log.jpg (8882 bytes)

Учебные обмеры. Прошлое и настоящее
Т.А.Тимофеева

№ 4 за 2001  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.

 


Содержание номера:

Даты, события, факты
К архитектуре России XXI века

Трибуна
Выступление Н.Н.Никонова на сессии РААСН  в Нижнем Новгороде

Портрет мастера
Е.М.Шухова
"Без воображения невозможно никакое
серьезное творчество..."


Архитектурно-строительная практика
В.К.Лицкевич
Жилые дома, украсившие столицу

Уроки реставрации
С.С.Подъяпольский
В традициях русской реставрационной школы

Традиции и новаторство
Н.Е.Гиговская
Новая жизнь старой дороги
Книжная полка


В.К.Лицкевич
"Архитектура двадцатого века"

Архитектурная практика
Т.А. Тимофеева
Учебные обмеры.

Прошлое и настоящее
Зодчий и время

О.Г.Максимов
Иван Сергеевич Николаев (1901-1979)

Образование
А.Н.Дмитриев
Пополнение для строительного комплекса Москвы 

Архитектура и...
Восемь художников в "Восьмиграннике" 

Москва. Дом Н.С.Гагарина на Новинском бульваре. Архитектор И.О.Бове.1817 год.Чертежи А.М.Харламовой по обмерам студентов МАА. 

 

1938 годМосква. Дом-усадьба НайденовыхАрхитектор Д.И.Жилярди.1829–1831 годы. Обмеры студентов МАИ. 1938 год

 

Опалиха Горьковской области. Дом Зуевых.1842 год. Обмеры студентов МАИ.1948 год

Череда времен и каждый конкретный момент человеческого бытия оставляют свой след в образах архитектуры. По ним даже непрофессионалы способны судить о былом, о национальных и культурных корнях. И какие бы события ни происходили в стране, всегда находились люди, стремившиеся запечатлеть непрерывность истории. В архитектуре это стремление проявлялось в обмерах памятников зодчества. Обмерочные чертежи, кроки, зарисовки с натуры, описания – именно эти материалы являются доказательством истинности и достоверности уже не существующих (частично или полностью) объектов.

Обмерочные работы – ценнейшая деятельность, необходимость которой люди начали понимать сравнительно недавно, лишь с середины XIX века. Памятники зодчества стали восприниматься как образы эпох, знаки времени, человеческой истории. Потому и возникла вполне очевидная задача охраны и восстановления таких памятников.

В России необходимость обмерочных работ была признана лишь в XIX веке, после Отечественной войны 1812 года. Для победившего народа восстановление утраченных памятников материальной культуры стало символом самосохранения, самоутверждения (так же прозвучало и воссоздание храма Христа Спасителя в наше время, что стало возможным благодаря сохранившимся обмерам, чертежам, фрагментам, фотографиям). Деятельность специалистов, способных обеспечить воссоздание памятников зодчества, уже с середины XIX века приобретает значение особой ценности, социальной необходимости.

