В защиту исторического квартала в Гранатном переулке
А.М. Младковская 

Русская линия

№ 6 за 2002  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.

 Архитектура и строительство Москвы №6


Содержание номера:

Н.Н.Никонов
Звезды ленинградской инженерной школы 

И.А.Сергеева
Московская программа ипотечного кредитования 

В.А.Ильичев, А.В.Садовский, А.В.Замараев
Новые строительные технологии
и градостроительная концепция для российского Cевера 

«REHAU — для строительства»: 
системные продукты из одних рук 

Десятый международный фестиваль «Зодчество-2002» 

Н.А.Миронова
ЭКСПО-2010. Проект из будущего 

Н.А.Копылова
Разборка гостиницы «Интурист». День открытых дверей 

А.М.Фердинанд
Девочка и слон 

Н.А.Алексеева
Институт экологии города 

А.М.Младковская
В защиту исторического квартала в Гранатном переулке

Даже критически настроенные старожилы и гости столицы единодушны в том, что в последние годы наша Москва неуклонно хорошеет. А за счет чего это происходит? Конечно, однозначного ответа нет — на облик города влияет множество факторов. Но все же... Как коренной москвичке мне, безусловно, ближе то, в чем непосредственно отображается самобытный образ Москвы, — ее историческая застройка. Обнадеживает, что такого же мнения придерживаются и специалисты во всем мире — мастера реставрации, историки, краеведы, и в первую очередь архитекторы-градостроители. Московская старина, сбереженная и возрожденная, — единственно возможный путь долгой жизни столицы как исторического города. Сохранение и возрождение. Хочется верить, что эти слова станут эпиграфом нынешних страниц московской летописи. Тем более тяжело видеть, как стираются с лица города дорогие черты его истории.

Исторический квартал, памятник архитектуры XVIII–XIX веков, в Гранатном переулке, владения 4–6–8, связан с именами Голицына, Суворова, Майкова, Гиппиус, Паустовского, Менделеева и еще целого ряда представителей цвета отечественной культуры. Фрагменты этой застройки дожили (правда, в очень непрезентабельном виде) до наших дней. 

С 1991 по 1993 год по проекту института «Спецпроектреставрация» и ЗАО «РЕСПА» творческим коллективом под руководством архитектора-реставратора высшей категории Е.А.Мальчевской, по заданию УГК ОИП города Москвы (заказчик — ВНИИКИ Госстандарта РФ) проводилась реставрация дома 6 в Гранатном переулке. Этот дом, построенный в 1827 году, — один из немногих сохранившихся в Москве деревянных строений позднего ампира. Он принадлежал герою Отечественной войны 1812 года академику живописи А.Майкову, дяде известного поэта, который провел в этом доме свое детство. Экспертная городская комиссия присвоила дому статус «вновь выявленного памятника деревянной архитектуры».
Когда реставрация дома уже близилась к завершению, его новый арендатор «Континент-банк» решил заменить деревянный остов дома на «несгораемые конструкции», а также добавить к нему пристройки и надстройки... Не надо пояснять, что после такой модернизации новый особнячок-«конфетка» не имел бы ничего общего с памятником архитектуры. ЭКОСу удалось его отстоять, но после этого арендаторы потеряли к нему всякий интерес. Дом горел, а затем до 1996 года оставался бесхозным, постепенно разрушаясь. Тем временем объявился следующий арендатор — АО «ИНТЕРЦЕНТР», который с новым рвением взялся за разрушение деревянных конструкций особняка и добычу документации на расширение более чем в два раза площадей памятника. 

Реставраторов никто уже не спрашивал, а когда они высказали свое мнение, на них было «оказано прямое давление». Сам «ИНТЕРЦЕНТР» ни о какой реставрации и не помышлял — он подыскивал подходящего покупателя. Союз архитекторов в качестве такового не подходил, хотя и готов был заняться восстановлением особнячка. Запрашиваемые цены были по зубам только акулам капитализма: фактически на торг предлагалось не старое, находящееся в аварийном состоянии строение, а дорогой участок в престижном, центральном районе города. А на нем под видом «реконструкции» можно развернуть любое доходное строительство. Вот такой простой и давно известный механизм.

В то же время доступные резервы получения дополнительных площадей на этом участке были немалые. Площадь особнячка безболезненно для его исторического облика можно было довести до 800 м2. 
К тому же неподалеку, в пределах той же усадьбы, до 1970 года существовал дом, в котором родился Константин Паустовский. Теперь эта площадка пустует, а на ней по сохранившимся историческим материалам может быть воссоздано строение на 700–800 м2. Кроме того, во владении 8, все в том же квартале, есть место для размещения еще трех небольших особняков (в том числе на участке, где раньше был дом Гиппиус).

