|
Электронная версия
научно-популярного журнала "Архитектура и
строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.
Содержание номера:
Даты, события, факты
К архитектуре России XXI века
Трибуна
Выступление Н.Н.Никонова на сессии РААСН
в Нижнем Новгороде
Портрет мастера
Е.М.Шухова
"Без воображения невозможно никакое
серьезное творчество..."
Архитектурно-строительная практика
В.К.Лицкевич
Жилые дома, украсившие столицу
Уроки реставрации
С.С.Подъяпольский
В традициях русской реставрационной школы
Традиции и новаторство
Н.Е.Гиговская
Новая жизнь старой дороги
Книжная полка
В.К.Лицкевич
"Архитектура двадцатого века"
Архитектурная практика
Т.А. Тимофеева
Учебные обмеры.
Прошлое и настоящее
Зодчий и время
О.Г.Максимов
Иван Сергеевич Николаев (1901-1979)
Образование
А.Н.Дмитриев
Пополнение для строительного комплекса Москвы
Архитектура и...
Восемь художников в "Восьмиграннике"
|
Мне кажется, что если бы не случилось одно приятное для меня событие, то вряд ли бы я очутился в Нижнем Новгороде, и тем более на этой трибуне. Но неожиданное свершилось: моя книга отмечена медалью – и я здесь. Именно поэтому мне ничего не остается, как предложить аудитории парафраз на тему книги, который я назвал: "Число, конструкция, архитектура".
А книжка называется по-другому: "Большепролетные покрытия. Анализ и оценка".
Что же в книге нового, того, чего не было до ее публикации?
Математически выверенная формулировка технико-экономического уровня, доказанная гипотеза профессора П.М.Саламахина, предположившего, что в некой параметрической системе координат существуют поверхности распределения обобщенных показателей для конструкций выделенного класса, и, наконец, количественная характеристика покрытия в виде коэффициента рациональности.
Мне хотелось, чтобы читатель ощутил силу числа, выразившуюся в новых интегральных показателях. Их значение выходит за границы выполненных логических и математических построений. В них, по выражению Алексея Федоровича Лосева, "история числа", то есть каким число было, каким стало и каким, возможно, станет. Слово "возможно" говорит, что в книге интенсивно используется математическая статистика, именно тот раздел математики, который "максимально близко отражает действительность (...) жизни". Это выражение принадлежит Лосеву.
Числа – показатели расхода материалов, энергии, денег – индикаторы чистоты конструктивной системы, осмысленности усилий, затраченных на возведение сооружения.
Как температура 36,60 С говорит о здоровье человека, так и коэффициент рациональности, равный единице, свидетельствует о предельно допустимых затратах на конструкцию.
В книге рассмотрено более 150 объектов, обладающих одним качественным свойством – большепролетным покрытием. Это качество дополнено количественным анализом каждого из них. Последний дает возможность установить соответствие объекта современным требованиям, главное из которых – как минимально возможными затратами материала, энергии, труда и денег, то есть их количеством, добиться максимально возможного архитектурного, то есть качественного, выражения.
Книга издана как учебное пособие. Она дает возможность студентам, проявившим интерес к проектированию и строительству большепролетных покрытий, ощутить мир этих сложных систем, понять принципы их рационального построения, осознать, что экономия ресурсов – основа создания архитектурных произведений.
Но поскольку нет ни одного сочинителя, который остался бы довольным своим трудом после его выхода в свет, то значит надо еще сказать, что должно в нем быть, начни я писать книгу сегодня.
Владимир Ильич Травуш, рецензируя предварительный материал к монографии, выделил, как основополагающую, главу об оценке качества проектов. Переход от односторонних оценок к многофакторным – безусловно, важная часть книги.
Но ее смысл лежит значительно глубже. Он – часть фундаментальных представлений о числе и о значении его в архитектуре.
В 1927 году Алексей Федорович Лосев в произведении "Музыка как предмет логики" соотнес музыку и математику. Анализируя две области человеческого творчества, Лосев пришел к выводу: "Музыка и математика одно и то же в смысле идеальности сферы... Только идеальность численных соотношений может быть сравнима со смысловой завершенностью музыкального объекта. С этой точки зрения музыка – бытие числа".
"Математика конструирует число вне его выражения на основе фиксирования чисто логических, смысловых, вне – выразительных моментов. Музыка же конструирует только выраженные числа, и притом не сами по себе, взятые в своей отвлеченной логичности, но обязательные числа, перешедшие во время. Отсюда: музыка – искусство числа, времени и движения..."И здесь я остановлюсь. Уйдем чуть в сторону, но только чуть-чуть. Как мы, всю сознательную жизнь работающие в проектировании зданий и сооружений, воспринимаем эти высказывания? Не создается ли впечатление, что все сказанное можно соотнести с архитектурой? Можно. И нужно.
