log.jpg (8882 bytes)

Свет в центре Москвы
Н.И.Щепетков, 

Русская линия

№ 2 за 2000  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.

 Архитектура и строительство Москвы №2


Содержание номера:

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН В ДЕЙСТВИИ
И.Ресин
Программа вывода промышленных предприятий из центра столицы 

ПОРТРЕТ МАСТЕРА
Г.Г.Карлсен 
Ученый, инженер, педагог

ЮРИДИЧЕСКАЯКОНСУЛЬТАЦИЯ
ЕС.Фабричная
Перепланировка в законе

Summary

АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА
В.М.Силин
Город-сад Куркино

ПРОЕКТЫ РЕКОНСТРУКЦИИ
Д.Ю.Блинов
Авиапарк на Ходынском поле

НОВЫЕ ПРОЕКТЫ
Ю.А.Телицын
Аквапарк в Лужниках 

ИЗ ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ
А.Г.Борис, Л.И.Иванова-Веэн Московская архитектурная школа

ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАПЕЧАТАННОМУ
Какими будут российские города в XXI веке? 

ОБЛИК СТОЛИЦЫ
Н.И.Щепетков
Свет в центре Москвы

В 1993 году при поддержке Правительства Москвы в Москомархитектуре была сформулирована «Генеральная схема света цветового оформления центральной части города и вылетных магистралей». Тогда же начались концептуальные разработки по созданию комфортной и художественно выразительной городской световой среды, а параллельно - выполнение рабочих проектов архитектурного освещения объектов по ежегодно утверждаемым перечням, основу которых составляют памятники зодчества, монументального и инженерного искусства. За прошедшие годы Москва заметно похорошела, чему в большой степени способствует великолепие и размах световых ансамблей.

Первыми объектами освещения стали полтора десятка наиболее представительных зданий в центре. (К сожалению, в их числе нет Кремля, так как он находится в федеральной собственности. Поэтому и сегодня Кремль тонет в темноте, окруженный сверкающим ожерельем площадей.) Таким образом, центр Москвы становится более освещенным, чем периферия. 
Однако не только в этом причина достигнутого светового эффекта, но и в осуществлении системы светокомпозиционных идей, сформулированных нами. Последняя из них, вошедшая в 1999 году в состав Генплана, - «Светопланировочная структура города» - стала законодательной основой перспективной и текущей проектной работы.
Главная особенность архитектурного освещения центральной части Москвы - создание крупномасштабного светового ансамбля. Он еще несовершенен и требует уточнения, гармонизации, развития, но основа его, на наш взгляд, достоверна и добротна - светом выявлен планировочный каркас в виде мощного полукольца площадей вокруг Кремля и Китай-города и главного радиального луча - Тверской улицы. При этом слились в целое, дополняя друг друга и образуя архитектурное светопространство, две независимые системы наружного освещения - уличного, нередко называвшегося «утилитарным», и архитектурного, именовавшегося «световым оформлением».

