Экспо-2010. Проект из будущего |
||||||
№ 6 за 2002 год |
|
|||||
Электронная версия
научно-популярного журнала "Архитектура и
строительство Москвы".
Содержание номера: Н.Н.Никонов И.А.Сергеева В.А.Ильичев, А.В.Садовский, А.В.Замараев «REHAU — для строительства»: Десятый международный фестиваль «Зодчество-2002» Н.А.Миронова Н.А.Копылова А.М.Фердинанд Н.А.Алексеева А.М.Младковская |
В рамках Десятого международного фестиваля «Зодчество-2002» 10 октября прошел день «Экспо-2010 Москва». В Манеже состоялась презентация самого крупного на сегодняшний день государственного проекта «Ресурсы, Технологии, Идеи как путь к единому миру» (были представлены два макета будущего выставочного комплекса). В пресс-конференции приняли участие первый заместитель Мэра Москвы В.И.Ресин, президент Союза архитекторов Москвы Ю.П.Гнедовский, ответственный секретарь Национального организационного комитета по продвижению Москвы в качестве организатора Всемирной универсальной выставки ЭКСПО-2010 М.Х.Мусаев, председатель Москомархитектуры А.В.Кузьмин, президент Академического совета Международной академии архитектуры Г.Стоилов и другие официальные лица. (Презентация и пресс-конференция проведены за восемь недель до принятия на 132-й Генеральной ассамблее Международного бюро выставок решения о том, будет ли Россия той из пяти стран-претендентов, которая примет у себя ЭКСПО-2010.) Местом проведения Всемирной универсальной выставки 2010 года в России выбран Всероссийский выставочный центр (ВВЦ, до 1992 года ВДНХ). По словам выступившего на пресс-конференции А.В.Кузьмина, «использование для этих целей ВВЦ привлекло многих представителей выставочного бизнеса. ВВЦ — это лицо нашей страны, здесь есть идеология, концепция, что выгодно отличает нас от других претендентов на ЭКСПО-2010». Сохранив как памятник архитектуры ВДНХ и окружающий ландшафт, разместить в непосредственной близости большое количество новых объемов (как минимум 200 тыс. м2) — несомненный плюс предложенных проектов. Комплекс ВДНХ, открытый в 1939 году, в течение многих десятилетий реализовывал оригинальную идею представления всех достижений страны на одной территории. И сегодня это крупнейший выставочный центр, признанное и популярное место в городе. Его преимущества — расположение в непосредственной близости от Кремля (8 километров), удобные транспортные подъезды, большая площадь (238 га), развитая выставочная, инженерная и обслуживающая инфраструктура. На территории ВВЦ расположено 72 выставочных павильона, а всего около 400 объектов градостроительства и архитектуры, 45 из которых являются памятниками истории и культуры федерального значения и охраняются государством. Ежегодно в павильонах и на открытых площадках ВВЦ проводится более 300 выставок, из них 40 международных, посещают центр до 10–12 миллионов человек, тем более что это одна из крупнейших зон отдыха, соседствующая с Главным ботаническим садом Российской академии наук, парком и музеем «Останкино». Несмотря на свои достоинства, выставочный комплекс уже не отвечает всем современным требованиям. Подготовка к ЭКСПО-2010 позволит придать дополнительный импульс расширению ВВЦ и развитию выставочной, инженерной и обслуживающей инфраструктуры на новом уровне. Модернизация ВВЦ необходима не только для успешного проведения Всемирной универсальной выставки, но и для закрепления еще на десятилетия за этим историческим местом статуса главного выставочного комплекса России и Москвы. Согласно прогнозам, ежедневное число посетителей Экспо-2010 может дойти до 200 тысяч, а в пиковые дни — до 600 тысяч человек. Для того чтобы разделить огромные потоки посетителей, необходимо развитие транспортной инфраструктуры на всей обширной территории вокруг ВВЦ. Активной входной зоной станет не только традиционная — Южная (намечается строительство подземного транспортного терминала и создание парковочных мест для 20 тысяч автомобилей), но и Северная входная зона — со стороны метро «Ботанический сад» (транспортный пересадочный узел и терминал «ЭКСПО» с паркингом на 10 тысяч автомобилей). Будет