log.jpg (8882 bytes)

В традициях русской реставрационной школы
С.С.Подъяпольский

№ 4 за 2001  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.

 


Содержание номера:

Даты, события, факты
К архитектуре России XXI века

Трибуна
Выступление Н.Н.Никонова на сессии РААСН  в Нижнем Новгороде

Портрет мастера
Е.М.Шухова
"Без воображения невозможно никакое
серьезное творчество..."


Архитектурно-строительная практика
В.К.Лицкевич
Жилые дома, украсившие столицу

Уроки реставрации
С.С.Подъяпольский
В традициях русской реставрационной школы

Традиции и новаторство
Н.Е.Гиговская
Новая жизнь старой дороги
Книжная полка


В.К.Лицкевич
"Архитектура двадцатого века"

Архитектурная практика
Т.А. Тимофеева
Учебные обмеры.

Прошлое и настоящее
Зодчий и время

О.Г.Максимов
Иван Сергеевич Николаев (1901-1979)

Образование
А.Н.Дмитриев
Пополнение для строительного комплекса Москвы 

Архитектура и...
Восемь художников в "Восьмиграннике" 

Борис Львович Альтшуллер, известный реставратор, родился в 1926 году, а профессиональная его деятельность началась в 1949-м в Центральной проектно-реставрационной мастерской Академии архитектуры (кстати, в этом учреждении, неоднократно менявшем название и ведомственную подчиненность, он трудился до конца своей жизни). Реставрационное дело тогда активно возрождалось и в ряды энтузиастов-реставраторов влилось немало выпускников архитектурных вузов, не обладавших, к сожалению, необходимыми знаниями и опытом.

Борис Львович Альтшуллер

  Тогда в стенах мастерской и появились специалисты, подвизавшиеся в этой области еще в 1920-е годы:
П.Д.Барановский, Д.П.Сухов, Н.Н.Соболев, Л.А.Давид. Развивая традиции русской реставрационной школы рубежа Х1Х-ХХ веков, архитектурную археологию здесь считали основой профессии. Одним из самых заметных последователей этой школы и стал Борис Львович Альтшуллер. Сначала он входил в авторский коллектив под руководством Л.А.Давида, но очень скоро сам возглавил исследования и реставрацию ответственных объектов.
Б.Л.Альтшуллер не был сторонником крайних пуристических взглядов на реставрацию, сводящих ее только к сохранению памятника. Он признавал необходимость освобождения архитектурного произведения от уродующих его бессмысленных наслоений,приобретенных в разное время, и восстановления утраченных элементов, помогающих раскрыть его особенности. Но категорически исключал реставрационный произвол - различные дополнения и "улучшения", нарисованные фантазией архитектора.

В основе работы Б.Л.Альтшуллера всегда лежало исчерпывающее исследование. Он допускал восстановление утраченного облика памятника или какой-либо его части на строго документальной основе; уделял огромное внимание не только научно-проектной работе, но и процессу ее воплощения. На протяжении всей жизни Борис Львович проявлял интерес к историческому наследию различных периодов и определенных стилистических направлений. Поначалу это были московские узорочные храмы второй половины XVII века. Его первой самостоятельной работой стала реставрация церкви Николы в Пыжах на Большой Ордынке, богатая и изысканная декорация которой дошла до нас далеко не полностью. По остаткам в кладке многое из утраченного было восстановлено с большой точностью, особенно убранство алтарных апсид. Однако там, где при поздних переделках характерные черты оказались уничтоженными (в трапезной, перестроенной в XIX веке), от реставрации пришлось воздержаться.
  Особенно много энергии и труда вложил Борис Львович в возрождение одного из лучших произведений московской архитектуры XVII века - церкви преподобного Сергия Радонежского в подмосковном селе Комягине. Пришедший в упадок храм, некогда отличавшийся живописностью композиции, разнообразием и изяществом кирпичного убранства, красотой поли-хромного черепичного покрытия глав, был буквально спасен от гибели.

