log.jpg (8882 bytes)

Виталий Александрович Аникин: 
о типовом домостроениии о себе

Русская линия

№ 1 за 2002  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.

 


Содержание номера:

В.И.Ресин
Журналу "Архитектура и строительство Москвы" - 50 лет 

ПРОБЛЕМЫ И СУЖДЕНИЯ
В.Л.Хайт, Ю.П.Волчок
Стратегия и тактика градоустройства Москвы 

ГЕНПЛАН В ДЕЙСТВИИ
Б.В.Бодэ
Реконструкция исторического центра 

ДАТЫ, СОБЫТИЯ, ФАКТЫ
В.И.Эммануилов
Москомархитектура. История создания (1951-2001) 

ПОРТРЕТ МАСТЕРА
В.И.Трофимов
Николай Станиславович Стрелецкий 

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
Б.В.Ганделъсман
"Большая Москва" Бориса Еремина 

РЕЦЕНЗИЯ НА СООРУЖЕНИЕ
С.С.Горин
Новый жилой комплекс на бывшей Пустой улице 

ИССЛЕДОВАТЬ, ВОССТАНОВИТЬ СБЕРЕЧЬ
В.В.Филимонов
Памятники транспорта Москвы 

ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ
М.В.Кондратенко
Государственные унитарные предприятия: макроэкономическая модель управления 

ПОРТРЕТ МАСТЕРА
В.М.Горпинченко, Е.И.Кондратов
Двое из могикан строительной науки 

ГЕНПЛАН В ДЕЙСТВИИ
М.Г.Лифановская
Нормативная база нового Генплана Москвы 

ЗОДЧИЙ И ВРЕМЯ
Виталий Александрович Аникин: о типовом домостроении и о себе

 В жизни каждого человека бывает множество совпадений. Случайные и не очень, иногда они просто остаются незамеченными, иногда удостаиваются удивленного внимания. Совпадение, о котором пойдет речь ниже, не из последних. В 2001 году одновременно отметили свои юбилеи Московский научно-исследовательский институт типологического, экспериментального проектирования (МНИИТЭП) и человек, отдавший ему фактически полжизни заслуженный архитектор России Виталий Александрович Аникин. Почетному строителю России исполнилось 70, а МНИИТЭП перешагнул полувековой рубеж.
Возможно, именно из-за этого в нашей беседе Виталий Александрович постоянно уходил от обсуждения собственной деятельности и говорил о достижениях своего института. Но многих из них просто не могло бы быть, если бы в 1948 году в МАрхИ не поступил 16-летний юноша из Ростова-на-Дону... В 1954 году, после окончания вуза, молодой специалист вернулся по распределению в свой родной город. В течение нескольких лет Виталий Аникин занимался и общественными, и жилыми зданиями. Именно тогда, в 1955—1957 годах в ростовском Горпроекте им был запроектирован летний театр на 3 тысячи человек, построенный в Ростове-на-Дону в начале 1960-х. 

В 1958 году Виталий Александрович — уже аспирант Института жилища Академии архитектуры. В то время сама собой и определяется сфера, в которой В.А.Аникин станет в дальнейшем одним из ведущих в России специалистов. После окончания аспирантуры он начинает свою деятельность в институте Горстройпроект, который выполнял проекты для всего Советского Союза. Виталию Александровичу была поручена разработка проектов домов для Владивостока, где целые микрорайоны запроектированы при его участии — это и общественные здания, и построенные по типовым проектам, в частности, 5-этажный ступенчатый кирпичный дом, созданный специально для размещения на склонах гор. Одновременно начинается разработка модернизированной серии 1-439А, крупноблочные дома которой будут строиться по всей стране. 

В 1966 году В.А.Аникин переходит в МНИИТЭП, в мастерскую № 1, где специализируется на панельных домах — сначала 9—12-этажных, а затем и более высоких. Производились они на предприятиях Главмоспромстройматериалов. В 1977 году — работа в управлении по проектированию опытного жилого района Чертаново (УП ОПЖР), где с 1983 года Виталий Александрович становится руководителем мастерской № 5. Кроме жилья, Аникин проектирует для этого жилого района автотранспортное предприятие — филиал московского Автокомбината № 1, тепличные комплексы. Когда позднее была поставлена задача повышения этажности типовых домов, Виталий Александрович возглавил эту работу, вернувшись назад в МНИИТЭП. Результат этой деятельности был отмечен премией Совета Министров СССР.

В 1992 году, в самый сложный социально-экономический период жизни страны, когда все НИИ из-за отсутствия заказов на работы, можно сказать, «зависли» в неизвестности, Виталий Александрович Аникин становится директором института. Основная задача в этой ситуации — выжить и хоть до какого-то уровня повысить зарплату своим сотрудникам. МНИИТЭП выстоял, постепенно набирая обороты.

В 1994 году главой института становится Ю.П.Григорьев. (Нужно отметить, что сейчас МНИИТЭП настолько загружен заказами, что берется уже не за все работы.) После ухода со своего прежнего поста, в течение шести лет Виталий Александрович Аникин совмещает деятельность первого заместителя директора и руководителя мастерской № 5. Сейчас все свои силы В.А.Аникин отдает дальнейшему совершенствованию индустриальных жилых домов, внедрению новых конструкций окон и систем остекления лоджий, рекламно-издательской деятельности, входит в состав редакционных советов нескольких журналов. Наш разговор с Виталием Александровичем Аникиным о сегодняшнем дне жилищного строительства, конечно же, был связан прежде всего с деятельностью МНИИТЭП.

 И в первую очередь — с новыми разработками мастерской № 5. 

