Разборка гостиницы «Интурист». День открытых дверей
Н.А.Копылова

Русская линия

№ 6 за 2002  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.

 Архитектура и строительство Москвы №6


Содержание номера:

Н.Н.Никонов
Звезды ленинградской инженерной школы 

И.А.Сергеева
Московская программа ипотечного кредитования 

В.А.Ильичев, А.В.Садовский, А.В.Замараев
Новые строительные технологии
и градостроительная концепция для российского Cевера 

«REHAU — для строительства»: 
системные продукты из одних рук 

Десятый международный фестиваль «Зодчество-2002» 

Н.А.Миронова
ЭКСПО-2010. Проект из будущего 

Н.А.Копылова
Разборка гостиницы «Интурист». День открытых дверей 

А.М.Фердинанд
Девочка и слон 

Н.А.Алексеева
Институт экологии города 

А.М.Младковская
В защиту исторического квартала в Гранатном переулке

Комплекс архитектуры, строительства, развития и реконструкции города совместно с ЗАО «Объединение «Ингеоком» и компанией «Сатори» провели День открытых дверей на территории разборки гостиницы «Интурист», познакомив журналистов столицы с уникальным проектом сноса высотного здания в историческом центре Москвы в рекордно короткие сроки.

Комиссия по ликвидации гостиничного комплекса была создана в 2001 году, по итогам ее работы Правительство Москвы приняло решение демонтировать здание и поставить на его месте пятизвездочный двенадцатиэтажный отель «Хилтон», отвечающий всем современным требованиям. В гостинице будет около 400 номеров. Ее общая площадь составит около 34 тысячи квадратных метров. Сдача нового отеля в эксплуатацию намечена на 31 декабря 2004 года.

22-этажное здание гостиницы «Интурист» высотой 75 метров в стиле советского конструктивизма из железобетона, алюминия и стекла было построено в 1970 году. Оно стилистически не вписывалось в историческую застройку центра, к тому же закрыло вид на Кремль с Пушкинской площади. Внутренняя отделка и комфортабельность номеров гостиницы тоже оставляли желать лучшего. Поэтому и встал вопрос о сносе «Интуриста». С 1 января 2002 года закрылись торговые предприятия и платная автостоянка, расположенные на его территории, а затем и полностью прекратилась хозяйственная деятельность гостиничного комплекса. (Планируемый срок сдачи этого уникального проекта — 30 ноября 2002 года.) Путем тендера, проведенного столичными властями, была определена компания-инвестор.

ЗАО «Объединение «Ингеоком» — одна из крупнейших строительных компаний России. За 14 лет своего существования она построила около сотни объектов разного масштаба в 12 странах мира, участвовала в реконструкции канала имени Москвы, здания Малого театра, Государственного музея имени А.С. Пушкина, в строительстве торгового комплекса на Манежной площади и торгово-развлекательного комплекса «Атриум» у Курского вокзала. А сегодня занимается строительством Международного делового центра «Москва-Сити» и линий мини-метро. Компания состоит из 8 предприятий, выполняющих проектные, инженерно-геологические, горнопроходческие и геодезические работы, сейсмологические обследования сооружений, геотехнические мероприятия по укреплению фундаментов зданий, строительство подземных объектов, жилых и общественных зданий, реконструкцию строений, отделку интерьеров. На разборке гостиницы «Ингеоком» осуществлял стратегическое планирование и ряд специальных строительных и ликвидационных работ.
Разборку здания, а также вывоз и переработку строительного мусора вела строительная фирма «Сатори». Эта компания со стопроцентным российским капиталом, основанная Андреем Гусаровым в 1993 году, является одним из лидеров сноса строений в Москве (30 процентов ветхого фонда), членом Европейской ассоциации по сносу зданий (ЕДА). Она занимается благоустройством и коммуникациями, монолитным строительством. Принадлежащие компании два дробильно-сортировочных комплекса «Parker Plant» в Долгопрудном и на улице Дорожной перерабатывают строительные отходы в щебень, пригодный для вторичного использования не только в основаниях дорог и в ландшафтной архитектуре, но и в качестве наполнителя для бетона. Не случайно «Сатори» не раз награждали дипломами Правительства Москвы «За эффективное решение экологических проблем». В 1997 году компания осуществила подряд на снос 36 мостов при реконструкции МКАД, в 1999–2000 годы построила торгово-офисный центр на Малой Сухаревской площади, сервисный автотехцентр «Рольф-Север» на Ленинградском шоссе, гостиницу на улице Остоженка, гипермаркет «Ашан».