Таким образом, существовала реальная возможность воссоздать целый исторический квартал. При этом инвесторы получили бы дополнительные площади в центре старой Москвы, в самом что ни на есть элитном, с точки зрения культурно-исторического наследия, уголке — между Никитскими улицами и Патриаршими прудами...

Обгоревший остов дома 6 по Гранатному переулку все-таки был продан. Его нынешний хозяин — официальный дистрибьютер компании «Мицубиси Моторс» фирма «Рольф» — добился выведения дома из категории «памятника истории». Старый дом снесли. Однако историки и реставраторы не сдались. По настоянию ГУОП группа авторов проекта реставрации под руководством Е.А. Мальчевской разработала проект восстановления и реконструкции утраченного особняка, с возрождением исторических фасадов и парадной анфилады. 

Сейчас самый актуальный вопрос: кому будет принадлежать участок, на котором стоял дом 6, — в связи с планируемым строительством нового жилого комплекса на ближайшей к историческому кварталу территории его воссоздание вдоль Гранатного переулка (увы!), видимо, будет невозможно.

Наконец, дом 4 (строение 1) — известный как главное здание усадьбы Зубовых—Леонтьевых, ныне арендуемый АО «МОСКОВИТ». Этот памятник, в виду своей уникальности, потребовал специального научного исследования. Изначально родовое гнездо Голицыных, Зубовых, дом связан также с именем Суворова. Известно, что в начале прошлого века вокруг этого здания кипели нешуточные страсти: вся культурная Москва была возмущена, когда владевший им крупный фабрикант-мебельщик вознамерился снести классический особняк, чтобы на его месте построить доходный дом. Его планам помешала первая мировая война. 
В 1920 году Палата Мер и Весов (которой перешел особняк) при содействии великого Менделеева сумела отчасти восстановить строгую архитектуру фасада (архитектор Давыдов). 

Но ценность памятника была не только и не столько в его внешнем оформлении. В результате почти детективного расследования группой специалистов во главе с Е.А.Мальчевской в различных архивах, в том числе ГНИМА имени Щусева и Исторического музея, обнаружены фотографии интерьеров здания, сделанные во время начавшейся его разборки. Эти материалы показывают, какие редкие, высокохудожественные ценности хранило здание. Натурные исследования позволили идентифицировать прежние интерьеры с существующей планировкой, был разработан эскизный проект реставрации, согласованный и переданный арендатору — АО «МОСКОВИТ». Арендатор (патронируемый И.Д. Кобзоном) заверил, что реставрация вот-вот начнется. Однако воз и ныне там.

А тем временем ценное здание отдано в долгосрочную субаренду все тому же АО «ИНТЕРЦЕНТР», на совести которого уже загубленный дом Майкова. Что же: тихо ждать, пока и великолепный памятник усадебной архитектуры, уцелевший среди войн и революций, будет уничтожен в угоду интересам хищнической наживы? Сейчас в доме 6 протекает крыша, падают куски штукатурки, в полупустых помещениях едва теплится (в прямом и переносном смысле) жизнь. Вывод, к сожалению, тот же: владению необходим настоящий хозяин, рачительный, состоятельный, имеющий возможность и желание вернуть старой усадьбе ее былое величие и красоту, которой по праву гордилась Москва.

В комплекс усадьбы Зубовых—Леонтьевых входят еще два небольших строения: жилой флигель и служебный корпус. Их ремонт и реставрация для приспособления и использования были выполнены по заказу фирмы-арендатора ООО «Коммодити Трейдинг» в 2000–2001 годы. Архивные документы освещают почти двухвековую историю этих строений, претерпевших немало разрушений и изменений. К 1888 году они приобрели облик, в котором и дошли до нашего времени (архитектор Эрихсон). 

Уже в недавние годы существенной и большей частью варварской перестройке подвергся жилой флигель, что очень затруднило работу реставраторов. Большие потери из-за эксплуатации понес и служебный корпус. На первом строении удалось восстановить большую часть декора; рекомендовано использовать чердачные помещения для размещения офисов. Планируемое заказчиком использование обоих особнячков как «культурно-деловых центров», по мнению специалистов, нецелесообразно из-за небольших площадей. Однако вернуть к жизни эти исторические здания в современных условиях не только можно, но и нужно. 

Наш город должен получить воссозданный из небытия дорогой уголок исторической застройки — по сути, целый жилой квартал в самом сердце столицы. Дело-то за малым: найти не временщика, рвущего наживу любой ценой, без оглядки на малую и большую родину, но человека, по-доброму обремененного грузом исторической памяти и отечественной культуры — по примеру тех представителей российского капитала, которые не рушили, а приумножали ее сокровища.