Иван Сергеевич Николаев
(1901–1979) |
|||||||||||||||
№ 4 за 2001 год |
|
||||||||||||||
Электронная версия
научно-популярного журнала "Архитектура и
строительство Москвы".
Содержание номера: Даты, события, факты Трибуна Архитектурная практика Прошлое и настоящее Образование |
Ученик и сотрудник профессоров МВТУ имени Баумана А.В.Кузнецова и В.А.Веснина, Иван Сергеевич Николаев вошел в число основоположников современной школы промышленного зодчества – не только результатами практической деятельности, но и научным обоснованием творческих поисков. Проектируя и осуществляя строительство ряда промышленных объектов (самостоятельно или совместно с другими архитекторами), он одновременно публикует ряд научных исследований по новым типам текстильных фабрик, по применению прогрессивных конструктивных решений, безбалочных перекрытий, плоских кровель, по проблемам естественного освещения и так далее.
Страстный пропагандист новаторских приемов, И.С.Николаев становится одним из инициаторов движения за новое архитектурное направление 20-х годов – функционализм (конструктивизм). Свои творческие установки он активно выражал и как автор и член редколлегии журнала "Современная архитектура".
Одна из первых практических работ И.С.Николаева – сооружение небольшого павильона на Сельскохозяйственной выставке в Москве в 1923 году. Тогда же профессор А.В.Кузнецов создает группу из молодых специалистов для разработки новой темы в промышленном строительстве – зданий научных институтов. В числе архитекторов, участвовавших с 1924 по 1930 год в проектировании и строительстве ЦАГИ, ВЭИ, Московского текстильного института, был и И.С.Николаев. В названных объектах ярко видны новаторские искания, отразившие дух своего времени, – аскетизм формального языка, противопоставленный буржуазной эклектике, лаконизм форм и обнаженность структуры, сила и утонченность построек. Варианты фасада здания Министерства нефтяной промышленности СССР.Москва, Октябрьская площадь. Наиболее заметной в этом направлении стала крупнейшая тогда в стране прядильная фабрика "Красная Талка" в Иваново (архитекторы И.С.Николаев и Б.В.Гладков, 1927–1929 годы). Этим же стремлением к выражению прогрессивных идей и синтеза научного и художественного творчества отмечены текстильные фабрики в Орше, Пскове, Касимове, ряд проектов типовых фабрик Текстильстроя. Предельно ясное и функционально продуманное решение предложил И.С.Николаев при проектировании и строительстве текстильного комбината в городе Кайсери (Турция), где накопленный отечественный опыт он соединил с местными приемами и принципами архитектурного формообразования. Конкурсный проект павильона СССР на Всемирной выставке в Барселоне. Перспектива и макет. 1958 год Но самый известный объект И.С.Николаева – это жилой комплекс для молодежи в Москве (Дом-коммуна, 1929 год). Автор создал здесь функционально развитые группы помещений при контрастной объемно-пространственной композиции. Компактные объемы общественного назначения противопоставлены протяженной пластине жилого блока. В Доме-коммуне форма не просто следует функции, в чем всегда упрекали конструктивистов, а взаимодействует с ней. Кроме того, дом интересен еще и тем, что на этом объекте впервые в отечественной практике были применены новые технические решения: стальной и железобетонный каркасы, безбалочные перекрытия, горизонтальные окна, верхний свет, свободный план, здание на столбах, плоская кровля. Эти архитектурные принципы сформулировал Ле Корбюзье, но сам он смог осуществить их лишь в 1952 году в Марселе. В нашей же стране они нашли широкое применение: была реализована архитектурная типология жилища в виде развитого пространственного комплекса, что дало возможность пластически обогатить композиции. Этот опыт не потерял своей ценности и сейчас. В конце 1930-х годов И.С.Николаев трудится над реконструкцией тракторного завода в Волгограде и строительством Куйбышевской ГЭС. В послевоенный период по его проекту сооружается здание Министерства нефтяной промышленности на Октябрьской площади в Москве (сейчас гостиница "Варшава"). Он постоянный участник крупных конкурсных проектов, среди которых – павильон СССР на Всемирной выставке в Нью-Йорке, Всемирная выставка в Москве, павильон СССР на Всемирной выставке в Брюсселе, ряд экспериментальных и градостроительных объектов. Более полувека И.С.Николаев был верен веснинской школе, развивая ее рационализм. Горячий ее сторонник и последователь, он всегда считал, что в основе прекрасного лежит разумное начало – архитектурная форма обусловлена функционально-конструктивной структурой сооружения. Эта точка зрения нашла отражение и в его теоретических трудах.В 1945 году И.С.Николаев защищает докторскую диссертацию "Аркады античных акведуков" – комплексное исследование художественных и технических приемов античного зодчества. Выполненный им пропорциональный анализ Гардского моста обошел все архитектурные монографии мира. Характерной чертой творчества И.С.Николаева было научное обоснование всех выдвинутых положений. Он опубликовал более 100 научных работ, книг, статей, учебных пособий не только в нашей стране, но и за рубежом. (Кстати, в Институте градостроительства Алжира, удивив всех, он прочитал доклад на французском языке.) В капитальном труде "Промышленные предприятия в городе" (1965 год) обобщен отечественный и зарубежный опыт строительства предприятий и сооружений, рассмотрена целесообразность их размещения в городе, а также способы и приемы их кооперирования. Более 50 лет жизни посвятил И.С.Николаев архитектурному образованию, пройдя путь от аспиранта до ректора Московского архитектурного института, возглавляя ведущие проектные и теоретические кафедры. За эту деятельность в 1969 году ему была присуждена Международная премия имени Жана Чуми. Итогом многолетних размышлений И.С.Николаева стала книга "Профессия архитектора", вышедшая в свет спустя пять лет после его смерти (1984 год). Этот незавершенный автором труд – о роли архитектора в жизни общества, о методах профессионального обучения в различные эпохи; в нем анализируется творческая деятельность выдающихся зодчих – от Древнего Египта, античной Греции, Древнего Рима и Византии до русского классицизма XIX века.С 1973 по 1978 год мне посчастливилось работать с Иваном Сергеевичем Николаевым на кафедрах "Советская архитектура" и "Архитектура жилых зданий" в МАрхИ, где одновременно с теоретическим курсом под его руководством осуществлялось курсовое и дипломное проектирование. Он возглавлял кафедру "Советская архитектура", куда пригласил меня после окончания аспирантуры. Это стало для меня большой школой и в педагогике, и в научно-методической работе. Встречались мы не только в институте, но и дома у И.С.Николаева, на отдыхе в Суханове. Вспоминаю, как после завершения очередного курсового проекта, его обсуждения и оценки Иван Сергеевич неизменно благодарил студентов: "За то, что вы многому нас, преподавателей, научили". Его выпускники успешно трудятся сегодня в Астане и Нью-Йорке, Якутске и Москве. Собираясь вместе, мы говорим о Иване Сергеевиче – с неизменной благодарностью и любовью к выдающемуся мастеру архитектуры и нашему учителю. |