Субподрядчиками в работе были фирма «Стальмонтаж», осуществившая разборку каркаса высотной части здания, демонтаж витражей, оконных блоков, а также промышленного оборудования на 22-м техническом этаже; фирма «Ольвекс» из Санкт-Петербурга, занимавшаяся алмазным сверлением и распиливанием монолитных стен; фирмы «Скол», «Монкон», «Техностройкомплект», «Мосэнергоспецремонт» и другие.

Разборка гостиницы началась 12 апреля с вывоза мебели, которая была отдана в социальную сферу — детские дома, дома престарелых, интернаты, и очистки здания. 1 июля ФПК «Сатори» приступает к подготовке здания к разборке. Ведется демонтаж окон (около 5 тысяч рам по объявлению были отданы желающим) и технического оборудования, установка строительных лесов. В этом же месяце экскаватор «Liebherr» начинает механическую разборку стилобатной части. За пять лет, с тех пор как фирма «Сатори» приобрела этот экскаватор, он успел принять участие в сносе 150 объектов: пятиэтажек, уникальных зданий в центре, заводов. Сегодня в столице в разных организациях работает всего 6–7 единиц такой совершенной техники, управление которой осуществляется с помощью компьютера.

Сначала здание «Интуриста» отделили от здания гостиницы «Националь» — они были связаны между собой общими плитами, балками и другими конструктивными элементами (операция проводилась без остановки работы гостиницы «Националь»). Одновременно демонтировали все внутренние инженерные системы и семь лифтов. 24 августа фирма «Стальмонтаж» высотным башенным краном «Potain» убрала наружную панель — первую из 7 тысяч сборных железобетонных конструкций. Идею технологического процесса разборки предложил управляющий «Сатори» А.В.Гусаров. Она состояла в том, чтобы уменьшить машинное время работы башенного крана, разрушив максимально возможные объемы непосредственно на этажах. Два мини-экскаватора «Caterpillar» краном были подняты наверх. Чтобы перекрытия выдержали их вес (4 тонны каждый), укладывался брус, а на него плита. Экскаваторы шли по этому настилу, не обрушая, а разрушая перекрытия, разбивая плиты гидромолотами. На каждом этаже надо было разобрать 265 элементов (колонны, ригели, перекрытия, стены), из них 100 плит перекрытий и 12 монолитных железобетонных рам там же превращали в щебенку и металлолом, собирали и сбрасывали в лифтовую шахту, тем самым сократив планируемый на разборку гостиницы срок с четырех месяцев до двух. 
Это была комплексная работа. Здание поделили на три захватки. На первой — «Сатори» разрушала плиты, на второй — щебенка убиралась, на третьей — фирма «Стальмонтаж» демонтировала колонны, ригели, стеновые панели и стены жесткости. За пять суток освобождалось два этажа. В результате разборки высотной части здания компания «Сатори» вывезла 5 тысяч кубометров сборного железобетона, продемонстрировав еще раз свои возможности организации безотходного производства: металлолом был сдан, а щебенка использована на бетонные покрытия и дороги. 

Затем работы на «Интуристе» вошли в завершающую стадию — демонтаж нижних этажей, подвальных помещений и фундамента. Особую сложность представляли монолитные стены жесткости первых четырех этажей (а не сборные, как это было на остальных), с мощным армированием, толщиной 50–70 см. Более мощными были здесь и колонны (наверху их сечение было 50x50 см, до 4-го этажа — 75x75 см, а в подвале — более метра). Поэтому нижние этажи разрушали механическим способом.