Церковь Николы в Пыжах. Обмер портала

Церковь Сергия в Комягине после реставрации

Никольская церковь в с. Каменском после реставрации

   Другая тема научно-творческой деятельности Б.Л.Альтшуллера связана с памятниками раннемосковского зодчества: конца XIV - начала XV века. До недавнего времени представление о таковых было связано исключительно с тремя сооружениями - соборами Успения на Городке, Троицким в Троице-Сергиевой лавре и в Рождественском Саввино-Сторожевском монастыре в Звенигороде. Исследования реставратора, в частности участие в авторском коллективе, проведшем полномасштабную реставрацию Спасского собора Андроникова монастыря в Москве, позволили намного расширить познания об этом периоде.
Значительный результат дали исследования практически забытой Никольской церкви в селе Каменском Нарофоминского района. Сложенный в нерегулярной белокаменной кладке с отдельными тщательно вытесанными деталями, храм этот необычен и в типологическом отношении. Его внутренние столбы вплотную прислонены к углам помещения, а арки имеют параболическое очертание и сильно наклонены к середине. Наиболее близкие аналогии этой конструкции известны не в русской, а в средневековой болгарской архитектуре. В процессе реставрации выявились остатки скромного, но характерного для обозначенного времени убранства - профилированного цоколя и портала. Они-то и позволили утверждать, что церковь имела покрытие по кокошникам. Однако детальная реконструкция храма оказалась невозможной - лишь укрепили разваливающееся здание и восстановили декоративные элементы, достаточно для этого сохранившиеся. Б.Л.Альтшуллер выдвинул ряд веских аргументов в пользу того, что церковь была возведена не в XV веке, как это принято было считать, а в концеХ1У. Вместе с археологом М.Х.Алешковским он начал искать остатки сходных храмов в древних подмосковных городах. Его догадка о распространенности такого типа сооружений получила блестящее подтверждение: три храма аналогичной конструкции и строительной техники были обнаружены в Коломне (давно разрушенные церкви Старо-Голутвина и Бобренева монастырей и нижние части существующей церкви Иоанна Предтечи на Городище). Оказалось, что к тому же типу относился и Благовещенский собор Московского Кремля в редакции XIV века.
Эти открытия позволили не только значительно расширить круг известных нам построек раннемосковского зодчества, но и дали исследователям дополнительный материал для суждения о генезисе его форм, в частности о связях со строительной традицией Балкан. Все это легло в основу целой серии научных статей и диссертации Б.Л.Альтшуллера.

Церковь Рождества Богородицы в с. Городня после реставрации

Реконструкция Смоленской церковь в с. Кушалино

Смоленская церковь до реконструкции

  Много лет посвятил Борис Львович реставрации церкви Рождества Богородицы в волжском селе Городня неподалеку от Твери. Основная часть сильно перестроенного храма датируется Х1У-ХУ веками. О средневековой архитектуре Тверского княжества нам неизвестно почти ничего, поэтому сохранившиеся детали убранство здания, поражающие декоративным своеобразием, особенно ценны. Стало очевидно, что здесь можно проводить лишь фрагментарную реставрацию, что необходимо все документировать безукоризненно. Укрепление, раскрытия, минимальные, но очень эффективные по результатам дополнения архитектурных деталей (в основном порталов), тщательная реставрация более поздних трапезной и колокольни - проводились в сложных условиях действующего храма, но зато при полном взаимопонимании между церковной общиной и реставраторами. На сегодняшний день этот памятник остается уникальным свидетельством художественной культуры тверских строителей в древности.

Церковь Троицы в Хорошеве после реставрации

Проект реконструкции. 

До реставрации

 С огромным интересом относился Борис Львович и к памятникам рубежа XV и XVI веков, связанным с именем Бориса Годунова и отличающимся изысканной гармоничностью. Ему довелось реставрировать лишь одно подобное сооружение, но едва ли не самое совершенное -церковь Троицы в бывшей вотчине Годунова - подмосковном селе Хорошево, ныне вошедшем в черту Москвы. Под поздней куполообразной крышей сохранились остатки пяти ярусов пирамидально размещенных кокошников - исключительное по богатству и стройности венчание храма. Завершения двух симметрично поставленных приделов более просты. Формы всех этих эффектных элементов архитектурной композиции легко удалось восстановить по остаткам. Значительно сложнее было реставрировать порталы, подвергшиеся безжалостной растеске, и окружающие церковь более поздние галереи.
С еще одной трудностью справиться реставратору так и не удалось. В центры кокошников были вмурованы расписные фаянсовые блюда, от которых сохранились лишь отпечатки. Одно из блюд хранится в Музее истории г. Москвы -оно было изъято из кладки известным историком русского искусства М.А.Ильиным. Б.Л.Альтшуллеру удалось найти остатки еще одного блюда. Они различаются: одно полихромное, другое - с синим рисунком по белому фону, но оба датируются XVI веком и имеют одинаковое происхождение.

