В традициях русской реставрационной школы |
||||||||||||||||||||
№ 4 за 2001 год |
|
|||||||||||||||||||
Электронная версия
научно-популярного журнала "Архитектура и
строительство Москвы".
Содержание номера: Даты, события, факты Трибуна Архитектурная практика Прошлое и настоящее Образование |
Тогда в стенах мастерской и появились специалисты, подвизавшиеся в этой области еще в 1920-е годы: В основе работы Б.Л.Альтшуллера всегда лежало исчерпывающее исследование. Он допускал восстановление утраченного облика памятника или какой-либо его части на строго документальной основе; уделял огромное внимание не только научно-проектной работе, но и процессу ее воплощения. На протяжении всей жизни Борис Львович проявлял интерес к историческому наследию различных периодов и определенных стилистических направлений. Поначалу это были московские узорочные храмы второй половины
XVII века. Его первой самостоятельной работой стала реставрация церкви Николы в Пыжах на
Большой Ордынке, богатая и изысканная декорация которой дошла до нас далеко не полностью. По остаткам в кладке многое из утраченного было восстановлено с большой точностью, особенно убранство алтарных апсид. Однако там, где при поздних переделках характерные черты оказались уничтоженными (в трапезной, перестроенной в XIX веке), от реставрации пришлось воздержаться.
Другая тема научно-творческой деятельности Б.Л.Альтшуллера связана с памятниками раннемосковского зодчества: конца XIV - начала XV века. До недавнего времени представление
о таковых было связано исключительно с тремя сооружениями - соборами Успения на Городке, Троицким в Троице-Сергиевой лавре и в Рождественском Саввино-Сторожевском монастыре в Звенигороде. Исследования реставратора, в частности участие в авторском коллективе, проведшем полномасштабную реставрацию Спасского собора Андроникова монастыря в Москве, позволили намного расширить познания об этом периоде.
Много лет посвятил Борис Львович реставрации церкви Рождества Богородицы в волжском селе Городня неподалеку от Твери. Основная часть сильно перестроенного храма датируется Х1У-ХУ веками. О средневековой архитектуре Тверского княжества нам неизвестно почти ничего, поэтому сохранившиеся детали убранство здания, поражающие декоративным своеобразием, особенно ценны. Стало очевидно, что здесь можно проводить лишь фрагментарную реставрацию, что необходимо все документировать безукоризненно. Укрепление, раскрытия, минимальные, но очень эффективные по результатам дополнения архитектурных деталей (в основном порталов), тщательная реставрация более поздних трапезной и колокольни - проводились в сложных условиях действующего храма, но зато при полном взаимопонимании между церковной общиной и реставраторами. На сегодняшний день этот памятник остается уникальным свидетельством художественной культуры тверских строителей в древности.
С огромным интересом относился Борис Львович и к памятникам рубежа XV и XVI веков, связанным с именем Бориса Годунова и отличающимся изысканной гармоничностью. Ему довелось реставрировать лишь одно подобное сооружение, но едва ли не самое совершенное -церковь Троицы в бывшей вотчине Годунова - подмосковном селе Хорошево, ныне вошедшем в черту Москвы. Под поздней куполообразной крышей сохранились остатки пяти ярусов пирамидально размещенных кокошников - исключительное по богатству и стройности венчание храма. Завершения двух симметрично поставленных приделов более просты. Формы всех этих эффектных элементов архитектурной композиции легко удалось восстановить по остаткам. Значительно сложнее было реставрировать порталы, подвергшиеся безжалостной растеске, и окружающие церковь более поздние галереи.
Подобных фаянсовых изделий из мастерской турецкого города Изника много в коллекциях различных музеев мира. Борис Львович мечтал выполнить копии блюд по имеющимся в музеях образцам и установить их в кокошники, чтобы возвратить памятнику утраченную декоративную выразительность. Однако ему так и не удалось осуществить свой замысел. Остается надеяться, что это сделают его последователи и ученики.
Несколько лет под руководством Б.Л.Альтшуллера велось восстановление замечательного шатрового храма в государевом селе Остров. Несмотря на то, что изображения этой церкви вошли во все классические труды по истории русского зодчества, многие вопросы, связанные с происхождением памятника, его точной датировкой, до сих пор неясны. Реставрационные исследования дали ответы на многие вопросы. Восстановлены растесанные окна, в частности у алтарных апсид, главки вокруг основания шатра, что внесло существенный штрих в образное восприятие памятника (венец маленьких главок вокруг шатра был характерен для столпообразных храмов XVI века, существовали они некогда и у храма Василия Блаженного). Вместе с тем, проводившиеся при исследовании раскопки внутри храма выявили следы очень сложной начальной строительной истории памятника, требующие продуманной интерпретации. Практически завершив начатую реставрацию, Борис Львович не успел обобщить и опубликовать найденный материал, лишь однажды изложив его в устном докладе на научной сессии, посвященной памяти П.А.Раппопорта. Среди памятников, реставрированных Б.Л.Альтшуллером или под его руководством, церкви XVI века в Тверской области: Рождества Богородицы в Иванишах (совместно с И.И.Кроленко). Смоленская в Кушалине (совместно с И.В.Калугиной и И.И.Кроленко). К сожалению, так и не было завершено восстановление усадьбы Раек, связанной с именем Н.А.Львова. Возглавляемая Альтшуллером группа провела большую работу по подготовке реставрации комплекса усадьбы Суханова. Там его особенно привлекал выстроенный по проекту Д.Жилярди мавзолей, искаженный в 1930-е годы, которому Борис Львович хотел вернуть прежний облик, удалив поздние пристройки и восстановив сломанную колоннаду с колокольней. Особняком стоит работа реставратора по консервации античных сооружений: Пританея в Керчи (с частичным анастилозом - возвращением на место подлинных фрагментов), проведенная им совместно с инженерами Г.Б.Бессоновым и Н.А.Каревым, технологом О.Н.Постниковой, а также в Херсонесе (Севастополь) и крепости Балчик (Болгария, совместно с О.Н.Постниковой). В последние годы Б.Л.Альтшуллер был главным научным консультантом по реставрации древних каменных сооружений в Ленинградской области. Уже в конце жизни Борису Львовичу было суждено вернуться к одному из наиболее интересных объектов, которым он занимался еще в 1960-е годы. При строительстве Дворца съездов в Московском Кремле были снесены старые сооружения и потребовалось срочно привести в порядок фасады памятников, обнажившиеся после удаления соседних зданий. Альтшуллер провел цикл работ по исследованию и фрагментарной реставрации входящей в состав Большого Кремлевского дворца церкви Екатерины и обследовал раскрытые строителями старые подвалы под Теремным дворцом, принадлежащие зданию времен Ивана III (рубеж XV-XVI веков). Однако тогда реставраторов вскоре от работ отстранили, часть сводов древнего дворца пошла на слом без фиксации - для устройства лифтов. Фрагмент галереи великокняжеского дворца в Московском. Кремле. Реконструкция |