Начало XX столетия ознаменовалось первой мировой войной, а затем и революцией. Но уже в 1918 году был издан указ об организации в России Центральных реставрационных мастерских под руководством И.Э.Грабаря с филиалами в крупных городах республики. К 1920 году мастерские, выполнявшие функции научные, учебные, проектные и строительные, появились во всех уголках страны. Финансирование осуществлялось из государственного бюджета. Мастерские занимались контролем и учетом памятников архитектуры, проводили восстановительные и обмерочные работы (до 1924 года обмерочной практикой заведовал Н.Г.Буниатов, затем В.Д.Кокорин). Фонд обмеров накапливался в музеях России. С образованием в 1934 году Академии архитектуры теперь уже Центральные проектно-реставрационные мастерские стали подчиняться ей. Только они могли выдать разрешение на проведение и финансирование обмеров любых объектов. Обмерочной практикой с 1934 года заведовал Д.П.Сухов, а осуществляли ее студенты старших курсов, аспиранты Академии под руководством ведущих архитекторов. С момента образования ВХУТЕМАСа в 1920 году тема обмеров стала обязательной учебной дисциплиной (в том числе в МАИ с 1933-го и в МАрхИ с 1970 года). В курсе "Архитектурная графика" на основании обмеров осуществлялась отмывка; "История архитектуры" включала в себя анализ проведенных обмеров и проведение соответствующих расчетов – калькуляций смет.С 1924 года обмеры проводились учащимися во время летней практики. В экспедицию, финансируемую учебным заведением, направлялись лучшие студенты (интересные воспоминания об этом оставил профессор МАрхИ М.О.Барщ). Работа над обмерами становилась школой архитектурного проектирования. Практикой руководили ведущие профессора Д.П.Сухов, А.В.Щусев, И.В.Рыльский, С.А.Торопов, Н.В.Марковников. C 1934 года государство даже отправляло аспирантов-ассистентов Академии архитектуры на практику за границу (чаще всего в Италию), где они проводили обмеры образцов классического зодчества.Но главная заслуга Академии, конечно же, – многочисленные работы в своей стране. Их важность и значимость осознавались на государственном уровне. Для подтверждения сказанного можно привести такой факт: в тяжелейшие военные годы постоянно осуществлялись экспедиции по России (собранный материал опубликован в 1964 году в исследовании С.Забелина, П.Максимова, В.Иванова "Русское деревянное зодчество"). Иллюстрирующие данную статью чертежи обмеров домов Н.С.Гагарина и Зуевых, усадьбы Найденовых, выполненные студентами и аспирантами МАА и МАИ, тоже относятся к этому периоду.

С начала 1990-х годов в нашей стране опять происходит разрушение памятников культуры, а во множестве проводимые бесконтрольные "реконструкции" практически уничтожают исторические сооружения. Сейчас в учебных заведениях прослеживается тенденция замещения обучения приемам обмеров как реальному проектированию новыми техническими средствами документальной фиксации объектов. Однако факультет общей подготовки в МАрхИ стремится сохранить классические позиции преподавания методики обмеров. Но и здесь выездные экспедиции исключены из-за отсутствия финансирования.

Возможности, реализуемые в наше время, мы иллюстрируем чертежами часовен на одном из кладбищ Москвы. Обмеры в течение двух недель осенью 2000 года производили студенты 12-й группы 1-го курса МАрхИ. Это был методически грамотный шаг, позволивший будущим зодчим в самом начале обучения в вузе постичь реальные трудности выбранной профессии.
Знакомство с объектом начинается с изучения архитектуры и среды, в которой он находится (студенты делают серию зарисовок, а также фотографий с разных точек, конструктивных сочленений, архитектурных деталей), что помогает понять образ сооружения, его пропорциональный строй, материал, в котором он выполнен, тектонику. На следующем этапе выполняются кроки тех фрагментов или деталей памятника, которые планируется вычертить графически. Чертеж – это уже профессиональная подача архитектурной информации об объекте (композиционные требования, задачи проекционного черчения, применения различных масштабов наряду с шаблонами деталей – обязательные требования обмерочных чертежей). Кроме того, студенты получают начальные навыки работы в коллективе, что необходимо каждому зодчему.

На иллюстрациях обмеров часовен представлены чертежи генплана, развертки фасадов по главной аллее, фасад одной из часовен с деталями. Такой комплексный подход фиксирует объекты как целостный ансамбль, обеспечивает полной информацией будущую реставрацию (все часовни в полуразрушенном состоянии). Те же учебные, методические и профессиональные цели были достигнуты и при обмерах в 1997 году интерьеров здания Высших женских курсов (сейчас педагогический институт). И здесь тоже есть практический результат – обмеры будут использованы в процессе ремонта и обновления интерьеров института.