Церковь Преображения в с. Остров после реставрации

После реставрации

Проект реставрации

  Подобных фаянсовых изделий из мастерской турецкого города Изника много в коллекциях различных музеев мира. Борис Львович мечтал выполнить копии блюд по имеющимся в музеях образцам и установить их в кокошники, чтобы возвратить памятнику утраченную декоративную выразительность. Однако ему так и не удалось осуществить свой замысел. Остается надеяться, что это сделают его последователи и ученики.

Керчь. Пританей.

После реставрации

Золотая Царицына палата в Московском Кремле. Реконструкция

Несколько лет под руководством Б.Л.Альтшуллера велось восстановление замечательного шатрового храма в государевом селе Остров. Несмотря на то, что изображения этой церкви вошли во все классические труды по истории русского зодчества, многие вопросы, связанные с происхождением памятника, его точной датировкой, до сих пор неясны. Реставрационные исследования дали ответы на многие вопросы. Восстановлены растесанные окна, в частности у алтарных апсид, главки вокруг основания шатра, что внесло существенный штрих в образное восприятие памятника (венец маленьких главок вокруг шатра был характерен для столпообразных храмов XVI века, существовали они некогда и у храма Василия Блаженного). Вместе с тем, проводившиеся при исследовании раскопки внутри храма выявили следы очень сложной начальной строительной истории памятника, требующие продуманной интерпретации. Практически завершив начатую реставрацию, Борис Львович не успел обобщить и опубликовать найденный материал, лишь однажды изложив его в устном докладе на научной сессии, посвященной памяти П.А.Раппопорта.

Среди памятников, реставрированных Б.Л.Альтшуллером или под его руководством, церкви XVI века в Тверской области: Рождества Богородицы в Иванишах (совместно с И.И.Кроленко). Смоленская в Кушалине (совместно с И.В.Калугиной и И.И.Кроленко). К сожалению, так и не было завершено восстановление усадьбы Раек, связанной с именем Н.А.Львова.

Возглавляемая Альтшуллером группа провела большую работу по подготовке реставрации комплекса усадьбы Суханова. Там его особенно привлекал выстроенный по проекту Д.Жилярди мавзолей, искаженный в 1930-е годы, которому Борис Львович хотел вернуть прежний облик, удалив поздние пристройки и восстановив сломанную колоннаду с колокольней. 

Особняком стоит работа реставратора по консервации античных сооружений: Пританея в Керчи (с частичным анастилозом - возвращением на место подлинных фрагментов), проведенная им совместно с инженерами Г.Б.Бессоновым и Н.А.Каревым, технологом О.Н.Постниковой, а также в Херсонесе (Севастополь) и крепости Балчик (Болгария, совместно с О.Н.Постниковой). В последние годы Б.Л.Альтшуллер был главным научным консультантом по реставрации древних каменных сооружений в Ленинградской области.

Уже в конце жизни Борису Львовичу было суждено вернуться к одному из наиболее интересных объектов, которым он занимался еще в 1960-е годы. При строительстве Дворца съездов в Московском Кремле были снесены старые сооружения и потребовалось срочно привести в порядок фасады памятников, обнажившиеся после удаления соседних зданий. Альтшуллер провел цикл работ по исследованию и фрагментарной реставрации входящей в состав Большого Кремлевского дворца церкви Екатерины и обследовал раскрытые строителями старые подвалы под Теремным дворцом, принадлежащие зданию времен Ивана III (рубеж XV-XVI веков). Однако тогда реставраторов вскоре от работ отстранили, часть сводов древнего дворца пошла на слом без фиксации - для устройства лифтов.
Начатое изучение одного из важнейших памятников Кремля удалось продолжить только в 1990-е годы, во время реставрации Большого Кремлевского дворца. Кроме воссоздания убранства Александровского и Андреевского залов, были подвергнуты реконструкции и хозяйственные помещения комплекса (часть их датируется рубежом ХУ-ХУ1 веков). Реставраторы под руководством Б.Л.Апьтшуллера, как говорится, на голом энтузиазме решили планомерно исследовать остатки дворца Ивана III и Василия III. А вскоре работа была введена в организационные рамки. Главным ее результатом стало получение огромного исследовательского материала, позволяющего провести обоснованную реконструкцию многих давно утраченных архитектурных форм памятника: выяснена планировочная структура северного жилого крыла дворца, найдены остатки большей части проемов и элементов их декорации, доказано существование ренессансных кессонированных потолков, реконструированы формы арочной галереи, проходившей со стороны внутреннего двора. Эта робота для Бориса Львовича Альтшуллера стала последней. Он ушел из жизни 28 октября 1998 года, когда исследование было фактически завершено, передав эстафету своим учеником.

Фрагмент галереи великокняжеского дворца в Московском. Кремле. Реконструкция