Лосевская формула: "Выражение – есть соотношение смысла с его окружающей инаковостью" – вводит архитектуру в мир философских построений автора. Он говорил: "Чистое музыкальное бытие есть всеобщая и нераздельная слитность и взаимопроникновение последовательных частей". Разве это не свойство архитектуры? И если "в математике и музыке в основе лежит чистое число – последний предмет и опора их устремлений, первичное зерно и скрепа всех их конструкций", то разве это еще в большей степени не относится к архитектуре?
И так же как музыка, архитектура не есть только "царство логики и математики".
"Музыка – вся есть форма. Ритм, метр, тональность указывают на ту или иную... оформленность содержания". И Архитектура – есть форма, выявленная материальными предметами (конструкциями) и замыкающая внутри себя функцию. Вместе с этим, архитектурная форма лишь визуально ограничивает функцию. Художественное и смысловое влияние формы и функции на окружающую жизнь изменяют ее не сиюминутно, не на время, а навсегда. В этом, может быть, главное отличие архитектуры от музыки.
"Художественная выраженность числа и времени есть музыкальная форма". Художественная выраженность числа и функции есть архитектурная форма. И поскольку число в это определение попало не случайно, то становится понятным, почему закон золотого сечения считается, "как в искусстве вообще, так и в музыке (что уж говорить об архитектуре. – Н.Н.), вполне установленным и общепризнанным".
Здесь трудно удержаться, чтобы не привести вывод из тончайших философских доказательств Лосева, показавшего подлинный феноменологический и диалектический смысл закона золотого сечения. "Самое главное то, что в этом законе золотого деления материальными средствами выражается смысл. В самом деле, как можно было бы материально, физически, то есть в звуках и вообще в величинах (в том числе и в архитектурных формах. – Н.Н.), выразить тождество отношения целого к части? Только так, чтобы физически это отношение оставалось везде одинаковым, несмотря на различие величин (...). Итак, разгадка закона золотого деления заключается в (...) целостном выражении чистого смысла (или ЧИСЛА)". Итак, как бы ни было грустно архитекторам, Архитектурой правят не чувства, а числа, а чтобы совсем не разочаровывать сидящих в зале: "числа выразительные". А архитектура и есть выразительное конструирование смысла в реальной жизни.
В этой формуле мне нравится слово "конструирование". Это дело моей жизни, ему посвящена и книга, в которой количественные методы – главное оружие конструктора – помогают архитектору создавать качественные сооружения.
Я умышленно и уже не раз в своем выступлении сталкиваю эти два слова: "качество" и "количество", потому что считаю необходимым ощутить важность этих категорий сегодня.
Потому что количество – это чистое число и факты, к которым оно применилось, а качество – воплощенный в жизнь смысл вещи.
Потому что понимание этих категорий изуродовано примитивным материализмом. Что стоит буквально интерпретируемый тезис о переходе количества в качество! Это он заставляет последнее измерять квадратными метрами, тоннами, кубами. Это он вызывает в нас ложное ощущение, что количество первично, а из него вырастает качество. Когда совсем наоборот: сначала возникает смысл, идея вещи, потом она делается, получает имя, то есть качество, а затем уже считывается. Перефразируя Гегеля, можно сказать: нет имени – нет качества. Говорят, качество строительства улучшается. Сегодня можно услышать: разве сравнимы дома 1950-х, к примеру, с домом П44-Т производства ДСК-1? Нет, конечно. Они трудно сравнимы.
Но как тогда были дефекты в конечном продукте, так они есть и теперь. А у предмета с дефектами другое имя. Кровля, которая течет, – не кровля, а дуршлаг; подземный гараж с протекающим покрытием – не гараж, а водосборник. Короче, качество или есть, или его нет. И здесь я хотел бы обратить внимание на одно обстоятельство. Ныне в ходу и в почете сдача жилья по-черному, без отделки. И вот, когда дом сдается без финишной отделки, это не дом – это сумма конструкций: стен, перекрытий, кровли, фундаментов. Следовательно, мы сдаем не жилье, а части его, которые не стали целым, одним, домом. Потому в нем нельзя жить. Вот почему целое всегда больше суммы частей, поскольку оно синтезирует новое качество. В этом смысл и сила этой философской категории. Отступление от него вытягивает на свет букет отрицательных явлений, разговор о которых требует другого места и большего времени.
Это небольшое отступление от темы – лишь видимость отвлечения. В книге показано, как пренебрежение качественным выбором конструкции, несоответствие типа покрытия диапазону его рационального применения, то есть оптимальным количественным характеристикам, забвение основополагающих принципов построения сложных структур приводит к утрате художественных свойств и ухудшению функционального, то есть смыслового, значения объекта. В книге количественными методами доказано: ничто так тесно не связано, как качество и архитектура, качество и работа инженера, мир ощущений которого – числа.
Панорама Нижнего Новгорода с видом на собор Александра Невского и Нижегородскую ярмарку
|