log.jpg (8882 bytes)

Реконструкция исторического центра
Б.В.Бодэ, начальник Проектной территориальной мастерской ЦАО

Русская линия

№ 1 за 2002  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.

 


Содержание номера:

В.И.Ресин
Журналу "Архитектура и строительство Москвы" - 50 лет 

ПРОБЛЕМЫ И СУЖДЕНИЯ
В.Л.Хайт, Ю.П.Волчок
Стратегия и тактика градоустройства Москвы 

ГЕНПЛАН В ДЕЙСТВИИ
Б.В.Бодэ
Реконструкция исторического центра 

ДАТЫ, СОБЫТИЯ, ФАКТЫ
В.И.Эммануилов
Москомархитектура. История создания (1951-2001) 

ПОРТРЕТ МАСТЕРА
В.И.Трофимов
Николай Станиславович Стрелецкий 

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
Б.В.Ганделъсман
"Большая Москва" Бориса Еремина 

РЕЦЕНЗИЯ НА СООРУЖЕНИЕ
С.С.Горин
Новый жилой комплекс на бывшей Пустой улице 

ИССЛЕДОВАТЬ, ВОССТАНОВИТЬ СБЕРЕЧЬ
В.В.Филимонов
Памятники транспорта Москвы 

ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ
М.В.Кондратенко
Государственные унитарные предприятия: макроэкономическая модель управления 

ПОРТРЕТ МАСТЕРА
В.М.Горпинченко, Е.И.Кондратов
Двое из могикан строительной науки 

ГЕНПЛАН В ДЕЙСТВИИ
М.Г.Лифановская
Нормативная база нового Генплана Москвы 

ЗОДЧИЙ И ВРЕМЯ
Виталий Александрович Аникин: о типовом домостроении и о себе

Реализация Генерального плана Москвы в историческом центре включает в себя более детальную проектную разработку как на территориальном, так и на отраслевых уровнях. В этом направлении в 1999—2001 годы выполнены или находятся в стадии выполнения следующие градостроительные разработки:
 — градостроительный план развития территории ЦАО (утвержден Правительством Москвы);
— градостроительные планы развития территории районов ЦАО (по пяти районам выполнены, шестой — в стадии выполнения);
— проекты планировок жилых, общественных и производственных территорий, градостроительные обоснования размещения отдельных объектов (в стадии поэтапных разработок);
— сводная схема зон охраны памятников истории и культуры с установлением объединенных охранных зон и границ заповедных территорий (выполнена);
— градостроительная инвентаризация ценных панорам и видов исторической части города (выполнена);
— историко-градостроительные регламенты (выполняются поэтапно по районам ЦАО) в качестве специализированных разработок для составления детального общего градостроительного регламента в целом по центральной исторической части Москвы;
— программы развития по отдельным направлениям и отраслям хозяйства Центрального округа (по реставрации памятников истории и культуры, жилищному строительству, реорганизации производственных территорий, развитию территорий природного комплекса, гаражному строительству, развитию комплекса учреждений социальной сферы и потребительского рынка и другим направлениям).

Градостроительный план развития территории ЦАО входит в принятую на законодательном уровне единую систему документации о градостроительном планировании и является основой для разработки последующих стадий проектирования. Предполагается системное построение материалов — от анализов к рекомендациям — с учетом реализации задач предыдущей стадии проектирования и делегированием соответствующих заданий для последующих стадий:
— общие требования и задачи развития ЦАО, вытекающие из материалов Генерального плана города;
— анализ существующего положения, выявление проблем и диспропорций;
— определение градостроительной стратегии, направленной на сбалансированное развитие округа и ликвидацию выявленных негативных процессов;
— постановка первоочередных тактических задач по реализации принятой стратегической политики;
— определение требований и контрольных показателей для последующих стадий проектирования (проектов планировок, проектов застроек).

Общие требования и задачи развития центра отражены в статье 15 Закона Москвы «О Генеральном плане Москвы», предусматривающей преемственность градостроительного развития, сохранение историко-культурного наследия, оздоровление окружающей среды, формирование архитектурно-выраженной зоны общественных пространств, объединенных пешеходными системами, интенсивное использование подземного пространства, повышение комфорта жилых территорий, реконструкцию жилого фонда с ликвидацией ветхого жилья, новое жилищное строительство, реорганизацию производственных территорий, сохранение и развитие системы озеленения, природных ландшафтов, развитие социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, отказ от применения типовых проектов.