По сравнению с Римом, Афинами, Веной, Берлином, Брюсселем и даже Парижем наша столица имеет более крупный и крепко «спаянный» светом центр, где (если б не темный Кремль) выделены не только градостроительные доминанты (что есть и в европейских столицах), но и вся (или почти вся) застройка, формирующая главные площади и улицы. Это придает световому ансамблю необходимую цельность и масштабную представительность, для создания чего была использована палитра светокомпозиционных приемов и доступных технических средств, обусловленная реальной ситуацией и творческим кредо авторов: на смену господствовавшему ранее моноприему одноцветного заливающего света введено разноспектральное освещение.
 По соображениям художественным и эксплуатационным наиболее употребительным стало локальное освещение. Оно позволяет создать характерный светотеневой рисунок и при этом избежать прожекторной засветки помещений через окна, что абсолютно недопустимо для жилых домов, гостиниц, лечебных учреждений. Однако ошибки в расстановке и выборе осветительных приборов или в длине кронштейнов, на которых эти приборы монтируются, приводят к чрезмерной пятнистости светового рисунка или к искажению пластики фасада. К примеру, из-за малого выноса приборов от стены почти весь верхний этаж Елисеевского гастронома остался в тени от сандриков над окнами второго этажа. Фасады гостиниц «Метрополь» и «Савой» пестрят световыми пятнами, не складывающимися в единую композицию. Поэтому там, где необходимо и возможно (чаще всего это храмы и крупные общественные здания), применяются комбинации заливающего и локального освещения. Это позволяет прорисовать светом силуэт объекта и акцентировать внимание на наиболее важных пластических деталях. Так освещены старые здания МГУ, Большой театр, мэрия и Высокопетровский монастырь. 
В соответствии с утвержденной концепцией архитектурного освещения центр Москвы должен и вечером сохранить характерную полихромию. Задача решается преимущественно применением эффективных металлогалогенных ламп, излучающих белый свет нейтрального теплого и холодного оттенков. На Тверской все фасады четной стороны застройки, ориентированные на юго-запад, освещены в основном тепло-белым светом, а противоположные северо-восточные - холодно-белым, что придает улице уравновешенную светоцветовую асимметрию, характерную для солнечных дней. Господство бело-золотистого света на классической и ампирной архитектуре возвращает ей вечером необыкновенную нарядность и мажорность.
В освещении некоторых объектов используются эффекты иллюзорного изменения их массы или статичности композиции. С нарастанием освещенности снизу вверх объект приобретает более легкий динамичный вид. При этом нередко меняют свет - к верху он становится более холодным или теплым, от белого переходит к цветному. 
Применение разноспектрального света стало возможным с наличием соответствующих источников излучения. Поначалу их палитра была ограничена двумя-тремя оттенками белого (металлогалогенные и отчасти ртутные и галогенные лампы) и желтым светом (натриевые лампы). Желтый свет по экономическим соображениям доминирует. Транспортные магистрали, площади, а в последние годы, к сожалению, и островки бульваров и скверов освещают натриевыми лампами, которые искажают цветовосприятие. Поэтому в архитектурном освещении желтый свет используется лишь для акцентной, локальной подсветки интересных пластических элементов, особенно полуоткрытых пространств портиков, проездных арок, галерей, ротонд, звонниц и колоколен, обозначая в этих случаях их интерьерность и выделяя их на фасадах, освещенных белым светом.
 Желтым светом вызолочены шпили и венчающие башни высотных зданий, храмы и колокольни с золочеными куполами и крестами. Полностью светом натриевых ламп освещены только гостиницы «Украина», «Балчуг» и банк на Кузнецком мосту. Для сравнения можно вспомнить Париж, где три градостроительных доминанты - Эйфелева башня, Дом инвалидов и Триумфальная арка на площади Этуаль-де-Голль, а также старые отели в центре высвечены золотистым светом натриевых ламп. Однако мы не призываем во всем подражать Парижу, хотя некоторые принципиальные направления в формировании светоцветовой среды имеют практический интерес. В первую очередь, это строгая регламентация в уличном освещении, обеспечивающая светоцветовое зонирование транспортных и пешеходных пространств, «районированный» дизайн и масштабные характеристики светильников и опор. Например, в освещении пешеходных пространств применяют лишь источники белого света с хорошей цветопередачей в фонарях, по стилю соответствующих историческим прототипам в каждом округе Парижа.
Для центра Москвы это весьма актуальная проблема. Опыт «офонаревшего» в 80-е и пожелтевшего в 90-е годы Арбата ничему не научил некоторых проектировщиков. Стократно более неуместный частокол ярких фонарей на Манежной площади мешает рассмотреть главный элемент архитектурного ансамбля - Кремль, требующий в этой ситуации значительного увеличения уровней освещенности фасадов. Столешников переулок, монотонно освещенный желтым светом ретро-бра на коротких и неумело «привязанных» к архитектуре кронштейнах, также не выглядит роскошной пешеходно-торговой улицей, какой должен быть по традиции. Вызывающе слепят открытыми натриевыми лампами фонари на ограде сада «Эрмитаж» и беспорядочно - светильники с желтым и бело-зеленоватым светом на его территории. Московские бульвары крайне неудачно сменили свет ртутных ламп, подчеркивавших зеленый цвет листвы, на свет натриевых источников, место которым - над проезжей частью транспортных улиц. Пожалуй, лишь Камергерский переулок выгодно отличается от вышеперечисленных объектов цветностью света, дизайном ретро-фонарей и общей световой атмосферой. 

