|
Электронная версия
научно-популярного журнала "Архитектура и
строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.
Содержание номера:
В.И.Ресин
Журналу "Архитектура и строительство Москвы" - 50 лет
ПРОБЛЕМЫ И СУЖДЕНИЯ
В.Л.Хайт, Ю.П.Волчок
Стратегия и тактика градоустройства Москвы
ГЕНПЛАН В ДЕЙСТВИИ
Б.В.Бодэ
Реконструкция исторического центра
ДАТЫ, СОБЫТИЯ, ФАКТЫ
В.И.Эммануилов
Москомархитектура. История создания (1951-2001)
ПОРТРЕТ МАСТЕРА
В.И.Трофимов
Николай Станиславович Стрелецкий
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
Б.В.Ганделъсман
"Большая Москва" Бориса Еремина
РЕЦЕНЗИЯ НА СООРУЖЕНИЕ
С.С.Горин
Новый жилой комплекс на бывшей Пустой улице
ИССЛЕДОВАТЬ, ВОССТАНОВИТЬ СБЕРЕЧЬ
В.В.Филимонов
Памятники транспорта Москвы
ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ
М.В.Кондратенко
Государственные унитарные предприятия: макроэкономическая модель управления
ПОРТРЕТ МАСТЕРА
В.М.Горпинченко, Е.И.Кондратов
Двое из могикан строительной науки
ГЕНПЛАН В ДЕЙСТВИИ
М.Г.Лифановская
Нормативная база нового Генплана Москвы
ЗОДЧИЙ И ВРЕМЯ
Виталий Александрович Аникин: о типовом домостроении и о себе
|
Вопросы прямого участия государства в процессах рыночной экономики в качестве собственника тех или иных объектов остаются на сегодня одними из наиболее актуальных. Это касается и такой обширной сферы, как архитектура и строительство в Москве, где многие организации, научно-исследовательские учреждения и творческие мастерские являются государственными унитарными предприятиями (ГУП), то есть находятся в административно-хозяйственном ведении городских властей. Между тем проблемы функционирования современных ГУП до сих пор недостаточно разработаны в экономической теории и практике.
Являясь владельцем определенного экономического объекта, государство обязано проводить соответствующую политику собственника, направленную на повышение прибыльности от использования своего имущества или эффективное выполнение иных экономических, социальных и других целей, которые оно преследует.
Данная политика должна включать в себя три главные составляющие: оценка степени целесообразности создания или приобретения объекта; оценка эффективности его функционирования; принятие решения о его дальнейшем использовании (оставление в прежнем состоянии, повышение или снижение доли государственной собственности, приватизация и так далее). Другими словами, перед государством, выступающим в роли собственника (как, впрочем, и перед любым другим собственником), стоят три основные проблемы: оценка необходимости присвоения собственности, оценка ее эффективности и проблема ее трансформации или реструктуризации.
К сожалению, как на федеральном, так и на региональном (в частности, московском) уровне эти проблемы решаются недостаточно эффективно, что, по нашему мнению, в значительной мере обусловлено отрывом существующей методологической базы от конкретных условий. Необходимо формулирование и описание макроэкономической модели управления государственной городской собственностью, которая позволила бы вырабатывать научно обоснованные и базирующиеся на количественно выраженных оценочных показателях управленческие решения.
Рассмотрим основные моменты построения макроэкономической модели оценки целесообразности создания, эффективного функционирования, необходимости той или иной трансформации такого вида государственной собственности, как государственные унитарные предприятия (ГУП).
ГУП — это экономические объекты, имущественные комплексы которых являются собственностью государства, находятся в непосредственном оперативном управлении с его стороны и передаются им на правах хозяйственного ведения.
Ввиду сложности формализации и строгой математизации при описании сложных экономических объектов, к числу которых следует отнести и ГУП, здесь, на наш взгляд, целесообразнее использовать «мягкие» имитационные модели, итеративно описывающие процесс управления и трансформации предприятий и использующие математический аппарат лишь для формализации ее отдельных блоков.