В.Аникин: Я не буду говорить о таких хорошо известных и одобренных москвичами проектах, как комплекс «Золотые ключи», Рубцовская набережная, монолитные 25-этажные дома в Марьинском парке, или сериях П-44 ДСК-1, П3М ДСК-3. Хотелось бы отметить новинки нашей мастерской — системы «Призма» и «Бекерон», а также дома серий П-30, П-46, П-55. По сию пору они совершенствуются и улучшаются. Одновременно мы расширяем номенклатуру домов этих систем и серий, повышаем этажность. В частности, «Бекерон» от 4 подрос до 7 этажей. Интересна история его появления. Когда стало тяжело с загрузкой домостроительного комбината, ориентированного на производство строительных панелей для возведения школ и детских садов, мы предложили делать из них новые жилые дома. Так возник «Бекерон» с квартирами повышенной комфортности и высоты этажа общественных зданий.

 «Призма» была создана на основе последнего достижения — домов с «широким шагом», когда применяются перекрытия длиной 7,20 м, благодаря чему на площадях, которые образуют эти конструкции, можно делать и большие (до 35—40 м.) и меньшие по размерам комнаты. Такие дома в основном были построены в 1994—1995 годах в Северном и Южном Бутове, а последнее 5—7—12-этажное кирпично-панельное здание возведено недавно в центре города, в Конном переулке.

Е.Чернова: Мы привыкли ассоциировать с определенным периодом времени вполне конкретные жилые дома — 5-этажные «хрущевки» с 1960 годами, 9-этажные «спальники» — с 1980-ми... А начало этого столетия?

В.А.: Не этажность определяет лицо дома. Сейчас самое главное — индивидуальность архитектуры, повышение комфортности за счет внедрения последних инженерных решений. И это не только простое увеличение площадей, но и улучшение электроснабжения, водопроводных, вентиляционных и прочих коммуникаций. Это уже следующий виток. А в связи с тем, что большое внимание стало уделяться энергосбережению, то это еще и внедрение современных энергосберегающих систем — теплозащитных окон, например.

Е.Ч.: Это каким-то образом сказывается на количестве новых серий?

В.А.: Сейчас идет качественное, а не количественное изменение серий. В частности, для промышленности мы разрабатываем новую серию МПСМ, где минимальная ширина комнат — не меньше 3,60 м. (В принципе, уже с 1974 года применялись шаги конструкции, которые позволяли сделать комнаты шириной 4,20 и 3,60 м.) Эта серия — улучшенная, и будет запущена в строительство уже в ближайшее время. Одновременно мы отходим от типового проектирования — сейчас, как правило, институт разрабатывает экспериментальные и индивидуальные проекты. Лучшие из них имеют повторное применение.

 Е.Ч.: Еще одна веха из вашего послужного списка — разработка систем остекления лоджий и балконов для жилых домов массового строительства...

В.А.: Проектированием остекления мы занимаемся давно, а то, что делается в Москве самостийно — безобразие. Без всякого разрешения, без учета архитектуры... Еще в начале 1990-х мы разработали остекление лоджий, которые примыкают к кухне. Такие дома, в частности, строились в Зеленограде в 1990—1992 годах. Но внедрение остекления сдерживалось действующими нормативами. Мы начали бороться за их изменение. И три года назад МНИИТЭП организовал конференцию, где присутствовали и пожарные, и инспектирующие организации. Совместно пришли к выводу, что для Москвы остекление можно разрешить — подобная мера даже будет полезной. И новые столичные нормативы в этой части были приняты. Все проекты МНИИТЭП сейчас выпускаются сразу же с «родными» системами остекления. Кстати, не застекленный балкон — это не столько путь спасения при пожаре, как считалось при принятии старых нормативов, сколько источник многих возгораний. Удалось подтвердить на практике: при централизованном остеклении домов подобных случаев почти не стало. Плюс — все наши системы легко открываются, так что они не станут препятствием к спасению при пожаре. 

Е.Ч.: В последнее время множество дискуссий вызывает проблема художественно-стилевого решения новых зданий...

В.А.: Такие проблемы возникали во все времена, на каждом этапе развития архитектуры. Сейчас сильно выросли требования в этой сфере. Всем ведь известно, что массовая застройка однотипными домами привела к убогости целого ряда районов. Это нужно исправлять. На мой взгляд, гораздо важнее другая проблема — реконструкция того жилого фонда, что уже создан. И тут, повторюсь, на первом плане — энергосберегающие системы: нужно производить реконструкцию, предусматривающую утепление зданий. С точки зрения современных нормативов, мы обогревали улицу. Во-вторых, нужно срочно менять все коммуникации, не отвечающие современным инженерным требованиям. Да и внешне дома устаревают очень быстро... Что касается 5-этажных зданий, есть два мнения. Одни говорят, что их нужно восстанавливать, другие, что проще снести и построить новые многоэтажки. А как это делают в Европе? Там и заменяют, и восстанавливают. У нас реконструкцию на таком уровне делать еще не умеют. Как только начинается выселение жильцов, дом приходит в еще большую негодность и окончательно разрушается. Если процесс идет без выселения, то восстановление затягивается на год—два, а каково при этом жильцам?

Я думаю, что в основном нужно ориентироваться на реконструкцию-санацию многоэтажных домов. Это реально, есть очень хороший зарубежный опыт. И мы его используем, привлекаем западных специалистов. В частности, сейчас сотрудничаем с Германией по семи адресам в Москве, где планируется реконструкция. Здесь предусматривается и муниципальное финансирование, и другие инвестиции в эти проекты. Кстати, с иностранцами (да и между собой) необходимо сотрудничать не только в сфере реконструкции — нужно постоянно знакомиться с новинками, обсуждать работы друг друга, обмениваться знаниями и опытом. Без этого мы все время будем топтаться на месте...

Беседовала Елена Чернова