Вечерний облик центральных площадей также пострадал в последние годы от экспансии дешевого желтого света. Еще недавно Театральная, Тверская, Пушкинская площади и площади Садового кольца освещались бело-холодным светом многорожковых светильников с ртутными лампами эпохи «сталинского ампира», благодаря чему они выделялись на фоне уличного освещения. Ныне часть старых светильников заменена на новые, другие удачно реконструированы с сохранением оригинального дизайна, но в обоих случаях ртутные лампы заменены натриевыми. Усилившаяся в результате этого цветовая однородность среды не способствует повышению художественного качества. 

Особое беспокойство в световой ансамбль центра вносят множащиеся светорекламные, особенно цветодинамические, установки. Своей зрительной агрессивностью и количеством они претендуют и, к сожалению, небезуспешно, на роль основных элементов световой композиции, каковыми в исторической среде не имеют права быть. Огромный хамелеонистый «градусник» «Русского бистро», а затем и газосветные «нашлепки» фирмы «Davidoff» на элегантно освещенных фасадах торгового центра «Галерея Актер», что на углу Пушкинской площади и Тверской улицы, свели к нулю первоначальный эффект архитектурного освещения. Количество таких примеров в центре, в том числе и в заповедных зонах вокруг Кремля, давно перевалило критическую отметку. Нужны регулирующие законодательные меры в этой области, существующие в цивилизованных городах, победивших визуальный хаос и господство ярко-цветистой рекламы в исторической застройке еще 20 лет назад. 

Центр Москвы, в разных зонах которого идут масштабные реконструктивные работы и новое строительство, требует комплексного решения световой среды. Поддерживаемое обществом стремление к историзму, к воссозданию - буквальному, ассоциативному или символическому - утраченных ценностей может быть относительно быстро и недорого решено именно в сфере зрительных образов, создаваемых светом. Электрическое освещение - единственный рукотворный элемент среды с легко и мгновенно регулируемыми параметрами. Даже неудачи самой архитектуры (в части визуальных характеристик, по которым зодчество и оценивается как искусство) могут быть исправлены освещением. Оно же обеспечит и требуемое разнообразие окружения - стоит только предусмотреть несколько программ или режимов освещения. Наконец, свет белый и цветной, прямой и отраженный, слабый и интенсивный, статичный и динамичный, направленный сверху, сбоку, снизу, с нескольких сторон, т.е. простой или сложный по своей структуре, обладает собственным потенциалом выразительных возможностей. Он позволяет эффективно управлять психологическим климатом в городском пространстве, в первую очередь пешеходном и дворовом. Можно представить Китай-город как эмоционально единый организм, атмосфера которого вечером будет индивидуальна не только и не столько благодаря архитектуре, сколько освещению. На Арбате, Остоженке, в Замоскворечье дух места можно создать своими приемами и средствами освещения, в том числе дизайном торшеров и бра, имеющих исторические прототипы.
Чтобы сохранить и усилить доминантную композиционную роль центра в ночном городе, системы архитектурного освещения должны получить второе дыхание уже потому, что через 5-6 лет они требуют капитального ремонта. Атмосфера (физическая, а не психологическая) в центре такова, что корпуса прожекторов, их герметика и другие элементы разрушаются быстрее, нежели в периферийных районах с более чистым воздухом. Это мероприятие следует рассматривать как реконструкцию, в процессе которой можно устранить не только технические недостатки, но и ошибки первоначального решения или монтажа. 
Более сложная задача - гармонизация светотехнических характеристик в пределах единого светового ансамбля, которая не получилась при одностадийном «штучном» проектировании отдельных объектов. Например, на Тверской улице следует энергичным освещением подчеркнуть ритмические доминанты: Центральный телеграф, мэрию, Музей революции и так далее. Проблемой остается и нереализованное пока, но композиционно необходимое освещение ряда монументальных объектов федерального подчинения или частной собственности на полукольце центральных площадей, Тверской и других улицах, а также комплексное проектирование всех совместно функционирующих в архитектурных пространствах центра осветительных установок, способное обеспечить наибольшую технико-экономическую, социальную и художественную эффективность освещения.