Звезды ленинградской инженерной школы
Н.Н.Никонов

Русская линия

№ 6 за 2002  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.

 Архитектура и строительство Москвы №6


Содержание номера:

Н.Н.Никонов
Звезды ленинградской инженерной школы 

И.А.Сергеева
Московская программа ипотечного кредитования 

В.А.Ильичев, А.В.Садовский, А.В.Замараев
Новые строительные технологии
и градостроительная концепция для российского Cевера 

«REHAU — для строительства»: 
системные продукты из одних рук 

Десятый международный фестиваль «Зодчество-2002» 

Н.А.Миронова
ЭКСПО-2010. Проект из будущего 

Н.А.Копылова
Разборка гостиницы «Интурист». День открытых дверей 

А.М.Фердинанд
Девочка и слон 

Н.А.Алексеева
Институт экологии города 

А.М.Младковская
В защиту исторического квартала в Гранатном переулке

Алексей Петрович Морозов (1907—1987) 

Когда в 1988 году в связи со 100-летием возведения всемирно известной Эйфелевой башни Научно-техническое общество Франции решило отметить величайшие инженерные достижения ХХ века, то в ряду с англо-французским проектом туннеля под Ла-Маншем, гигантской норвежской платформой для добычи нефти со дна Северного моря и транспортной эстакадой, соединившей все Японские острова, оказался и Спортивно-концертный комплекс в Петербурге, перекрытый стальной мембраной.

Это уникальное покрытие, поразившее западных специалистов своим техническим и архитектурным совершенством, было разработано коллективом ленинградских инженеров под руководством Алексея Петровича Морозова. А.П.Морозов вошел в историю строительного искусства как создатель ленинградской школы инженеров-творцов большепролетных конструкций. 

Он был фантастически обаятельным человеком, энциклопедически образованным, душевно щедрым, любившим людей и проявлявшим к ним живейший интерес.

В предвоенные годы ленинградцы хорошо знали знаменитого баскетболиста, мастера спорта, чемпиона страны Алексея Морозова. Спорт занимал большое место в его жизни и, может быть, поэтому, став профессиональным инженером, он посвятил свою творческую жизнь возведению крупнейших в стране спортивно-зрелищных зданий. 

Характерная для Алексея Петровича деталь: в 1942 году он участвовал в баскетбольном матче на стадионе имени В.И.Ленина — спорт А.П.Морозов не забывал даже в то трудное время.

В 1934 году он окончил Инженерно-строительный институт, а через два года выполнил свою первую крупную работу — бункер длиной более 300 м для Балхашского медеплавильного завода. В послевоенные годы он стал руководителем сектора, а затем главным конструктором одного из крупнейших институтов по проектированию промышленных зданий — ПИ-1.

Занят он был выше головы, но работал не только в родном городе.

Расчеты металлического коркаса для гостиницы «Ленинградская» на площади трех вокзалов в Москве выполнил А.П.Морозов. Работая над гражданскими или промышленными объектами, он никогда не забывал о перекрытии больших пролетов, своей идеи «фикс», ставшей путеводной звездой всей последующей деятельности выдающегося инженера.

В 1960-е годы он участвовал в сооружении крытого плавательного бассейна на углу Литовской улицы и Лесного проспекта, проектировал оболочки производственных цехов для Калининграда и Молдавии, текстильной фабрики в Красноярске.

Много проектируя и строя, Морозов живо интересовался передовым зарубежным опытом — в нем всегда жила потребность анализировать и обобщать.

Гармоничное сочетание проектно-строительной и научной работы было для него совершенно необходимым, и этим качеством Морозов напоминал крупных русских инженеров XIX — начала ХХ века. Он был близок им по своему культурному уровню и в то же время оставался современным человеком, остро реагирующим на все происходящее вокруг.
Естественным стало участие Морозова в Международной ассоциации по пространственным конструкциям. Так, в 1966 году на Конгрессе Ассоциации были представлены выполненные под его руководством армоцементные конструкции, вантовые стержневые покрытия и стальные мембраны.

