log.jpg (8882 bytes)

 Жилые дома, украсившие столицу
В.К.Лицкевич, доктор архитектуры

№ 4 за 2001  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.

 


Содержание номера:

Даты, события, факты
К архитектуре России XXI века

Трибуна
Выступление Н.Н.Никонова на сессии РААСН  в Нижнем Новгороде

Портрет мастера
Е.М.Шухова
"Без воображения невозможно никакое
серьезное творчество..."


Архитектурно-строительная практика
В.К.Лицкевич
Жилые дома, украсившие столицу

Уроки реставрации
С.С.Подъяпольский
В традициях русской реставрационной школы

Традиции и новаторство
Н.Е.Гиговская
Новая жизнь старой дороги
Книжная полка


В.К.Лицкевич
"Архитектура двадцатого века"

Архитектурная практика
Т.А. Тимофеева
Учебные обмеры.

Прошлое и настоящее
Зодчий и время

О.Г.Максимов
Иван Сергеевич Николаев (1901-1979)

Образование
А.Н.Дмитриев
Пополнение для строительного комплекса Москвы 

Архитектура и...
Восемь художников в "Восьмиграннике" 

Монолитные односекционныежилые дома в 18-м микрорайоне Зеленограда.

 

 Общий види план типового этажа

Архитектурный облик любого города в значительной степени определяют жилые здания. В Москве их возведение стало массовым. Поиск же эстетического разнообразия такой застройки во многом зависит от новых прогрессивных технологий. На этом пути были и еще, очевидно, будут и удачи и неудачи. К счастью, уходит в прошлое повальное увлечение башенками-пирамидками, фальшивыми арочками, "кондитерскими" наворотами на фасадах – это явные просчеты недавнего прошлого. К удачам хочется отнести объекты, о которых речь пойдет ниже.

Принцип органической связи способа строительного производства (материал, его обработка, характер использования – то, что мы называем технологией) с архитектурным обликом сооружения должен быть незыблемым, но на отдельных этапах развития архитектуры он порой сводился на нет или даже полностью отрицался. Машинное производство требует неукоснительного учета этого принципа, и потому поиск красоты современных сооружений, тем более таких массовых, как жилые дома, неизбежно лежит в области осмысления прогрессивных технологий.

План первого этажа жилого дома по улице Павла Андреева

Индивидуальный 10-12-14-этажный жилой дом в Москве на улице Павла Андреева. Общий вид

В 18-м микрорайоне Зеленограда завершено строительство двух односекционных домов (22 и 25 этажей), выполненных в монолитных конструкциях (ПСК ЦНИИПИМОНОЛИТ, архитекторы А.Н.Белоконь, А.А.Белоконь, Ю.В.Мищенко, инженер К.Н.Телицына). Всего же планируется возвести четыре пары таких домов. Пространство между ними займет подземный гараж с садом на кровле. Весь комплекс, расположенный на пересечении Ленинградского шоссе с Октябрьской железной дорогой, станет главным архитектурным акцентом Крюкова.
Известно, что большинство многоэтажных жилых домов, возводимых индустриальным способом, отличается измельченностью масштаба фасадов, безликостью поэтажной сетки окон и лоджий. Авторы комплекса разбивают фасады на крупные, "читаемые" фрагменты (этот прием А.Н.Белоконь уже использовал в своих ранних постройках, например на 20-этажном доме по Московскому проспекту в Бресте).В зеленоградском объекте использован эффект контрастного решения средних и угловых частей здания. Архитектура средней, ступенчатой в плане, части лаконична, тонкие вертикальные тяги устремлены в высоту, а угловые части, несущие главную образную идею, пластически весьма обогащены. В порядке "два этажа – один этаж" чередуются заметно выступающие из плоскости остекленные эркеры лоджий. Зрительная прочность и выразительность, неповторимый силуэт граней углов создаются благодаря "перевязке" объемов, вызывающих ассоциации с врубленными брусьями в русском деревянном зодчестве. Этот прием укрупняет масштаб фасадов, а светотеневые эффекты обогащают общий рисунок жилого комплекса.

Планы секций жилого дома по улице Павла Андреева

Более низкое здание с голубой окраской деталей имеет простое завершение, а высокое, с красно-коричневыми деталями, покрыто скатной кровлей – выразительной, с сильно выступающими лоджиями двух верхних этажей, перекрытых сводами, и группой функционально необходимых и архитектурно осмысленных сигнальных фонарей наверху.

Ступенчатый характер здания способствует его рациональной организации: экономичной планировке (в каждом этаже – одно, двух-, трех- и четырехкомнатные квартиры), хорошим пропорциям комнат и кухонь, сокращению протяженности внутриквартирных коммуникаций, четкому зонированию пространства квартир на общую и спальную части, удобной связи кухни с уборной (что позволило обойтись без дополнительного санузла в трехкомнатной квартире). Второй санузел в четырехкомнатной квартире позволяет относительно автономно использовать спальню, расположенную при входе, которая может служить жильем для взрослого члена семьи, ведущего обособленный образ жизни. Несмотря на то, что площади квартир укладываются в нормативы для муниципального строительства, удалось предусмотреть довольно большие размеры помещений: общих комнат – 20 м2 (в однокомнатной квартире – 22 м2), спален – 12-15 м2, кухонь – 10,5 м2.Композиция внутреннего пространства квартир построена по принципу "от входа на свет в общую комнату", создающему зрительный и психологический комфорт. Окна и балконные двери выходят на две смежные (в одной из квартир даже на три) стороны горизонта, что способствует нормативной инсоляции и оптимальному воздухообмену. В лоджиях предусмотрены места для устройства двух хозяйственных шкафов.

