log.jpg (8882 bytes)

Иван Сергеевич Николаев (1901–1979)
О.Г.Максимов

№ 4 за 2001  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.

 


Содержание номера:

Даты, события, факты
К архитектуре России XXI века

Трибуна
Выступление Н.Н.Никонова на сессии РААСН  в Нижнем Новгороде

Портрет мастера
Е.М.Шухова
"Без воображения невозможно никакое
серьезное творчество..."


Архитектурно-строительная практика
В.К.Лицкевич
Жилые дома, украсившие столицу

Уроки реставрации
С.С.Подъяпольский
В традициях русской реставрационной школы

Традиции и новаторство
Н.Е.Гиговская
Новая жизнь старой дороги
Книжная полка


В.К.Лицкевич
"Архитектура двадцатого века"

Архитектурная практика
Т.А. Тимофеева
Учебные обмеры.

Прошлое и настоящее
Зодчий и время

О.Г.Максимов
Иван Сергеевич Николаев (1901-1979)

Образование
А.Н.Дмитриев
Пополнение для строительного комплекса Москвы 

Архитектура и...
Восемь художников в "Восьмиграннике" 

В нынешнем году исполнилось 100 лет со дня рождения архитектора, ученого и педагога Ивана Сергеевича Николаева. Профессор, доктор архитектуры, почетный доктор инженерно-технических наук Дрезденского университета и Пражской высшей технической школы, заслуженный деятель науки и техники, он многие годы стоял во главе архитектурного образования в нашей стране. До сих пор не ослабевает интерес к его работам первой четверти ХХ века, в которых отразился поиск новых типов сооружений и архитектурных форм. 

И.С.Николаев,Г.Я.Мовчан, О.Г.Максимов в Суханове.
Фото А.В.Ефимова. 1977 год

Ученик и сотрудник профессоров МВТУ имени Баумана А.В.Кузнецова и В.А.Веснина, Иван Сергеевич Николаев вошел в число основоположников современной школы промышленного зодчества – не только результатами практической деятельности, но и научным обоснованием творческих поисков. Проектируя и осуществляя строительство ряда промышленных объектов (самостоятельно или совместно с другими архитекторами), он одновременно публикует ряд научных исследований по новым типам текстильных фабрик, по применению прогрессивных конструктивных решений, безбалочных перекрытий, плоских кровель, по проблемам естественного освещения и так далее.

Всесоюзный электротехнический институт.Москва. 1929 год.Фасад и план

Лаборатория хлопка МТИ. Москва, улица Донская. 1927 год.Перспектива фасада

 Страстный пропагандист новаторских приемов, И.С.Николаев становится одним из инициаторов движения за новое архитектурное направление 20-х годов – функционализм (конструктивизм). Свои творческие установки он активно выражал и как автор и член редколлегии журнала "Современная архитектура".

Текстильный комбинат в Кайсери (Турция).1936 год. Главный фасад производственного здания.

Студеческий Дом-коммуна.Москва, 2-й Донской переулок 1929 год.

План второго этажа и аксонометрия

 Одна из первых практических работ И.С.Николаева – сооружение небольшого павильона на Сельскохозяйственной выставке в Москве в 1923 году. Тогда же профессор А.В.Кузнецов создает группу из молодых специалистов для разработки новой темы в промышленном строительстве – зданий научных институтов. В числе архитекторов, участвовавших с 1924 по 1930 год в проектировании и строительстве ЦАГИ, ВЭИ, Московского текстильного института, был и И.С.Николаев. В названных объектах ярко видны новаторские искания, отразившие дух своего времени, – аскетизм формального языка, противопоставленный буржуазной эклектике, лаконизм форм и обнаженность структуры, сила и утонченность построек.

Варианты фасада здания Министерства нефтяной промышленности СССР.Москва, Октябрьская площадь. 

Наиболее заметной в этом направлении стала крупнейшая тогда в стране прядильная фабрика "Красная Талка" в Иваново (архитекторы И.С.Николаев и Б.В.Гладков, 1927–1929 годы). Этим же стремлением к выражению прогрессивных идей и синтеза научного и художественного творчества отмечены текстильные фабрики в Орше, Пскове, Касимове, ряд проектов типовых фабрик Текстильстроя. Предельно ясное и функционально продуманное решение предложил И.С.Николаев при проектировании и строительстве текстильного комбината в городе Кайсери (Турция), где накопленный отечественный опыт он соединил с местными приемами и принципами архитектурного формообразования.