Анализ существующего положения представлен в виде историко-градостроительной оценки территории и ряда пофакторных анализов по основным отраслевым направлениям. Историко-градостроительная оценка выявляет общий историко-культурный ресурс центральной зоны Москвы, памятники архитектуры и истории, сохранившиеся ценные элементы планировки и застройки, действующую систему зон охраны, рекомендуемые режимы допустимого реконструктивного вмешательства в историко-градостроительную типологию застройки (морфотипы). Выполнены пофакторные анализы по общественным, жилым, рекреационным, производственным территориям, а также по основным элементам инфраструктуры и экологической обстановке с выявлением как общеградостроительных, так и отраслевых проблем.

Нерешенность значительной части проблем (транспорт, экология и прочее) связана с невозможностью радикальной трансформации исторически сложившейся ценной планировочной структуры города, необходимостью сохранения исторической застройки, памятников истории и культуры. Центр в силу его полифункциональности, большой плотности и высокой градостроительной активности постоянно генерирует соответствующие градостроительные проблемы. Интегрированная оценка по результатам пофакторных анализов выявила как негативные, так и позитивные процессы развития округа. 

Негативные процессы:
— диспропорции функционального баланса, неразвитость общественных функций в периферийной части центра, падение доли жилья в пределах Садового кольца, низкие показатели обеспечения рекреационными территориями, высокая насыщенность производственными объектами;
— возрастание степени транспортного дискомфорта, отставание в развитии транспортной инфраструктуры (91% транспортных узлов и 40% пересадочных станций метрополитена работают в режиме исчерпанной пропускной способности, обеспеченность гаражами и автостоянками — 15% от нормативной потребности);
— неблагоприятная экологическая ситуация, высокий уровень загрязнения воздушного бассейна, активное шумовое воздействие, высокий уровень загрязнения почв, водных бассейнов Яузы и Москвы-реки;
— отставание в ремонте жилого фонда (требуется реконструкция около 3 млн. м2 домов с деревянными перекрытиями), неудовлетворительный характер заселения (очередники — 9% населения, коммунальные квартиры — до 12% жилого фонда);
— недостаточная обеспеченность населения объектами социальной сферы;
— медленные темпы реконструкции инженерных коммуникаций (изношенность подземных сетей достигает 30—40%).

 Действию негативных процессов противостоят экономические, правовые и административные механизмы градостроительного управления и регулирования. Позитивные процессы: повышение качества строительства, применение новых строительных технологий и материалов, повышение эффективности использования земли, устойчивая тенденция самореформирования производственных предприятий, саморегулирование в сфере потребительского рынка, повышение темпов строительства и реконструкции. Имеющиеся градостроительные ресурсы территории, высокая коммерческая стоимость земли, хорошая транспортная доступность, богатые ландшафтные качества, высочайший ресурс использования историко-культурного наследия, памятников истории и культуры для развития туризма — все это в совокупности создает предпосылки для устойчивого градостроительного преобразования территории центра.

Основные положения градостроительного развития центральной части Москвы ориентированы на обеспечение нормальной жизнедеятельности человека, его экологической безопасности и комфорта с приоритетом сохранения ценной исторической среды, памятников истории и культуры. Стратегия градостроительного развития исключает возможность решения проблем путем значительных морфологических преобразований, в связи с чем направлена на ликвидацию источников их возникновения или поиск компромиссов.