В целях безопасности запроектированы противопожарные отстойники с простенком 1,2 м, незадымляемая лестница первого типа с проходом через воздушную зону, дополнительным подпором воздуха и самостоятельным выходом наружу. Действуют один пассажирский и два грузо-пассажирских лифта. Особо надо отметить конструктивные нововведения. Авторы впервые в отечественной практике применили конструкцию стен, отвечающую требованиям теплотехники, эстетики и технологии монолитного производства. При возведении каждой захватки высотой в один этаж устанавливаются наружные каннелированные скорлупы заводского производства из железобетона, обеспечивающие высокое качество отделки фасадов. К скорлупам изнутри крепится плитный утеплитель толщиной 20 см. Вся конструкция является наружной опалубкой стены. Для внутренних стен традиционно применяется керамзитобетон.

Второй объект, о котором мы расскажем, построен в Замоскворечье – в квартале, ограниченном Люсиновской, Серпуховской улицами и улицей Павла Андреева (ОАО ЦНИИЭП жилища, АМ-1; главный архитектор – В.И.Блюменталь, архитектор – Н.В.Верещагина, главный инженер – Л.И.Шапиро, инженер – Э.В.Тюменева). Это 10-12-14-этажный монолитный, облицованный кирпичом жилой дом для муниципального жилищного фонда (с нежилыми помещениями в первом этаже).Фасады здания имеют классическую трехчастную структуру – цоколь, средняя часть, завершение. Общая колористическая гамма построена в традициях русской архитектуры – сочетание облицовочного кирпича абрикосового цвета и белых элементов. Часть здания, расположенная по улице Павла Андреева, имеет ступенчатый характер: этажность логично нарастает от Серпуховской улицы к высоким новым жилым домам. Уступы здания удачно подчеркнуты размещением на чердаках трех ателье художников, которые решены в крупных архитектурных формах и выделены светлым тоном. В сочетании с парапетом они формируют мощное завершение, определяющее композиционный замысел всей постройки. Первый нежилой и второй жилой этажи объединены цветом. Выразительный цоколь пропорционален всей постройке и ее завершению.Архитектура средней части здания решена композиционными приемами, органично дополняющими друг друга. Поле кирпичной стены расчленено поэтажными горизонтальными тягами, немного нависающими над оконными проемами. Они выполнены из тонкостенных железобетонных сборных элементов, удачно закрывают торцы междуэтажных перекрытий, имеют простой строгий профиль. Пластика стен обогащена лоджиями и ризолитами, отвечающими структуре планировки жилых секций. Светлые горизонтальные тяги изящно преломляются на темных кирпичных гранях ризолитов, придают стене легкость и связывают все части здания в единое целое.В плане шестисекционный дом имеет сложную конфигурацию, во многом обусловленную формой участка и окружающей застройкой. Каждая секция находит свое оптимальное положение (секция с шестью однокомнатными и двумя двухкомнатными квартирами расположена меридионально; секции с четырьмя квартирами, выходящими на лестнично-лифтовой узел, имеют широтную ориентацию). Дом отвечает задаче расселения большого числа малых семей и одиночек (175 однокомнатных, 134 двухкомнатных, 18 трехкомнатных и только 8 четырехкомнатных квартир). Кухни достаточно удобны (в однокомнатных квартирах: 8 – 10,3 м2, в остальных: 9,7 – 11,5 м2). В трех- и четырехкомнатных квартирах предусмотрено по два санузла (совмещенный и при кухне туалет с умывальником). Окна и балконные двери получили тройное остекление.

На архитектуру здания оказала влияние и планировка первого нежилого этажа. Между третьей и четвертой секциями, на повороте дома, предусмотрен двухэтажный объем (первый этаж – торговый зал магазина, второй – офис). Кроме того, в первый этаж встроен комбинат бытового обслуживания. В вестибюлях всех учреждений первого этажа предусмотрены наклонные подъемники для инвалидов типа НП Лифтстрой по технологии фирмы "Конкорд". В жилые секции к лифтам входы также удобны, организованы с уровня земли, без ступеней.
Наружные фронтальные стены – из легкобетонных блоков с облицовкой в полкирпича. Наружные ограждения на торцах и ризолитах представляют собой несущую монолитную железобетонную стену, облицованную утеплителем и кирпичом. Внутренние стены и перекрытия монолитные, выполнены в туннельной опалубке.

Высокое архитектурное мастерство авторов рассмотренных нами объектов, их приверженность к принципам рационального проектирования позволили создать современные здания, украсившие столицу.