log.jpg (8882 bytes)

Новый жилой комплекс на бывшей Пустой улице
С.С.Горин, архитектор

Русская линия

№ 1 за 2002  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.

 


Содержание номера:

В.И.Ресин
Журналу "Архитектура и строительство Москвы" - 50 лет 

ПРОБЛЕМЫ И СУЖДЕНИЯ
В.Л.Хайт, Ю.П.Волчок
Стратегия и тактика градоустройства Москвы 

ГЕНПЛАН В ДЕЙСТВИИ
Б.В.Бодэ
Реконструкция исторического центра 

ДАТЫ, СОБЫТИЯ, ФАКТЫ
В.И.Эммануилов
Москомархитектура. История создания (1951-2001) 

ПОРТРЕТ МАСТЕРА
В.И.Трофимов
Николай Станиславович Стрелецкий 

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
Б.В.Ганделъсман
"Большая Москва" Бориса Еремина 

РЕЦЕНЗИЯ НА СООРУЖЕНИЕ
С.С.Горин
Новый жилой комплекс на бывшей Пустой улице 

ИССЛЕДОВАТЬ, ВОССТАНОВИТЬ СБЕРЕЧЬ
В.В.Филимонов
Памятники транспорта Москвы 

ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ
М.В.Кондратенко
Государственные унитарные предприятия: макроэкономическая модель управления 

ПОРТРЕТ МАСТЕРА
В.М.Горпинченко, Е.И.Кондратов
Двое из могикан строительной науки 

ГЕНПЛАН В ДЕЙСТВИИ
М.Г.Лифановская
Нормативная база нового Генплана Москвы 

ЗОДЧИЙ И ВРЕМЯ
Виталий Александрович Аникин: о типовом домостроении и о себе

  Одна из важнейших задач современной архитектуры многоэтажного городского жилища – разумное разрешение противоречия, возникающего при попытке современными обезличенно-индустриальными методами строительства достичь эстетической выразительности отдельных зданий и создаваемой жилой среды в целом.

Немало авторов проектов многоквартирных домов и жилых комплексов обходят данную проблему, необдуманно ее упрощая и решая только частично – по собственному желанию. При этом невольно упускаются из виду как социальные, жизнеустроительные, так и архитектурно-художественные, эстетические вопросы формирования комфортабельного, современного, радующего глаз жилища в крупном столичном городе. 

Увы, зачастую жилое здание здесь трактуется лишь как некая общая сумма индивидуальных ячеек-квартир, а не сложное, многофункциональное, формирующее среду обитания и ткань застройки образование, которым капитальное городское жилье всегда было и будет.

Жилой дом-комплекс – этот термин в последние годы все чаще (что отрадно!) используется в отечественной архитектурной теории и практике для обозначения индивидуальных, или, как принято теперь говорить, эксклюзивных многоквартирных жилых домов с комфортабельными, разными по конфигурации и площади квартирами, а также развитой внутри или около – но обязательно в составе! – комплекса инфраструктурой (сектором) соц.-культ.-бытового обслуживания не только его жильцов, но и окрестного населения.

Только отказ от серийно-массового, типового жилища и возврат к конкретному его проектированию и строительству позволят сделать реальный шаг в будущее – к городской жилищной архитектуре, в которой синтез той самой адресности и индустриальных методов возведения даст нужную эстетическую гармоничность – и отдельных зданий, и целых кварталов.

Крупнейшая вылетная городская магистраль Юго-Востока – Волгоградский проспект. От Таганской площади до Крестьянской заставы его формирует застройка Марксистской, бывшей Пустой улицы (она была названа так в XVIII веке из-за находившихся здесь пустырей). С 1975 года ее облик стали определять весьма интересные по пластике 17-этажные жилые дома-блоки каркасно-панельной конструкции с сиренево-белыми фасадами большой протяженности и пристроенными в первых этажах помещениями административного, бытового и торгового назначения. Последний квартал таких домов был возведен у Крестьянской заставы в 1986 году и как бы завершил ансамбль улицы в целом.

И вот совсем недавно на месте одного из пустырей в разрыве между корпусами магистральной застройки появился новый оригинальный по архитектурному замыслу 16–24-этажный жилой комплекс на 183 квартиры – с блоком спорткомплекса, обслуживающими помещениями в уровне первого этажа и двухуровневой подземной автостоянкой на 192 места.

Участок застройки (всего 1,2 гектара) ограничен с севера и юга проездами к существующим домам, расположенным по левой стороне Марксистской улицы; с востока – школьным двором и сохранившейся стеной Покровского мужского монастыря; с запада – административной застройкой правой стороны Марксистской улицы.

