта в связи с развитием строительных технологий находят все больше возможностей для проникновения в здания и сооружения.

В одном из проектных предложений мы подняли городской сквер на террасы нового офисного здания на Хорошевском шоссе (6). Тот же прием был применен в торгово-развлекательном центре на Вешняковской улице (7). И, наконец, торговый подиум офисного и жилого комплекса в Люберцах (14) совершенно скрыт под оболочкой озелененной эксплуатируемой кровли (кроме того, здесь зеленый ствол офисного здания - заметная попытка имитации природной формы). Летнее кафе на причале в Сочи (8) растворено не в зелени, а в морском воздухе. Небольшой зимний сад здания администрации подмосковного Краснознаменска (10) имеет "индуктивную" визуальную связь с прилегающим островом городской зелени - открытым стадионом.

Что касается второго пути - это попытка заменить неподдающиеся элементы природы ее архитектурными подделками. Началось такое замещение еще в древности, когда архитектура формировалась на основе естественных природных конфигураций. Стоечно-балочные конструкции имитировали древесные стволы, а сводчатые или купольные перекрытия подражали пещерам. Античный декор воспроизводил растительные орнаменты, а натуральные строительные материалы в архитектуру просто переходили из природного окружения. Правда, современное зодчество шагнуло дальше, уже в увеличенном масштабе воспроизводя бионические формы, копируя элементы строения флоры и фауны, например в пространственных конструкциях - вантовых, мембранных, складчатых. И оказывается, именно свободные природные мотивы, превращаясь в архитектуру, стимулируют вышеупомянутое урбанистическое одичание.

Прямая дань старой традиции в нашей мастерской - проект соединившегося с природой ресторана в Сочи (1). Урбанистическое же одичание наиболее эффектно удалось реализовать в проекте загородного дома будущего (2) и отчасти в проекте общественного центра жилого района Куркино под Москвой (3). Административный комплекс на улице Чаплыгина (4) имитирует внутриквартальную зелень "маскировочным" остеклением атриума. В проекте поселка в песчаном карьере (Одинцовский район Московской области) архитектурные формы подражают скорее скалистому природному рельефу, а благоустройство восполняет природный ландшафт, нарушенный рукотворной впадиной (5). Здесь наша архитектура снова использует и первое экологическое направление - контакт с дикой природой и попытки ее приручения.

Третье направление часто дает о себе знать, например, видом солнечных батарей на крышах зданий или мачт ветряных генераторов электроэнергии. Или, скажем, ящики кондиционеров, вдыхающие уличный воздух. Парадоксально, но эти экологические устройства придают зданию технический облик. Иногда эти "умные дома" просто напоминают космические станции.

К таким природно-техническим объектам, спроектированным в мастерской, можно отнести Центр информационных технологий на Старокаширском шоссе (11) или жилой дом на улице Академика Петровского (12). Здесь технические мотивы не прячутся от глаз, а откровенно поддерживают сложившийся "урбанистический ландшафт". Остается надеяться, что в следующих работах нам удастся спрятать инженерные сооружения в природные конфигурации. Природа, обитающая в контейнерах, трубах, коробах, иногда тоже могла бы вызывать привычные ассоциации, к примеру, соответствующей формой или цветом емкостей. Воздух и вода - не только технические, но изначально природные компоненты. Даже когда они выполняют техническую функцию, наверное, не стоит забывать об их широких эстетических возможностях и особенностях.

И тогда связь трех экологических направлений в архитектуре даст более ощутимые результаты.

1. Ресторан у причала в Сочи. 2003 год. Архитектор Ю. Виссарионов, при участии С. Михаловского

Реконструкция ресторана развивает тему традиционной постройки из натуральных материалов в природном окружении. Здание нарочито прячется в пышных тропических зарослях.

2. Жилой дом будущего. 2003 год. Архитекторы Ю. Виссарионов, А.Лейбчик

Загородный дом повторяет в своих формах природные элементы - стручок, раковину улитки, пузырь. Стационарные части дополняются надувными объемами, способными расширить внутреннее пространство по мере вселения жильцов.