Такая модель определяет состав и процедуру получения аналитической информации, необходимой для принятия управленческого решения; единую методологию и критерии оценки эффективности экономического объекта; набор возможных вариантов управленческих решений, предпочтение одного из которых ставится в зависимость от конкретных количественных значений показателей, составляющих аналитическую информацию.
При этом модель должна быть сформулирована таким образом, чтобы с ее помощью можно было решать и общую проблему повышения эффективности управления объектами городской собственности в целом, и частные вопросы, связанные с отдельными аспектами проблемы (присвоение объекта городской собственности, оценка стоимости объекта городской собственности, трансформация объекта городской собственности и так далее). То есть модель следует строить как последовательно организованную систему, включающую в себя несколько самостоятельных, хотя и связанных между собой подсистем (подмоделей).
Первой подсистемой является информационная модель, позволяющая производить структурирование входной информации в вид, необходимый для использования в последующих подсистемах. В свою очередь информационная модель включает в себя несколько функциональных блоков:
— блок специализированных форм сбора исходной информации по объектам городской собственности. Он реализован в формах отчетности ГУП, находящихся в собственности города Москвы: форма № 1А ГУП-си «Отчет о составе и количестве имущества государственного унитарного предприятия» и форма № 2А ГУП-фэ «Отчет о финансово-экономическом состоянии государственного унитарного предприятия»;
— блок обеспечения электронного ввода исходной информации в модель, реализованный в виде разработанных в формате Excel электронных версий шаблонов представления вышеперечисленных форм отчетности;
— блок обеспечения входного контроля за полнотой и достоверностью вводимой в модель исходной информации. Данный блок был реализован уже на стадии разработки специализированных форм отчетности, поскольку практически все исходные показатели имеют ссылки на соответствующие формы государственной статистической отчетности. Такой подход обеспечивает однозначную трактовку показателей и возможность в случае необходимости сравнения их значений со значениями в вышеупомянутых официальных формах государственной отчетности, за достоверность которых руководство предприятия несет установленную законом ответственность. Кроме того, данный блок реализован в виде специальных программных проверок правильности приводимых значений показателей, являющихся суммой других показателей, также вносимых в специализированные формы отчетности. Подобная программная проверка предусмотрена в электронных шаблонах специализированных форм отчетности в формате
Excel;
— блок структурирования исходной информации. Реализуется при предварительном структурировании исходной информации уже на стадии заполнения специализированных форм отчетности; при последующей группировке исходной информации по направлениям дальнейшего использования в отдельных подсистемах и блоках модели; при количественно выражаемой идентификации каждого показателя, необходимой для алгоритмизации и автоматизации математических расчетов, ранжирования и классификации, в свою очередь необходимых в дальнейшем использовании модели.
Вторая подсистема представляет собой аналитическую модель, в которой структурированная исходная информация преобразуется в информацию, используемую в последующих подсистемах для принятия эффективных управленческих решений. Она также включает в себя несколько блоков:
— блок инвентаризации и периодического мониторинга. Здесь определяются стоимостные и физические показатели состояния и изменения имущественных комплексов государственных унитарных предприятий. Для этих целей служат исходные данные, приведенные в форме № 1А ГУП-си;
— блок показателей оценки эффективности деятельности ГУП. В этом блоке определяются абсолютные и относительные результаты аналитического мониторинга объектов ГУП. Блок периодического аналитического мониторинга реализован в виде математического описания алгоритма расчета фактических значений специальной системы показателей по исходным данным, приведенным в форме № 1А ГУП-си и форме № 2А ГУП-фэ.