В архитектурном замысле этого примечательного объекта хорошо продуманы и проработаны градостроительная, функциональная и содержательно-образная составляющие, что позволило получить сомасштабную окружающей среде трехчастную высотную композицию со скульптурно организованной пластикой фасадов. Прежде всего, это довольно высокое (под 100 метров!) здание так интересно расположено, что остается до определенного времени как бы скрытым от наблюдателя-прохожего в череде многоэтажных жилых домов-блоков: несколько приподнятая посадка осуществлена с максимально возможным отступом внутрь квартала от красной линии застройки и сохранением-воссозданием озелененных скверов у главного и дворового фасадов. Въезд в подземную автостоянку предусмотрен со стороны Марксистской улицы по двухпутному рампе-пандусу, обособленному от имеющихся транспортных путей. Кстати, на стадии проектирования проводились неоднократные обсуждения проектных решений с жителями окружающих домов. Высказанные ими замечания авторы творчески учли с тем, чтобы их замысел воплотился наиболее органично.

На примере рассматриваемого объекта мы видим, сколь эффективны могут быть тщательно выверенные современные архитектурные решения при создании многоэтажного городского жилища. Трехчастный разновысотный силуэт очень тактично вписывается в освоенное пространство. При этом зрительный ряд многоэтажной магистральной застройки не нарушен, не диссонирован – наоборот, получает новое звучание. Окружающие комплекс 17-этажные дома стали интересным фоном, подчеркивающим современную скульптурную форму сооружения. Чувствуется, что авторы всесторонне проработали основные видовые точки и панорамы-развертки на объект по Марксистской улице, со стороны Крестьянской заставы, Волгоградского проспекта, Абельмановской улицы, территории Покровского монастыря – Таганского парка культуры и отдыха. Особую изысканность пространственному решению придает элегантный изгиб в плане (в средней из трех составляющих дом секций), который визуально не сразу и заметен, настолько органично задуман – придуман – выполнен и функционально использован для размещения отдельно стоящего 2–3-этажного блока физкультурно-оздоровительного комплекса. По-своему интересен и сквозной проход-арка в той же средней, самой высокой, секции, препятствующий превращению цокольной 2-этажной части в неприступную крепость путем создания эффекта «взаимоперетекания» внутреннего и внешнего пространств.

Но самую большую, можно сказать, главную роль в пространственно-структурной композиции играет энергичный скульптурный силуэт: три разновысокие секции (19, 24 и 16 этажей) с необычными декоративными завершениями над лестнично-лифтовыми узлами. Остроумно и вполне рационально использованы объемы чердаков в местах перепадов этажности: здесь устроены террасы зимних садов.

Хорошо найденный масштаб и пропорции здания, грамотно и со вкусом проработанное ритмическое членение по вертикали и горизонтали, пластика проемов, ограждений и других элементов жилищной атрибутики подчеркнуты тонким колористическим решением.

Многие проектно-строительные трудности при создании этого комплекса были связаны с решительным отказом от типизации и одинакового поэтажного расположения квартир. Хотя решение жилой части в своей основе достаточно традиционно (три-четыре квартиры на этаже секции, четкое функциональное зонирование, удобные кухни-столовые и вспомогательные помещения), почти все 183 квартиры имеют особую планировку и отличаются друг от друга размерами: однокомнатные (площадь 40–50 м2), двух-трехкомнатные (65–70 и 100–120 м2), четырехкомнатные (130–140 м2) и две пятикомнатные двухуровневые (160–180 м2).Заселение дома-комплекса предполагает ставшую в последнее время довольно распространенной процедуру – выбор покупателем жилья с последующей его трансформацией «под себя» (перепланировка, объединение нескольких квартир в одну): конструктивная схема здания позволяет это делать.

А какие виды и панорамы откроются будущим жильцам с верхних этажей (с высоты птичьего полета)! На Москву-реку, древний Кремль, возрожденный храм Христа Спасителя, Замоскворечье, Новоспасский и Данилов монастыри, Волгоградский проспект, Крестьянскую и Абельмановскую заставы, Заяузье, Сыромятники, Садовое кольцо, Таганскую площадь...Добрых слов заслуживают не только архитекторы, но и обеспечившие отличное качество работ строители Акционерного общества «Главболгарстрой», уже успевшего хорошо зарекомендовать себя на московском рынке строительных услуг. Эксклюзивный многоэтажный жилой дом-комплекс на Марксистской улице органично вписался в существующую градостроительную ткань центральной части столицы, став той самой изюминкой, ради которой, можно сказать, и велась долгие годы застройка этой городской магистрали. Осуществлявшие ее авторские коллективы неизменно возглавлялись одним из известных и маститых московских архитекторов – руководителем мастерской № 13 ОАО «Моспроект», заслуженным архитектором России, лауреатом Государственной премии РФ, почетным членом МААМ Валерием Владимировичем Степановым.

Авторский коллектив жилого дома-комплекса на Марксистской улице:
 В.В.Степанов – руководитель; архитекторы А.Е.Архипов, С.Д.Панина, И.В.Жуков; главный инженер Э.Г.Карп; конструкторы Г.С.Вайнштейн, О.В.Ярцева и другие.