log.jpg (8882 bytes)

Авиапарк на Ходынском поле
Д.Ю.Блинов

Русская линия

№ 2 за 2000  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.

 Архитектура и строительство Москвы №2


Содержание номера:

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН В ДЕЙСТВИИ
И.Ресин
Программа вывода промышленных предприятий из центра столицы 

ПОРТРЕТ МАСТЕРА
Г.Г.Карлсен 
Ученый, инженер, педагог

ЮРИДИЧЕСКАЯКОНСУЛЬТАЦИЯ
ЕС.Фабричная
Перепланировка в законе

Summary

АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА
В.М.Силин
Город-сад Куркино

ПРОЕКТЫ РЕКОНСТРУКЦИИ
Д.Ю.Блинов
Авиапарк на Ходынском поле

НОВЫЕ ПРОЕКТЫ
Ю.А.Телицын
Аквапарк в Лужниках 

ИЗ ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ
А.Г.Борис, Л.И.Иванова-Веэн Московская архитектурная школа

ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАПЕЧАТАННОМУ
Какими будут российские города в XXI веке? 

ОБЛИК СТОЛИЦЫ
Н.И.Щепетков
Свет в центре Москвы

Генеральный план

Фрагмент плана Москвы

Ходынское поле известно с XV века. Здесь выпасали скот, заготавливали травы. Размеры поля, правда, были гораздо больше нынешних: с одной стороны оно доходило до теперешней станции метро «Октябрьское поле», с другой - до Белорусского вокзала. Постепенно эта территория начала застраиваться по периметру. С XVII - XVIII века Ходынка стала излюбленным местом народных гуляний и праздников. Там в течение нескольких веков устраивались церемонии коронации, поскольку поле лежало на пути императорских кортежей из Петербурга в Москву.

В начале ХХ века - с развитием русской авиации - поле стало использоваться как аэродром, вокруг которого строились авиационные предприятия, технические ангары и т.д. Сегодня город поглотил Ходынку, поэтому назрел вопрос о функционировании аэродрома. По этой причине столичные власти отвергли и предложенную несколько лет назад концепцию строительства здесь бизнес-аэропорта. Сейчас Ходынское поле используется в основном для технических целей - взлетов и посадок небольшого количества самолетов, тренировок дельтапланеристов и соревнований авиамоделистов. На больших открытых пространствах зачастую проводятся состязания любителей автогонок. Через несколько лет поле должно превратиться в открытую многофункциональную общественную зону. По заказу Правительства Москвы соответствующие проектные работы были поручены архитекторам мастерской № 2 МНИИПа. Согласно проекту, взлетно-посадочная полоса на Ходынском поле сохранится как памятник промышленного зодчества и градостроительства, как символ зарождения русского воздухоплавания. Вдоль нее разместятся различные выставочные экспонаты, здесь будут проводиться парады, шествия и карнавалы. 

Фрагмент застройки авиаполя

Фото с макета

Центром композиции комплекса станет Национальный музей авиации. Он сможет объединить часть экспозиций, разбросанных по разным городам, дополнив их богатыми историческими материалами о первом аэродроме России. В спортивной части комплекса планируется сооружение большой трибуны на несколько тысяч зрителей. Там же будет проложена трасса, на которой смогут проводиться велосипедные гонки, соревнования по другим техническим видам спорта. Проект предусматривает возможность сооружения для картингистов центра с открытой трассой. 

Вид авиаполя

Перспектива авиационного музея

Таким образом, индивидуальный характер пространства Ходынского поля останется ненарушенным. Исторически оно служило для проведения разнообразных ярмарок, выставок и торжеств. С этой целью на северной границе поля архитекторами предусмотрено сооружение двух больших зданий, где смогут проводиться крупные отраслевые международные выставки. Дополнят композицию два торговых центра, симметрично расположенные по обеим сторонам выставочных павильонов. Северная часть Ходынки при обзоре сверху будет напоминать силуэт огромной, распластавшей крылья птицы. Ее «оперение» носит скорее декоративный, нежели функциональный характер. По периметру южной части пройдет большой пешеходный бульвар, вдоль которого разместятся спортивные, торговые, выставочные объекты. Здесь же будет находиться авиационно-технический центр с кружками и секциями авиамоделирования, дельта- и парапланеристов.На внешнем периметре кольца планируется создать буферную зону, состоящую из гостиниц, жилых муниципальных домов и подсобных сооружений. Помимо прямого функционального назначения, комплекс отделит общественную зону Ходынского поля от строящегося рядом довольно невыразительного жилого квартала, внесет в архитектуру последнего некоторое разнообразие. Находящиеся поблизости здания Государственного разведывательного управления и военные части также будут отсечены от поля небольшими гостиницами. Вдоль существующей березовой рощи - для сохранения природного ландшафта - будут возведены небольшие коттеджи.

 В целом, согласно проекту, под строительные работы отведено всего 15-20 процентов осваиваемой площади. На остальной территории планируется широкое озеленение, создание паркингов, летних кафе и других подобных объектов. Ходынское поле сохранит свои традиционные функции как авиатехнический, выставочный, спортивно-развлекательный и мемориально-исторический комплекс.

Схеме транспортного обслуживания

 Если предложенный проект будет воплощен в жизнь, в Москве появится еще одно место общественного досуга - не только городского, но и всероссийского значения. Руководители авторского коллектива: А.В.Кузьмин, главный архитекторгорода Москвы; архитекторы: А.В.Боков, директор МНИИПа; Б.О.Уборевич-Боровский, руководитель мастерской N№ 2 МНИИПа; А.С.Цивьян, руководитель мастерской N№ 19 НИиПИ Генплана г.Москвы.