Творческие биографии Морозова и его учеников тесно связаны с созданием в 1963 году крупнейшего в стране института по проектированию зданий и сооружений для Севера — ЛенЗНИИЭП. Наряду со многими проектными и научными подразделениями здесь был создан под руководством А.П.Морозова Специальный Конструкторский Отдел (СКО). Основную сферу деятельности СКО Морозов определил так: проектирование зданий и сооружений с большепролетными конструкциями.

Важной вехой в деятельности отдела стало освоение армоцемента, впервые использованного итальянцем Л.Нерви еще в 1920-е годы. В Петербурге структуры из армоцемента применены были в десятках сооружений. Инженеры СКО ЛенЗНИИЭПа работали не только с армоцементом. Пространственные большепролетные конструкции — визитная карточка этого отдела — теперь уже металлические мембраны лучших общественных зданий Петербурга. 

Первое из них — Дворец спорта «Юбилейный», торжественно открытый в 1967 году, — многофункциональный комплекс со зрительным залом, который в зависимости от трансформации может вмещать от 6500 до 10000 зрителей. В 1971 году авторы здания были удостоены Государственной премии СССР. Среди них создатели двухпоясной вантовой системы: А.П.Морозов, Ю.А.Елисеев, О.А.Курбатов и другие. Именно они сыграли выдающуюся роль в проектировании и строительстве универсального спортивного зала на 25 тысяч зрителей в Московском районе, ставшего известным в городе и стране как Спортивно-концертный комплекс.

Алексей Петрович Морозов был не только выдающимся инженером, хорошим спортсменом, он был разносторонне развитой личностью. Он любил искусство, литературу, философию, историю, не был чужд политике. Взгляды и суждения его всегда были свежими, острыми. С ним было интересно работать!

Свет личности Алексея Петровича Морозова сохранился в его учениках, из числа которых я особенно выделяю Юрия Елисеева, Олега Курбатова, Бориса Миронкова, Анатолия Шапиро. Вот уж действительно, школа не только инженерного искусства, но и нравственности! Трудно найти более доброжелательных, более воспитанных, более разносторонних и более башковитых инженеров. Их натура, облик отражается в их творениях. Они красивы!

Юрий Александрович Елисеев (1930—1984)

Юрий Александрович Елисеев окончил Ленинградский инженерно-строительный институт в 1954 году. 
Выдающийся инженер-конструктор, один из создателей новаторских проектов с применением пространственных конструкций. Кандидат технических наук.
Среди основных произведений, созданных при авторском участии Ю.А.Елисеева, — Дворец спорта в Будапеште, Спортивно-концертный комплекс имени В.И.Ленина, Дворец спорта «Юбилейный» в Ленинграде, Дворец спорта в Баку, крупнейшее спортивное сооружение в городе Зуле (Германия), конференц-зал университета в Петергофе, главный зал научно-экспериментальной базы ЛенЗНИИЭПа на Витебском проспекте, Некрасовский и Московский рынки, ресторан при мотеле «Интурист» в Ольгине.

Человек редчайшего обаяния и эрудиции, Ю.А.Елисеев еще при жизни стал гордостью института ЛенЗНИИЭП. 
По складу характера и внешнему облику — атлант. Кряжистый и широкоплечий, он был готов тащить на себе все, что на него взвалят...

Олег Александрович Курбатов

Родился 28 января 1931 года в Ленинграде. Окончил с отличием Ленинградский инженерно-строительный институт (1954); кандидат технических наук (1966); член-корреспондент Санкт-Петербургской инженерной академии; начальник специального конструкторского отдела Ленинградского зонального научно-исследовательского и проектного института экспериментального проектирования. 
Его деятельность связана с проектированием новых большепролетных конструкций пространственного типа для общественных зданий. Исследовал принципиально новый класс двухпоясных предварительно-напряженных вантовых систем, обладающих высокими жесткостями, прочностными и эксплуатационными характеристиками. 
Под руководством О.А.Курбатова были разработаны новые конструктивные системы: вантовые и мембранные покрытия, комбинированные шпренгельные конструкции, новые типы структурных плит, пластинчатых оболочек и другие. 
Олег Александрович — соавтор проектов построенных крупных общественных зданий: Дворца спорта «Юбилейный», Спортивно-концертного комплекса имени В.И.Ленина, Дворца спортивных игр «Зенит», лабораторного корпуса ВНИИГ имени Веденеева, плавательного бассейна ВМФ, Дворца спорта в Баку, крытого катка в Москве, спортзала в Берлине, Дворца спорта в Будапеште. 