3. Общественный центр жилого района Куркино в Москве. 2003 год. Архитекторы Ю. Виссарионов, А. Осипов, К. Савкин, Д. Дрындин,

М. Суворов

Общественный центр решен в виде холмистого плато, у подножия которого располагаются и озеро, и парк, и жилая застройка. Визуальный диалог между "плато" и "городом", зарождающийся в утреннем распознавании и философском созерцании, перетекает в дневное и вечернее освещение, завершаясь ночным мерцающим угасанием. Природообразное архитектурное решение общественного центра позволяет видоизменять его живую структуру в процессе жизнедеятельности микрорайона, наполняя оболочку новыми видами деятельности и обогащая общее содержание символического плато.

4. Административный комплекс внутриквартальной застройки на улице Чаплыгина в центре Москвы. 2003 год. Архитекторы Ю. Виссарионов, К. Савкин, при участии С. Михаловского

Остекление атриумов комплекса решено в виде зеленой маскировочной сетки, отчасти имитирующей внутриквартальную зелень. Таким образом смягчается противоречие между исторической уличной застройкой и современными зданиями.

5. Поселок в Одинцовском районе Московской области. 2002 год. Архитекторы Ю. Виссарионов, Ю. Кеворков, А. Осипов, К. Савкин

Блокированное жилье в окружении хвойного леса экологически заполняет место бывшего песчаного карьера. В центральной части располагаются заглубленные проезды с эксплуатируемой кровлей, в том числе - искусственным водоемом.

6. Деловой центр на Хорошевском шоссе в Москве. 2003 год. Архитекторы

Ю. Виссарионов, К. Савкин, при участии С. Михаловского

Здание делового центра запроектировано в уличной застройке 17-этажного панельного жилья в курдонере напротив 4-6-этажного сталинского дома из красного кирпича с богатой пластикой керамического оформления карнизов, эркеров и входов. Новое здание, восполняя застроенный сквер, озелененными террасами отступает в сторону экранируемой магистрали, оставляя жильцам красного дома свободное небо. Закругленный боковой фасад, повторяющий очертания гаражной рампы, кирпичным оформлением приглашает к диалогу сталинскую постройку.

7. Торгово-развлекательный комплекс на Вешняковской улице в Москве. 2002 год. Архитекторы Ю. Виссарионов, К. Савкин, А. Осипов, Т. Москвина, при участии М. Адиева

Боковое соседство с городским парком приводит к появлению ступенчатых

веранд кафе и ресторана, "поднимающих" озеленение на эксплуатируемую кровлю комплекса с площадками для спорта и отдыха.

7. Летнее кафе на причале в Сочи. 2003 год. Архитекторы Ю. Виссарионов,

К. Савкин, при участии С. Михаловского

Летнее кафе запроектировано на пирсе. Пассажиры здесь могут привыкнуть к перемене среды, поговорить с попутчиком, насладиться видом на море или береговую полосу. Постройка "парит" в морском окружении - повторяет образ летящей чайки.

10. Здание городской администрации города Краснознаменска Московской области. 2000 год. Архитекторы Ю. Виссарионов, К. Савкин, Т. Москвина, компьютерная графика М. Адиева

Эркер зимнего сада администрации решен в виде стеклянного объема, выходящего к городскому стадиону. Так почитатели футбольного клуба могут оставаться в курсе спортивных событий, почти не покидая рабочего места.

11. Реконструкция административного здания на Старокаширском шоссе. 2003 год. Архитекторы Ю. Виссарионов, К. Савкин, А. Осипов, Т. Москвина, компьютерная графика М. Адиева

Жилое здание сталинской эпохи приобретает новые элементы и становится центром информационных технологий. Архитектурный образ призван уравновесить средовые "разногласия" на границе жилой и коммунальной территорий.

12. Жилой комплекс на улице Академика Петровского в Москве. 1999 год. Архитекторы Ю. Виссарионов, К. Савкин, при участии П. Котова

Конструктивистский образ здания продиктован разнохарактерной застройкой окружения, в котором наиболее представительным сооружением является телебашня инженера Шухова. В структуру комплекса удалось органично включить вентиляционную шахту метрополитена.

13. Торгово-офисный и жилой комплекс в Люберцах. Архитекторы

Ю. Виссарионов, К. Савкин, А. Осипов, Т. Москвина, С. Михаловский и другие

Дефицит свободной территории в проекте восполнен эксплуатируемой кровлей обширного торгового центра, превращенной в городской парк для покупателей, сотрудников природно-зеленого офисного баобаба и главное - жильцов плотно прилегающего дома. Впрочем, они имеют возможность укрыться и в тихом дворе за стеной своей жилой крепости.