Восемь художников в "Восьмиграннике" |
||||||||||||||||||
№ 4 за 2001 год |
|
|||||||||||||||||
Электронная версия
научно-популярного журнала "Архитектура и
строительство Москвы".
Содержание номера: Даты, события, факты Трибуна Архитектурная практика Прошлое и настоящее Образование |
Весной и летом нынешнего года в залах "Восьмигранника" – одного из трех Кавалерских корпусов, построенных В.И.Баженовым для свиты Екатерины II в Царицыне, была развернута выставка работ восьми московских художников. В текстиле, керамике и стекле предстают восемь монологов и граней отношения к жизни, природе, времени.
Сама архитектура "Восьмигранника", его план и внутренняя структура как нельзя более подходят для групповой выставки – круглый центральный зал, осененный куполом, собирает экспозиции, размещенные в радиально расходящихся от центра комнатах. Там – работы художников группы "Эго-текстиль", с которой музей давно и успешно сотрудничает: Марины Нечепорук, Марины Кручининой, Лии Альтман, Ирины Колесниковой, Екатерины Нестеровой, Натальи Урядовой. В центральном зале – керамика Елены Хлендовской и Ирины Мазановой. Разных по школе и позициям художников сближают талант и призвание, участие в крупных столичных выставках, международных конкурсах и симпозиумах.Диалог настоящего с прошлым, воображения с реальностью характерен для творчества М.Нечепорук ("Сны Единорога", серии "Моя Италия" и посвященная Царицыну). У И.Колесниковой время – образ движения: лица, портреты, кадры городского пейзажа и композиции-блики возникают на разреженной тканой основе (серии "Фотоателье", "Archivum", "Сквозь ржавчину").Стихия Марины Кручининой – Валдай, его леса и озера. Радость творчества приносит ей возможность погрузиться в картины живой природы, ощутить вечность обновления, красоту цветения.
Десятилетний интервал между гобеленами Лии Альтман – путь художника от конкретной образности (гобелен "Аэропорт" – один из лучших в собрании музея) к занимающим ее в последнее время темам бытия (гобелен "Эсхатологические размышления по поводу большой радуги").Екатерина Нестерова – самая молодая в группе "Эго-текстиль", более открытая языку современного актуального искусства. Ее аппликации и гобелены уходят от привычных связей, цвета и формы. Чем радикальнее отход от традиции, тем более крупным становится объект, замещая собой реальное пространство.
Будущим грезит и стекло Натальи Урядовой. Ее композиции из листового стекла открыты в пространство, непрерывное и перетекающее, как тень и свет, в каркасе конструкций реальной архитектуры.Керамика Елены Хлендовской и Ирины Мазановой в музее впервые. В центральном зале они соседствуют по принципу контраста. У Е.Хлендовской – обширное семейство сосудов и зверей, мирно уживающихся между собой, дружественных к человеку. У И.Мазановой – коллекция "антисосудов". Это не серийные предметы, а плоды индивидуальной лепки, чутко воспринимающие деформирующие импульсы времени. Они прекрасно выполнены: тонкий неровный край, прорывы объемов и массы, сдвиги форм, беспокойный цвет делают керамику ранимой, отзывчивой.
Дизайн выставки осуществлен Александром Ермолаевым и руководимой им мастерской-таф (театр архитектурной формы). Он возрождает традицию культуры материала и возвращает дереву красоту естества. В оборудовании выставки то же живое чувство художника – в розоватой плоти свежеотесанной ольхи, в занозистом спиле сосновой доски, в живом цвете и фактуре древесной коры. Текст и иллюстрации предоставлены музеем-заповедником "Царицыно" |