Учебные обмеры. Прошлое и
настоящее |
|||||||
№ 4 за 2001 год |
|
||||||
Электронная версия
научно-популярного журнала "Архитектура и
строительство Москвы".
Содержание номера: Даты, события, факты Трибуна Архитектурная практика Прошлое и настоящее Образование |
Череда времен и каждый конкретный момент человеческого бытия оставляют свой след в образах архитектуры. По ним даже непрофессионалы способны судить о былом, о национальных и культурных корнях. И какие бы события ни происходили в стране, всегда находились люди, стремившиеся запечатлеть непрерывность истории. В архитектуре это стремление проявлялось в обмерах памятников зодчества. Обмерочные чертежи, кроки, зарисовки с натуры, описания – именно эти материалы являются доказательством истинности и достоверности уже не существующих (частично или полностью) объектов. Обмерочные работы – ценнейшая деятельность, необходимость которой люди начали понимать сравнительно недавно, лишь с середины XIX века. Памятники зодчества стали восприниматься как образы эпох, знаки времени, человеческой истории. Потому и возникла вполне очевидная задача охраны и восстановления таких памятников. В России необходимость обмерочных работ была признана лишь в XIX веке, после Отечественной войны 1812 года. Для победившего народа восстановление утраченных памятников материальной культуры стало символом самосохранения, самоутверждения (так же прозвучало и воссоздание храма Христа Спасителя в наше время, что стало возможным благодаря сохранившимся обмерам, чертежам, фрагментам, фотографиям). Деятельность специалистов, способных обеспечить воссоздание памятников зодчества, уже с середины XIX века приобретает значение особой ценности, социальной необходимости. Начало XX столетия ознаменовалось первой мировой войной, а затем и революцией. Но уже в 1918 году был издан указ об организации в России Центральных реставрационных мастерских под руководством И.Э.Грабаря с филиалами в крупных городах республики. К 1920 году мастерские, выполнявшие функции научные, учебные, проектные и строительные, появились во всех уголках страны. Финансирование осуществлялось из государственного бюджета. Мастерские занимались контролем и учетом памятников архитектуры, проводили восстановительные и обмерочные работы (до 1924 года обмерочной практикой заведовал Н.Г.Буниатов, затем В.Д.Кокорин). Фонд обмеров накапливался в музеях России. С образованием в 1934 году Академии архитектуры теперь уже Центральные проектно-реставрационные мастерские стали подчиняться ей. Только они могли выдать разрешение на проведение и финансирование обмеров любых объектов. Обмерочной практикой с 1934 года заведовал Д.П.Сухов, а осуществляли ее студенты старших курсов, аспиранты Академии под руководством ведущих архитекторов. С момента образования ВХУТЕМАСа в 1920 году тема обмеров стала обязательной учебной дисциплиной (в том числе в МАИ с 1933-го и в МАрхИ с 1970 года). В курсе "Архитектурная графика" на основании обмеров осуществлялась отмывка; "История архитектуры" включала в себя анализ проведенных обмеров и проведение соответствующих расчетов – калькуляций смет.С 1924 года обмеры проводились учащимися во время летней практики. В экспедицию, финансируемую учебным заведением, направлялись лучшие студенты (интересные воспоминания об этом оставил профессор МАрхИ М.О.Барщ). Работа над обмерами становилась школой архитектурного проектирования. Практикой руководили ведущие профессора Д.П.Сухов, А.В.Щусев, И.В.Рыльский, С.А.Торопов, Н.В.Марковников. C 1934 года государство даже отправляло аспирантов-ассистентов Академии архитектуры на практику за границу (чаще всего в Италию), где они проводили обмеры образцов классического зодчества.Но главная заслуга Академии, конечно же, – многочисленные работы в своей стране. Их важность и значимость осознавались на государственном уровне. Для подтверждения сказанного можно привести такой факт: в тяжелейшие военные годы постоянно осуществлялись экспедиции по России (собранный материал опубликован в 1964 году в исследовании С.Забелина, П.Максимова, В.Иванова "Русское деревянное зодчество"). Иллюстрирующие данную статью чертежи обмеров домов Н.С.Гагарина и Зуевых, усадьбы Найденовых, выполненные студентами и аспирантами МАА и МАИ, тоже относятся к этому периоду. С начала 1990-х годов в нашей стране опять происходит разрушение памятников культуры, а во множестве проводимые бесконтрольные "реконструкции" практически уничтожают исторические сооружения. Сейчас в учебных заведениях прослеживается тенденция замещения обучения приемам обмеров как реальному проектированию новыми техническими средствами документальной фиксации объектов. Однако факультет общей подготовки в МАрхИ стремится сохранить классические позиции преподавания методики обмеров. Но и здесь выездные экспедиции исключены из-за отсутствия финансирования. Возможности, реализуемые в наше время, мы иллюстрируем чертежами часовен на одном из кладбищ Москвы. Обмеры в течение двух недель осенью 2000 года производили студенты 12-й группы 1-го курса МАрхИ. Это был методически грамотный шаг, позволивший будущим зодчим в самом начале обучения в вузе постичь реальные трудности выбранной профессии. На иллюстрациях обмеров часовен представлены чертежи генплана, развертки фасадов по главной аллее, фасад одной из часовен с деталями. Такой комплексный подход фиксирует объекты как целостный ансамбль, обеспечивает полной информацией будущую реставрацию (все часовни в полуразрушенном состоянии). Те же учебные, методические и профессиональные цели были достигнуты и при обмерах в 1997 году интерьеров здания Высших женских курсов (сейчас педагогический институт). И здесь тоже есть практический результат – обмеры будут использованы в процессе ремонта и обновления интерьеров института. |