Конкурсный проект павильона СССР на Всемирной выставке в Барселоне. Перспектива и макет. 1958 год

Но самый известный объект И.С.Николаева – это жилой комплекс для молодежи в Москве (Дом-коммуна, 1929 год). Автор создал здесь функционально развитые группы помещений при контрастной объемно-пространственной композиции. Компактные объемы общественного назначения противопоставлены протяженной пластине жилого блока. В Доме-коммуне форма не просто следует функции, в чем всегда упрекали конструктивистов, а взаимодействует с ней. Кроме того, дом интересен еще и тем, что на этом объекте впервые в отечественной практике были применены новые технические решения: стальной и железобетонный каркасы, безбалочные перекрытия, горизонтальные окна, верхний свет, свободный план, здание на столбах, плоская кровля. Эти архитектурные принципы сформулировал Ле Корбюзье, но сам он смог осуществить их лишь в 1952 году в Марселе. В нашей же стране они нашли широкое применение: была реализована архитектурная типология жилища в виде развитого пространственного комплекса, что дало возможность пластически обогатить композиции. Этот опыт не потерял своей ценности и сейчас. В конце 1930-х годов И.С.Николаев трудится над реконструкцией тракторного завода в Волгограде и строительством Куйбышевской ГЭС. В послевоенный период по его проекту сооружается здание Министерства нефтяной промышленности на Октябрьской площади в Москве (сейчас гостиница "Варшава"). Он постоянный участник крупных конкурсных проектов, среди которых – павильон СССР на Всемирной выставке в Нью-Йорке, Всемирная выставка в Москве, павильон СССР на Всемирной выставке в Брюсселе, ряд экспериментальных и градостроительных объектов.

Более полувека И.С.Николаев был верен веснинской школе, развивая ее рационализм. Горячий ее сторонник и последователь, он всегда считал, что в основе прекрасного лежит разумное начало – архитектурная форма обусловлена функционально-конструктивной структурой сооружения. Эта точка зрения нашла отражение и в его теоретических трудах.В 1945 году И.С.Николаев защищает докторскую диссертацию "Аркады античных акведуков" – комплексное исследование художественных и технических приемов античного зодчества. Выполненный им пропорциональный анализ Гардского моста обошел все архитектурные монографии мира. Характерной чертой творчества И.С.Николаева было научное обоснование всех выдвинутых положений. Он опубликовал более 100 научных работ, книг, статей, учебных пособий не только в нашей стране, но и за рубежом. (Кстати, в Институте градостроительства Алжира, удивив всех, он прочитал доклад на французском языке.) В капитальном труде "Промышленные предприятия в городе" (1965 год) обобщен отечественный и зарубежный опыт строительства предприятий и сооружений, рассмотрена целесообразность их размещения в городе, а также способы и приемы их кооперирования. Более 50 лет жизни посвятил И.С.Николаев архитектурному образованию, пройдя путь от аспиранта до ректора Московского архитектурного института, возглавляя ведущие проектные и теоретические кафедры. За эту деятельность в 1969 году ему была присуждена Международная премия имени Жана Чуми.

Итогом многолетних размышлений И.С.Николаева стала книга "Профессия архитектора", вышедшая в свет спустя пять лет после его смерти (1984 год). Этот незавершенный автором труд – о роли архитектора в жизни общества, о методах профессионального обучения в различные эпохи; в нем анализируется творческая деятельность выдающихся зодчих – от Древнего Египта, античной Греции, Древнего Рима и Византии до русского классицизма XIX века.С 1973 по 1978 год мне посчастливилось работать с Иваном Сергеевичем Николаевым на кафедрах "Советская архитектура" и "Архитектура жилых зданий" в МАрхИ, где одновременно с теоретическим курсом под его руководством осуществлялось курсовое и дипломное проектирование. Он возглавлял кафедру "Советская архитектура", куда пригласил меня после окончания аспирантуры. Это стало для меня большой школой и в педагогике, и в научно-методической работе. Встречались мы не только в институте, но и дома у И.С.Николаева, на отдыхе в Суханове. Вспоминаю, как после завершения очередного курсового проекта, его обсуждения и оценки Иван Сергеевич неизменно благодарил студентов: "За то, что вы многому нас, преподавателей, научили". Его выпускники успешно трудятся сегодня в Астане и Нью-Йорке, Якутске и Москве. Собираясь вместе, мы говорим о Иване Сергеевиче – с неизменной благодарностью и любовью к выдающемуся мастеру архитектуры и нашему учителю.