Основные положения градостроительного развития ЦАО включают следующие позиции:
— функциональная разгрузка центра за счет перераспределения нагрузок и дополнительного функционального насыщения срединной части города и его периферийных направлений;
— ориентация на функциональную сбалансированность развития центра, направленная на повышение градостроительного комфорта населения, уменьшение доли офисно-административного фонда, производственных территорий с 10,1 до 5,6%, увеличение доли общественных территорий с 20 до 25%, жилых — с 28 до 30%, рекреационных — с 9 до 10%, значительное сокращение территорий железнодорожных хозяйств;
— повышение историко-архитектурного потенциала, сохранение характерной образности и своеобразия, повышение темпов, улучшение качества реставрационных и реконструктивных работ, формирование принципиально нового подхода к использованию историко-культурного наследия в сфере туризма;
— совершенствование планировочной и архитектурно-пространственной организации территории: дополнительная пробивка магистралей на Краснопресненском проспекте, Звенигородском шоссе, Краснопресненской и Шелепихинской набережных; формирование новых узлов и площадей (Спартаковская площадь, узел на примыкании Долгоруковской улицы к Садовому кольцу и прочее); 
структурное деление кварталов, реабилитация местной уличной сети, обеспечение завершенности основных узлов, магистралей и площадей;
— регенерация исторической застройки, восстановление масштаба и пространственного строя улиц, прежде всего в заповедных территориях (Замоскворечье, Остоженка—Пречистенка, Арбат, Большая и Малая Никитская, Петровка—Неглинка—Трубная, Сретенка, Мясницкая—Маросейка, Покровка, Воронцово поле, Варварка—Солянка и так далее), а также за пределами Садового кольца (районы улиц Воронцовской, Мещанских, Троицкой, Большой и Малой Алексеевских, Зацепы, улицы Щипок, Стремянного, Нововаганьковского и Дровяных переулков);
— формирование гармонически уравновешенной системы пространственной ориентации, архитектурных акцентов и доминант, подчеркивающей особенности ландшафта и планировки города, размещение новых высотных акцентов в периферийной его части (площади Савеловского вокзала, Рижской, Спартаковской, Рогожской застав, площадей Гагарина и 1905 года, комплекса Московского Сити, будущего городского центра на Звенигородском шоссе);
— развитие общественных территорий и пространств в системе центра, сокращение существующего фонда и ограничение нового строительства зданий административно-делового назначения в пределах Садового кольца, перенос активных деловых функций на периферию ЦАО;
— развитие жилых территорий, увеличение жилого фонда (с 15,5 до 18,5 млн. м2 на перспективу), выполнение программы реконструкции и капитального ремонта (3 млн. м2), модернизация жилых зданий периода индустриального строительства (2,1 млн. м2), новое жилищное строительство (около 3,5 млн. м2), в том числе за счет освоения производственных территорий, площадок жилищного строительства в смежных округах (до 1 млн. м2 для расселения очередников и жителей коммунальных квартир);
— сохранение и развитие элементов природного комплекса (691 объект), увеличение озелененных территорий (с 621 до 670 га), сохранение и поддержание ценного дворового озеленения (625 га);
— существенное уменьшение доли производственных территорий (с 10,1 до 5,6%) — ликвидация, вывод и перебазирование более 300 крупных и средних объектов с освобождением от производственных функций около 300 га территории, реформирование 40 производственных объектов, модернизация предприятий на сохраняемых производственных площадках с обеспечением экологической безопасности;
— развитие социальной инфраструктуры, рост учреждений культуры в 2,3, потребительского рынка — в 1,5, гостиничного фонда — в 2,5 раза, обеспечение населения жилых кварталов и микрорайонов учреждениями обслуживания гарантированного уровня — школами и детскими учреждениями (с 462,7 тыс. до 1,2 млн. м2), поликлиниками (с 200 до 260 тыс. м2) и др.;
— развитие туризма и туристического обслуживания, выделение туристско-рекреационных зон («Золотое кольцо Москвы» с включением кремлевского ансамбля и Китай-города и прочих);
— ликвидация кризисного отставания в развитии транспортной инфраструктуры, ускоренная и приоритетная реализация программы транспортного строительства, ликвидация существующих и ограничение строительства новых транспортноемких объектов: строительство кольцевой городской магистрали, транспортных развязок, перехватывающих автостоянок, подземных пешеходных переходов, развитие скоростного внеуличного транспорта, строительство линий метрополитена, новых станций на действующих линиях, новых входов на действующих станциях, мини-метро и СТС «Шереметьево-Сити», организация пассажирского движения по Малому кольцу МЖД и др.;
— развитие инженерной инфраструктуры в соответствии с принятой отраслевой программой;
— оптимизация сложившейся экологической обстановки: снижение объемов выбросов в атмосферу на 40%, осуществление шумозащитных мероприятий, снижение площади зон шумового дискомфорта в 2 раза, увеличение уровня озелененности дворовых территорий до 25—35%, вывод экологоопасных предприятий (РТИ «Каучук», АО «Тиум», автокомбината 32, ТЭЦ-7), уменьшение территорий с высоким уровнем загрязнения почв, строительство очистных сооружений.

Утверждаемой частью работы градостроительного плана являются технико-экономические показатели развития округа, градостроительные регламенты и первоочередные мероприятия по реализации проекта. В схемах функционального, строительного и ландшафтного зонирования закреплены основные характеристики проектного решения.

Первоочередные градостроительные мероприятия на 2001—2005 годы включают весь комплекс территориальных и отраслевых направлений. Они разработаны на основе:
— пофакторных анализов и комплексной оценки существующего положения (выявлены наиболее острые диспропорции и негативные процессы, требующие незамедлительного решения);
— плана градостроительного развития округа на перспективу (выбраны мероприятия, дающие наибольший градостроительный эффект);
— материалов проекта размещения жилищного, культурно-бытового, коммунального и других видов строительства на пять лет (постановление Правительства Москвы № 700 от 27.07.99 г. и другие директивные документы).

Градостроительный план развития ЦАО является заданием на разработку следующих стадий — градостроительных планов развития районов. В связи с этим в составе градплана округа выделены ведущие показатели с разбивкой их по районам в качестве контрольных исходных данных при проектировании градпланов районов.