|
Электронная версия
научно-популярного журнала "Архитектура и
строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.
Содержание номера:
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН В
ДЕЙСТВИИ
И.Ресин
Программа вывода промышленных предприятий из центра столицы
ПОРТРЕТ
МАСТЕРА
Г.Г.Карлсен
Ученый, инженер, педагог
ЮРИДИЧЕСКАЯКОНСУЛЬТАЦИЯ
ЕС.Фабричная
Перепланировка в законе
Summary
АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ
ПРАКТИКА
В.М.Силин
Город-сад Куркино
ПРОЕКТЫ
РЕКОНСТРУКЦИИ
Д.Ю.Блинов
Авиапарк на Ходынском поле
НОВЫЕ
ПРОЕКТЫ
Ю.А.Телицын
Аквапарк в Лужниках
ИЗ ИСТОРИИ
ОБРАЗОВАНИЯ
А.Г.Борис, Л.И.Иванова-Веэн Московская архитектурная школа
ВОЗВРАЩАЯСЬ К
НАПЕЧАТАННОМУ
Какими будут российские города в XXI веке?
ОБЛИК
СТОЛИЦЫ
Н.И.Щепетков
Свет в центре Москвы
|
Второй номер журнала «Архитектура и строительство Москвы» был посвящен готовившейся сессии Общего собрания Российской академии архитектуры и строительных наук, которая и состоялась 21-22 апреля в Санкт-Петербурге. Тема: «Градостроительство России. XXI век». Открыл сессию Президент РААСН академик А.П.Кудрявцев. С основными докладами выступили академики И.М.Смоляр («Градостроительная демократия»), А.В.Кузьмин («Свобода творчества и ее ограничения нормами и правилами») и В.А.Ильичев («Город и технологии»). В обсуждении докладов приняли участие ведущие архитекторы страны, иностранные гости. На сессии был подведен итог градостроительной практики за последнее десятилетие, проанализирован уникальный опыт регионов России, с двадцатью из которых Академия заключила долговременные договоры о творческом сотрудничестве. Общее собрание пришло к мнению, что в наступающем столетии приоритетным направлением в государственной градостроительной политике должны стать стратегический прогноз и планирование. Это особенно важно в реализации принятой Правительством Российской Федерации Генеральной схемы расселения как базового документа структуры и зонирования городов и поселений. На сессии говорилось также о необходимости комплексной гуманизации и эстетизации городов, опирающейся на традиции русского градостроения, соединяющего историческое наследие и новаторство; о повышении внимания к охране, реставрации и реновации исторической среды как средства сохранения своеобразия российских городов и их культурного наследия, являющегося основой духовного и художественного воспитания нации.
В ответ на главный вопрос: «Как обустроить среду обитания человека?» - высказано множество мнений и пожеланий, которые и определят градостроительную деятельность в России в начале XXI века. В рамках организационно-творческой части Общего собрания состоялись «круглые столы», конкурс проектов «Мой дом - моя крепость», были проведены выставки творческих работ соискателей на вакансии членов Академии и работ, отмеченных медалями и дипломами РААСН за 1999 год. Общее собрание избрало новых членов Академии, иностранных и почетных академиков. Участники сессии познакомились с новыми проектами петербургских зодчих, присутствовали на открытии Ледового дворца.
Ниже мы публикуем два документа, принятых на сессии.
|
Участники общего
собрания Российской академии
архитектуры и строительных наук |
Итоговый документ Общего собрания РААСН
Сегодня, на рубеже тысячелетий и исторических эпох, когда человечество вступило в эру высоких технологий и информатизации, решение проблем формирования системной, гармоничной, отвечающей высоким духовным ценностям среды жизнедеятельности, стало как никогда ранее ответственным. Не случайно Общее собрание Российской академии архитектуры и строительных наук обсуждало эти проблемы в Санкт-Петербурге, созданием которого был отмечен один из высших взлетов русского градостроительного творчества. И сегодня этот город остается великим примером гармонии, рациональной пространственной организации и вдохновенной духовности. Сама ситуация направляет нас на решение одной из фундаментальных проблем: устремляясь к новому, обеспечить бытие хрупких ценностей, созданных великими зодчими прошлого.