Система показателей оценки деятельности ГУП опять же строится по блочному принципу:
1) показатели эффективности использования имущества ГУП (рентабельность, обновление основных фондов, износ основных фондов и так далее);
2) показатели бюджетной эффективности (соотношение бюджетных поступлений и бюджетных ассигнований, доля платежей в бюджет в выручке, бюджетная задолженность и так далее);
3) показатели социальной эффективности (уровень заработной платы, задолженность по ее выплате и так далее);
4) показатели общеэкономической эффективности (рентабельность основной деятельности, норма чистой прибыли, финансовая устойчивость, реализуемость продукции и так далее);
— блок критериальных значений системы аналитических показателей. Он реализован в виде системы критериальных значений специальной системы показателей, используемых при периодическом аналитическом мониторинге эффективности деятельности государственных унитарных предприятий;
— блок требований и критериальных значений показателей, определяющих эффективность создания государственных унитарных предприятий. Реализован в виде «Методических положений и инструментария оценки эффективности создания предприятий с участием г. Москвы на основе анализов бизнес-планов, инвестиционных проектов и технико-экономических обоснований»;
— блок моделирования показателей оценки эффективности деятельности государственных унитарных предприятий. Реализован в виде методики и математического описания алгоритма ранжирования и классификации предприятий по их эффективности на основе сопоставления фактических и критериальных значений специальной системы показателей оценки эффективности деятельности предприятий. Этот блок занимает центральное место не только в аналитической, но и в целом во всей модели оценки эффективности деятельности ГУП, поскольку именно на этом этапе производится отбор объектов, по которым после проведения индивидуального дополнительного анализа будет приниматься то или иное управленческое решение.
Третья подсистема — модель принятия управленческих решений. Она включает в себя следующие блоки:
— блок возможных вариантов управленческих решений в отношении конкретных ГУП, перечень которых определяется на этапе применения аналитической модели: создание, ликвидация, реструктуризация имущественного комплекса, реорганизация в государственное учреждение; реорганизация в акционерное общество со 100-процентной долей государства, приватизация, финансовое оздоровление, дотирование;
— блок показателей более детального индивидуального анализа эффективности деятельности и трансформации ГУП, выделенных на этапе применения аналитической модели.
В качестве таковых могут использоваться показатели, определенные «Методическими рекомендациями по организации и проведению анализа эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности», утвержденными распоряжением № 183-р Министерства имущественных отношений от 10 июля 2000 года. Этот достаточно большой по объему перечень вводится не в информационную подсистему модели по всем предприятиям, а непосредственно в данный блок модели принятия управленческих решений только по ограниченному списку предприятий;
— блок описания процедуры проведения индивидуального анализа эффективности деятельности и трансформации ГУП, выделенных на этапе применения аналитической модели. Здесь может быть применена процедура, содержащаяся в упомянутых выше «Методических рекомендациях...»
«Работа» модели оценки эффективности создания, деятельности и трансформации государственных унитарных предприятий представляет собой следующий итеративный процесс:
1. Применение информационной модели:
1.1. Сбор исходной информации по специальным формам отчетности (формы № 1А ГУП-си и № 2А ГУП-фэ).
1.2. Сбор электронного варианта исходной информации по шаблонам в формате
Excel.
1.3. Проверка полноты и достоверности электронного варианта исходной информации, ее корректировка по результатам проверки.
1.4. Ввод в информационную систему заинтересованных городских органов управления откорректированного электронного варианта исходной информации.
1.5. Структурирование исходной информации по дальнейшим направлениям использования — в отраслевом разрезе, в территориальном разрезе, по ведомственной подчиненности.
2. Применение аналитической модели:
2.1. Оценка технико-экономических обоснований создания новых ГУП.
2.2. Составление свода информации по форме № 1А ГУП-си для проведения инвентаризации и периодического мониторинга имущественных комплексов, переданных ГУП в хозяйственное ведение.
2.3. Расчет фактических значений показателей оценки эффективности деятельности ГУП.
2.4. Ранжирование и классификация ГУП города на группы по степени их эффективности.
2.5. Подготовка аналитической информации, характеризующей эффективность создания, деятельности и трансформации ГУП, а также перечня предприятий, по которым необходимо принятие управленческих решений.
3. Применение модели принятия управленческих решений:
3.1. Принятие управленческих решений о создании новых ГУП.
3.2. Индивидуальный анализ деятельности выделенных на этапе применения аналитической модели предприятий.
3.3. Принятие управленческих решений о трансформации выделенных на этапе применения аналитической модели предприятий.
Применение описанной выше модели позволяет существенно повысить эффективность функционирования государственных унитарных предприятий, что подтверждается ее апробацией в Восточном административном округе Москвы.
|