реконструирована Калужско-Рижская линия метрополитена, развито Третье транспортное кольцо и создана монорельсовая линия между станциями метро «Тимирязевская» и «Ботанический сад». Скоростная транспортная система от международного аэропорта Шереметьево-2 и проектируемого терминала Шереметьево-3 к новому городскому центру «Москва-Сити» продолжится до станции ЭКСПО на Малом кольце московской железной дороги рядом с ВВЦ. К 2010 году должен быть создан и транспортный дублер проспекта Мира. На предварительно отреставрированной исторической территории предполагается разместить тематические разделы ЭКСПО, а также экспозиции ряда регионов России, места отдыха. Но значительные еще до недавнего времени выставочные площади ВВЦ тоже не отвечают современным условиям. Поэтому рядом со старой осью возникает новая 3,5-километровая ось — Центральная аллея Экспо-2010, соединяющая Южную и Северную входные зоны. Внутреннее транспортное обслуживание будет осуществлять линия монорельса с пересадкой на городскую монорельсовую линию в районе Южной входной зоны. Расположенная высоко над землей, она позволит посетителям с высоты рассмотреть весь ансамбль Всемирной выставки. Зона нового строительства — это Международный выставочный комплекс, павильоны официальных иностранных участников Выставки (на которые выделено около 30 га вдоль Центральной аллеи ЭКСПО-2010) и дополнительные тематические павильоны. Крупные объемы Международного выставочного комплекса (120 тыс. м2), состоящего из Дворца конгрессов на 5000 мест, Центра конфедераций на 2000 мест и галерей, в которых разместятся кафе, рестораны, торговые и обслуживающие помещения, расположатся с двух сторон от существующего Главного входа. Во время проведения Всемирной выставки новый комплекс будет отдан под экспозиции официальных иностранных участников, не имеющих собственных павильонов, и под экспозиции регионов Российской Федерации. Первая его очередь должна быть возведена уже в 2006–2008 годы. Россия на этой Выставке будет представлена не только в специально построенном национальном павильоне, но и в региональных и тематических павильонах и отдельных экспозициях в разных зонах ВВЦ. Архитектурным символом ЭКСПО-2010 станет одно из самых высоких зданий в мире — башня «Россия» в строящемся Московском международном центре «Москва-Сити». Планируется провести и дополнительный открытый международный конкурс на символическое сооружение непосредственно на территории Всемирной выставки, которое отразило бы и ее тему, и современные тенденции в архитектуре и выставочной деятельности. На Центральной аллее вокруг структурных пилонов, служащих опорами для линии монорельса, разместятся рестораны быстрого питания, бары, киоски. В непосредственной близости от Северной входной зоны предполагается построить Выставочную деревню (жилая площадь 160 тыс. м2) для 10 тысяч иностранных и иногородних сотрудников Выставки, на проектирование которой будет объявлен открытый конкурс. По завершении ЭКСПО-2010 Москва пополнится новым микрорайоном. В ближайшие годы в столице необходимо активно развивать и гостиничный сектор, поскольку единовременная потребность обеспечения посетителей Выставки гостиницами, а также общежитиями гостиничного типа для студентов и школьников составляет соответственно около 75 и 6 тысяч номеров. В рекреационной зоне на территориях ВВЦ, паркового комплекса «Останкино» и Главного ботанического сада РАН, а также прилегающих городских территориях вырастут новые объекты культуры и отдыха. Проведение Всемирной выставки даст возможность нашей стране получить новые инвестиции и деловые связи, развитую структуру обслуживания и крупнейший выставочный центр, создание которого заложено в Генплане Москвы. Строительство каждого павильона, каждого объекта будет решаться отдельно на всероссийских и международных конкурсах. «Темой из будущего» назвали эту грандиозную презентацию на пресс-конференции. Действительно, предложенный проект во многом определяет самое ближайшее будущее не только северного района города, но и всего облика нашей столицы. |