ХХ век оставил миру трудное наследство - экологический и энергетический кризисы, деградацию ландшафтов под давлением неуправляемых или плохо управляемых процессов развития среды, осуществлявшихся без заботы о сохранении ее равновесия и культурных значений. Россия - самая большая страна планеты - еще имеет огромные запасы природных ресурсов. Но и мы в период социалистического развития эти ресурсы использовали главным образом для развития ВПК, тяжелой индустрии, а также добывающих отраслей производства. Это стимулировало освоение новых регионов, в том числе Сибири и Севера, строительство новых городов и поселков, создание масштабных систем расселения. Однако не все крупномасштабные проекты оказались эффективными, а некоторые несли в себе и изначальные просчеты (проект переброски северных рек, ликвидация неперспективных сел и т.д.). Изменения последних десятилетий привели к резкому ослаблению, а нередко и к полному исключению государственного регулирования развития городов и поселений.
Многие крупные проекты,
такие как БАМ, были прекращены. Города с
монопроизводством (ВПК, угольщиков,
нефтяников, науки и др.) оказались
наименее приспособленными к новым
рыночным условиям, усугубились
трудности малых городов. Переход
России к рыночной экономике требует
создания новой правовой базы
градостроительства. Начало ее создания
положено. Это «Закон об архитектурной
деятельности», Градостроительный
кодекс и ряд правовых документов как на
федеральном уровне, так и на уровне
субъектов Федерации. В этой работе
активное участие принимали и ведущие
специалисты РААСН.
Однако децентрализация управления экономикой с прекращением бюджетного финансирования |
Международный
офисно-коммерческий центр "Атриум"
в Санкт-Пеитербурге |
разработки долгосрочных программ градостроительного развития
привела к фактическому разрушению государственной системы управления развитием городов и поселений, резкому снижению градостроительной дисциплины, ликвидации многих коллективов специалистов, решавших градостроительные задачи. Невостребованность специалистов, умеющих разрабатывать генеральные планы городов, схемы и проекты районной планировки, породила и опасное заблуждение в ненужности этих работ. Имеющийся отечественный опыт и в особенности зарубежная практика показывают, что в условиях рыночной экономики и изменения механизмов управления развитие правовой базы градостроительства, формы и процедуры принятия градостроительных решений не только не упрощаются, но усложняются и требуют серьезных обоснований, в том числе научных.
На современном этапе социально-экономического и территориального развития России приоритетным направлением в государственной градостроительной практике должен стать стратегический прогноз - стратегическое территориальное и градостроительное планирование. Такое направление фундаментальных разработок необходимо возродить на методологической основе комплексных междисциплинарных исследований - от социально-экономических до художественно-эстетических. Это особенно важно для градостроительства как особого вида междисциплинарной и надотраслевой деятельности в реализации принятой Правительством РФ Генеральной схемы расселения, структуры и зонирования городов и поселений. Главным в этой стратегии перехода от выживания к возрождению городов и поселений должно быть повышение качества жизни, улучшение здоровья людей, консолидация нации, обретение социальной стабильности, утверждение новых духовных ценностей. Потребуется пересмотр как фундаментальных принципов градостроительства, так и методов проектирования зданий, включающих развитие Градостроительной доктрины и создание Теории современного здания на базе обновленных нормативов - и на федеральном, и на региональном уровнях.
Экономические и социально-культурные условия на данном этапе и на перспективу определяют как основное направление градостроительной деятельности реконструкцию городов, их жилых и промышленных территорий, их центров и природного окружения. Необходима комплексная гуманизация и эстетизация городов, опирающаяся на традиции русского градостроения, соединяющего историческое наследие и новаторство, усиление внимания к охране, реставрации и реновации исторической среды как средства сохранения своеобразия исторически сложившихся российских городов и их культурного наследия, являющегося основой духовного, культурного и художественного воспитания нации.
Предстоящие действия по реконструкции и развитию городов, разработка важнейших градорегулирующих документов должны базироваться на фундаментальных и прикладных научных исследованиях и экспериментальной проверке. Для этого необходимо укрепление роли РААСН как ведущего научного центра страны, способного координировать весь комплекс дисциплин, имеющих отношение к градостроительству, архитектуре и строительным наукам. Особое значение в деятельности РААСН как федерального научного центра будет иметь сосредоточение в нем разработок нормативно-правового обеспечения архитектурно-градостроительной и строительной деятельности. Важную роль будет играть и программа подготовки кадров высшей квалификации.
Необходимо усовершенствовать систему формирования и управления реализацией градостроительной программы на государственном уровне путем создания федерального градостроительного органа, имеющего достаточные полномочия, с подчинением ему (в рамках градостроительной политики) земельных и имущественных комитетов.
Скоординированные действия этого органа совместно с РААСН и Союзом архитекторов России могут стать действенным рычагом в реализации общей программы возрождения новой демократической России.