Заслуженный строитель РФ. Лауреат Государственных премий (1971, 1986), премии Совета Министров СССР (1980).

Перечислить заслуги — это не значит показать личность, хотя что-то они и раскрывают в ней.
Олег Александрович — лицо и дух питерской (ленинградской) интеллигенции. Образованность и воспитанность, наследственная интеллигентность и приобретенное чувство нового, доброжелательность и твердость — ну чем не ленинградец, и ныне живущий в городе, который навсегда в наших сердцах.

Борис Анатольевич Миронков

Родился 13 июня 1933 года в Ленинграде. Окончил Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта (1956); кандидат технических наук (1966), член-корреспондент Санкт-Петербургской инженерной академии. 
Б.А.Миронков трудовую деятельность начал инженером в Ленинградском филиале Академии строительства и архитектуры (1956). В дальнейшем занимал инженерные должности в проектных институтах. 

Главный конструктор отдела пространственных конструкций ЛенЗНИИЭПа. Знаток конструкций из армоцемента. 

Б.А.Миронков создал водозащитные зоны из армоцементных элементов машинного изготовления для станций и эскалаторных ходов ленинградского метрополитена. На этой основе спроектировал покрытия наземных павильонов многих станций: «Рыбацкое», «Приморская», «Пионерская», «Удельная», «Черная речка» и другие. 

Он непосредственно участвовал в проектировании и возведении покрытий тренировочного катка Дворца спорта «Юбилейный», легкоатлетического манежа ДСО «Зенит», крытого хоккейного стадиона СКА, кинотеатра «Буревестник» и так далее. Занимался строительством полносборных быстровозводимых зданий универсального назначения для гражданского, промышленного, сельскохозяйственного и транспортного строительства с унификацией элементов, их машинным изготовлением, армированием композитными неметаллическими материалами. 

Б.А.Миронков — заведующий базовой кафедрой железобетонных конструкций при ЛенЗНИИЭПе. При этом он — член секции кинокритики отделения Союза кинематографистов Петербурга; коллекционер-филателист. Лауреат Государственной премии (1986) и премии Совета Министров СССР (1980).

Анатолий Владимирович Шапиро 

В институте П-1 он прошел путь от рядового инженера до главного.
За время трудовой деятельности проявил себя как высокопрофессиональный инициативный специалист. Руководитель работ и автор большого числа типовых проектов и конструкций. 
А.В.Шапиро десять раз (!) награждался медалями ВДНХ, имеет 20 авторских свидетельств на изобретения, лауреат Государственной премии и премии Совета Министров СССР, кандидат технических наук. Член Союза архитекторов России и Национального Комитета ИАСС по пространственным конструкциям.

А.В.Шапиро был, наверное, одним из первых советских инженеров, запроектировавших и построивших здания, перекрытые оболочками—пролетами за 100 м. Огромные богарные своды, оболочки на прямоугольном плане — все это в нашей стране было впервые, и все это труд архитекторов и инженеров ленинградского института ПИ-1. И среди них А.В.Шапиро — именно та личность, с именем которой связано прекрасное время создания серии пространственных конструкций, ставших затем типовыми.

К сожалению, не удалось описать вклад в развитие теории и практики инженерного дела других ленинградских мастеров: Липницкого, Горенштейна, Райнуса, но их имена, как и Морозова, Елисеева, Курбатова, Миронкова, Шапиро, вписаны золотыми буквами в историю инженерного искусства России.