Именно этот процесс был продемонстрирован во время Дня открытых дверей. На объекте работала новейшая техника. Специально для сноса нижних этажей у фирмы «Caterpillar» был куплен новый экскаватор, оснащенный мощными ножницами, способными резать массивные железобетонные конструкции. Причем вместе с экскаватором был приобретен полный сервис (фирма гарантировала обслуживание своей техники, предоставление запчастей, хранящихся на складах фирмы в Москве, обучение механиков и машинистов, работающих на экскаваторах, с приглашением их на заводы, где эта техника собирается). 

Разборка подземной части (подвал глубиной 7 метров) и фундаментной плиты тоже имеет большие сложности. Плиту не удалось сохранить, потому что концепция постройки новой гостиницы предполагает более глубокий подземный комплекс — пятиярусный с паркингами и прочими сооружениями. Плита толщиной до 170 см сильно армирована, ее объем составляет 2 тыс. м3. Разрушать ее гидромолотом нельзя, так как это создает не только шум, но и большие ударные нагрузки на основание, а рядом находятся ветхие здания. Было решено привлечь несколько фирм, работающих в новых технологиях: алмазная резка пилами и канатами, разрушение гидроклином — и дающих возможность без взрывов, шума и больших нагрузок разрезать плиту на отдельные блоки, а затем проводить их дальнейшее разрушение. 

В конференц-зале Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города состоялась пресс-конференция, в которой приняли участие главный инженер объединения «Ингеоком» Илья Вениаминович Маковский, управляющий компании «Сатори» Андрей Валерьевич Гусаров и руководитель проекта «Интурист» Николай Николаевич Чуканов. Предоставляем им слово.

И.В.Маковский: Самая важная задача — организация процесса выполнения работ на объекте и взаимодействия всех участников. Без ложной скромности скажу, что «Ингеоком» отличается умением согласовывать все вопросы. Благодаря этому мы не простаивали. Проект должен быть выполнен в намеченные контрактом сроки. Если не получалось что-то, занимались другими процессами. Проблем было много: мы добились экономии во времени, уложились в общую стоимость разборки гостиницы — 5 миллионов долларов, хотя были непредвиденные расходы — пришлось, например, покупать башенный кран. Предусмотрели проблему шума: на основании проектного решения Моспроекта окна «Националя» и Театра имени Ермоловой, обращенные к объекту, были закрыты звукоизоляционным и защищающим от пыли поликарбонатом. Это приличные затраты, но они были необходимы. Надеюсь, что мы продолжим работы на этом объекте. Здесь предполагается очень интересное использование подземного пространства в полном объеме. Именно наша фирма внедрила в Москве метод строительства одновременно и подземной и надземной части. Опыт такой работы мы приобрели на строительстве фондохранилища Государственного музея А.С.Пушкина на Пречистенке. 

А.В.Гусаров: Такой сложности и высотности здание мы еще не ломали. Но любой наш объект уникален, потому что если в строительстве в какой-то мере можно предугадать технологический процесс, то разборка всегда несет в себе много неожиданностей, неопределенностей. Накоплен уже большой опыт выполнения подобных работ. Есть красивая, уникальная техника, но функционирует она благодаря людям, которые сидят за рычагами. Их опыт, профессионализм и смелость решают все. У нас три приоритета: безопасность, выполнение срока, экономическая целесообразность. Надеемся, что нам доверят работу по разборке еще одного серьезного высотного здания — гостиницы «Москва». Фирме «Сатори» скоро исполнится десять лет. Эти годы мы посвятили, в основном, тому, что ломали. Следующие десять лет хотелось бы не только ломать, но и строить. 

Н.Н.Чуканов: Стояла огромная безликая коробка в окружении интересных исторических зданий, внутри тоже были клетушки высотой этажа менее 3 метров с подвесными потолками. Сожалений нет, что это здание мы разрушили. Но если говорить о его надежности и прочности, построено оно было на века, что создало нам колоссальные трудности: даже сварные швы не прокородировали за все это время, а чего стоят железобетонные колонны с металлическим сердечником внутри. Но работы на этом, несомненно, уникальнейшем объекте общими усилиями благополучно завершаются.