Обращение Общего собрания РААСН к Правительству Российской Федерации и главам администраций субъектов и городов
РФ
Президент РААСН А.П.Кудрявцев
вручает Диплом Российской
академии архитектуры и строительных наук
Участники Общего собрания Академии, принимая во внимание сложившуюся в стране ситуацию в градостроительной сфере, выражают профессиональную озабоченность состоянием решения градостроительных проблем в городах и поселениях.
Формирование полноценной среды жизнедеятельности людей - одна из главных задач общества и власти - является основой повышения жизненного уровня населения страны. Однако экологические характеристики многих городов и поселений очень тревожны, а существующая практика градостроительства всерьез не принимает во внимание проблемы окружающей среды. Улично-дорожная сеть в большинстве городов оказалась неспособной обеспечить потоки резко возросшего автомобильного и иного транспорта. Существующий жилой фонд, не поддерживавшийся должным образом в течение десятилетий, подошел к опасной черте по своему физическому и моральному износу.
Значительная часть населения и вовсе не обеспечена надлежащим жильем.
Строительство жилых зданий ведется зачастую по проектам, не учитывающим в полной мере региональные особенности места, требования энергосбережения и снижения эксплуатационных затрат, сопоставимости долговечности и экологической чистоты применяемых материалов и конструкций. В градостроительной политике сохраняется принцип экстенсивного развития городов и поселений, имеет место отход от положений генеральных планов, касающихся сохранения и развития системы зеленых насаждений.
Участники Общего собрания рекомендуют администрациям городов и поселений России в своей деятельности в области градостроительства руководствоваться принципом последовательного развития и реконструкции поселений в интересах грядущих поколений. В регионах масса тяжелых проблем, что связано, как правило, с экономическими трудностями. Однако неотложность принятия тех или иных градостроительных концепций, их качество нельзя соотносить с этими трудностями - альтернативы устойчивому развитию городов и поселений не может быть.
Обобщая стоящие перед большинством регионов задачи и действия по их решению, можно выделить следующее:
- властными структурами регионов, городов и поселений должны быть приняты и провозглашены концепции их устойчивого градостроительного развития на ближайшие десятилетия. При этом главным направлением преобразований должна стать целенаправленная реконструкция территорий сложившейся застройки;
- научная и техническая политика должна поощрять использование более чистых по отношению к окружающей среде технологий в строительстве и эксплуатации зданий и сооружений с помощью принимаемых нормативных документов, иных правовых актов;
- необходимо организовать комплексную разработку федеральных, региональных и местных нормативно-правовых положений, регулирующих отношения в области архитектуры и градостроительства и основанных на местных (региональных) особенностях и требованиях искусственной среды для человека;
- всемерное внимание должно уделяться сохранению и восстановлению памятников архитектуры, инженерного искусства, ценных ландшафтов;
- особое внимание необходимо уделить восстановлению и реконструкции существующего жилья. Необходимо искать механизмы привлечения инвестиций в эту сферу;
- целесообразно разработать и принять программы, способствующие увеличению финансовой базы жилищного строительства. Особое внимание необходимо уделить тому, чтобы семьи с низкими доходами могли обеспечить себя жильем. Необходимо содействие применению механизмов обеспечения жильем людей с низкими доходами силами частного строительного сектора;
- в генеральных планах городов, архитектурных проектах, в применяемых методах строительства необходимо учитывать значение энергоэффективности жилых и других зданий;
- необходима выработка расчетно-обоснованных перспективных и первоочередных мер, оптимизирующих транспортные потоки в городах, снижающих негативное воздействие на атмосферу городов. Муниципалитеты должны иметь в составе генеральных планов скорректированные с учетом перспективного развития транспортных сетей проектные и программные материалы;
- в числе важнейших вопросов реконструкции городов должно быть совершенствование их инженерной инфраструктуры с использованием новых технологий, в том числе автономных сетей;
- региональные и местные архитектурно-градостроительные органы должны получить достаточные права в вопросах градостроительного развития, являясь по сути межотраслевыми органами, координирующими социальное и экономическое развитие городов в интересах населения.
Российская академия архитектуры и строительных наук, ее региональные отделения готовы обеспечить научно-техническую основу главных аспектов градостроительной деятельности в стране. В последнее время заключены соглашения между Академией и администрациями многих регионов о научно-техническом сотрудничестве. Академия считает своим долгом активизировать работу в решении научно-практических задач, стоящих перед регионами, и готова к сотрудничеству с администрациями субъектов Федерации в решении научно-практических профессиональных вопросов реконструкции и развития городов России.
|